Конкурс ученических проектов: «Конституция России – путь к правовому государству»
творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) на тему

Малахова Алена Николаевна

В данной работе сделана попытка ответить на вопрос, является ли Россия правовым государством, рассматриваются отдельные положения Конституции Российской Федерации, выносятся  предложения по организации правового просвещения детей и подростков, как  основы формирования правового сознания и правовой культуры – необходимого условия функционирования правового государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_maou_sosh_no5_litvinchuk_m.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Челябинска

Челябинской области

Конкурс ученических проектов:

«Конституция России – путь к правовому государству»

                                                                Выполнила:

                                                                        Литвинчук Мария Олеговна.

                                                                             ученица 10 «А» класса

Муниципального автономного общеобразовательного  учреждения

Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Челябинска

Челябинской области

                                                                 Руководитель:

                                                                    Малахова Алена Николаевна

                                                                       учитель истории и обществознания

Муниципального автономного общеобразовательного  учреждения

Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Челябинска

Челябинской области

Челябинск, 2013

Аннотация

В данной работе сделана попытка ответить на вопрос, является ли Россия правовым государством, рассматриваются отдельные положения Конституции Российской Федерации, выносятся  предложения по организации правового просвещения детей и подростков, как  основы формирования правового сознания и правовой культуры – необходимого условия функционирования правового государства.

Постановка проблемы

В 1993 году была принята последняя Конституция Российской Федерации, в которой указано в гл.1, ст.1, п.1, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (гл.1,ст.1, п.1). И через 20 лет после принятия Конституции, остается актуальным вопрос о том, что сформировано ли в России  правовое государство?

Цель проекта: внесение предложений по правовому просвещению детей и подростков на основе Конституции Российской Федерации

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1) проанализировать документы и источники по теме исследования;

2) расширить и углубить знания о Конституции Российской Федерации;

3) воспитывать уважение к закону, праву, на основе изучения положения Конституции Российской Федерации.

Стратегия достижения поставленных целей и задач

Прежде, чем говорить о правовом государстве, необходимо разобраться с тем, какое государство является правовым.

Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом.

Признаки правового государства:

  1. Наличие народного суверенитета;
  2. Господство права, то есть правовая организация государственной власти, которая предполагает:
  • Связанность, ограниченность государственной власти нормами права, основанными на общественной воле;
  • Прямое действие закона в качестве основополагающего юридического акта, который может быть создан и представительными органами, и населением непосредственно;
  1. Правовая защита личности от произвола должностных лиц.

Принципы правового государства:

  1. Верховенство закона – принцип, который распространяется во всех сферах общественной жизни и является высшей формой организации и защиты свободы личности;
  2. Разделение властей – принцип, закрепляющий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых относительно самостоятельна, взаимно ограничивается с помощью законодательно закрепленной системы «сдержек и противовесов»;
  3. Реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина – принцип, который закрепляет обеспечение свободного развития личности, признание за личностью определенной свободы;
  4. Взаимная ответственность государства и личности – принцип, закрепляющий равенство и справедливость в отношениях между государством, являющимся носителем политической власти, и личностью, являющейся участницей формирования и осуществления политической власти;
  5. Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

Основным законом РФ, обладающим высшей юридической силой, является Конституция РФ. В ней закреплены основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

Можно сказать, что Конституция Российской Федерации – одна из ступеней на пути к правовому государству.

Рассмотрим некоторые положения Конституции Российской Федерации. В ст.3 п.1 Конституции Российской Федерации указано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ». В следующих пунктах этой статьи определено как народ осуществляет свою власть, и что является выражением власти народа. А народный суверенитет - это один из признаков правового государства.

Второй признак правового государства предполагает господство права. В гл.2 Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Приведем некоторые из них: ст.19 п.1 «Все равны перед законом и судом», ст.22 п.1 «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность», ст. 32 п.1 «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей», ст.35 п.1 «Право частной собственности охраняется законом» и т.д.

В следующих главах рассматривается федеративное устройство Российской Федерации, порядок, полномочия и деятельность главы государства (Президента Российской Федерации), различных  органов государственной власти, деление власти на три ветви законодательную, исполнительную и судебную.

Третий признак правового государства - правовая защита личности от произвола должностных лиц обозначен  в ст.52 Конституции Российской Федерации  «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом».

Несмотря на то, что в Конституции Россия определена как правовое государство, возникает вопрос, а  является ли она таковым?

В России до сих пор практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического характера. Реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы, которая существует как норма. Периодически отмечаются грубейшие нарушения российского законодательства чиновниками различных рангов, проявляющиеся в появлении «оборотней в погонах», коррупционных скандалов, затрагивающих все органы государственной власти и органы местного самоуправления. Например: в российском городе Благовещенске, а также в 20 селах вокруг города в декабре 2004 года органы милиции совершили массовое избиение жителей, от которого, по данным правозащитников, пострадало более 1000 человек (по данным следствия пострадало около 300 человек). Людей избивали, пытали, заставляли давать ложные показания. После того как правозащитники и «Новая газета» рассказали об этих противоправных акциях, милиция пыталась скрыть свои издевательства, предлагая жертвам крупные взятки, и пытаясь отозвать иски пострадавших.

В 2010 году в Павловском районе сотрудники прокуратуры выявили призывника, которому уже в течение полутора лет удавалось «косить» от армии. Ему помогал в этом бывший однокурсник, ныне директор сельской школы. 27-летний руководитель учебного заведения предоставлял товарищу фиктивные справки о трудоустройстве. Директор школы за такую «помощь» получил реальный тюремный срок.

30 сентября 2013 года в интернете появилось  сообщение: «Сотрудники правоохранительных органов задержали сити-менеджера города Миасс Челябинской области Виктора Ардабьевского по прошлогоднему делу — о «Турбазовских», сообщил РИА Новости источник в силовых ведомствах региона. Под контролем «турбазовских» находились территории, расположенные вокруг озер, рек и природных памятников. Они перепродавались либо использовались для отдыха. Отсюда произошло и название сообщества, поскольку сборы участников группы проходили на базе отдыха «Тургояк».

Следовательно, одно принятие Конституции не гарантирует того, что государство правовое. По мнению многих обществоведов, формирование правового государства – процесс длительный, и непосредственно связан с формированием гражданского общества.

Гражда́нское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Помимо наличия гражданского общества, предпосылками формирования правового государства являются:

  1. Демократия как политический режим, в рамках которого возможно функционирование такого государства;

2.    Высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе. Такой уровень правосознания людей невозможен без проведения соответствующей работы с детьми и подростками. Именно в детстве закладываются его основы. Мы считаем, что в школе  нужно ввести отдельный предмет «Право» с 5-го по11 классы. Да, на обществознании мы изучаем эту науку, но не каждый понимает, что это есть на самом деле.

Мы предлагаем для изучения выбрать темы в соответствии с разделами Конституции Российской Федерации:

- основы конституционного строя;

- права и свободы человека и гражданина;

- федеративное устройство и т.д.

Причем, ребят можно просить приводить примеры отрывков из мультфильмов, художественных и документальных фильмов, сказок, романов и т.п., которые иллюстрируют соответствующие положения Конституции.

Несомненно, детям и подросткам было бы интересно ходить на экскурсии в органы законодательной, судебной, исполнительной власти, не только с точки зрения изучения права, но и в плане профессиональной ориентации.

При изучении раздела «Судебная власть» можно проводить ролевые игры, с использованием ситуаций из жизни.

Также можно проводить диспуты, практикумы, игровые классные часы, где дети бы больше узнавали о Конституции РФ, о своих правах.

Кроме того, мы предлагаем задействовать и телевидение в рамках правового просвещения. Можно было бы организовать детскую телевизионную программу «Я и Конституция» («Изучаем Конституцию»), авторами и ведущими которой, могли бы стать сами дети.

Можно издавать книги для детей о Конституции РФ с яркими, красочными рисунками, которые бы понятным языком объясняли, что такое Конституция, какие права и свобод человека и гражданина существуют и т.п.

В результате предлагаемых мер можно ожидать повышение уровня правосознания и правовой культуры детей и подростков, населения в целом. Введение этих мер будет способствовать тому, что дети с малых лет будут иметь представление о Конституции Российской Федерации, знать свои права и обязанности. А знание основ Конституции - это одна ступень на пути к правовому государству.

Список источников:

1. М.И. Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]/ М.И.Абдуллаев. – М.: Финансовый контроль, 2004. – 410с.

2. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации [Текст]  – М.: Омега-Л, 2012. – 63 с.

3. Коррупция в России зашкаливает: статистика /[Электронный ресурс]. URL: http://www.iarex.ru/news/16395.html

4. Коррупция в России: примеры из жизни и реальное желание власти побороть явление /[Электронный ресурс]. URL: http:// www.moneyjournal.ru/ekonomika/rossiya/korruptsiya-v-rossii-primeri-iz-zhizni-i-realnoe-zhelanie-vlasti-poborot-yavlenie-6669.html

5. О формировании правового государства в России /[Электронный ресурс]. URL:http://http://www.km.ru/referats/E26716B4519E4F9782C4CD189DBF7A33

6. Петров, В. На пути к правовому государству/[Электронный ресурс]. URL: http:// www.lawinrussia.ru/na-puti-k-pravovomu-gosudarstvu

7. Проблемы общей теории права и государства  [Текст] / Под  редакцией В. С. Нерсесянца. – М.:  НОРМА, 2001. – 832 с.  

8. Сити-менеджер Челябинского Миасса задержан по делу ОПГ «Турбазовские» /[Электронный ресурс]. URL: http://  http://pasmi.ru/archive/97329


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Конституция России - путь к правовому государству"

Проект создан учениками 10 класса к 20-летию Конституции России....

Социальный проект "Конституция РФ - путь к правовому государству"

Проект «Конституция России – путь к правовому государству», посвящен 20-летию Конституции РФ.  Необходимость появления такого проекта  вызвано следующими обстоятельствами.   Для ка...

Социальный проект «Конституция России – путь к правовому государству» Проект «Это наша земля, и мы за неё в ответе»

Проект направлен на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, формирует навыки правовой культуры, знания об основах конституционного строя ...

Конституция России – путь к правовому государству.

Классный час  на тему "Конституция России-путь к правовому государству"...

Информационно-просветительский проект «Конституция России – путь к правовому государству»

Информационная карта проекта Название проекта: ««Конституция России – путь к правовому государству» Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Берд...

Приказ департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска от 04.03.2021 № 190-п «Об организации и проведении муниципального конкурса ученических проектов по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Приказ департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска от 04.03.2021 № 190-п «Об организации и проведении муниципального конкурса ученических проектов по учебном...