«Образование в России IX-XVIII вв.»
методическая разработка по истории по теме

Сахарова Людмила Николаевна

Девиз урока!

«Мир освещается солнцем, а человек знанием» 

Цель урока

Дать представление учащимся об основных достижениях  образования  и просвещения от  Древней Руси до России XVIII века.

 

Задачи урока

1. Охарактеризовать разные системы     образования в России  в различные исторические эпохи.

2. Развивать память, логическое мышление, умение работать с историческими документами.

3. Воспитывать интерес к  изучению истории своей страны. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области « Ликино-Дулевский индустриальный техникум» ГБОУ СПО МО « ЛиДИТ » по истории на тему: «Образование в России IX-XVIII вв.» Преподаватель: Сахарова Л.Н . 2011-2012 учебный год Презентация

Слайд 2

В Древней Руси образование не играло важной роли, кроме детей богатых бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке. Первые школы на Руси

Слайд 3

Основную часть населения составляли крестьяне, которые днем и ночью занимались обработкой своих земель, и угодий собственного хозяина. Но ситуация начала меняться в период крещения Руси.

Слайд 4

Первые школы на Руси была учреждены в 988 году в городе Киеве. Зарождение образования в Киевской Руси началось только тогда, когда князь Владимир Святославович начал проводить крещение народа. Глиняная дощечка. Писало.

Слайд 5

Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу. Обучение воспринималось многими как пытка.

Слайд 6

Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.

Слайд 7

Созданная кня-зем Владимиром школа имела на-звание «Книжное учение», и явля-лась настоящим дворцовым учеб-ным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. Ведический словарь древней Руси.

Слайд 8

Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.

Слайд 9

В мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское учили-ще , основателем кото-рого является князь Всеволод Ярославо-вич . Его дочь, Анна Всеволодовна одно-временно и возглав-ляла училище, и обу-чалась наукам. Только здесь молодые деву-шки из богатых семей могли обучиться гра-моте и различным ремёслам.

Слайд 10

Впервые, термин «школа» появился на Руси в 1382 году. По общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания.

Слайд 11

В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах.

Слайд 12

Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми. С 15 века учреждения при монастырях перестают строиться, и появляются частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты».

Слайд 13

В 1682 г. в Москве открылась Заиконоспасская школа, положившая начало будущей Славяно-греко-латинской академии (1687 г.) Заиконоспасская школа Славяно-греко-латинская академия

Слайд 14

В начале 17 века изучение наук и искусств в школах началось по новому. В эпоху Петра 1 открывается первая школа в городе Киеве по систематическим наукам, которые сам царь называл новым шагом в образованности каждого человека.

Слайд 15

Именно с эпохой Петра 1 историки свя-зывают значительные преобразования в обра-зовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые шко-лы , но и новые учили-ща и лицеи. Основ-ными и обязательными предметами для изуче-ния становятся матема-тика , навигация и медицина. Академия наук

Слайд 16

В годы правления Петра I проблема школы, образования детей и молодежи становится государственной проблемой. В России начала создаваться система светского образования, которая действовала наряду с системой духовного просвещения.

Слайд 17

Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия, основанная в начале XVII в.

Слайд 18

В 1700 г. Петр I основал в Москве математическую школу (математических и навигационных наук) для дворянских и приказных детей. С 1701 по 1715 год Школа находилась в Моск-ве в Сухаревой башне, в верхних этажах которой была астрономическая об-серватория . Астрономия входила в обязательный курс старшей школы. Далее были открыты шко-лы адмиралтейская, артил-лерийская , инженерная и две горных на Урале.

Слайд 19

В 1715 г. школа навигационных наук получила название Морской академии и была перенесена в Петербург. Обе академии Морская и Славяно-греко-латинская способствовали образованию сети низших школ, учрежденных Петром I в провинции.

Слайд 20

Задумав основание Академии наук, Петр I решил присоединить к академии университет и гимназию (1725 год).

Слайд 21

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА I Возникла система профессионального образования Открылось большое количество школ - цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Навигацкая , Артиллерийская, Инженерная школы и др. Молодых дворян отправляют за границу на учебу Учеба стала одним из видов государственной службы Изменилось содержание образования: на первом месте – не церковные, а светские науки Создаются светские учебники, и издается первая печатная газета «Ведомости» Основана в1714 году первая библиотека Создан первый музей – Кунсткамера в 1714 году в Петербурге Создана Академия наук в 1725 году Развивается отечественная наука: внедряются русские изобретения, организуются географические, геологические и иные экспедиции Введено новое летоисчисление с 1 января 1700 года, от Рождества Христова.

Слайд 22

Развитие искусства в Европе подвигло графа И. И. Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости основать Академию художеств. Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 году в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.

Слайд 23

И песнь тебе, прекрасный храм наук, Где наши дни в беседах протекали; Где русские дух русский воспитали, Где весел труд и радостен досуг. Академия художеств

Слайд 24

Схема «Школы в России XVIII век» ШКОЛЫ В РОССИИ Специализированные школы: - навигатская - артиллерийская - горные - инженерные Школы для дворян - частные пансионы - шляхетские корпуса Школы для духовенства Духовные школы и семинарии Низшие школы епархиальные цифирные гарнизонные адмиралтейские Высшие образования и наука: - Славяно-греко-латинская академия - Московский университет - Академия художеств - Смольный институт - Сухопутные шляхетские корпуса Школы для горожан городские и мещанские училища

Слайд 25

12 января 1755 года - Елизавета Петровна поставила свою подпись под указом "Об учреждении Мос-ковского универси-тета ". Текст доку-мента представил просвещенный вельможа, покрови-тель и друг Ломо-носова Иван Ивано-вич Шувалов. В день подписания указа по-миналась Святыя му-ченица Татиана . Первое здание Московского университета

Слайд 26

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО вначале университет размещался на месте нынешнего Исторического музея? В дальнейшем предполагалось построить для него здание на Воробьевых горах, Баженов даже составил проект, но построили его на Моховой, по проекту Казакова. А на Воробьевых горах здание МГУ все-таки построили, правда, спустя почти 200 лет и, конечно, не по проекту Баженова.

Слайд 27

Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова

Слайд 28

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО при открытии, в 1755 году, университет состоял из трех факультетов – медицинского, философского и юридического, а сейчас в МГУ уже 24 факультета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука и образование в России во второй половине XVIII века

Учитель, опираясь на материалы урока, имеет возможность вызвать личную заинтересованность ученика в изучении истории России (период правления Екатерины II) посредством включения эмоциональной сферы ре...

Тест 20. Культура и образование в России во второй половине XVIII в.

Тест 20. Культура и образование в России во второй половине XVIII в....

Сценарий урока по теме «Наука и образование в России во второй половине XVIII в.»

Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 8-м классе....

Образование в России в XVIII веке

Образование в России в XVIII веке...

«Образование в России во второй половине XVIII века»

Технологическая карта урока истории на тему: «Образование в России во второй половине XVIII века»...

«Образование в России во второй половине XVIII века»

Технологическая карта урока истории на тему: «Образование в России во второй половине XVIII века».Предмет: история...