Конституция России – путь к правовому государству.
презентация к уроку (9 класс) на тему

Арчегова Алина Ахсарбековна

Классный час  на тему "Конституция России-путь к правовому государству"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Введение
  2. Прообразы Конституций
  3. Советские Конституции
  4. Конституция РФ
  5. Развитие Конституции РФ
  6. Россия на пути к правовому государству
  7. Заключение

     В истории нашего государства одно из  главных  мест занимает проблема принятия и действия основного закона государства-Конституции. В декабре 2013 года Россия отметит двадцатилетие  Конституции РФ. На протяжении этого времени в нашей стране произошло много значимых, как для истории страны, так и для мировой истории событий.  Поэтому уже сегодня можно делать определенные выводы и подводить итоги действенности и состоятельности  существующего законодательства. Но наравне с подведением итогов, можно поставить вопрос о соответствии   действующей Конституции РФ принципам правового государства, о том можно ли назвать Россию-правовым государством

     В своей работе, мы попытались проследить историю принятия Конституции в России,  ее значение в жизни и функционировании многонационального государства.  Ставя   перед собой проблему необходимости изучения основ конституционного строя России и основополагающих статей Конституции представителями молодого поколения,  мы пришли к выводу, что знание и полное понимание данного вопроса невозможно без исторической хронологии  конституционной истории государства.  Чтобы дать более полную картину хронологии, и ответить на поставленные вопросы мы разделили  данную работу на разделы. В разделе «Прообразы Конституции» дается краткая характеристика законодательным актам XVII века, которые можно назвать своеобразными  конституционными проектами в России. Раскрывается предыстория разработки и политической борьбы за предоставление конституционных прав и свод населению России в XIXв.

     Раздел «Советские Конституции» дает характеристику, и возможность сравнительного анализа советских конституций. Возможность, оценит положительные и отрицательные их стороны, выявить недостатки и недочеты законодательства.  На фоне имеющихся данных мы оцениваем ныне действующую Конституцию.

     Раздел  «Развитие Конституции РФ» поможет осознать драматичность принятия и тем самым значимость Конституции РФ. Дает ответ на вопрос, возможны ли еще конституционные преобразования в стране и стоит ли на месте процесс политического развития в России.

     Раздел «Россия на пути к правовому государству», скорее, ставит вопрос о завершении формирования в России, на основе Конституции, правового государства.

Целью данной работы является:

обеспечить: историческую  преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

воспитать: правовую культуры учащихся, патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

раскрыть: историю прообразов российской конституции; историю создания Конституции РФ.

                                  Введение

      Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих нормы конституционного права, основным является конституция. Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для жизни любого государства.

      Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому её содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.

      Государство и Конституция определяют друг друга. Учитывая это, и тот факт, что XX век для России был сложным с политической точки зрения, неудивительно, что история знает о пяти Конституциях – 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 17 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций. Каждая из них отражала особенности устройства государства в определенный период. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

      Первые четыре Конституции РСФСР были советскими социалистическими конституциями. Несмотря на некоторые отличия, они предполагали определённую преемственность, отражающую сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, их классовый характер и выступали как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли.

      Конституция каждой страны - это своеобразное зеркало эпохи, застывший слепок того историко-политического периода, в котором она создавалась. Конституция России 1993 г. навсегда останется отражением эпохи Б.Н. Ельцина, со всеми ее противоречиями, бурным развитием рыночных отношений, ростом цен и темпов инфляции, безудержной приватизацией, резким обнищанием народа на фоне роста либерально-демократических преобразований, освобождения регионов от диктата центра, повышения политической активности населения, развития свободы слова и средств массовой информации.

      Действующий в нашей стране Основной Закон далеко не безупречен с точки зрения формы и содержания, но с уверенностью можно утверждать, что это лучшая из пяти действовавших в России Конституций. Ее демократический потенциал далеко не исчерпан, а сам факт ее существования является одним из важных факторов, сдерживающих процесс окончательного возврата страны к авторитаризму и персонализации власти.

      Был ли легким путь России к Конституции? Можно ли говорить о долгой, непростой истории принятия Конституции в нашей стране? Можно ли считать современную Россию правовым государством?

 

         Глава I   Прообразы Конституции

      Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века — власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. Документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII века. В 1730 годуДмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. Опираясь на нижние чины армии, агитированные за абсолютную монархию Прокоповичем, Анна надорвала кондиции и стала абсолютной монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по кондициям, были почти все репрессированы.

      В 1773 году дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в        России конституцию. Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям. Панин был лишь удалён от Павла, но при этом отблагодарствован императрицей.

 

Предыстория Конституции

      Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале ХIХ века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой»[12].

      Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в «Русской правде» П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также «Манифесте к русскому народу» Северного общества. Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий. Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.

      Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

      Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров. Конституционное значение имели «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 года; Указ «О переустройстве учреждения Государственного совета» от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года[12].

      Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

      Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. В этот период принимаются декреты II и III Всероссийских Съездов Советов: «Рабочим, солдатам и крестьянам!»(Обращение II Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; «О мире», «О земле», «О полноте власти Советов», «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата, и закреплялось полновластие Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала решимость «вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма». Исторической задачей Советской власти провозглашалось «беспощадное подавление эксплуататоров».

              Глава II  Советские Конституции

Конституция РСФСР 1918 года

      Первая Конституция государства Российского была принята вскоре после Октябрьской социалистической революции, 10 июля 1918 г. на V Всероссийском Съезде Советов. Принятие Конституции РСФСР явилось событием исторического значения. Это была первая в мировой истории Конституция государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа.

      В связи с тем, что это была не только первая советская социалистическая конституция в мире, но и первая в истории нашего государства общероссийская Конституция, она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития и определяла основы устройства нового общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь лозунгами, под которыми в 1917 г. шли к власти социалистические партии, и первыми декретами советской власти, принятыми до середины 1918 года.

      Из всех последующих российских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, политизирована и имела классовый характер. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Конституция 1918 г. отличалась от последующих Конституций РСФСР значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых она была направлена.

Конституция РСФСР 1925 года

      В декабре 1922 г. РСФСР объединилась с тремя советскими социалистическими республиками – УССР (Украиной), БССР (Белоруссией) и ЗСФСР (Закавказьем), что и стало причиной принятия в 1924 г. Конституции СССР, а в 1925 г. Конституции РСФСР. Первая закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

Конституция РСФСР 1937 года

      Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г., что объяснялось необходимостью обновления всей конституционной системы Союза в связи с переходом страны на новый этап своего развития, ознаменовавшийся построением основ социализма.

      Это была Конституция победившего социализма. В ней закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.

Конституция РСФСР 1978 года

      В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а на её основе, в 1978 г., Конституция РСФСР.

      На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

      В связи с этим Конституция РСФСР 1978 г. в последние годы своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным, революционным образом.

             Глава III  Конституция РФ

Конституция РФ 1993 года

      12 декабря 1993 года путём всенародного голосования была принята новая Конституция, которая стала началом нового этапа конституционного развития страны.

      Основные отличия от Конституции РСФСР 1978 года:

  • Ликвидирована система Советов;
  • Россия стала симметричной федерацией; в 1918—1993 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) были только национальные образования.
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Конституция СССР 1977 года прекратила свое действие на территории России.

      Сегодня, анализируя историю драматичного принятия новой Конституции, мы понимаем, что это событие стало одним из важнейших событий президентства Б.Н.Ельцина. В те годы процесс принятия новой Конституции, как мы помним, весьма затянулся. Бывший Верховный Совет РСФСР занял конфронтационную позицию по отношению к президенту, затягивал принятие новой Конституции, ограничиваясь внесением огромного количества (около 400)поправок к ранее действующей Конституции

РСФСР 1978 г.Принятие этих поправок привело к появлению серьёзных противоречий между отдельными статьями Конституции. В ответ на это президент России созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции России. В результате многомесячной работы был подготовлен проект, который, в целом, стал компромиссным для всех

действовавших тогда политических сил.

      Преамбула Конституции РФ провозглашает:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые обшей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед

нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

      Впервые в истории российской конституции устанавливается светский характер государства. Российская Федерация провозглашается правовым государством.

      Впервые закрепляется положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

      По сравнению с предшествующими российскими конституциями, Конституция 1993 г. внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина. Закреплен принцип не отчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Устанавливаются новые для нашего законодательства права и свободы, а именно, право на жизнь, запрет пыток, насилия, защита частной жизни и др.

     Конституция 1993 г. содержит ряд важных положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации. В частности, закреплено, что суверенитет России распространяется на всю её территорию, Конституция и Законы Российской Федерации имеют верховенство на всей территории, что обеспечивает её целостность и неприкосновенность. Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти.

      Для сохранения целостности России принципиальный характер имеет ликвидация понятия суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. В Конституции установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты Федерации равноправны.

 

          Глава IV  Развитие Конституции РФ

      Конституция не остается неизменной. И хотя нельзя сказать, что она преобразилась кардинально, определенные изменения за 20 лет произошли.

      Первые изменения коснулись 65-ой статьи. Изменение этой статьи описано в 9-ой главе Конституции:

«Статья 137»

  1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
  2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.»[4]

      Описанные в статье события происходили в течение нескольких лет, и, скорее всего, 65-ая статья будет изменяться и впоследствии.

  • 9 января 1996 года указом Президента Российской Федерации Ингушская Республика была переименована в Республику Ингушетию, а Республика Северная Осетия в Республику Северную Осетию-Аланию.[8]
  • 10 февраля 1996 года Республика Калмыкия — ХальмгТангч была переименована в Республику Калмыкию.[9]
  • 9 июня 2001 года Чувашская Республика — Чаваш Республики была переименована в Чувашскую Республику — Чувашию.[7]
  • 25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ был переименован в Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.[10]
  • 25 марта 2004 года был принят закон об объединении Пермской области и Коми-Пермятского автономного округа в Пермский край.[5]
  • 14 октября 2005 года был принят закон о включении Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа в состав Красноярского края.[3]
  • 12 июля 2006 года был принят закон об объединении Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край.[2]
  • 30 декабря 2006 года был принят закон о включении Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в состав Иркутской области.[6]
  • 21 июля 2007 года был принят закон об объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край.[4]

      Эти поправки отражают одну из актуальных проблем политики в наше время – проблему укрупнения регионов России.

      Более значимые поправки были приняты в год пятнадцатилетия современной Конституции.

      В 11 ноября 2008 года президент Дмитрий Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию обратился к политической элите страны с предложением внести следующие изменения в Конституцию:

  1. Изменить срок полномочий президента РФ (на действующего президента эта норма не распространялась), увеличив его с четырех до шести лет.
  2. Изменить срок полномочий депутатов Госдумы, увеличив его с четырех до пяти лет.
  3. Повысить ответственность кабинета министров, обязав правительство России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.

      Позже, выступая в Кремле на научно-практической конференции, посвященной пятнадцатилетнему юбилею Конституции, президент заявил: «Конституция - фундаментальный документ. Но это не значит, что мы не можем смотреть на Конституцию глазами современных людей - людей, которые живут уже в ХХI веке. Именно на это направлены те предложения, которые были сделаны мной в ходе произнесения Послания, которое поддержали Государственная Дума и Совет Федерации. На мой взгляд, главное достижение последнего времени заключается в том, что любые изменения, будь то изменения в обычное законодательство или изменения в      Конституцию, должны приниматься в соответствии с теми правилами, которые мы сами для себя установили.

      И именно эти правила когда-то установила Конституция, именно этим правилам мы и будем следовать дальше - и мы, и, по всей вероятности, те, кто будет работать после нас. Конституция реально должна прорастать и в принимаемом законодательстве, и в правоприменительной практике, во всех решениях государственной власти и в инициативах гражданского общества. Только в таком случае ее потенциал может быть реализован в полной мере. И только так можно достичь провозглашенных Конституцией стратегических целей нашего развития».

 Глава V Россия на пути к правовому государству.

      Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много. На прямой вопрос: «Можно ли считать современную Россию правовым государством?» ученые-правоведы, практикующие юристы, бизнесмены, просто «простые граждане» дадут диаметрально противоположные ответы. Конституционалисты сошлются на первую статью российской Конституции, согласно которой Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

      Соответствует ли действующая Конституция РФ принципам правового государства?

      Мы считаем, что действующая Конституция Российской Федерации соответствует принципам правового государства. Обоснуем свой взгляд.

      Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер. Правовое государство обеспечивает:

  • Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
  • Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
  • Взаимную ответственность государства и личности
  • Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

      Рассмотрим в связи с этими принципами Конституцию РФ 1993 г.

      Конституция РФ 1993 г. отражает новый этап в развитии российского общества и государства, который можно охарактеризовать как либерально-демократический по своему содержанию. Она провозглашает отказ от социалистической модели и закрепляет важнейшие общедемократические ценности.

      Статья 1 Конституции РФ декларирует, что Россия является правовым государством.

      Легитимность (законность, поддержка со стороны масс) действующей Конституции проявляется в том, что она принята законным способом, т. е. текст Конституции был вынесен на референдум по решению Президента РФ. За принятие Конституции проголосовало большинство участников референдума. Предварительно проект Конституции широко обсуждался населением, он был опубликован в средствах массовой информации, а внесенные поправки и дополнения обобщались и учитывались. Таким  образом, конституционные нормы отражают волю народа.

      Конституция соответствует общепринятым международным стандартам, так как закрепляет высшие человеческие ценности — демократию, свободу личности, не отчуждаемость ее естественных прав, включенность в мировое сообщество.

      Конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать. В случае же противоречия конституционным предписаниям такого рода акты должны быть изменены или подлежат отмене. Контроль за соответствием актов Конституции РФ возложен на Конституционный Суд РФ.

      Прямое действие Конституции относится к ее ключевым свойствам и свидетельствует о ее прогрессивной роли. Непосредственное действие конституционных норм означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы. Кроме того, при создании новых нормативных правовых актов государственные органы и должностные лица обязаны руководствоваться непосредственно Конституцией и следовать ее установлениям.

      Как основа правовой системы Конституция РФ выступает главным юридическим источником всей правовой системы России. Она закрепляет исходные начала этой системы и служит ориентиром всей правовой деятельности в государстве. Конституция координирует, объединяет все законодательство и другую юридически значимую деятельность в единую систему, придавая им целостность, взаимосвязанность и определенную стабильность. Детальная регламентация отдельных видов общественных отношений может осуществляться только на основе Конституции и в строгом соответствии с ней. И хотя в ст. 15 Конституции РФ провозглашается приоритет международного договора перед внутригосударственным законодательством, нормы Конституции имеют приоритет перед любыми международными нормами и принципами в случае их противоречия.

      В качестве основ конституционного строя России в ее Конституции закреплены:

1.Провозглашение России демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. (ст. 1).

      Реально современная Россия имеет смешанную форму правления. Она сочетает как элементы парламентарной, так и президентской республики с преобладанием последних. В нашем государстве установлен и действует либерально-демократический режим, по форме государственного устройства Россия — федеративное государство.

      Демократический характер государства проявляется, в частности, в том, что все высшие органы власти — Федеральное Собрание РФ, Президент РФ — избираются всенародно, другие органы формируются общегосударственными представительными учреждениями или Президентом.

      Что касается определения России как правового государства, то это положение носит главным образом программный, перспективный характер, представляет собой цель, к достижению которой стремится наша страна.

2.Объявление человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. (ст. 2).

      В Конституции подчеркнуто приоритетное значение прав и свобод человека, они объявлены неотчуждаемыми, неотъемлемыми. Таким образом, личность ставится в обществе на первый план, ее интересы должны соблюдаться в деятельности всех органов государства.

3.Принцип народовластия, предполагающий, что единственным источником государственной власти в нашей стране является народ (ст. 3).

4.Принцип государственного суверенитета, характеризующий верховенство и полноту власти внутри страны и независимость ее вовне. Государственный суверенитет означает самостоятельность государства в решении внутригосударственных и внешнеполитических проблем (ст. 4)

      К признакам суверенного государства можно отнести: а) наличие конституционно-правовой системы; б) единое гражданство; в) единство государственной власти; г) территориальное единство; д) единое экономическое пространство; е) единую кредитно-денежную систему; ж) единые Вооруженные Силы; з) международную правосубъектность; и) наличие государственных символов — герба, флага, гимна, столицы.

5.Принцип федерализма предполагает такую территориальную организацию государства, при которой Россия является сложным образованием, состоящим из отдельных единиц — субъектов Федерации, пользующихся определенной политической самостоятельностью, равных по своему правовому положению, и имеющих своей целью сохранение территориальной целостности, единство деятельности государства в интересах общества. (ст. 5).

6.Принцип социального государства. Это новое понятие для российского законодательства, оно впервые употреблено в Конституции РФ 1993 г. Главное назначение социального государства состоит в том, что среди других выполняемых им функций большое место отводится социальной защите населения. Государство должно гарантировать по возможности занятость населения, чтобы не было безработных, обеспечивать минимальный прожиточный уровень, уменьшать различия в заработной плате, брать на государственное обеспечение социально уязвимые слои населения (многодетные семьи, детей-сирот, детей из неполных семей, пенсионеров, инвалидов и др.).

      Согласно ст. 7 Конституции РФ, государство, выполняя свое социальное назначение, призвано обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека. Это предполагает: а) материальную обеспеченность на уровне стандартов современного общества; б) свободный доступ к ценностям культуры; в) гарантированность личной безопасности.

7.Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку данный принцип уже был рассмотрен ранее, отметим, что он направлен на обеспечение подлинного народовластия, против узурпации власти в одних руках(ст. 10).

8.Признание частной собственности в качестве равноправной с иными формами собственности — государственной, муниципальной и др. Государство гарантирует равную охрану и защиту частной собственности и равные условия для развития всех форм собственности (ст. 8).

9.Политический и идеологический плюрализм, который не допускает существования какой-либо идеологии в качестве монопольной, единственно официальной, т. е. обязательной (ст. 13). Возможно существование многопартийности, не допускается монопольное положение в обществе какой-либо одной партии, все общественные объединения равны перед законом. В то же время запрещаются общественные объединения, цели, и действия которых направлены на: а) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение территориальной целостности России; б) подрыв безопасности государства, создание не законных вооруженных формирований; в) разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

10. Объявление России светским государством (ст. 14) означает, что в стране не существует официальной государственной религии, церковь отделена от государства, т. е. государство не может вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений и организаций (кроме случаев нарушения законов). Религиозные организации не вправе участвовать в политической жизни страны, а государство не имеет права возлагать на них выполнение каких-либо государственных функций. Государство нейтрально по отношению к любой религии, гарантирует равенство всех религий перед законом. Учебные заведения — государственные и муниципальные — не должны преподавать религиозные учения как обязательные предметы или совершать религиозные ритуалы. В частном же порядке разрешается религиозное воспитание и образование.

11.Принцип верховенства Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, обязанность ее соблюдения всеми органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами, подзаконность нормативных правовых актов, издаваемых исполнительными органами, их соответствие Конституции. Как уже указывалось, конституционные нормы и принципы имеют прямое действие. Впервые на конституционном уровне закреплено положение о том, что законы и любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию. Неопубликованные законы и акты не подлежат применению (ст. 15,16).

      Конституционные установления, закрепленные в главе 1 Конституции РФ, не подлежат пересмотру или изменению. Если же возникает такая необходимость, то должна быть разработана новая Конституция.

      Итак, вопрос - можно ли считать современную Россию правовым государством?  Наверняка можно, если смотреть с позиции того, что  Россия имеет свою Конституцию, свою законодательную, исполнительную и судебную систему. В рамках, которых соблюдаются права и свободы граждан и их интересов, независимо от их происхождения и статуса в обществе.

                                 Заключение.

     12 декабря 2013 г. исполнится 20 лет со дня принятия действующей Конституции Российской Федерации путем референдума.

      В конце 90-х годов российская Конституция пережила, по меньшей мере, два политических кризиса, из которых вышла с честью и достоинством. Ей предшествовали принятая в 1918 году конституция РСФСР и первая Конституция СССР принятая в 1924 году и закрепившая победу социализма на советском пространстве. Затем на смену пришли Конституция 1936 года и, так называемая, «застойная» Конституция 1977 года, действовавшая до распада Советского Союза.

      Сегодняшняя Конституция — прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

      Существует поговорка «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Мы уверены, что ее можно перефразировать относительно Конституции, и смысл останется тем же. Ведь, как было сказано выше, Конституция и Государство влияют друг на друга и по изменению первой можно судить о другой и наоборот.

     Современной Конституции совсем скоро исполнится 20 лет, и никаких серьезных изменений в нее не было внесено до сих пор. Это говорит о высокой стабильности государства и предусмотрительности ее авторов.

      Нынешнее  российское общество стоит на пути к достижению идеалов правового государства. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия найдёт именно свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

Литература:

  • Конституция РФ.
  • Введение в политологию. / Под ред. Гаджиева К.С., Каменской Г.В. и др. М.: Наука, 2001.
  • А.И. Демидов, А.А. Федосеев. Основы политологии. М: Наука, 1999.
  • В.Т. Пуляев. Движение к гражданскому обществу: российский вариант. Социально-гуманитарные знания, №1, 2002. С.3-18.
  • Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., Юрист,

1996.

  • Научно-методический журнал «История». №7-8, стр.54-60
  • Научно-методический журнал «История». №9, стр.54-57      
  • Приложение – Презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Конституция России - путь к правовому государству"

Проект создан учениками 10 класса к 20-летию Конституции России....

Социальный проект "Конституция РФ - путь к правовому государству"

Проект «Конституция России – путь к правовому государству», посвящен 20-летию Конституции РФ.  Необходимость появления такого проекта  вызвано следующими обстоятельствами.   Для ка...

Социальный проект «Конституция России – путь к правовому государству» Проект «Это наша земля, и мы за неё в ответе»

Проект направлен на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, формирует навыки правовой культуры, знания об основах конституционного строя ...

Правовое государство: проблемы формирования и пути развития.

Правовое государство и гражданское общество - это важнейшие демократические ценности. Правовое государство призвано служить гражданскому обществу. Многие из нас слышали подобные заключения...Однако, ...

Информационно-просветительский проект «Конституция России – путь к правовому государству»

Информационная карта проекта Название проекта: ««Конституция России – путь к правовому государству» Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Берд...

Конкурс ученических проектов: «Конституция России – путь к правовому государству»

В данной работе сделана попытка ответить на вопрос, является ли Россия правовым государством, рассматриваются отдельные положения Конституции Российской Федерации, выносятся  предложения по орган...