Рабочая программа по истории 10 класса (базовый уровень)
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Глазкова Галина Николаевна

Рабочая программа включают материал по Всеобщей истории и истории России.

Данная программа предназначены для учащихся 10 класса общеобразовательной школы (базовый уровень). 

Программа "История России" рассчитана на 40 часов в год, «Всеобщая история» - 27 часов.

УМК: 

  1. Уколова В,И., Ревякин А.В.«Всеобщая история» М., «Просвещение» 2009 г.
  2. Борисов Н.С., Левандовский А. А. «История России с древнейших времен до конца 19 в.» (базовый уровень) М., «Просвещение» 2009 г., ч.1, 2

Рабочая программа  включает пояснительную записку, учебно – тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, содержание учебной дисциплины, перечень учебно - методического обеспечения, приложение.  В программе представлены содержательные линии, отражающие обязательный минимум исторического образования.

В календарно-тематическом планировании определены темы, сроки  и количество часов изучаемой темы.

Данная рабочая программа соответствует предъявляемым требованиям к её составлению и рекомендуется к использованию в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._pr._ist_v_10_kl.doc354 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Владыкинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

«Рассмотрено»                                       «Согласовано»                                           «Утверждено»

на заседании МГ «Мыслитель»     Заместитель директора по УВР                 Директор МОУ

 (руков. Терешина Г.А.)                  МОУ «Владыкинская сош»                       «Владыкинская сош»                        

_____________________                 Лизункова М.С._________                         Черкашина М.С.______

Протокол № ____ от                          «___»____________2013 г.                      Приказ № ____                    «___»_________2013 г.                                                                                          «___»________2013 г.                    

                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

ДЛЯ 10 КЛАССА

УЧИТЕЛЯ I КВ. КАТЕГОРИИ

ГЛАЗКОВОЙ Г.Н.

Принято на заседании

   педагогического совета

  Протокол №____

       от «__»_________ 2013 г.

2013 - 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

             Данная программа предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательной школы и  разработана на основе:

  1. Стандарта среднего (полного) общего образования по истории;
  2. ФБУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
  3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  4. Федеральной примерной программы общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом от 7 декабря 2005 г. № 302;
  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в средней школе связан  в большей степени с усвоением исторической информации и способностью воспроизводить  изученный материал, а также  анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Изучая историю на ступени среднего (полного) общего образования учащиеся дополняют и расширяют исторические знания, полученные в основной школе, продолжают обучение оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. 

При этом на ступени среднего (полного) общего образования изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Актуальность, новизна: отличительные особенности программы заключаются в том, что данная программа реализуется через принципы многофакторного подхода к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность истории и поиска фактов из различных источников; акцент на сравнение процессов поисково-исследовательского навыка с помощью информационных технологий. Рабочая программа по истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне, рассчитана  на 70 часов.

Курс истории на ступени  среднего (полного) общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Предмет «История» входит в образовательную область «Обществоведение» и преподается самостоятельно. Основные содержательные линии базового уровня исторического образования  на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов истории – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их  последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов (по усмотрению учителя). Внутренняя периодизация курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Изучение каждого из этих куров основывается на проблемно – хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 10 класса.

класс

Объем учебного времени

История России

Всеобщая история

Резерв учебного времени

10 класс

70 часов

История России (С древнейших времён до середины 19 века)- не менее 36 часов

Всеобщая история (с древнейших времён до середы 19 века)- не менее 24 часов

10 часов

В рабочей программе предусматривается  следующая система распределения учебного материала:

10 класс

Объем учебного материала- 70 часов

История России -40 ч.

Всеобщая история - 27 ч.

резерв учебного времени - 3ч.

Изменение распределения учебного материала по истории России предусматривается за счет резерва учебного времени, в том числе по темам:

Название темы

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

Русь в  начале 9 - 12 веках

4 часа

5 часов

Россия в середине 18- середине 19 веков.

9 часов

13 часов

Количество часов учебного времени по всеобщей истории изменено из-за включения в рабочую программу повторительно - обобщающих уроков, которые не предусматриваются в примерной программе. Оставшийся резерв учебного времени в количестве 2 часа предусматривается для организации итогового повторения.

Сроки реализации программы: 1 год, 70 часов в год, 2 часа в неделю.

Тип рабочей программы – адаптированная. 

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды  принципы с мировоззренческими системами
  • Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
  • Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками
  •  применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. 

        Задачи:

Образовательные:

  • Учить подростков видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;
  • Обучать активным формам деятельности в обстановке информационной  и творческой работы;
  • Мотивировать познавательную деятельность методом практического применения полученных знаний;
  • Обучать самостоятельной работе с библиографическими источниками;
  • Формировать систему ЗУН по предмету
  • Формировать навыки поиска информации в Интернете и на электронных носителях;

Развивающие:

  • Развивать уверенность в реализации личностных качеств;
  • Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
  • Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремленность в овладении  знаниями, самореализации, самосовершенствования;
  • Воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;
  • Воспитывать активную жизненную позицию.

На уроках истории применяются следующие методы и приемы:

 - работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, телевидение, Интернет);

 - беседа, самостоятельная работа, наблюдение;

 - работа со схемами, наглядными пособиями;

 - урок-игра, реферативная работа, работа с исторической картой и т.д.

Режим занятий: классно-урочная система.

Реализация программы исторического образования на ступени полного (среднего) общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках профильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).  

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).

Система оценки достижений учащихся: ответы учащихся оцениваются по пятибалльной системе, исходя из развернутости устного ответа или полноты выполненных письменных работ.

Устный ответ:

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме, устная речь развита.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное /наводящие вопросы учителя, помощь учащихся/, в ответе имеются существенные ошибки

Оценка «2» - основное содержание материала не раскрыто, имеются серьезные затруднения при устном ответе.

Оценка «1» -  изучаемый материал не изложен учащимся

Тестовые задания:

100 % - 90 % выполненной работы –  оценка «5»

90-75 %  - «4»

70-50 % - «3»

Менее 50% - «2»

         

Учебно-тематическое планирование

По истории

Класс: 10

Учитель: Глазкова Г.Н.

Количество часов: всего 70 часов, в неделю 2 часа. Из них 27 часов на изучение «Всеобщей истории» и 40 часов «Истории России»

Плановых контрольных уроков____, зачетов____, тестов_____;

Административных контрольных работ___________

Планирование составлено на основе Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Учебник: 

  1. Уколова В.И., Ревякин А.В.Всеобщая история  /С древнейших времен до конца XIX /. М., «Просвещение» 2008 г.
  2. Борисов Н.С. «История России с древнейших времен до конца XVII века. ч.1» 10 класс/ М., «Просвещение» 2009 г.
  3. Левандовский А.А. «История России XVIII – XIX вв. ч.2» 10 класс/ М., «Просвещение» 2009 г.

Календарно – тематическое планирование по курсу истории 10 класса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Календарные сроки

1.

Введение. Историческое познание сегодня.

1

03.09

2.

Первобытность 

Предыстория

1

1

05.09

Древний мир

2

3.

Ближний Восток

1

10.09

4.

Индия и Китай в древности

1

12.09

Античность

5

5.

Древняя Греция. От первых государств до расцвета полисов

1

17.09

6.

Древняя Греция. От полисов к эллинистическому миру

1

19.09

7.

Древний Рим. От возникновения города до падения республики

1

24.09

8.

Древний Рим. Римская империя

1

26.09

9.

Обобщение темы: «Античность»

1

01.10

Средневековье

6

10.

Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы

1

03.10

11.

Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира

1

08.10

12.

Византийское Средневековье

1

10.10

13.

Исламский мир в Средние века

1

15.10

14.

Индия, Китай и Япония  в Средние века

1

17.10

15.

Обобщение темы: «Средневековье»

1

22.10

Возрождение. Новое время

12

16.

Возрождение как культурно-историческая эпоха

1

24.10

17.

Новое время.

Экономика и общество. Возникновение мирового рынка

1

29.10

18.

Общество и экономика «старого порядка»

1

31.10

19.

Промышленная революция. Индустриальное общество.

1

20.

Духовная жизнь общества

Религия и церковь в начале Нового времени

2

1

21.

Наука и общественно-политическая мысль. Художественная культура.

1

22.

Политические отношения

Государство на Западе и Востоке.

3

1

23.

Политическая революция XVII века

1

24.

Становление либеральной демократии

1

25.

Международные отношения

Встреча миров: Запад и Восток в Новое время

2

1

26.

«Европейское равновесие». XVII –XVIII вв. Конфликты и противоречия XIX в.

1

27.

Обобщение курса Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века

1

ИСТОРИЯ РОССИИ

1.

Введение

1

Древнерусское государство в IX – XIII веках

6

2.

Восточные славяне в VI – IX веках. Образование Древнерусского государства

1

3.

Киевская Русь

1

4.

Культура Киевской Руси

1

5.

Русские земли в XII – начале XIII в. Наследники Киевской Руси

1

6.

Культура Руси в XII – начале XIII в.

1

7.

Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды.

1

Образование единого Русского государства в XIV – XV веках

4

8.

Усиление Московского княжества в XIV – первой половине XV вв. Куликовская битва.

1

9.

Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI вв.

1

10.

Основные этапы формирования крепостного права

1

11.

Культура Руси XIV-  XV вв.

1

Россия в XVI – XVII вв.

7

12.

Россия в XVI столетии

1

13.

Русская культура в XVI столетии

1

14.

Смутное время

1

15.

Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых

1

16.

Внешняя политика России в XVII в.

1

17.

Русская культура в XVII  столетии.

1

18.

Средневековая Русь среди других стран Европы и Азии.

1

Россия в эпоху Петра Великого

4

19.

Начало правления Петра I

1

20.

Реформы Петра I

1

21.

Внешняя политика Петра I

1

22.

«Культурная революция» в России в начале XVIII в.

1

Россия в середине и во второй половине XVIII века

5

23.

Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов.

1

24.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

1

25.

Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война.

1

26.

Внешняя политика России в XVIII веке.

1

27.

Царствование Павла I. Культура России в XVIII в.

1

Россия в первой половине XIX века

7

28.

Экономическое развитие в конце-XVIII  - первой половине XIX вв.

1

29.

Реформы Александра I.

1

30.

Борьба с Наполеоном.

1

31.

Период реакции. Декабристы

1

32.

Внутренняя политика Николая I.

1

33.

Внешняя политика России при Николае I.

1

34.

Общественное движение в годы царствования Николая I. Культура России первой половины XIX в.

1

Россия во второй половине XIX в.

5

35.

Начало царствования Александра II. Крестьянская реформа. Социально-экономическое развитие пореформенной России.

1

36.

Реформы 60 – 70 гг. XIX в.

1

37.

Общественное движение. Противостояние власти и революционеров в 70-х начале 80-х гг. XIX в.

1

38.

Внутренняя, внешняя политика и общественное движение в годы правления Александра III.

1

39.

Культура России второй половины XIX в.

1

40.

Обобщение курса истории России с древнейших времен до конца XIX в.

1

41-43

Повторение

3


Содержание тем учебного курса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ  (27 часов)

Древнейшая история человечества (2 ч)

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья (12 ч)

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Контрольные, тестовые, самостоятельные работы:

Новое время: эпоха модернизации (12 ч)

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в  XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.  

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Контрольные, тестовые, самостоятельные работы:

Повторение изученного 1 ч.

История России XIX век (40 часов)

История России – часть всемирной истории (не менее 2 ч)

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

Народы и древнейшие государства на территории России (не менее 4 ч)

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.  

Русь в IX – начале XII вв.  (не менее 4 ч)

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. 

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (не менее 8 ч)

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. 

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (не менее 9 ч)

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. 

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. 

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. 

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Россия в XVIII – середине XIX вв. (не менее 9 ч)

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба. 

Россия во второй половине XIX. (не менее 6 ч)

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Повторение изученного в курсе истории России (2 часа)

Контрольные, тестовые, самостоятельные работы:

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу

«История » в 10 классе

1. Курс  Всеобщая история

2. Курс  История России с древнейших времен до конца XIX века

В процессе обучения ученики должны:

Знать/понимать:

- место истории в системе современных знаний;

- место истории нового времени в общемировом историческом процессе;

Уметь:

- работать с текстом учебника: уметь ориентироваться в тексте; осуществлять выборочное чтение, находить вывод, главную мысль, озаглавливать текст;

- составлять простой и развернутый  план к параграфу учебника;

- составлять рассказ по опорным словам и словосочетаниям;

- объяснять употребляемые исторические термины;

- анализировать исторические явления, процессы, факты;

- обобщать и систематизировать полученную информацию;

- описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду людей, памятники культуры;

- составлять рассказ по содержанию иллюстрации;

- сравнивать (по предложенному плану) памятники культуры, предметы жизни и быта, выявляя общее и различное;

- определять последовательность исторических событий (раньше, позже), соотносить год с веком;

- показывать на исторической карте территорию и границы государств, крупные города, торговые пути, места сражений и др.;

- выполнять задания, направленные на выявление историко-временных представлений учащихся;

- решать познавательные задачи, в том числе проблемного характера;

- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии;

- осуществлять самоконтроль и самооценку

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- самостоятельно пополнять и использовать полученные знания по истории, в том числе из уроков литературы, ИЗО, исторического краеведения, внеурочной информации.

- выявлять личную позицию в оценке исторического персонажа, событий, процессов.

- оценивать исторический вклад народов в мировую историю, проявлять свое отношение к культурному наследию изучаемого периода.

Объяснять смысл  исторических терминов

Называть имена: а) наиболее известных правителей; б) основные положения  мировых религий; в) представителей и памятники культуры мира и отечественной истории.

Показывать на исторической карте местоположение основных исторических объектов и событий

Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни различных категорий  людей

Составлять описание и объяснять назначение памятников культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.

Называть характерные, существенные черты:

- политического строя в различных государствах;

- положения основных групп населения в обществах (правители и подданные, свободные и зависимые);

- религиозных верований людей

Перечень учебно – методического обеспечения:

I. Учебники

  1. Уколова В.И., Ревякин А.В.Всеобщая история  /С древнейших времен до конца XIX /. М., «Просвещение» 2008 г.
  2. Борисов Н.С. «История России с древнейших времен до конца XVII века. ч.1» 10 класс/ М., «Просвещение» 2009 г.
  3. Левандовский А.А. «История России XVIII – XIX вв. ч.2» 10 класс/ М., «Просвещение» 2009 г.

II. Рабочие тетради: -  

III.  Методическая литература для учителя:

  1. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России 10 кл. ,Москва, изд-во «Вако» 2007
  2. Поурочные разработки по новой истории 1800-1913 гг.,
  3. Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах.- М.: «Лист». 2004
  4. Методические рекомендации по использованию учебников истории в школе, Волгоград 2008 г.
  5. Журавлева О.Н. Тесты по истории  России XIX  в.
  6. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-256 с.
  7. Борзова Л.П. «Игры на уроках истории» М., 2004 г
  8. Календарь памятных дат.  Волгоград 2007 г.
  9. Как подготовить урок истории, М. 2004 г.

IV. Атласы и контурные карты.

V. Мультимедиа – ресурсы.

  1. Репетитор по истории Кирилла и Мефодия. – «Кирилл и Мефодий», 1999, 2002.
  2. История Отечества. Мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьютор. – Современный Гуманитарный Университет.
  3. Энциклопедия истории России 862-1917. CD-ROМ
  4. Всеобщая история /Древний мир. Средневековье/  
  5. Всеобщая история 7,8 классы. История Нового времени

VI. Нормативные документы.

  1. Стандарт полного (среднего) общего образования по истории (базовый уровень)
  2. Примерная программа полного (среднего)  общего образования на базовом уровне по истории
  3. Авторские рабочие программы по курсам истории.

VII. Оборудование:


Настенные карты

Отечественная история

  1. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в XIII в
  2. Великое княжество Литовское в XIII—XV вв[1].
  3. Крымская война. 1853-1856 гг.
  4. Народные движения в России в XVII в
  5. Отечественная война 1812 г
  6. Первая мировая война (1914-1918 гг.)
  7. Российское государство во второй половине XV - начале XVI в
  8. Российское государство во второй половине XVI в
  9. Российская империя в 1725-1763 гг. (Европейская часть)
  10. Российская империя в 1762-1800 гг. (Европейская часть)
  11. Российская империя в первой половине XIX в
  12. Русские княжества в XII - начале XIII вв.
  13. Смутное время в России в начале XVII в.

Всеобщая история

  1. Греция в IV в. до н.э
  2. Греко-персидские войны (500-478 гг. до н.э.)
  3. Древний Восток. Египет. Междуречье
  4. Древняя Италия в VII - начале III в до н. э
  5. Завоевания Римской Республики. II—I вв. до н. э. Восстание Спартака
  6. Завоевания Александра Македонского
  7. Индия и Китай в древности
  8. Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности
  9. Персидская держава в VI в. до н.э
  10. Римская империя в I—II вв. н. э
  11. Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи
  12. Арабы   в VII-IX вв
  13. Восточная Римская (Византийская) империя при Юстиниане I (527-565 гг.)
  14. Европа в конце IX - начале XI в
  15. Индия и Китай в средние века
  16. Западная Европа в XI - начале XIII вв. Крестовые походы
  17. Священная Римская империя в XII - середине XIII в
  18. Столетняя война (1337-1453 гг.)
  19. Франкское государство в эпоху Каролингов
  20. Важнейшие географические открытия и колониальные захваты (XV-XVII вв.
  21. Война за независимость английских колоний в Северной Америке и образование  США (1775-1783 гг.).
  22. Гражданская война в США (1861-1865 гг.).
  23. Европа в период наполеоновских войн 1799-1815 гг.
  24. Европа в 1815-1849 гг.
  25. Европа во второй половине XIX в.
  26. Мир в XVII-XVIII вв.
  27. Реформация и контрреформация в Западной Европе в XVI-XVII вв. 
  28. Соединенные Штаты Америки в конце XIX - начале XX в.
  29. Европа с 1870-по 1914 гг.

ТСО

ПК

VIII.  Дидактические, тестовые материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

История России:

  1. Россия на рубеже веков
  2. Внутренняя политика Александра I
  3. Реформаторская деятельность Сперанского
  4. Отечественная война 1812 г.
  5. Внутренняя политика Александра I 1815-1825 гг.
  6. Общественное движение при Александре I
  7. Выступление декабристов
  8. Контрольное тестирование (1, 2 в.)
  9. Внутренняя политика Николая I
  10. Общественное движение при Николае I
  11. Внешняя политика Николая I
  12. Наука, искусство и быт в первой половине XIX века
  13. Контрольное тестирование (1, 2 в.)
  14. Крестьянская реформа 1861 г.
  15. Либеральные реформы 60-70 гг.
  16. Общественное движение при Александре Ii
  17.  Революционное народничество
  18. Внешняя политика при Александре II
  19. Контрольное тестирование (1, 2 в.)
  20. Внутренняя политика при Александре III
  21. Внешняя политика при Александре III
  22. Положение основных слоев общества
  23. Общественное движение в 80-90 гг.XIX века
  24. Наука, искусство и быт во второй половине XIX века
  25. Контрольное тестирование (1, 2 в.)
  26. Итоговое тестирование по курсу истории России XIX века

Всеобщая история:

Приложения к программе

  1. Основные понятия курса:

Акция, анархизм, валюта, гражданское общество, идеология, империализм, индустриальная революция, индустриальное общество, капитал, капитализм, класс, конгресс, конкуренция, консерватизм, контрибуция, конфедерация, концерн, корпорация, либерализм, манифест, метрополия, милитаризация, монополия, модернизация, национализм, олигархия, политический режим, правовое государство, прогресс, радикал, реформа, синдикат, технология, трест, художественная культура, экономический кризис, эмиграция и др.

2. Примерная тематика рефератов:

  1. Киевские князья — герои древнерусских былин.
  2. Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы.
  3.  «Поучения Владимира Мономаха»: нужны ли они современным детям?
  4. Династические браки в эпоху Киевской Руси: их политическое и культурное значение.
  5.  «Собиратель русских душ» Сергий Радонежский..
  6. Откуда двуглавый орел «прилетел» в Россию? (Дискуссия о происхождении Российского государственного герба.)
  7. Иван Грозный
  8. Покровский собор — памятник единой России.
  9. Смутное время в России
  10. Ермак Тимофееевич
  11. «Тишайший правитель» «бунташного» века (царь Алексей Михайлович).
  12. Степан Разин в народных песнях и преданиях.
  13. Никон и Аввакум: противостояние духа и веры.
  14. Петр I и его реформы в оценках современников и историков.
  15. Петр I и Карл XII: сравнительная характеристика монархов и полководцев.
  16. Русское общество и американская Война за независимость.
  17. Дворянские прожекты ограничения монархии при Анне Иоанновне и Екатерине П.
  18. Взгляды М. В. Ломоносова на российскую историю.
  19. XVIII век — «золотой век» российского дворянства.
  20. Женщины-императрицы (коллективный портрет или историко-сравнительная характеристика).
  21. Екатерина II и Екатерина Дашкова — женщины XVIII века.
  22. Екатерина II и Павел I: конфликты семейные и государственные.
  23. Е. Пугачев в оценке современников, писателей, историков.
  24. С. Разин и Е. Пугачев: сравнительная характеристика.
  25. Российское общество и Великая французская революция.
  26. Можно ли было предотвратить войну с Наполеоном?
  27. Итоги Бородина: историческая дискуссия двух столетий.
  28. Кто сжег Москву? (Дискуссия о событиях 1812г.)
  29. Особенности превращения России в великую европейскую державу во второй половине XVIII века.
  30. Сравнительная характеристика русского оружия и военного искусства в определенную историческую эпоху.
  31. История России на памятнике «Тысячелетие России».
  32. История России в произведениях художника (...).
  33. История России в именах и фамилиях одноклассников.
  34. Русский быт в фольклорных и историко-литературных произведениях



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 8 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 68 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая  программа  по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным...