Рабочая программа история 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Гуторова Людмила Петровна

Рабочая программа составлена на основе программы

«История» 10 класс, базовый        уровень (70 ч). Авторы:  А.А. Данилов и Л.Г. Косулина.  Москва «Просвещение» 2009 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_istoriya_10_klass.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа

Змеиногорского района  Алтайского края

     

ПРИНЯТО  

школьным  методсоветом

Протокол № _______ от

«___» ____________2013

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________Ю.А. Куимова

Приказ №_____________от

«____» ____________2013г.

                                                                                               

  1. РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ИСТОРИЯ»

«Россия и мир. Древность.

 Средневековье. Новое время»

10 класс

(базовый уровень)

на 2013- 2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы 

«История» 10 класс, базовый         уровень (70 ч). Авторы:  А.А. Данилов и Л.Г. Косулина.  Москва «Просвещение» 2009 год

Составитель Гуторова Л.П.,

 учитель истории,

высшая квалификационная категория

Таловка 2013

ПРОГРАММА КУРСА  «ИСТОРИЯ»

«РОССИЯ И МИР. ДРЕВНОСТЬ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. НОВОЕ ВРЕМЯ»

10 класс

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа предмета «История» 10 класса класса разработана на основе:  Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 1312 от 09. 03. 2004,  авторской программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной Москва «Просвещение» 2009 год. Структура программы соответствует структуре учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта (издательство «Просвещение», 2012).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Срок реализации программы 1 год.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В  Рабочую программу внесены изменения. 

Рабочая программа выстроена в логике Программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» 10 класс. В соответствии с базисным учебным планом программа составлена на 70 часов.  На  итоговое повторение добавлено 2 часа.

            Курс истории ставит целью:     

овладение учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

Требования к подготовке учеников 10 класса:

Должны знать:

  • Даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий в России и мире в древности, средневековье и Новом времени;
  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в указанный период;
  • Изученные виды исторических источников.

Должны уметь:

  • Сравнивать исторические явления и события;
  •  Объяснять смысл, значение важнейших понятий;
  •  Уметь дискутировать, высказывать собственное суждение;
  • Читать историческую карту;
  • Группировать исторические события и явления по указанному признаку.

Способны решать жизненно-практические задачи: использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Применение современных образовательных технологий:

технология проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ технология.

Формы и методы обучения

 Диалог, беседа, дискуссия, консультация, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Формы проверки и оценки результатов обучения: 

устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2009
  2. Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2010.

Учебно – тематическое планирование курса «История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» 10 класс.

№ темы

Модуль (ГЛАВА)

КОЛ-ВО ЧАСОВ

Раздел I. Введение в историю  

4 ч

1.

Тема 1. Исторический процесс и историческая наука

4 ч

Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья

29 ч.

2.

Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира

 8 ч

3.

Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья

21 ч

Раздел III. Мир в Новое время

31 ч.

4.

Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время

17 ч

5.

Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества

14 ч

Обобщающее повторение

2 ч

Резерв

4 ч.

Итого:

 70

Контроль реализации программы

а) Стартовый контроль (результаты  уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя

б) Текущий контроль – после изучения  тем – проверочные тесты (тематические).                              в) Итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый тест – май 2013 г.

Календарно -тематический план 10 класс

Класс  10

Учитель  Гуторова Л.П.

Количество часов:

Всего 70 час; в неделю 2 час.

Планирование составлено на основе  Примерной программы по истории и Программы по истории для общеобразовательных учреждений под редакцией  А.А. Данилова «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время»

 Учебники:

 А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант  «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время.» 10 класс, М.: Просвещение, 2012 г.

п/п

Наименование раздела программы

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел I. Введение в историю

Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (4 ч)

1

История и исторический процесс

1

ИНМ

Что такое история? Историческое пространство. Историческое время. Исторический процесс и проблема единства истории. Периодизация исторического процесса.

Знать  многозначности понятия «история» и современных подходах к его пониманию; сущности исторического пространства, его эволюции, взаимосвязи общества и природы  в истории человечества; сущности исторического времени, его неравномерности; дискуссиях о сущности исторического процесса, его единстве и многообразии, различных подходах к решению вопроса о единстве истории; различных представлениях о периодизации всемирной истории.

Понятия: история, исторический процесс, историческое пространство, историческое время, формация, цивилизация, локальная цивилизация, периодизация всемирной истории

§ 1

02.09.-07.09

2-3

История и познание истории

2

КУ

Социальное познание и историческая наука. Что такое исторический факт? Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Терминология исторической науки. Краткая характеристика некоторых направлений историографии XX в.

Знать о некоторых особенностях исторического познания как формы социального познания; соотношении понятий «историческое событие» и «исторический факт»; сущности и видах исторических источников, задачах, стоящих перед источниковедением; терминологии исторической науки; теоретико-методологических подходах к осмыслению всемирно-исторического процесса, получившихся наибольшую популярность в исторической науке в XX в. (формационный подход, школа «Анналов», цивилизационный подход).

Понятия: социальное познание, историческое познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, формационный подход, цивилизационный подход

§ 2

02.09.-07.09

09.09-14.09

4

Зачем нужно знать историю?

1

КУ

Историческая наука в начале XXI в. Глобальная история. Альтернативная история. История и его роли. Социальные функции исторической науки.

Знать о некоторых проблемах, находящихся в центре  внимания современной исторической науки и широко обсуждаемых историками; некоторых вопросах, которые исследуются в рамках такого направления историографии конца XX – начала XXI в., как глобальная история; дискуссиях вокруг понятия «альтернативы истории; социальных функциях исторической науки и ролях, которые выполняет историк.

Уметь

Понятия: глобальная история, историческая альтернатива, социальные роли историка, социальные функции исторической науки.

Материалы для семинара

с. 23 – 25

09.09-14.09

Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья

Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (8 ч)

5

От первобытности к цивилизации. Древний Восток

1

КУ

Предцивилизационная стадия истории человечества. Неолитическая революция и ее историческое значение. Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в их формировании. Восточная деспотия, место в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы.

Знать о современных научных представлениях о предцивилизационной стадии развития человечества; современных подходах к решению вопросов о формировании человека современного типа (антропогенез); зарождении и развитии общества (социогенез); возникновении государства (политогенез); сущности и значении неолитическом революции; влиянии природоклиматических условий на процесс становления и развития древнейших цивилизаций Востока; сущности восточной деспотии и ее роли в развитии древневосточного общества; особенностях социальной структуры древневосточного общества; нормативных системах, регулировавших жизнь цивилизаций Древнего Востока.

Понятия: антропогенез, социогенез, политогенез, вобытность, цивилизация, праобщина, неолитическая революция, вождество, восточная деспотия.

§ 3

16.09-21.09

6

Античные цивилизации Средиземноморья

1

КУ

Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя. Кризис римского общества и Великое переселение народов.

.

Знать о современных научных представлениях о факторах формирования античных цивилизаций Средиземноморья, влиянии природно-климатических условий на процесс их становления и развития; причинах, последствиях и значений великой греческой колонизации; особенностях цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; сущности античного полиса, причинах его расцвета и гибели, важнейших полисных ценностях; своеобразии Афин и Спарты как двух типов древнегреческой общины; сущности эллинизма, формах и результатах синтеза античной и древневосточной цивилизаций; основных этапах истории Древнего Рима; сущности античного рабства и его роли в развитии цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; нормативных системах, регулирующих жизнь античных цивилизаций; причинах, проявлениях и результатов кризиса римского общества, причинах и значении Великого переселения народов.

Уметь

Понятия: античные цивилизации, великая греческая цивилизация, демос, тирания, демократия, полис, гражданская община, эллинизм, античное классическое рабство, патриции и плебеи, принципат, Великое переселение народов, варваризация, романизация

§ 4–5

16.09-21.09

7

Древнейшая история нашей Родины

1

КУ

Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны – варяги – русь.

Знать о явлении природно-климатических условий на замедление процесса становления цивилизации на территории нашей страны; существовании греческих городов-государств в Причерноморье, их влиянии и взаимодействии с местными племенами и народами; происхождении, расселении,  образе жизни восточных славян; тюркских народах на территории нашей страны; специфике норманнских экспедиций в Восточную Европу; том, какие точки зрения существуют по вопросу происхождения слова «Русь»; взаимовлиянии народов, проживающих на территории Восточной Европы.

Уметь

Понятия: колонизация, территориальная община, вече.

§ 6

23.09-28.09

8-9

Духовный мир древних обществ

2

КУ

Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности.

Знать о сущности концепции осевого времени; формировании и принципиальных особенностях буддийской, китайско-конфуцианской, иудейской, христианской культурных традиций; особенностях возникновения научного мышления в древности,

Уметь

Понятия: картина мира, мифологическая картина мира, осевое время, религии спасения, конфуцианство, буддизм, христианство, иудаизм.

§ 7

23.09-28.09

30.09-05.10

10-11-

Историческое наследие древних цивилизаций

2

КУ

Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Философские открытия древних цивилизаций. Алфавит и письменность. Художественные ценности древних цивилизаций.

.

Знать как факторы единства мира древних цивилизаций; влияние картины мира, сложившейся на Древнем Востоке, на всемирную историю (на примере шумерской модели мира); полисные ценности в идейном, духовном и политическом развитии человечества; роль римского права в формировании правовых институтов современности; величайшие философские открытия цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима; история возникновения различных систем письменности в Древности; художественные ценности древних цивилизаций; трудности, связанные с научным изучением истории Древнего мира.

Понятия: римское право, полис, цивилизация, духовные ценности

§ 8, материалы для семинара

30.09-05.10

07.10-12.10

12

Первобытность. Цивилизации Древнего мира. Урок-повторение 

1

КУ

Раздел II, с. 26-80

07.10-12.10

Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (21 ч)

13-14

Средневековая цивилизация Европы

2

КУ

Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Города в средневековом обществе. Сословное общество. Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Государство и церковь. Политическая роль папства. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV – XV вв.

Знать о современных научных представлениях о сущности Средневековья, различных подходах к его периодизации и значении в истории Запада и Востока; факторах формирования европейской средневековой цивилизации, роли античных и варварских начал в этом процессе; сущности и основных чертах сеньориального строя, подходах к пониманию сущности феодализма и соотношении понятий «Средневековье» и «феодализм»; особенностях средневековых городов и роли городов в средневековом обществе;  сословном строе, источниках и фирмах проявления социальных противоречий и их роли в развитии средневековых государств; особенностях государственности Средних веков, формах и этапах ее эволюции, сущности сословно-представительной монархии и роли органов сословного представительства в социально-политической истории Средневековья; значении христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации; причинах кризиса европейского средневекового общества в XIV – XV вв.

Понятия: Средние века, феод, община, социальный синтез, варварские королевства, папство, сеньориальный строй, сеньор, вассал, формы зависимости, домен, сеньория, бюргерство, сословный строй, сословно-представительная монархия, централизация, ереси

§ 9-10

14.10-19.10

15-16

Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века

2

КУ

Византийская империя. Арабо-мусульманский Восток. Китай, Индия, Япония в Средние века.

Знать о основных этапах и особенностях истории Византийской империи, ее значения для мировой истории; рождении, расцвете и упадке Арабского халифата, возникновении ислама и основных положениях мусульманского вероучения, роли арабо-мусульманской средневековой цивилизации в истории человечества; научных спорах о возможности применения понятия «Средние века к истории Востока; особенностях истории Китая, Индии, Японии в V – XV вв.

Уметь

Понятия: василевс, кодификация, Кодекс Юстиниана, православие, ислам, халифат, сунниты, шииты, конфуцианское государство, синтоизм.

§ 11

21.10-26.10

17- 18-

Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы

2

КУ

Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.

Знать о дискуссиях по проблеме генезиса феодальных отношений на Руси; дискуссиях по проблеме феодальной собственности на землю в Древней Руси; дискуссиях о характере древнерусской государственности; дискуссиях по поводу существования сословно-представительной монархии в средневековой России; природно-климатических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; геополитических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; влиянии православия на русскую политическую традицию и на ценностные ориентации населения

Понятия: Земские соборы, патернализм, сословно-представительная монархия, факторы самобытности, феодализм, феодальное землевладение, феодально-зависимое население.

§ 12

28.10-02.11

19-20-

Древнерусское государство и общество

2

КУ

Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX – X вв. Развитие русских земель в XI – первой трети XII вв. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение.

Знать о причинах и этапах образования Древнерусского государства; сути спора между норманнистами и антинорманнистами; характере Древнерусского государства в IX – X вв., возрастании роли киевского князя; сути лестничной системы передачи княжеской власти и ее противоречиях; смене «вертикального» принципа управления Древнерусском государством (исполнение сыновьями воли отца) на «горизонтальным» (договоры братьев между собой); решениях Любечского съезда князей и его значении; том, какие функции выполнял князь в Древнерусском государстве; том, какую роль в структуре древнерусской государственности играла княжеская дружина, об эволюции дружинных отношений; роли веча в Древнерусском государстве; организации, функциях и роли народного ополчения в Древнерусском государстве; том, что главной политической особенностью домонгольской Руси была определенная зависимость княжеской власти от народных собраний.

Понятия: общественный договор между князем и обществом, вече, киевский князь, местные князья, дружина, старшие и младшие дружинники, лестничная система передачи власти, межкняжеские усобицы, княжеские съезды, народное ополчение.

§ 13-14

11.11-16.11

21-22

Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства

2

КУ

Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество.  Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения.

Знать о дискуссии по проблеме причин раздробления Древнерусского государства; том, что в XII – XIII вв. Новгородская земля устойчиво держалась общинно-республиканских форм общежития; причинах и проявлении монархических черт княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве; том, что особенностью Галицко-Волынской Руси конца XII – первый половины XIII в. Была нестабильность княжеской власти при огромном политическом влиянии бояр; сущности и правлениях ордынского владычества на Руси; эволюции данических отношений; точках зрения на эволюцию княжеской власти и вечевой организации в период владычества; том, что одним из следствий монголо-татарских нашествий стало отделение юго-восточных русских земель от северо-западных и включение их в состав Литовского княжества; том, что русские земли в составе Литовско-Русское государства сохранили древнерусские демократические, общинные порядки.

Понятия: новгородская система вечевых органов, дворяне, ордынский выход, даннические отношения, система откупов, перепись населения, баскаки, ярлык, вассалитет, магдебургское право, «восточные» и «западные» политические влияния.

§ 15-16

18.11-23.11

23- 24

Особенности процесса объединения русских земель

2

КУ

Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.

Знать о причинах и особенностях объединения русских земель в единое государство; том, что почему лидером в политике «собирания» земель стало Московское княжество; том, что реальные шансы в споре с Москвой имели еще два политических центра – Тверское и Литовское княжества; том, что главным фактором возвышения Москвы стала политическая деятельность московских князей, а не выгоды географического положения; том, что было общего в политике московских и тверских князей и в чем принципиальное различие; положительном воздействии тверской политики на процесс становления великорусской государственности.

Понятия: преемственность власти, «тихая экспансия», «силовая консолидация», геополитическое положение, уния.

§ 17-18

25.11-30.11

25-26

Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV- начале XVII в.

2

Характер Московского государства во второй половине XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.

Знать о том, что освобождение от ордынского владычества и объединение русских земель в единое государство вызвали перемены в характере политической власти; новой системе центрального и местного управления, сложившейся при Иване III; том, что Иван III и Василий III проводили последовательную политику укрепления единодержавия, но в то же время они опирались на традиции общности, имевшие глубокие корни в российской истории; том, что реформы, проведенные правительством Избранной рады, преследовали цель создания сильной центральной власти, опирающейся на традиционное местное самоуправление. При том главным результатом реформ являлось создание системы управления, огранившей монархическую власть; дискуссии, ведущейся в исторической науке по поводу сущности опричной политики Ивана Грозного; попытках возрождения древнерусских традиций взаимоотношения «власти» и «земли» в период Смутного времени.

Понятия: самодержавие, централизация, Дворец, Казна, Боярская дума, боярин, окольничий, думные дьяки, станы, волости, наместники, волостели, кормление, тиуны, городовые приказчики, Избранная рада, стрелецкие полки, избранная тысяча, губные старосты, земские старосты, целовальник, воевода, «кормленичий окуп».

§  19-20

02.12-07.12

27-28

Социально-экономическое развитие России

2

Характер землевладения в X – начале XIII в. Структура землевладельческого населения в X – начале XIII в. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Подземельные отношения в период становления единого Русского государства.

Знать о особенностях социально-экономического развития русских земли в сравнении с западноевропейскими странами; том, почему в основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а землевладение свободных крестьян- общинников; категориях зависимого населения Древнерусского государства; том, почему подавляющую часть в домонгольской Руси составляли свободные крестьяне-общинники; том, почему в XII – XIV вв. происходит значительный рост княжеского церковного и боярского землевладения; изменения структуры землевладения в период становления единого Русского государства; процессе закрепощения крестьянства в XV – XVII вв.

Понятия: общинное землевладение, княжеское хозяйство, вотчина, церковное землевладение, княжеский домен, рядовичи, закупы, челядь, холопы, смерды, люди, поместье, помещик, оброк, барщина, Юрьев день, пожилое, «заповедные лета», урочные годы, крепостное право.

§21

09.12-14.12

29-30

Россия в средневековом мире

2

Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах  Древнерусского государства. Европейская политика  Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства.

Знать о особенностях геополитического положения Древнерусского государства; взаимоотношениях Древней Руси со своими южными соседями Хазарским каганатом, печенегами, тюрками, половцами; взаимоотношениях Древней Руси с Византийской империей; форме и принципах взаимоотношений Руси с европейскими державами; эволюции политики Руси в период ордынского владычества; внешнеполитических приоритетах и национально-государственных интересах Московского государства; стратегических целях московских государей на западном направлении; стратегических задачах и их реализации на восточном направлении внешней политики Московского государства

Понятия: геополитическое положение,  геополитическая ситуация.

§ 22

16.12-21.12

31-32

Человек в Древности и Средневековье

2

Человек в Древности и Средние века. Представления о времени. Представления о пространстве. Человек и его детство. Наука и знание в Древнем мире и Средние века.

Знать о современных научных представлениях об основных социальных ролях, которые играл человек в Древности и Средневековье; представлениях о времени, сложившихся в Древнем мире и в Средние века; особенностях восприятия людьми Древности и Средневековья пространства, способах его преодоления и освоения; отношении к знаниям на Древнем Востоке, в античной и средневековой Европе.

Понятия: социальные роли, цивилизация, духовные ценности Древности и Средневековья.

§ 23, материалы для семинара

23.12-28.12

33

Россия и мир в эпоху Средне-вековья.Урок контроля знаний

1

Раздел II, с. 80-207

13.01-18.01

Раздел III. Мир в Новое время

Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время (17 ч)

34-35

Раннее Новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному

2

        

Ранее Новое время и начало модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в ранее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение и Реформация. Великая научная революция XVII в. Европа в XVIII в.: кризис «старого порядка».

Знать о сущности процесса модернизации и содержании исторического процесса в ранее Нового время; причинах и значении Великих географических открытий; начале европейской колониальной экспансии и ее значении для истории Запада и Востока; экономике эпохи мануфактурного капитализма; особенностях социальной структуры европейского общества раннего Нового времени; сущности и значении Возрождения и Реформации; сущности великой научной революции XVII в.; месте XVIII века в европейской истории

Понятия: модернизация, ранее Новое время, Великие географические открытия, мануфактурный капитализм, мировой рынок, буржуазия, Реформация, Возрождение, лютеранство, кальвинизм, антропоцентризм, гуманизм, рационализм.

§ 24-25

13.01-18.01

20.01-25.01

36-37

Россия: особенности перехода к Новому времени

2

Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.

Знать о том, какие взгляды существуют на время перехода России к Новому времени; том, в чем состоит специфика экономического и социального строя России в Новое время; том, чем отличается путь России в Новое время от развития западноевропейских стран в эту эпоху; том, что общего и в чем различие российского Нового времени в сравнении с ведущими странами Азии; том, в чем истоки кризиса традиционной модели общественного устройства в России в Новое время.

Понятия:

Новое время, традиционализм, система внеэкономического принуждения.

§ 26

20.01-25.01

27.01-31.01

38-39

Россия: особенности социально-экономического развития в XVII-XVIII вв.

2

Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.

.

Знать о характере дискуссий о российском типе феодализма; феномене крепостного права в России, его специфике; особенностях становления в России городов и развития городского хозяйства; времени начала формирования и особенностях становления всероссийского рынка, дискуссиях вокруг этой проблемы и исторической науке; иностранном влиянии на развитие экономической системы России; взаимовлиянии российской власть и экономики

Понятия: российский тип феодализма, крепостничество, Смута, всероссийский рынок

§ 27

27.01-31.01

03.02-08.02

40-41

Европейские государства в XVI-XVIII вв.

2

Формирование абсолютизма. Голландия — первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу.

Просвещенный абсолютизм.

Знать о   современных научных представлениях о причинах формирования и сущности абсолютизма;  роли Английской революции XVII в. в европейской и мировой истории; сущности просвещенного абсолютизма и научных спорах о его исторической миссии

Понятия: абсолютизм, абсолютистские формы правления, бюрократия, республика, парламентаризм, просвещенный абсолютизм

§ 28

03.02-08.02

10.02-15.02

42-43

Феномен российского самодержавия

2

Абсолютизм в Европе и России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия.

От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.

Знать о специфике абсолютной власти монарха в Европе   и России; факторах исторического пути России, определивших наличие сильной самодержавной власти; зарождении самодержавной власти в России в XVI в.; дискуссиях вокруг соотношения понятий «самодержавие» и «абсолютизм», причинах трансформации первого во второе; месте идеологии в формировании системы абсолютизма, роли правителей XVIII в. в становлении идеологии российского абсолютизма; попытках   ограничения   самодержавной   власти   в   России   в XVII—XVIII вв.

Понятия: абсолютизм, самодержавие, ордынское господство, идеология абсолютизма.

§ 29

10.02-15.02

17.02-22.02

44-45

Особенности социальных движений в России в XVII-XVIII вв.

2

Социальная политика властей. Причины социальных движений.

Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.

Знать об общей направленности и содержании социальной политики России в XVII—XVIII вв.; основных причинах социальных движений, составе их участников и их требованиях; дефинициях понятий «крестьянская война», «крестьянское восстание», «крестьянское выступление», «крестьянские волнения», «крестьянский бунт»; основных  крестьянских  выступлениях  в России в XVII—XVIII вв., общем и особенном в них; основных выступлениях городского населения России, их отличиях от европейских, результатах выступлений; причинах и особенностях религиозных выступлений XVII—XVIII вв.;  специфике национальных движений в России этого времени.

Понятия: крестьянское восстание, крестьянская война, крестьянские волнения, крестьянский бунт, крестьянское выступление, старообрядцы, национальные движения.

§ 30

17.02-22.02

24.02-01.03

46-47

Церковь, общество, государство в  России в XVII-XVIII вв.

2

Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества.

Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.

Знать о многоконфессиональности как одной из важнейших специфических черт российского общества;

исторической роли и месте православия в духовной жизни россиян; взаимосвязи и взаимовлиянии Русской православной церкви и российской власти;

конфессиональной политике властей России и ее влиянии на характер межконфессиональных отношений.

Понятия: многоконфессиональность, иудаизм, православие, «народное христианство», секуляризация, конфессиональная политика, межконфессиональные отношения, джихад, мюридизм, имамат, конкордат.

§ 31

24.02-01.03

03.03-07.03

48-49

Россия – великая европейская держава

2

Изменение места и роли России в европейской поля тике в XVI—XVIII вв. Западное направление внешней политики России а XVI—XVIII вв. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Рост национального самосознания и становление имперского сознания.

Россия — великая мировая держава.

Знать о внутренних и внешних факторах, повлиявших на изменение места и роли России в Европе в XVI—XVIII вв.; западном направлении внешней политики российского руководства и причинах нарастающего западного влияния на востоке Европы; особой важности южного направления внешней политики России в XVI—XVIII вв.; причинах и особенностях продвижения России на восток; взаимодействии и взаимовлиянии национального самосознания и имперского сознания в условиях становления Российской империи;

предпосылках и проявлении обретения Россией статуса великой европейской и мировой державы.

Понятия: культурно-конфессиональная изоляция, общеевропейский конфликт, национальное сознание, имперское сознание, великая держава, национальные интересы, государственные интересы.

§ 32

03.03-07.03

10.03-15.03

50

Россия и мир в раннее Новое время.  Урок контроля знаний

1

10.03-15.03

Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества (14 ч)

51-52

Промышленный переворот и формирование индустриального общества во второй половине XVII-XIX в.

2

Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Знать о сущности, предпосылках, этапах и последствиях промышленного переворота;

причинах лидерства Англии в промышленной революции;

особенностях и признаках индустриального общества; формировании мирового рынка, складывании колониальных империй; положении традиционных обществ Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Понятия: промышленный переворот, колониальная экспансия, фабрика, социальная сторона промышленного переворота, промышленная буржуазия, промышленный пролетариат, индустриальное общество, колониальная империя, империализм, революция Мэйдзи.

§ 33

17.03-22.03

53-54

Революции и их место в историческом процессе второй половине XVIII-XIX в.

2

Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке — Американская революция конца XVIII в. Великая французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848—1849 гг. Реформы и модернизация.

.

Знать о современных научных подходах к вопросам о связях между модернизацией и революциями второй половины XVIII—XIX в., их причинах и историческом значении; причинах, основных событиях, итогах и значении Войны за независимость английских колоний в Северной Америке; причинах, основных событиях, этапах, итогах и значении Великой французской революции конца XVIII в.; роли европейских революций 1848—1849 гг. в модернизации; возможностях и потенциале реформ в решении задач модернизации.

Понятия: революция, революция и реформы, революция и модернизация, фазы революционного процесса, конституция, термидор, легитимизм, чартистское движение, политические партии

§ 34-35

31.03-05.04

55-56

Рождение современных идеологий

2

Век Просвещения.

Либерализм.

Консерватизм.

Социализм и радикализм.

Национальные движения и идеологии.

.

Знать о ключевых идеях философии Просвещения и значении века Просвещения для европейской и мировой истории; идеологии либерализма, ее становлении, идейном содержании, эволюции;

идеологии консерватизма, ее становлении, идейном содержании,

эволюции; идеологии социализма и радикализма, их идейном содержании, эволюции, основных направлениях.

Понятия: идеология, Просвещение, рационализме либерализм, консерватизм, радикализм, социализм, анархизм, национализм

§ 36

07.04-12.04

57-58

Начало становления индустриального общества в России. Социально-экономическое развитие и особенности промышленного переворота

2

Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период.

Знать о   специфике индустриального общества в России и основных этапах ее перехода к нему; демографических переменах в российском обществе в XIX в.; специфике и противоречиях начального этапа российской индустриализации; демографических и социальных последствиях второго этапа российской индустриализации; месте и роли России в мировой экономике в конце XIX в.

Понятия: индустриальное общество, индустриализация, промышленный переворот, страны «первого эшелона» и «второго эшелона» капиталистического развития, аграрное общество, феодально-крепостническая система, демография; мануфактура; кредитная система.

§ 37

14.04-19.04

59-60

Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия

2

Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования.

Методы и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.

.

Знать о причинах и специфике реформ в России в XVIII—XIX вв.; источниках финансирования российских реформ; методе и темпах реформ в России; составе реформаторов, отношении к направлению и темпам реформ как с их стороны, так и со стороны общества, различных его страт;

основных точках зрения историков на проблему результативности российских реформ.

Понятия: реформа, контрреформа, модернизация, источники финансирования, аннексии, контрибуции, займы, метод и темпы реформирования

§ 38

21.04-26.04

61-62

Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы

2

Эволюция власти. Формирование государственной идеолог Либеральные  идеологические доктрины о судьбах России. Истоки российского революционизма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в.

Знать о представлениях власти об идеальном общественном устройстве в России; неоднородности российских либералов, их различных подходах к обновлению российской действительности; предпосылках зарождения и специфике российского революционного лагеря, основных направлениях революционной модели переустройства России; месте и противоречивой роли интеллигенции в обновлении страны; формировании под влиянием процессов индустриализации национальных элит в регионах России, выработке их идеологических конструкций, о попытках власти сочетать имперские и национальные интересы.

Понятия: законосовещательное учреждение, правовое государство, разделение властей, конституционная монархия; всесословные органы местного самоуправления, гражданское общество, государственная идеология, теория «официальной народности», теория «народного самодержавия», либерализм, западники, славянофилы, революционизм, народники, интеллигенция, национальные элиты, имперские интересы.

§ 39-40

28.04-02.05

63-64

Человек в эпоху становления и развития индустриального общества

2

Новое восприятие пространства. Человек и техника. Урбанизация: сущность и значение. Человек в повседневной жизни. Человек в движении. Миграции и социальная мобильность.

Понятия: миграции населения, эмиграция, иммиграция, урбанизация.

§ 41, материалы для семинара

05.05-08.05

65-66

Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества. Урок контроля знаний

2

Раздел III, с. 282-352

12.05-17.05

67-70  

Резерв

4

19.05-24.05

26.05-30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...