Проект "Конституция России - путь к правовому государству"
проект (история, 10 класс) на тему

Витвицкая Любовь Михайловна

Проект создан учениками 10 класса к 20-летию Конституции России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_10_kl._po_kon.docx60.33 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект «Конституция России – путь к правовому государству»

 

Работа учащихся 10 класса

 

Руководитель Витвицкая Л.М.

учитель истории, обществознания и права

МОУ СОШ № 4  г.Кольчугино

Владимирской обл.

2013 г.

 Аннотация.

   В настоящее время словосочетание «правовое государство» произносится часто. Им  прикрываются, бравируют, докладывают как о проделанной работе… А что делается для того, чтобы у нас действительно было правовое государство?   Если мы на пути к правовому государству, тогда получается, что наша Конституция – это план на будущее.    Понять, что представляет собой правовое государство, какие есть трудности при реализации этой демократической идеи, что мы сами можем сделать, чтобы правовое государство стало реальностью настоящего времени, а не далеким будущим…Вот основная идея нашего проекта.

Проблема.

     Если Конституция РФ – путь к правовому государству, то на каком этапе этого пути мы находимся? А может быть мы уже построили  правовое государство, поскольку основной документ был принят в 1993 году, т.е. 20 лет назад?

Цели.

 1. Определить в каком государстве мы живем: правовом или неправовом.

 2. Расширить знания учащихся о Конституции РФ.

 3. Сформировать личностное отношение учащихся к выделенной проблеме.

 4. Привлечь внимание взрослого населения к чтению Основного Закона страны.

Задачи.

1. Определить понятие  и признаки правового  государства.

2. Соотнести признаки правового государства с положениями   Конституции

     РФ.

3. Выявить  самые  актуальные проблемы, связанные с формированием

    правового государства, с отсутствием правовой культуры у населения.

4 .Определить  роль образовательных учреждений в формировании

    правового государства

5. Создание презентации и распространение ее в школах.

Стратегия достижения поставленных целей и задач.

1. Изучение материала по теме: «Правовое государство» (библиотека, СМИ)

2. Работа по тексту Конституции России.

3. Изучение интернет-сайтов  по теме: « Соблюдение Конституции в нашей стране» (СМИ, Интернет)

4. Анкетирование  учащихся школы, их родителей, учителей о знании

    Конституции  РФ.

5. Подготовка презентации.

6. Выводы по теме.

7. Распространение презентации в школах.

Новизна проекта

Заключается в стимуляции изучения Конституции РФ через призму событий в жизни людей.

Ожидаемые результаты и их практическая значимость

1. Рост интереса к поставленной  проблеме.

2. Повышение правовой культуры  среди учащихся и взрослого населения.

 Группы учащихся и виды деятельности.

1 группа -  теоретики. Ищут ресурсы, изучают материал по проблеме.

2 группа – практики. Работают со СМИ, интернетом, посещают заседание Совета народных депутатов Кольчугинского района, формируют личностное отношение к проблеме,  оформляют результаты.

3 группа – аналитики. Проводят анкетирование и делают выводы.

4 группа -  политики.  Оформляют результаты проектной деятельности,

 готовят презентацию.

Исследование.  

                         

« Правовым называется государство, которое в своей деятельности в осуществлении правительственной и судебной функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».

Русский юрист В.Н.Гессен

     Понятие правовое государство – «демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом.

Центральная идея теории и практики правового государства – естественные и неотчуждаемые права человека» (школьный  словарь по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова, стр.57)

    «Правовое государство предполагает господство права во всех сферах государственной жизни; оно отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, притом не только в области частных отношений, но и в области политической, в отношении граждан к государственной власти» ( Н.И.Павленко, русский юрист)

« Суть правового государства в том, чтобы государственная власть признавала издаваемые ею нормы обязательными и для самой себя» (Роберт Иеринг, немецкий правовед)

  Таким образом, правовое государство предполагает не только ответственность граждан перед государством, но и ответственность  власти перед населением и ее подчинение  законам и интересам общества.

Признаки правового государства:

 1) верховенство права (правового закона) во всех областях государственной и общественной жизни;  2) гарантированность прав человека;  3) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную;   4) взаимная ответственность государства и личности.

     Конституция Российской  Федерации провозгласила Россию правовым государством (ст.1, гл.1).  Господство  права предполагает верховенство

Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные  гарантии, юридические начала жизни гражданского общества и другие ключевые для него положения и принципы.

   Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, а также охранять и защищать эти права и свободы от произвола должностных лиц, государственных органов, от посягательств  других субъектов.

   Главный российский омбудсмен Владимир Лукин считает, что « в мире нет совершенного государственного устройства, которое бы гарантировало полное соблюдение прав и свобод каждого своего гражданина…Ситуация с правами и свободами человека по многим параметрам сейчас неудовлетворительная. Хотя эта обобщенная оценка не должна обескураживать: строительство правового государства и формирование гражданского общества в любой стране, тем более в такой сложной, как наша, -  процесс многотрудный и длительный, со своими  спадами и подъемами…»( газета «Голос кольчугинца» № 74 (13698 от 9 октября 2013 г.)

   В Конституции РФ зафиксировано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» ( ч.2 ст.17); «…не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»(ч.2 ст.55) . В Конституции РФ  есть средства защиты прав и свобод человека  - это судебная защита (ч.1 и 2 ст.46 ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи ( ст.48).

    Создание правового государства требует определенных условий, или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества, высокая правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, эффективная рыночная экономика, соответствие внутригосударственного законодательства общепринятым принципам и нормам международного права, высокая роль суда как независимого органа защиты права и его  охраны  от нарушений.

   Таким образом, Конституция Российской Федерации провозгласила Россию правовым государством. Но его формирование в нашей стране – сложный процесс, связанный, в частности, с необходимостью преодоления стереотипов правового нигилизма, повышением правовой культуры государственного управления и граждан, совершенствования судебной системы, становления демократической политической культуры.

 Соблюдение Конституции в нашей стране.

        Граждане России могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации  и  беспрепятственно возвращаться обратно (ст.27 -2). Мало того, государство помогает своим гражданам,  попавшим  в беду за границей. Пострадавшим в ДТП в Таиланде, государство оказало помощь: отправило туда самолет.  «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами» (ст.62-2).

       На 8 августа 2013 года в России зарегистрировано 73 политические партии и действуют 86 оргкомитетов ( сайт Избираем.ру) В современной России многопартийность – явление относительно новое, однако это не мешает возникновению все новых партий и укреплению прежних политических объединений. Причем если каких-то пятнадцать-семнадцать лет назад основная масса населения не особо понимала, кого, куда и зачем избирает, то современное общество уже делает свой выбор более осознанно, заставляя политические партии тщательнее выполнять свои прямые обязанности – представлять и защищать интересы граждан.

       В последних парламентских выборах 4 декабря 2011 года принимали участие всего семь политических партий. Это было связано с тем, что для регистрации организации в качестве политической партии ей необходимо было предоставить в Министерство Юстиции список как минимум из 40 тысяч фамилий состоящих в ней членов и иметь не менее 45 отделений по 500 и более.

         Однако 4 апреля 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Этот документ значительно упрощает процедуру создания и регистрации политических партий. В десятки раз снижена минимальная численность организации – теперь партии достаточно иметь 500 зарегистрированных членов, чтобы подать заявку на регистрацию в Министерство Юстиции.

       Кроме того, новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий.

    В связи с этим число новых политических партий в Российской Федерации начало стремительно расти: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются новые. На июль 2012 года их насчитывается 35 вместо 7 участвовавших в последних выборах в Государственную Думу. Это число еще будет расти. Статья  14-3 Конституции РФ «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».

     Общественный совет (ст.30-1 Конституции РФ)

       Общественный совет при ГУ МВД России по Краснодарскому краю является совещательным органом и образован в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Кубани, органов государственной власти и местного самоуправления, а также общественных объединений, правозащитных, религиозных организаций, профессиональных объединений предпринимателей. 

Основными задачами Общественного совета являются: 

привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также содействие в реализации государственной политики в сфере противодействия преступности; участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел; участие в информировании граждан о деятельности органов внутренних дел, в том числе через средства массовой информации, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел; анализ мнения граждан о деятельности органов внутренних дел и доведение полученной в результате анализа обобщённой информации до руководителей соответствующих органов внутренних дел;

проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам деятельности органов внутренних дел; осуществление общественного контроля деятельности органов внутренних дел.

       Общественный совет для выполнения этих задач имеет право запрашивать и заслушивать информацию о деятельности органов внутренних дел о работе по противодействию преступности, вносить руководству ГУ МВД России по Краснодарскому краю предложения по совершенствованию работы (сайт ГУ МВД России по Краснодарскому краю)                                   Конституция гарантирует свободу массовой информации (ст.29-3).    Свобода массовой информации по праву считается главным принципом функционирования печати, радио, телевидения в правовом государстве. Она является обязательным элементом режима демократии и необходимым условием обеспечения для индивидов и их объединений политического плюрализма и культурного многообразия.
Свобода массовой информации является не антиподом, а одной из важнейших гарантий информационной безопасности, поскольку, во-первых, она обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации, во-вторых, защищает общественное и индивидуальное сознание от воздействия пропаганды и других форм манипулирования, в-третьих, стимулирует накопление, обновление и передачу информации внутри социальной системы. И в этом смысле информационная безопасность должна рассматриваться как связующее звено между политикой обеспечения национальной безопасности и политикой развития информационной инфраструктуры свободного общества.

« И Навальный, и Медведев - это уже отработанный материал»  5 октября 2013, 00:03 [«АН-online», Александр Саргин ]

     Согласно опросу «Левада-центра», рейтинги премьер-министра России Дмитрия Медведева и блогера Навального сравнялись: если бы выборы президента проходили в ближайшее воскресенье, то каждый из них получил бы по 1%. Специально для «АН» на вопрос «Мы присутствуем при рождении нового Тандема?» отвечают…   Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктор экономических наук, профессор: «Нет никаких шансов ни у того, ни у другого».                                                                                                                  1% - это же фактически в пределах погрешности, а значит, ничего. Это значит, что ни тот, ни другой не имеют рейтинга при том, что есть

известность. Бывает так, что кто-то имеет низкий процент и низкую известность, а при расширении известности и рейтинг может повыситься. Но ведь и Навальный, и Медведев обладают очень большой известностью - и имеют такой низкий рейтинг.                                                                        Значит, нет никаких шансов ни у того, ни у другого. Получается, что и Навальный, и Медведев - это уже отработанный материал».

В статье речь идет о Главе Правительства – втором лице государства! Только в правовом государстве могла быть опубликована такая статья.

      «Аргументы недели» от 06.07 2013 г. пишут: «ЛДПР проведет у посольства США в Москве пикет против доллара 06.07 17:17

В Москве у здания посольства Соединенных Штатах в понедельник пройдет пикетирование, которые проведут активисты Молодежной организации ЛДПР, чтобы выразить несогласие с более чем двухсотлетней популяризацией валюты США (ст.31)

    Президент РФ наложил вето на изменения в закон о собраниях и митингах  ( «Аргументы недели»от 06.11.2012  09:13 )

Президент РФ наложил вето на изменения, вносящие ужесточающие санкции за нарушение законодательства о митингах, в ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

 Еще один пример соблюдения Конституции РФ в статье «И всё село поёт!»  № 40 (382) от 17 октября 2013 [«Аргументы Недели», Полина НИКОЛАЕВА, Пермь ]                                                                                                 В  Пермском крае живут представители более 120 народов, причём большинство успешно сохраняют этническую самобытность. Как это удаётся? Своими многолетними наблюдениями с «НА» поделился доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Пермского филиала института истории и археологии УрО РАН Александр ЧЕРНЫХ.

-«Тематика моих научных исследований – традиционная культура народов пермского Прикамья. На протяжении последних 20 лет активно изучаю все этнические группы, которые проживают на территории Урала и сопредельных территориях. Был в экспедициях и в цыганских таборах, и у коми-пермяков, и у татар, башкир, удмуртов, марийцев, чувашей. Территория нашего края –это исторический перекрёсток времён, народов, культур, разных судеб. И в древности, и в Средневековье, и в новом времени, и в наши дни здесь всегда проживали и проживают представители очень разных народов. Для региона традиционным является финно-угорский пласт культур. У нас компактно живут коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси. Есть тюркские народы: татары и башкиры. Кстати, татары – вторые по численности в Пермском крае после русских. Кроме того, в конце XIX – начале XX века в Прикамье переселились немногочисленные народы, которые создали здесь небольшие замкнутые группы. Десять хуторов основали немцы, свою колонию – эстонцы, ряд сёл отстроили чуваши. В городах обосновались евреи и поляки. Конечно, активно представлена славянская культура: около 85% жителей Пермского края – русские. В нашем регионе при желании можно изучить все народы Евразии» (ст.19-2,26-2)

    Правовая группа 10 класса школы № 4 присутствовала 26.09.2013 на заседании Совета народных депутатов Кольчугинского района и убедилась на практике, как работает статья 12 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

    Основными вопросами заседания  на повестке дня были:

- О внесении изменений в положение «О бюджетном процессе в Кольчугинском районе»

- О внесении изменений в положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Кольчугинского района.

- О внесении изменений в приложение к положению «Об оплате труда муниципальных служащих в муниципальном образовании Кольчугинский район»

- О создании муниципального дорожного фонда Кольчугинского района.

      На заседании все выступающие высказывались свободно, уважительно, шел процесс обмена мнениями. Каждый  оратор  аргументировано доказывал свою точку зрения. Таким образом, мы убедились на практике  о соблюдении статьи 132, пункта 1, главы 8(про местное самоуправление) Конституции РФ (органы местного самоуправления утверждают и исполняют местный бюджет).

       Также одним из важных вопросов  заседания был: « О внесении изменений в структуру администрации Кольчугинского района». Этот факт говорит о том, что соблюдается статья 131, пункт 1, глава 8, Конституции РФ (структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно)

     Нам очень интересно было узнать, как осуществляется местное самоуправление, как проходит голосование за то или иное решение. Мы пониманием, что депутаты в силу своих возможностей пытаются решить все вопросы, улучшить жизнь в нашем Кольчугинском районе, но основной проблемой является денежная обеспеченность, которая зачастую встаёт на пути принятия и осуществления законов и постановлений. Но тем не менее наше государство движется по пути к правовому, пусть небольшими шагами, но всё-таки движется.

Анкетирование.

   Опрос компании ROMIR-monitoring 2004г. показал, что большинство россиян - около 60% - не помнят, когда именно была принята действующая Конституция. Еще 24% респондентов дали неправильный ответ, указывая дату принятия основного закона, и лишь 16 процентов опрошенных смогли точно ее назвать. Всего было опрошено 1500 россиян в возрасте от 18 лет и старше. 

       Основной закон страны был принят на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

Лишь 2% опрошенных заявили, что полностью знакомы с нынешней Конституцией. В той или иной мере с основным законом ознакомлены 77% опрошенных, а каждый пятый респондент, а именно 21%, совсем ее не знает, передает Lenta.ru.

Мы провели опрос, в нашей школе, для того чтобы узнать уровень знания Конституции РФ среди учеников,  родителей и учителей.(сентябрь-октябрь 2013г.)

Вопросы:

  1. Что такое конституция?
  2. Знакомы ли в с ней?
  3. В каком году она была принята?
  4. Кем была принята Конституция?
  5. Сколько глав содержит конституция?
  6. Какие права вы знаете?
  7. Какие обязанности?

Всего было опрошено сто человек: из них 30 учащихся, 35 учителей и 35 родителей. Мы получили более высокий результат. Большая часть опрошенных имеет представление о Конституции, почти все знают о том, когда она была принята и сколько глав содержит. Самыми информированными оказались учителя. Таким образом, за 9 лет население стало больше интересоваться Конституцией и знать ее содержание, что и говорит о движении к правовому государству.  

Выводы.

     Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ. Среди них можно выделить: государственный суверенитет, приоритет прав и свобод человека, народовластие, федерализм, социальное государство, многообразие форм собственности, разделение властей, идеологическое многообразие, светскость государства и др. Это те базовые ценности, на которые ориентировано государство и общество, это принципы, которым должны подчиняться органы публичной власти и которые должны защищаться судом. Согласно части 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации основы конституционного строя, содержащиеся в положениях главы 1 Конституции Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном в главе 9 Конституции Российской Федерации, т.е. через принятие новой конституции. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России.

        В Конституции РФ принцип верховенства права наиболее полное воплощение получил в положении, согласно которому Россия - правовое государство (статья 1 Конституции РФ). Правовое государство - это то, где власть самоограничена правом. Следовательно, верховенство права - высший принцип правового государства. Вместе с тем, верховенство права необходимое условие для развития структур гражданского общества, без которого трудно представить себе полноценное правовое государство.
      Статья 2 Конституции РФ закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Здесь получил воплощение гуманистический и демократический принцип взаимоотношений между личностью и государством: не человек существует для государства, а государство для человека, для обеспечения его прав и свобод.

       Формирование правового государства – сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество.

 Источники

1. Конституция РФ   Москва 2004

2.Конституционно-правовой статус Российского государства

   Бутусов Н.В.,Сергевнин С.Л., Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. CoolReferat.com

3. 53вопроса и ответа о Конституции РФ изд. Норма  Санкт-Петербург 2004

4. Газета «Аргументы недели»  от 06.07.2013

5.Сайт  Избираем.ру от 08.08.2013

6. ГУ МВД России по Краснодарскому краю

7.  http://www.referat.ru/referats/view/30948

8. http://www.myshared.ru/slide/101029/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Конституция РФ - путь к правовому государству"

Проект «Конституция России – путь к правовому государству», посвящен 20-летию Конституции РФ.  Необходимость появления такого проекта  вызвано следующими обстоятельствами.   Для ка...

Социальный проект «Конституция России – путь к правовому государству» Проект «Это наша земля, и мы за неё в ответе»

Проект направлен на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, формирует навыки правовой культуры, знания об основах конституционного строя ...

Конституция России – путь к правовому государству.

Классный час  на тему "Конституция России-путь к правовому государству"...

Правовое государство: проблемы формирования и пути развития.

Правовое государство и гражданское общество - это важнейшие демократические ценности. Правовое государство призвано служить гражданскому обществу. Многие из нас слышали подобные заключения...Однако, ...

Информационно-просветительский проект «Конституция России – путь к правовому государству»

Информационная карта проекта Название проекта: ««Конституция России – путь к правовому государству» Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Берд...

Конкурс ученических проектов: «Конституция России – путь к правовому государству»

В данной работе сделана попытка ответить на вопрос, является ли Россия правовым государством, рассматриваются отдельные положения Конституции Российской Федерации, выносятся  предложения по орган...