Разработка урока по истории
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

РАзработка рока по истории на тему "Отечественная война 1812 года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_geroi_1812_goda.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме:

«Памяти героев войны 1812 года»

Введение.

        Данная разработка урока рассчитана на учащихся 8 класса, изучающих курс  «История России. XIX век .»,на основе программы Данилова А. А,  Косулиной  Л. Г. Описываемый урок можно использовать при  изучении темы « Россия в 1 половине 19 века.», а материал урока- для проведения тематических классных часов.

        Концепция и построение данного урока  обусловлены  готовностью учащихся к осмыслению данной темы, её актуальностью в свете объявленного в стране года Российской истории. Учащиеся заранее получили задания ,для выполнения которых необходимо было привлечь ранее  полученные  знания ,самостоятельно изучить и обработать дополнительную литературу, обратиться к сведениям ,полученным из Интернета, проанализировать материал и создать презентации.

        Для эмоционального восприятия и переживания зрительных образов рекомендуем: использование отрывков из художественных фильмов, стихотворения авторов той эпохи, музыкальное сопровождение зрительных рядов.

        Урок комбинированный (применяются приёмы урока-лекции, семинара, заочной экскурсии). 

Цель урока:

        Формирование понимания народного характера Отечественной войны 1812 года, способствовать воспитанию чувства гордости за нашу историю, чувства  патриотизма. Ознакомление с особенностями военной истории, развитие навыков и умений по использованию компьютерной техники на уроках гуманитарного цикла.

Задачи урока:

  1. Ознакомиться со стратегией , тактикой, вооружением изучаемого периода.
  2. Получить представление о представителях вражеского лагеря, наполеоновских генералах и маршалах.
  3. Оценить вклад в победу над врагом Барклая-де-Толли, ген. Раевского, Багратиона фельдмаршала Кутузова, Н. Дуровой и др.
  4. Ознакомиться с представителями партизанского движения.
  5. Представить презентацию портретов из одного из залов Зимнего дворца.
  6. Подвести итоги, выбрать лучшую презентацию.

Учебное оборудование:

 репродукции с картин, настенная карта, мультимедийный проектор или интерактивная доска.

На доске: тема урока, план, эпиграф.

Форируемые УУД: познавательные: выявляют особенности и причины победы в 1812 году, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласуют действия друг с другом; регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной деятельности на уроке. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, воспитывают чувство гордости за страну, чувство патриотизма.

План урока:

  1. Экскурс по Отечественной войне 1812 года.        
  2. Враги (Наполеон и его генералы).
  3. Спасители России. Герои  войны 1812 года.
  4. Галерея 1812 года в Зимнем дворце.

Ход урока:

        1.Организационный момент. Звучит песня о гусарах ,настраивающая на начало урока.

        2.Вступительное слово учителя.

«9.01.2012 президент России подписал указ о проведении в России Года Российской истории. Согласно указу , это делается в целях привлечения внимания общества к российской истории  и роли России в мировом историческом процессе.2012 выбран был не случайно. Именно на этот год выпадает несколько знаковых исторических юбилеев. Во-первых, 770 лет со дня Ледового побоища. Во-вторых,- это 400-летие ополчения Минина и Пожарского. В 1612 году народное ополчение под предводительством князя Пожарского и земского старосты Минина освободило Москву от поляков. В-третьих, в 2012 году будет праздноваться 1150-летие российской государственности. Согласно летописям, в 862 году к власти в Новгороде пришел варяжский князь Рюрик. Именно этот год считали годом зарождения России как государства до революции 1917 года. Теперь традиция отмечать эту дату возрождается вновь.  В 2012 году мы будем отмечать и 150-летие со дня рождения П.А. Столыпина. Именно в нашем городе разворачивалась его государственная деятельность, как выдающегося гражданина и патриота, здесь он задумывал свои реформы, нацеленные на создание свободной и богатой страны. И здесь, в Таврическом дворце он произнес свои знаменитые слова: «Вам нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия». Кстати, ровно 300 лет назад, в 1712 году Петр I провозгласил Санкт-Петербург – столицей России. И, наконец, это 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, когда Россия перевернула ход исторического процесса, смогла устоять перед нашествием армии Наполеона и полностью разгромить войско непобедимого прежде французского полководца. Именно этой дате и посвящена наша сегодняшняя работа. Этот урок  проводится в рамках предметной недели по истории. Вы отвечали на вопросы викторины ,посетили и посмотрели внеклассное мероприятие о Бородинской битве. Сегодня с  вами наша задача ознакомиться с некоторыми историческими личностями, ставшими героями этой войны. Их очень много, чтобы узнать обо всех, понадобиться много времени. Мы не ставим перед собой задачу подробно разбирать вопросы Отечественной войны 1812 года, а попробуем отдать дань патриотизму русского народа, мужеству наших солдат и отваге русских полководцев.

        Ваши одноклассники проделали очень большую работу.  Некоторые делали свои презентации  первый раз. Мы начнём с краткого знакомства со стратегией и тактикой, вооружением обучаемой эпохи.

        3. Выступление 1 учащегося. Во время данного выступления рекомендуем воспользоваться интерактивной доской. Включение карты «Вторжение армии Наполеона в Россию».

«В конце 18 века во Франции пришла к власти буржуазия ,которая стремилась к владению рынками сырья, сбыта , расширению сфер влияния в Европе и в мире. Выразителем этих идей стал Наполеон. В начале 19 века громадная армия этого императора завоевала почти всю Европу. Однако осуществлению этих планов мешала независимая политика России. В 1811 году Наполеон говорил: «Через 5 лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю ее».   Планируя разгромить русскую армию, Наполеон  хотел  превратить Россию во второстепенную страну, отторгнуть ряд ее территорий и оттеснить от морей. Так, Прибалтика была обещана Пруссии; ю-з Украина - Австрии; Белоруссия, Литва и Остальная часть Украины- Польше; Крым и Грузия – Турции;  Вост. Закавказье –Ирану.  Посол России во Франции князь Куракин А.Б. писал, что война, которую готовит Наполеон против России ,имеет целью  «поставить Россию в то положение, в котором она была до Петра I. Вторжение началось 12 июня 1812 года.

Включение отрывка из кинофильма «Гусарская баллада».

Наполеоновская армия насчитывала 640 тыс., русская армия- 230 тыс. человек, была разделена на 3части и рассредоточена вдоль границы. Главная сила – 1-ая армия  (ком. Барклай де Толли)  – вдоль р. Неман, 2-ая армия (ком. Ген. Багратион) – Белоруссия, 3-я армия (ком. Тормасов ) - Киев. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Учитывая превосходство противника, русские войска отступали, избегая сражений. Единого командования не было. В конце июля удалось соединиться у Смоленска. Взятие Смоленска стоило Наполеону 20 тыс. солдат. После этого император Александр Iпринял решение о назначении главкомом русскими войсками М.И. Кутузова. Самым Знаменитым сражением этой войны стало Бородино.

Включение интерактивной карты Бородинского сражения.

        Силы сторон были примерно равны. Наполеон рассчитывал разбить русскую армию и добиться капитуляции. Кутузов стремился нанести наибольший урон , при этом сохранить боеспособность своей армии. Не желая рисковать, он придерживался оборонительной тактики. Главное сражение проходило 26 августа. Сражение длилось 15 часов. План Наполеона провалился. Потери французов -58 тыс., у русских – 45 тыс. значение битвы велико: 1. Наполеон не смог разгромить русских. 2. Французы получили удар, от которого не смогли оправиться.

Включение слайда. Наполеон о битве под Москвой. «Самое страшное из моих сражений то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

        Не желая рисковать и ввязываться в бессмысленные сражения, русская армия отошла за Москву. Кутузов отступил на юго-восток по Рязанской дороге, но затем, обманув французов, занял Калужскую дорогу,  встав лагерем в с. Тарутино. Этим маневром он отрезал  французам путь к тульским оружейным заводам и к черноземным  не разоренным войной губерниям. Развернулось партизанское движение под командованием  Д .Давыдова и Я. Фигнера. В Москве Наполеон понял, что война бесперспективна. И в октябре покинул Москву.

Включить отрывок из кинофильма « Гусарская баллада».

        Пройти по Калужской дороге Наполеону не удалось. В двух сражениях под Тарутином и Малоярославцем (этот город переходил из рук в руки  8 раз ). Наполеон потерпел поражение и стал отступать по разоренной им Смоленской дороге. Русская армия перешла в наступление. Практически полностью французская армия была уничтожена при переправе через р. Березину. Наполеон бросил остатки армии и бежал. А 1 января 1813 года Россия праздновала победу. Эта победа привела  не только к независимости России, но и спасла народы Европы.

4. Выступление учеников с презентациями о Наполеоне.

5. Доклад и презентация о Барклае де Толли и Раевском.

6. Защита презентации о Багратионе.

7.Выступление учеников  с презентацией о Кутузове.

8.Защита презентации о партизанском движении.

9.Заочная экскурсия по галерее 1812 года в Зимнем дворце. Сопровождается песней в исполнении Б. Окуджавы «В кавалергардах век недолог…».

10. Заключительное слово учителя.

        Показ слайда «медаль в память 1812 года»

        «Все солдаты, офицеры и ополченцы, сражавшиеся против французских захватчиков ,были награждены медалью «В память Отечественной войны 1812 года». В приказе по армии об учреждении этой медали М.И. Кутузов писал: «Воины! Вы по справедливости можете гордиться сим знаком… Враги ваши, видя его на груди вашей да вострепещут, ведая, что под ним пылает храбрость, не на страхе основанная, но на любви к вере и Отечеству  и, следовательно, ничем непобедимая».

11.Подведение итогов.

Вопросы:

1. Вам понравились сегодняшние работы?

2. Кто справился лучше всех?

3. Какие имена запомнились лучше всех?

 4. Вас заинтересовала  данная тема?

5. Вы хотели бы узнать подробнее об этом событии? Об этих людях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»

Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...

разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»

познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века....

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...