Правовое государство: проблемы формирования и пути развития.
статья по истории (8 класс) на тему

Шаховская Елена Николаевна

Правовое государство и гражданское общество - это важнейшие демократические ценности. Правовое государство призвано служить гражданскому обществу. Многие из нас слышали подобные заключения...Однако,  если мы действительно хотим построить справедливое демократическое общество, то нужно начинать, прежде всего, с нас самих.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Ведение………………………………………………………………..

Глава 1. Правовое государство и гражданское общество на современном этапе развития…………………………………………………………….

  1. Понятие и признаки правового государства……………………………... ……………………………

  1. Процесс становления правового государства в России: исторический экскурс………………………………………………

Глава 2. Политическая система современной России и ее соответствие принципам правового государства

2.1. Особенности формы правления в современной России……………….

2.2. Основные полномочия Президента РФ………………………………..

2.3. Устройство российского парламента…………………………………...

2.4.   Устройство исполнительной власти……………………………………

2.5. Судебной власть: особенности организации……………………………

2.6. Роль местного самоуправления в формировании правового государства………………………………………………………………………

Глава 3. Проблемы формирования правового государства в современной России……………………………………………………..

Глава 4. Правовое государство и суверенная демократия:  перспективы развития ……………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………

Введение

Правовое государство и гражданское общество - это важнейшие демократические ценности. Правовое государство призвано служить гражданскому обществу, а мы, граждане, должны выполнять принятые на государственном уровне законы и другие нормативно-правовые акты. В современном понимании он означает вне государственный способ решения общественных проблем, а также удовлетворение основных потребностей общества и отдельной  личности. Основы правового государства декларируются Конституцией РФ являются целью и перспективой развития российского государства. Мы  все знаем, что в основе идей правового государства лежит стремление оградить человека от мелочной опеки государства , а также стремление гарантировать индивидуальную свободу.  Все это так в теории, попробуем разобраться в этих сложных вопросах на практике.  Главным условием  прочности политической  системы любой страны является налаженное взаимодействие между государством (властью) и  обществом. Оно начинается с понимания, что такое гражданское общество и правовое государство. В странах с либерально-демократической традицией, делающей акцент на правах  отдельной личности, под гражданским обществом обычно понимают  множество  общественных  организаций.   Оно  как бы противопоставляется государству, которое в либеральной традиции считается тем лучше, чем оно «меньше» (т. е. меньше всего участвует в жизни граждан).  Достоинством гражданского общества  в  этом  смысле  считается  его  своеобразное  противостояние государству.

Все общество включает в  себя  разные  подсистемы,  выполняющие  различные функции. Подсистема политики включает в себя организованный набор институтов, осуществляющих власть от имени всего общества. Они и составляют государство. Его деятельность ежедневно осуществляется многими гражданами,  либо  избранными нами, либо поступающими на государственную службу.

Эти граждане могут создавать любые общественные организации, цели которых не противоречат действующему законодательству.  Таким образом, некоторые члены гражданского общества (которых меньшинство) выполняют также государственные функции. Значит, в обществе, в котором гражданские права включают в себя и права политические (например, право избирать и быть избранным), т. е. права на равное со всеми участие во власти, не может и не должно быть противопоставления одних, кто осуществляет власть (в любом из ее видов), другим, кто власть эту периодически избирает. В этом смысле государство не внешняя по отношению к гражданскому обществу сила, а результат активности (или пассивности) этого гражданского общества.

Правовое государство — это инструмент самоорганизации гражданского общества. Государственная власть располагает возможностью осуществлять принуждение в отношении отдельных граждан или социальных групп. Исторически проявилось стремление государства встать над обществом, подчинить его себе. Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу общества. Лишь в последней трети 20 века идея правового государства стала воплощаться в жизнь ряда стран. В том числе и России. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия. Приобщаясь к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства.

 Актуальность данной проблемы  не вызывает сомнений в условиях  разрастающихся противоречий на международной политической арене. Таким образом, определилась цель нашей работы: проследить становление правового государства  и гражданского общества в современной Росси и оценить перспективы  их дальнейшего развития.  Для достижения поставленной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

- оценить роль и значение правового государства для общества;

- определить основные признаки правового государства;

- проанализировать политическую систему нашего государства, чтобы узнать реализуется ли принцип разделения властей на практике;

- оценить дальнейшие перспективы развития правового государства и гражданского общества в России.

При подготовке  данной работы нами была изучена следующие источники и литература:

  1. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др.; Теория государства и права. Учебник /под ред. С.С. Алексеева. 1998 г.324 с.
  2.   Абдулаев М.И. Теория государства и права. 2 -е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004. — 410 с.
  3.  Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция. - 2000. - 105с.
  4. Зудин. А.Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. № 1.
  5. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. 432 c
  6.  Кистяковский  Б. А.  В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. — М.: Правда, 1991. — С. 122—149.
  7. Конституция Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. М.: Изд-во: Эксмо, 2014.-112 с.
  8. Кутафин О.Е. Основы государства и права. Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 416 с.
  9. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права - М, 2005
  10. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - 656с.

          11. Проблемы общей теории права и государства/под ред. В. С. Нерсесянца. - М, 2000

Глава 1. Правовое государство и гражданское общество на современном этапе развития.

1.1. Понятие и признаки правового государства

Из курса истории Отечества мы знаем, Россия, начала строить демократическую государственность только в 1992 г. И сейчас, на современном этапе развития, установить правильное взаимодействие между государством и гражданским обществом.

Основная  задача российского  гражданского общества не противостояние власти и не оппозиция ей, а построение демократической государственности. Тогда как для стран с длительной демократической традицией и государственностью, в основных чертах установленными много  веков назад  ,  приоритетной целью гражданского общества является защита частных интересов граждан и их объединений.

Это различие между новой Россией и западноевропейскими странами игнорировалось теми, кто в 90-е гг.  прошлого века и вначале XXI в. из-за рубежа предлагал нам помощь в строительстве  гражданского общества.  В этот период  целый ряд российских общественных   организаций   получали   так   называемые   гранты (денежную помощь) от различных частных иностранных фондов и правительств зарубежных стран. [2, стр.264] . И нередко случалось, что организации — получатели таких грантов, вопреки декларациям о несовместимости государства и гражданского общества, по сути, выступали в роли политической оппозиции и участвовали в борьбе за  Государственную власть в России на иностранные деньги.

Нормализовать положение в этой области удалось в 2005 г. с  Помощью нового законодательства о некоммерческих организации, которое исключило возможность финансирования политически деятельности в России из-за рубежа, а также благодаря созданию Общественной палаты.

В Общественную палату по приглашению главы государства вошли 42 гражданина, имеющие выдающиеся заслуги перед Россией (в дальнейшем Общественная палата сама будет выбирать новых членов), и еще 84 представителя различных общероссийских, межрегиональных и региональных общественных организаций. Целью деятельности этого органа гражданского общества является экспертиза наиболее важных законопроектов, рассматриваемых Государственной Думой, контроль над деятельностью органов федеральной и региональной исполнительной власти, а также выявление нарушений конституционного права свободы слова в деятельности средств массовой информации. Первый состав Общественной палаты приступил к работе в начале 2006 г.[4,стр.68].

Гражданское общество взаимодействует не только с государством. Не менее важно и его взаимодействие с местным самоуправлением. Основное поле деятельности гражданского общества — местное самоуправление. Поскольку оно не входит в систему органов государственной власти, то именно местное самоуправление имеет широкие возможности для проявления самых различных гражданских инициатив, форм самоорганизации граждан. Для включения их в реальное управление своими городами, поселками, селами, муниципальными районами. Именно здесь ведется поиск эффективных моделей народоправия — той низовой демократии, на основе которой только и возможно реализовать конституционное положение о России как демократическом государстве.[9,стр.521]

Верховенство закона  в обществе как главный признак правового государства предопределяет прочие его признаки и предполагает подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, других организаций, граждан. Например, в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело за неуплату налогов против министра экономики, в США — против второго лица в государстве — вице-президента.[4,стр.61]  Прочная власть, как утверждал известный русский правовед Б. А. Кистяковский,— это власть плюс законность; общество с развитым правопорядком — это дисциплинированное общество.[6,стр.131]. Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека — право на жизнь, на достойное существование и др. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы, в них выражена его свобода, т. е. возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. В этом неоднократно убеждались и сами устроители правового государства. Так, в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права граждан на «прайваси», т. е. на частную (личную) жизнь, ее интимность, на уединение, на личные отношения, тайну корреспонденции и т. п. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. «А жить с глазами, полными страха,— справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона,— значит жить в несчастливой стране». Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, и тем более не покушаться на нее. То же самое и с правом на отдых, иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И. А. Ильин отмечал, что, сознавая свои права, человек должен сознавать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правами, которые он должен признавать, учитывать, уважать.[5,стр.391].

Правовое государство признает и конституционно закрепляет свободу людей, их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признает автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как равноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность составляют еще один признак правового государства.

Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности.

Правовое государство предполагает также наличие определенной системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.[11,стр.214].

Вместе с тем если ни одна из трех ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения.

Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает его верховенство в обществе.

В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы сдержек и противовесов. Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.

В президентской республике, скажем в США, где во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием,  правительство формируется,  как  правило, из той партии, к которой принадлежит сам президент, Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламента характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у парламента права смещать правительство. Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т. е. не подписывает принятые парламент том законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время конгресс в США в лице палаты представителей может применить против президента механизм импичмента, т. е. привлечь его к особому суду, роль которого выполняет сенат.[1, стр.187]. Парламентская республика (Италия, Германия, Швейцария) характеризуется прежде всего верховенством парламента, который формирует правительство и перед которым оно несет ответственность. Здесь есть пост премьер министра, возглавляющего правительство.[1,стр.150]. В смешанной, или полупрезидентской, республике (Франция) наряду со всенародно избранным президентом действует возглавляемое премьер-министром правительство. Оно находится в двойном подчинении. Его формирует и контролирует президент, но оно ответственно и перед парламентом (Национальным собранием), который может выразить правительству вотум недоверия. В свою очередь, французский президент имеет право распустить парламент.[1,стр.159]. В парламентской монархии (Великобритания, Бельгия, Швеция, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере управления. По большей части монарх выполняет представительные функции, выступая символом единства нации. Значительную роль в таких государствах выполняет парламент.[1,стр.164]

Главным в понятии правового государства является свобода человека от произвола власти и ее вмешательства  в частную жизнь.  Это предполагает,

что:

—        власть признает неотчуждаемые права граждан;

—        законы соответствуют праву;

—        власть признает взаимные права и обязанности ее органов и граждан;

—        соблюдается принцип разделения властей.

Это — юридические критерии (измерители) понятия правового государства. Их надо дополнить нравственным критерием: правовое государство — это власть, которая уважает человеческое достоинство, для которой оно является высшей ценностью.

Уважение государством достоинства человека и гражданина предполагает не только то, что оно должно делать, но и то, что оно исключает из методов правления: административный произвол, грубое насилие и ложь.

Однако для того, чтобы государственная власть уважала достоинство своих граждан, его должно уважать гражданское общество в повседневной жизни, в общении каждого со всеми, кто нас окружает. Пока мы сами не научимся уважать свое достоинство и достоинство других, идея правового государства будет оставаться бесплотным призраком.

Понятие правового государства дает нам идеальную модель поведения государственной власти в условиях демократии, такую же, какой являются библейские заповеди для поведения верующих. Политическая ориентация на эту идеальную модель определяет современные демократические методы и формы государственной деятельности.

Но эта идеальная модель не является кем-то выдуманной умозрительной схемой. Родившись из потребностей общественного развития, эта идея постепенно воплощается в различных государствах и их демократических учреждениях.

Итак, мы выяснили, что ведущими принципами (признаками) правового государства являются: верховенство права (правового закона) в обществе, незыблемость прав человека, взаимная ответственность государства и личности, разделение государственных властей.

  1. Процесс становления правового государства в России: исторический экскурс………………………………………………

Понятие   правового   государства сформировалось в Германии в первой   трети XIX века. Но сама идея правового государства красной нитью проходит через многие политические и правовые учения древности и средневековья. Особо значительной вехой в развитии идеи правового государства стало учение Дж. Локка о государстве, в котором господствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права людей. Локк обосновал законность сопротивления всякому произволу власти. И это одна из характерных черт правового государства, где гражданин может «судиться» с государством, предъявлять ему в суде исковые и иные требования в защиту своих прав.

 В России существование крепостного права вплоть до 60-х годов XIX государство века исключало возможность каких бы то ни было государственных преобразований в направлении правового государства. Только после отмены крепостного права судебная реформа царя Александра II была шагом к этому государственному правопорядку. Судебные уставы 1864 года провозгласили новую организацию суда, основанную на бессословных началах, а также независимость суда от администрации, несменяемость судей, участие присяжных заседателей в окружном суде при рассмотрении уголовных дел, принципы устности, гласности и состязательности судопроизводства, была учреждена адвокатура. В 1863 году были отменены телесные наказания. В целом реформа была направлена на защиту интересов личности. Однако уже с 70-х годов самодержавие начинает постепенно отступать от демократических, правовых форм и принципов судопроизводства: была упразднена несменяемость судей, ограничены принципы гласности и независимости судебной власти, сужен круг дел, рассматриваемых судом присяжных. [5,318]

Новая попытка реформ в области прав человека была предпринята в 1905 году. Манифестом царя Николая II от 17 октября были провозглашены некоторые свободы: слова, печати, митингов и демонстраций, свободы совести, личная неприкосновенность и др. Эти меры вели к определенному ограничению самодержавной власти, но они оказались непоследовательными и к решительному освобождению гражданского общества от полицейской опеки не привели.

Действительные начала демократии и правового государства были заложены лишь после Февральской революции 1917 года. Однако в условиях кровопролитной войны и острейшего внутреннего кризиса этот демократический режим оказался нежизнеспособен и был упразднен Октябрьской революцией. Планы большевиков создать государство Советов как более демократическое и народное, чем парламентарная республика, провалились: вместо демократии и прав человека народ получил однопартийную диктатуру, вместо правового государства — тоталитарное. Советская власть давала многочисленные примеры неправового государства. И не только в период сталинского тоталитаризма, но и позже.

Почти в каждой стране процесс  становления правового государства  преодолевал острые конфликты между  властью   и   гражданским   обществом.    По мере изменения условий общественной жизни изменялась и сама идея правового государства. Первоначальный ее смысл заключался в том, чтобы обосновать необходимость упразднения всех юридических привилегий аристократии и обуздания произвола королевских чиновников. [9,193]

Во второй половине XIX века эта идея обосновывала полную свободу предпринимательства, невмешательство государства в «частные» дела, равноправие работодателя и наемного рабочего на капиталистическом предприятии.

С таким чисто формальным пониманием правового государства не согласилось организованное движение трудящихся, боровшихся за свои интересы. Одна часть этого движения (революционная) выдвинула идею социалистического государства как диктатуры пролетариата, лишающей буржуазию всяких прав. На практике эта идея обернулась  тоталитарным господством. Другая часть (социал-реформистская) боролась за социальные, экономические и политические права трудящихся в рамках существующего буржуазного общества. Под влиянием этой борьбы была сформулирована идея социального государства, то есть государства, которое обеспечивает социальные и экономические потребности общества: оказывает социальную помощь малоимущим, безработным, больным, пенсионерам, учащимся, многодетным и т. д., а также активно вмешивается в экономическую жизнь. Впервые эти идеи были реализованы (частично) в 30-х годах в политике президента США Ф. Рузвельта, которая получила название «Новый курс». После второй мировой войны идея социального государства была постепенно воплощена в жизнь почти во всех странах Западной Европы, прежде всего в Швеции, Франции, Италии, затем Испании и Греции.

По мере сглаживания внутренних конфликтов, которых было немало в странах Западной Европы после войны, по мере выработки цивилизованных форм классовой борьбы и отхода властей от авторитарных методов правления, а оппозиции — от насильственных методов борьбы, произошло соединение идей социального государства и правового государства. Российская конституция, учитывая этот опыт, определяет наше государство как социальное и как правовое. Понятие правового государства включает сегодня весь объем прав гражданина и человека, в том числе и социальных. Разберемся с этими вопросами подробнее в рамках нашей работы.

Глава 2. Политическая система современной России  и ее соответствие принципам правового государства

2.1. Особенности формы правления в современной России

Самые общие свойства нашей политической системы определены в статье 1 Конституции РФ, где сказано, что Россия «есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Это определение обязывает всех нас — граждан Российской Федерации считать единственно законным политическим режимом демократию, единственно законной формой государственности федерацию, единственно законным способом организации власти (государственным строем) республику. Только соблюдение этих условий дает возможность нашему государству быть правовым, т. е. таким, в котором правит закон, а не произвол одного человека или какой-то группы людей.

Прежде всего, отметим, что наше государство федеративное, а не унитарное. Это значит, что Россия состоит не из административных единиц, власть в которых назначается из Центра, а из автономных (самоуправляющихся) субъектов, власть в которых тем или иным способом избирается местным населением. Ближайшими к нам (европейскими) примерами этих двух видов государств являются унитарная Франция и Федеративная Республика Германия.

Важная особенность Российской Федерации заключается в том, что она как государство была образована не с помощью договора, заключенного ранее самостоятельными государствами (так возникло государство Соединенные Штаты Америки), а в результате принятия ее многонациональным народом Основного Закона. Поэтому Россию принято называть федерацией не договорной, а конституционной. Государственный строй в России также определяется термином «республика».

Республика (от лат. res — вещь, дело и publicum — государство, общество) — это такая форма организации государства, при которой законодательная власть в стране принадлежит выборному представительному органу (парламенту) и глава государства избирается населением (или специальным избирательным органом) на определенный срок. Республики принято разделять на три основных вида: парламентские, президентские и смешанные в зависимости от того, каким образом происходит назначение главы исполнительной власти и формирование правительства.

В парламентской республике высший законодательный орган страны (парламент) формирует исполнительную власть (правительство в узком смысле слова) по итогам очередных выборов. Партия или коалиция партий, получившая простое большинство, получает право управлять страной на срок до очередных или внеочередных выборов.

В президентской республике исполнительную власть формирует всенародно избранный президент, который не обязан приглашать в правительство представителей парламентского большинства. Парламентской республикой является ФРГ, президентскими республиками — Франция и США.

По Конституции 1993 г. Россия является смешанной — президентско-парламентской республикой. Президент — это глава государства, который избирается всеми имеющими избирательные права гражданами сроком на 4 года. Одно лицо может быть избрано Президентом не более чем на два срока подряд.

Пост Президента — важнейший в нашей политической системе. Именно глава государства «является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», а также «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (Конституция РФ, ст. 80, пп. 2, 3).

Глава государства обладает полномочиями, которые позволяют ему обеспечивать единство в действиях трех ветвей государственной власти.

2.2. Основные полномочия Президента РФ

Президент представляет кандидатуру главы исполнительной власти на утверждение Государственной Думы — нижней палаты Федерального Собрания (парламента) Российской Федерации. Президент издает указы и распоряжения,  которые не должны

противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может воспрепятствовать принятию федерального закона (право вето, которое преодолевается 2/3 в обеих палатах парламента). Президент может распускать Государственную Думу в нескольких случаях, указанных в Конституции. Президент может отправить Правительство в отставку.

Он представляет Госдуме кандидатуру Председателя Центрального Банка РФ, а Совету Федерации (верхней палате парламента) кандидатуры судей всех высших судов России — Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного, а также кандидатуру Генерального прокурора. Президент является Главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

Одно из важнейших прав Президента — «приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [7, Конституция РФ, ст. 85, п. 2].

Однако, влияя на деятельность, как федеральных органов власти, так и исполнительных властей субъектов Федерации, сам Президент в то же время находится под их контролем. Если он нарушит закон, то парламент при участии Верховного и Конституционного судов может отстранить его от должности. Ключевым институтом в системе разделенных властей является парламент, поскольку именно он и только он вправе принимать федеральные конституционные и федеральные законы.

2.3. Устройство российского парламента

Парламент (Федеральное Собрание Российской Федерации) состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Рассмотрение всех законопроектов начинается в Госдуме (поэтому она называется нижней палатой). Каждый проект закона проходит три чтения, после чего считается принятым, если за него проголосовало простое большинство от 450 депутатов.

В первом чтении обсуждается сама концепция будущего закона. На этой стадии депутаты могут законопроект отвергнуть. Если же он получает одобрение большинства (не менее 226 голосов), то назначается второе чтение, смысл которого в том, что каждая партия стремится внести в законопроект нужные ей поправки. После того как удается достичь компромисса по всем предложенным поправкам (одни принять, другие отвергнуть), назначается третье, заключительное чтение. Здесь могут быть приняты только стилистические изменения и устранены фактические ошибки.

Принятый Государственной Думой закон поступает на утверждение в Совет Федерации, в котором заседают по два представителя ОТ каждого субъекта Федерации — один от исполнительной, другой  от представительной (законодательной) власти. Верхняя палата может отклонить закон, и тогда Госдума должна снова утвердить его квалифицированным большинством (2/3 голосов — 300 депутатов) либо принимать новый.

Закон, прошедший обе палаты парламента, поступает на подпись Президенту, который либо накладывает вето, либо подписывает его. Во втором случае после опубликования в официальном издании Правительства РФ «Российская газета» закон вступает в силу.

Принятые парламентом законы, а также указы Президента являются основанием деятельности исполнительной власти, которую называют Правительством. Государственная Дума обладает правом контроля над Правительством в форме выражения ему недоверия. Если простым большинством голосов ее состава (226) такое недоверие; будет выражено, то Президент вправе объявить об отставке Правительства (либо не согласиться с решением Государственной Думы).

А если Госдума выразит недоверие повторно в течение трех месяцев со дня первого вотума недоверия, то Президент будет обязан либо уволить Правительство, либо распустить нижнюю палату парламента. В последнем случае назначаются новые выборы, с тем чтобы «вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска» [7, Конституция РФ, ст. 109, п. 2].

2.4.   Устройство исполнительной власти

Правительство состоит из Председателя, его заместителей и министров, руководителей федеральных агентств и федеральных служб. Кроме того, в «единую систему исполнительной власти в Российской Федерации входят также органы исполнительной власти субъектов РФ» [7, Конституция РФ, ст. 77, п. 2], когда речь идет о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Глава государства — Президент РФ не является главой исполнительной власти. Тем не менее Конституция нашей страны наделяет его большими властными полномочиями по отношению к Правительству.

Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, имеет право отправить его в отставку. А перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

Роль Правительства в политической системе нашей страны очень важна. Правительство:

разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет
(смету доходов и расходов страны);

 обеспечивает проведение на всей территории России единой политики в области финансов, культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

 управляет федеральной собственностью;

отвечает за обороноспособность страны, государственную безопасность и реализацию внешней политики;

обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан, охрану собственности и общественного порядка, ведет борьбу с преступностью.

Вся эта деятельность Правительства находит отражение в постановлениях и распоряжениях, которые являются обязательными к исполнению в Российской Федерации. Эти постановления и распоряжения не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В случае такого противоречия глава государства имеет право отменять их.

2.5. Судебной власть: особенности организации.

Судебная власть России состоит из судов трех видов юрисдикции: D суда Конституционного, который устанавливает соответствие Конституции всех законов, нормативных актов, договоров между органами власти и нератифицированных международных договоров;

судов гражданской, уголовной и административной юрисдикции во главе с Верховным судом;

судов арбитражных во главе с Высшим Арбитражным, которые рассматривают экономические споры хозяйствующих субъектов.

К судебной власти Конституция РФ относит и прокуратуру. Согласно закону, прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Члены всех высших судов и Генеральный прокурор назначаются на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Федеральные судьи назначаются самим Президентом в соответствии с законом

 2.6. Роль местного самоуправления в формировании правового государства.

Мы знаем, что в политическую систему входит также местное самоуправление.    За   то,    чтобы   в   наших   городах,    поселках,

селах, районах исправно действовала сеть коммуникаций и инфра структуры (дороги,  водо- и  теплоснабжение,  уборка территорий, освещение, организация торговли и т. д.), чтобы сохранялась окружающая среда, чтобы места нашего проживания были комфортны и безопасны, чтобы действовали учреждения образования   и здравоохранения, ответственны мы сами. Эту ответственность Конституция определяет, как наше право организовывать нашу жизнь самостоятельно.

И поэтому «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» [7,Конституция РФ, ст.  12].

Но если муниципальная власть не входит в систему органон собственно государственной власти, то не означает ли это, что местное самоуправление вне политики? На наш взгляд - нет.

На самом деле местное самоуправление образует тот фундамент, на котором строится вся наша политическая система. И, в конечном счете, именно от прочности фундамента зависит судьба и будущее России. Логично будет задать следующие вопросы.

Какую роль играет местное самоуправление в политической системе? Какие примеры могут проиллюстрировать значение местного самоуправления?

Муниципальная власть существует в двух видах — как закон о дательная и как исполнительная. Местные законы принимают городские думы, поселковые или районные советы в рамках своей компетенции. А управление осуществляют администрации, главы которых избираются либо местным населением напрямую, либо местным законодательным собранием. В этих выборах также принимают участие общероссийские политические партии, но столь же велика роль личного решения каждого гражданина. Ведь, выбирая муниципальную власть (депутатов, советников, мэров, глав администрации), мы голосуем за тех, кто живет рядом с нами, кого мы хорошо знаем по делам.

И именно выбор местной власти в первую очередь показывает нам самим, насколько мы способны осуществлять самоуправление. Насколько мы не просто обыватели, т. е. жители, ожидающие заботы о себе и решения всех проблем откуда-то «сверху», а граждане, способные самостоятельно строить свою жизнь, избирать достойную власть и нести ответственность за свой выбор. Не научившись делать это на том уровне, который ближе всего к нам, мы не суме ем создавать эффективную и ответственную государственную власть. А государственная власть обретает эти качества только тогда, когда видит перед собой не разрозненное население, а сообщество граждан, хорошо понимающих и умело отстаивающих свои права и интересы. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти РФ. Никакой государственный орган не вправе вмешиваться в решения местного характера, если они приняты в рамках закона. Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.

Глава 3. Проблемы формирования правового государства в России

Вопрос о соотношении права и государства с давних пор разрешается с двух диаметрально противоположных точек зрения. Одними в качестве правовых норм признавались только те, которые фиксировались в нормативных актах государственных органов и должностных лиц; другие полагали, что право существовало и существует до и вне деятельности государства, что оно само является порождением права.

Конструктивный подход был иной, право и государство неразделимы, если вести речь о кардинальных причинах их появления в обществе, если рассуждать об; их исторических судьбах, если анализировать их социальные роли (функции). Право и государство взаимосвязаны, взаимообусловлены. Они взаимно формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.

Право оказывает на государство решающее влияние. В правотворческой деятельности все органы государства должны следовать требованиям жизни, растворенной в ней "правде". В  правоисполнительной и правоохранительной деятельности все органы, все должностные лица должны следовать праву, выраженному в законах и основанному на законе иных актов государства. Все органы государства создаются и функционируют не иначе, как только на основе закона, в пределах той компетенции, которая зафиксирована в нормативных правовых актах.

Долгое время в России господствовала позиция, по которой главенство отдавалось государству (этатистский подход). В последние годы акцент делается на роли права по отношению к государству. Отсюда приобрела значение теория правового государства.

Правовое государство мыслится как альтернатива авторитаризму и тоталитаризму.

Идея формирования правового государства существовала в России и в дооктябрьский период, и после Октября 1917 года. Однако в силу ряда причин правовому государству не суждено было утвердиться. Назовем некоторые из них.

•        право в России никогда не имело необходимого условия ценности и само ценности,

•        правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии;

•        гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархии, верховном правителе  и т.д.;

•        стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом свою волю;

•        протяженность границ, пестрый национальный состав, исторические условия формирования российской государственности способствовали имперскому сознанию и имперским методам властвования;

•        обесценение права и закона в ходе революции и гражданской войны;

•        отсутствие правовой культуры в революционной среде, включая правящий класс;

•        возвышение исполнительных органов над законодательными;

•        возвеличивание карательных учреждений;

•        культ вождя.

Для формирования правового государства необходимо, чтобы были учтены все революционные идеи правовой государственности, которые разрабатывались прогрессивными мыслителями,  начиная от античности до наших дней: Платона, Аристотеля, Цицерона, Д.Локка, Т.Джефферсона, И.Канта, Г.Гегеля, А.Радищева, Н.Коркунова, П.Новгородцева, Н.Бердяева и др.

Основными чертами и признаками правового государства, как отмечалось выше, принято считать следующие:

•        верховенство права и закона во всех сферах общественной жизни;

•        связанность государства правом и законом, провозглашение принципа законности в деятельности государственных органов и организаций граждан;

•        разделение властей в государстве;

•        взаимная ответственность государства и личности;

•        реальное обеспечение прав и свобод граждан и конституционная защита этих прав и свобод.

Для России это означает, что для реализации ст.1 Конституции РФ , которая

провозглашает нашу страну правовым государство, необходимо создать мощную материальную основу, высокий уровень общей и правовой культуры и активизировать все формы демократии.

В условиях ориентации на свободный рынок естественны деэтатизация социальной жизни, свертывание командных методов руководства и управления. В связи с созданием института президентской власти  необходимо повышение авторитета и роли представительных органов , совершенствование законодательства и создание  единой системы контроля и надзора  за его проведением в жизнь.

Глава 4. Правовое государство и суверенная демократия:  перспективы развития в современной  России.

Основной Закон страны определил Россию в качестве демократического государства. Это означает, что демократия как политический режим, в котором действует наша политическая система, — осознанный выбор российского народа. Однако реализовать этот выбор удалось далеко не сразу, и по вполне объективным причинам.

Созданная Конституцией новая политическая система в 90-е гг. прошлого века действовала в условиях мощных социально-экономических перегрузок. Ведь именно в этот период осуществлялась радикальная реформа прежней, централизованной социалистической экономики и создавались основные условия для перехода к экономике рыночной.

Формально все институты политической системы во второй половине 90-х гг. продолжали действовать как органы народоправия. Однако гражданское общество, будучи расколотым, не могло эффективно контролировать политическую систему. Поэтому реальная власть попала в руки немногих, получивших огромные богатства в виде акций предприятий топливно-энергетического комплекса, цветной металлургии и др., поставлявших свою продукцию на экспорт.

Интерес группы сверхбогатых, которых стали называть олигархами, состоял в одном: используя огромные доходы от собственности, полученной от государства на развитие российской экономики, влиять на все уровни власти (от муниципальной до федеральной), с тем чтобы получить еще больше собственности, а в конечном счете и полностью подконтрольную себе власть.

Олигархический режим, основанный на коррупции власти, разлагал Россию как федерацию. Страна распадалась на относительно благополучные регионы (не более десятка) и регионы, в которых нарастала нищета, и усиливалось чувство безнадежности у большинства населения. Губернаторы, избиравшиеся всенародным голосованием, по существу, превратились в обслуживающий персонал тех или иных олигархических групп, поскольку их выборы финансировались такими группами.

Суверенитет и территориальная целостность России были подорваны в августе 1996 г., когда секретарь Совета безопасности А. Лебедь подписал в городе Хасавюрте соглашение с сепаратистами (по сути, с агентами международного терроризма), воевавшими в Чеченской Республике против федеральных войск. Предоставление этой российской территории неопределенного статуса до 31 декабря 2001 г. означало, что от России была оторвана ключевая республика не только Северного Кавказа, но и всей южной границы страны.

Именно с этой территории в августе 1999 г. и была осуществлена террористическая интервенция против Республики Дагестан, а затем террористами были совершены варварские взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. По существу, Россия подверглась атаке международного терроризма на два года раньше Соединенных Штатов, для которых днем национальной трагедии стало 11 сентября 2001 г.

Избранный в 2000 г. Президент Владимир Путин, получив непростое наследство 90-х гг., должен был решать основную и самую трудную задачу — восстанавливать государственность России. Способ восстановления состоял в том, чтобы перевести политическую систему из режима олигархии в режим демократии. Это означало необходимость перекрыть каналы решающего влияния олигархов на все основные политические институты. В то же время надо было так реформировать эти институты, чтобы их деятельность позволяла российскому народу укреплять свое государство.

Эти внутренние изменения также должны были помочь России в глобальной конкуренции, прежде всего защитив ее от попыток со стороны некоторых стран с развитой экономикой и длительной традицией демократии навязать свой контроль над экономикой, внутренней и внешней политикой.

Российское демократическое государство и все мы как гражданское общество нуждались в восстановлении своего полноценного суверенитета. Эта цель и получила определение «суверенная демократия».

В чем же смысл этого словосочетания?

Дело в том, что в глобальном мире разделение государственной жизни на внешнюю и внутреннюю становится все более условным. Многие государства (в том числе и Россия) признают приоритет (верховенство) некоторых международных правовых актов над внутренним законодательством, тем самым добровольно ограничивая свой суверенитет. Но, как мы знаем из предыдущих глав, в глобальном мире идет постоянная борьба за контроль над стратегическими ресурсами, за влияние на определенные регионы мира, за продвижение интересов некоторых стран в качестве приоритетных.

В такой ситуации попытки одних стран навязывать другим (например, России) некоторые «стандарты демократии», оценивать ход политических реформ и задавать их направление, диктовать цели во внешней политике — все это объективно вызывает потребность в создании такой демократии, которая может управлять собой свободно и самостоятельно, а не в результате давления или приказов извне. Этот смысл и передает краткое и емкое словосочетание «суверенная демократия».

Суверенная демократия — это эффективное самоуправление свободных людей. Это неотъемлемый признак гражданского общества и правового государства.

Следует отметить, что задача формирования суверенной демократии была решена отнюдь не всеми государствами — бывшими республиками Советского Союза. В зависимости от того, как та или иная республика эту совсем непростую задачу решает, Россия и строит свои отношения на так называемом постсоветском пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями

Итак, основными принципами правового государства являются:

   1. Демократизация общества;

   2. Верховенство закона;

   3. Правовая защищенность человека;

   4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строительства.

 Сегодня в нашем государстве предпринимаются попытки  претворить идею построения правового государства  в жизнь. Формирование правовой государственности в России - это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, построения современного демократического гражданского общества.

Вот это и есть, на мой взгляд, предпосылки построения правового государства.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время принято очень много законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. В Конституции страны получили закрепление важнейшие принципы конституционного строя Российской Федерации:

- интересы личности - это  есть и интересы государства (в этом суть ст. 2 Конституции);

  - разделение властей ( верховенство права невозможно без разделения властей, закрепляя этот принцип, Конституция (ст. 10) предполагает три ветви государственной власти: законодательную ( гл.5), исполнительную(гл.6) и судебную( гл.7),  при этом судебная власть по значимости - это не третья власть, а одна из трех равноправных властей);  

- гарантированности естественных прав человека, (Гл.2 Конституции РФ),

-  попытка построить общефедеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти в субъектах Российской Федерации на принципах правовой государственности ( Гл.3 Конституции РФ);

 - задача Президента как главы государства и гаранта Конституции - обеспечивать взаимодействие и согласование властей  (Глава 4, ст.80 Конституции РФ.  Президент Российской Федерации, суды посредством присущих им полномочий тоже принимают меры для этого, содействуют достижению согласованности, взаимодействия (Глава 7. Судебная власть Статья 118 Конституции РФ).

Однако законодательного закрепления положений, составляющих суть принципов правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. В реальной жизни стали заметно более распространенными факты грубейшего нарушения важнейших прав и свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию.

Поэтому для реального построения правового государства в России необходимо:

•        повысить общую культуру населения, чтобы она могла стать частью мировой цивилизации;

•        построить развитую экономику, создать мощную материально-техническую базу с высокоэффективными технологиями;

•        обеспечить высокий уровень материальной обеспеченности граждан;

•        создать стабильную политическую обстановку, решить национальный вопрос;

•        создать развитую правовую систему, повысить правовую культуру и правосознание граждан, обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительных органов.

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.

Предпосылкой формирования правового государства следует считать сравнительно высокую общую культуру населения. Достаточно высокий уровень культуры населения предполагает развитую систему образования и воспитания, социально-бытового и медицинского обеспечения, свободное развитие науки и искусства, художественного творчества, взаимное уважение людей, интеллигентность, добропорядочность, милосердие, честность, возможность всестороннего развития личности, в первую очередь, ее духовного мира. Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры. Уважение и соблюдение Конституции, законов всеми членами общества, всеми должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления - неотъемлемая черта демократического государства.

Цивилизованное законодательство, авторитетное и независимое правосудие, профессионализм в охране правопорядка и общественной безопасности - непременная черта правовой государственности.

Важнейшим фактором формирования правовой государственности является высокий уровень развития экономики страны и материальной обеспеченности населения. В бедной стране, находящейся на низком уровне экономического развития, невозможно построение правового государства. Развитая экономика, высокий материальный достаток у населения и нормальные социально-бытовые условия людей служат базой для развития общей культуры народа и способствуют становлению гражданского общества и формированию правовой государственности.

Важнейшей задачей построения правовой государственности в Российской Федерации является утверждение принципов господства права в сфере межнациональных отношений, в национально-государственном строительстве, в формах федеративной организации российской государственности. Россия - многонациональная страна,( Преамбула Конституции РФ) и НАМ необходимы мир и национальное согласие. Решение национального вопроса - залог стабильности и порядка в обществе и государстве.

Сейчас в нашей стране происходят сложные процессы в развитии государства и права. Идет процесс становления новой государственной и правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Развитое правовое государство и гражданское общество формируются при условии ориентации на социальную справедливость, освобожденную от крайностей эгалитаризма. Путь к правовому государству  долгий и трудный, полный опасностей, заблуждений и иллюзий. Многие государства сотни лет  шли  к демократии, расплачиваясь слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опираться на тщательно продуманную стратегию и тактику. Без опыта других государств не обойтись, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями и реалиями.

Список использованной литературы

  1. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др.; Теория государства и права. Учебник /под ред. С.С. Алексеева. 1998 г.324 с.
  2.   Абдулаев М.И. Теория государства и права. 2 -е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004. — 410 с.
  3.  Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция. - 2000. - 105с.
  4. Зудин. А.Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. № 1.
  5. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. 432 c
  6.  Кистяковский  Б. А.  В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. — М.: Правда, 1991. — С. 122—149.
  7. Конституция Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. М.: Изд-во: Эксмо, 2014.-112 с.
  8. Кутафин О.Е. Основы государства и права. Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 416 с.
  9. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права - М, 2005
  10. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - 656с.

          11. Проблемы общей теории права и государства/под ред. В. С. Нерсесянца. - М, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Конституция России - путь к правовому государству"

Проект создан учениками 10 класса к 20-летию Конституции России....

Социальный проект "Конституция РФ - путь к правовому государству"

Проект «Конституция России – путь к правовому государству», посвящен 20-летию Конституции РФ.  Необходимость появления такого проекта  вызвано следующими обстоятельствами.   Для ка...

Социальный проект «Конституция России – путь к правовому государству» Проект «Это наша земля, и мы за неё в ответе»

Проект направлен на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, формирует навыки правовой культуры, знания об основах конституционного строя ...

Конституция России – путь к правовому государству.

Классный час  на тему "Конституция России-путь к правовому государству"...

Информационно-просветительский проект «Конституция России – путь к правовому государству»

Информационная карта проекта Название проекта: ««Конституция России – путь к правовому государству» Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Берд...

Конкурс ученических проектов: «Конституция России – путь к правовому государству»

В данной работе сделана попытка ответить на вопрос, является ли Россия правовым государством, рассматриваются отдельные положения Конституции Российской Федерации, выносятся  предложения по орган...