Рабочая программа история 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Гуторова Людмила Петровна

Рабочая программа составлена на основе программы:  В.А. Ведюшкин «История Средних веков» (М.: Просвещение, 2008 г.).

А.А. Данилов, Л,Г, Косулина «История России с древности до конца XVI века.» – М.: Просвещение, 2011г.

Базовый уровень (70 час.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_istor_6_klass.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа

Змеиногорский район Алтайский край

 ПРИНЯТО

школьным методсоветом

протокол №______от

«_____» _______2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________Ю.А. Куимова

Приказ №___________от

«____» _________2013г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«История»

6 класс

 базовый уровень

на 2013–2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы:  В.А. Ведюшкин «История Средних веков» (М.: Просвещение, 2008 г.).

А.А. Данилов, Л,Г, Косулина «История России с древности до конца XVI века.» – М.: Просвещение, 2011г.

Базовый уровень (70 час.).

Составитель Гуторова Л.П.

 учитель истории,

высшая квалификационная категория

с.Таловка, 2013г.

РАБОЧАЯ программа по ИСТОРИи

6 КЛАСС

Пояснительная записка

Статус документа

 Рабочая программа предмета «История» 6 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004, авторской программы В.А. Ведюшкин «История Средних веков» (М.: Просвещение, 2008 г.),  авторской программы А.А. Данилов, Л,Г, Косулина «История России с древности до конца XVI века.» – М.: Просвещение, 2011г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Срок реализации программы 1 год.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В  Рабочую программу внесены изменения. 

Рабочая программа выстроена в логике программы по истории средних веков под редакцией В.А. Ведюшкина, учебного пособия «История средних веков» 6 класс  В.А. Ведюшкина; программы по истории России с древности до конца XVI века под редакцией А.А. Данилов, Л,Г, Косулина и учебного пособия «История России с древнейших времен до конца XVI века.» 6 класс А.А. Данилов, Л,Г, Косулина. В соответствии с базисным учебным планом программа составлена на 70 часов (авторские программы по 34 часа каждая).  На  изучение истории России   добавлено 2 часа ( по 1 часу на урок повторения   темы «Русь Древняя» и темы «Московское государство в XVI в.»  . В связи с отсутствием авторской программы под редакцией Агибалова по истории средних веков на 34 часа по решению РМО учителей истории изучение истории средних веков спланировано по учебному пособию «История средних веков» 6 класс  под редакцией В.А. Ведюшкина в соответствии с авторской программой по истории средних веков под редакцией В.А. Ведюшкина.        

       Применение современных образовательных технологий:

технология проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ технология.

Формы проверки и оценки результатов обучения: 

устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.

  ИСТОРИЯ РОССИИ. Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в.  Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в., и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI век.

Курс истории ставит целью:

•  выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

•  развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

•  формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

•  развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

•  изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

•  работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

•  определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

•  изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

•  анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

•  давать оценку отдельным явлениям культуры;

•  составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

•  составлять характеристику исторических деятелей;

•  участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

СРЕДНИЕ ВЕКА. Программа ориентирована на учебник «История средних веков» 6 класс  В.А. Ведюшкин (М.: Просвещение, 2011).

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

•    сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

•  осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

•  охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

•   показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

 формировать у учащихся:

•  умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

•  умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

•  умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

•  умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

•  умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

•  умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

•  умения работать с исторической картой;

• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. В.А. Ведюшкина История средних веков. 6 класс  - М.: Просвещение, 2011.
  2. А.А. Данилов, Л,Г, Косулина «История России с древности до конца XVI века.» – М.: Просвещение, 2011г.
  3. Агибалова Е. В., Донской Г. М.   История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
  5. Настенные карты по истории средних веков.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.

2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»

3. Презентации по курсу истории Средних веков.

4. Уроки КиМ. «Средние века»

Используемый УМК позволяет на уроках широко использовать современные личностно ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации.  

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  •  важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  •  изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

владеть компетенциями:        

•        коммуникативной компетенцией;        

  • смыслопоисковой компетенцией;        
  • компетенцией личностного саморазвития;        
  • информационно-поисковой;
  • рефлексивной компетенцией;
  • учебно-познавательной компетенцией;
  • профессионально-трудовой компетенцией.

Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает распределение учебного времени: на изучение истории России 36 учебных часа, на изучение Истории Средних веков 34 учебных часа.  

Тематическое планирование  История Средних веков

Название темы

Количество

учебных  часов

по разделам

по

 темам

Введение. Что изучает история Средних веков.

1

Раздел I. Раннее Средневековье

10

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье

5

Тема 2. Византия и славянский мир

3

Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв.

2

Раздел II. Расцвет Средневековья

13

Тема 4. Феодальное общество

3

Тема 5. Средневековый город

2

Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв.

3

Тема 7. Разные судьбы государств

3

Тема 8. Культура Западной Европы в XI—XIII вв.

2

Раздел III. «Осень» Средневековья

6

Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв.

4

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв.

2

Раздел IV. Вдали от Европы

3

Тема 11. Культуры и государства Азии

2

Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки

1

Итоговое повторение «Значение Средневековья в мировой истории и культуре»

1

ИТОГО

34 ч.

Тематическое планирование  

«История России с древнейших времен до конца XVI века»

Название темы

Количество

учебных  часов

по разделам

по

 темам

Введение. Что изучает история Отечества.

1

Глава 1. Русь Древняя .  

8

 

Тема 1: Восточные славяне.

2

Тема 2:  Русь в IX- первой половине XII в.

 

6

Глава 2. Политическая раздробленность на Руси.

8

Тема 3: Русь во второй половине XII-XIII в.

 

8

Глава 3. Русь Московская.  

14

Тема 4: Образование единого Русского государства.  

8

Тема 5: Московское государство в XVI в.  

6

Родной край в древности

2

Повторение и обобщение

3

ИТОГО

36


Учебно-тематическое планирование интегрированного курса по истории    6 класса

Класс  6

Учитель  Гуторова Л.П.

Количество часов:

Всего 70 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков (уроки повторения) - 4

Планирование составлено на основе  Примерной программы по истории для общеобразовательных учреждений, программы «История Средних веков»  под редакцией В.А. Ведюшкина,  программы «История России с древности до конца XVI века.» под редакцией А.А. Данилова, Л,Г, Косулиной

  Учебники:

В.А. Ведюшкин «История средних веков» 6 класс  (М.: Просвещение, 2011).

Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2011).

А.А. Данилов, Л,Г, Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века.» – М.: Просвещение, 2011

   

История средних веков 34 часа

 Сроки изучения

Тема урока

Тип урока

Основное содержание урока

Основные понятия, термины

Знания, умения

Источники информации

Д /з

1

02.09. - 07.09

Введение в курс «Что изучает история Средних веков».
стр. 6-13

Комбинированный

Хронологические рамки Средневековья. Понятие «Средние века».

Средневековье, дикость, варварство, цивилизация, исторические источники

Устанавливать историческую связь между периодами. Показывать преемственность.

1. с.11-13

Учебник, стр. 6-13, 
Рисунок истор. источ ника

РАЗДЕЛ I. Раннее Средневековье (10 часов)
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 часов)

2.

02.09. - 07.09

Великое переселение народов и образование
Германских королевств.

§1, стр.14-22

Комбинированный 

Великое переселение на-родов. Падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Расселение франков, занятие, общественное устройство.

Великое переселение народов, государство, христианство, арианство, «Салическая правда», 486 г., 568 г., 732 г.

Умения сравнения, построения, аналогий, обобщения и систематизация исторических данных. Анализировать документ, оперировать понятиями

Карта «Рим.импе-рия в IV-VI вв».

1. с.14-16

§1, вопросы №4 (у), документ, словарь

03.10.12

09.09. - 14.09.

Христианская церковь в раннее Средневековье.

§ 2, стр.22-30

Комбинированный 

Религия в жизни средне-векового человека. Как верить. Ереси. Главная книга христиан. Устройство христианской церкви. Монашество на Востоке и на Западе.

Христианские богословы, отцы церкви, догмат, ереси, духовенство, церковная десятина, монастыри, монашество, иерархия, Символ Веры, Евангелие, Библия.

Усвоение новых понятий, умение ими оперировать. Установление причинно-следственных связей, закономерностей.

Карта «Рим.импе-рия в IV-VI вв».

1. с.16-19

§2, вопросы
№1,4 (у), документ, словарь
Опер.задан.«Коронация Карла Великого»

4.

09.09. - 14.09.

Франкское государство в VI-VIII вв.

§ 3, стр.30-39 

Комбиниро-ванный

Франкская империя и её распад. Ленивые короли и энергичные майордомы. Войны Карла Великого. Император и его империя. Верденский раздел.

Магнат, феод, феодал, усобицы, бенефиций, майордом, империя, реформа, усобица, 800г., 843 

Развивать понятийное мышление, формировать понимание причинно-следственных связей возникновения, расцвета и причины распада государства

Карты учебника, стр.36. 38

1. с.19-22

§3, вопросы
№4 (у), документ, словарь
Опер.задан. «Открытие Сев.Амер»

5. 

16.09. - 21.09.

Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IХ—XI вв.

§ 4, стр.39-47

Комбинированный 

Образование государств в Восточной и Западной Ев ропе. Политическая раз-дробленность. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Викинги, норманны, сага, руны, домен, феодал, феодальная раздробленность, феодальное владение

Развивать умение класссифицировать, обобщать. Самоконтроль в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысления, чтения

Карты «Физич. карта мира», «Европа в конце IХ—XI вв.»
1. с.22-25

§4, вопросы №4 (пис), с.25 МП документ, словарь

6.

16.09. - 21.09.

Культура раннего Средневековья.


Урок изучения нового материала

Истоки средневековой культуры. Церковь и судьбы античного наследия. «Каролингское возрожде-ние». Высокое искусство книги.

Античное наследие, «семь свободных искусств», «каролингское возро-ждение», анналы, христианская Европа

Формирование ярких представлений о куль-туре. Формирование обобщенного представления, установление причинно-следственных связей

Иллюстрации по теме

1. с.25-28

 словарь

Повторить даты

Тема 2. Византия и славянский мир (3 часа)

7.

23.09. -28.09

Византийское тысячелетие.

§ 5, стр.48-58

Комбиниро-ванный

На перекрёстке Запада и Востока. Власть Василевса. Век Юстиниана. В кольце врагов. Византия и Русь.

Василевс, узурпация, торговый путь «из варяг в греки», кодекс Юстиниана внутренняя политика, внешняя политика, греческий огонь

Знать причины сохране-ния и расцвета империи. Место императора.

Уметь составлять план.

Карты «Рим.импе-рия в IV-VI вв»., «Византийская им перия в VI-XI вв.»
1. с.28-31

§5, вопросы №3 (у), документ, словарь

О/з: рассказ о хр.Святой Софии

8.

23.09. -28.09

Культура Византии.

§ 6, стр.58-66

Урок изучения нового материала

Античное наследие и христианство. Рождение христианского храма. Святая София. Образ мира. Мозаика, фреска, икона.

Культура, античность, базилик, крестово-купольный храм, канон, иконопись, фреска, мозаика

Умение анализировать произведения искусства, выделять особенное и сравнивать с культурой Запад. Европы. Умение анализировать исторические источники, осмысливать и оценивать исторические явления.

Иллюстрации памятников Византии.

1. с.32-35

§6 , вопросы

№5 (у) документ, словарь

9.

30.09. - 05.10.

Образование славянских государств.

§ 7, стр.66-74

Комбиниро-ванный

Истоки истории славян. Великая Моравия и судьбы славянской культуры. Болгарское царство. Чехия. Польша. 

Миссионеры, глаголица, кириллица

Знать историю славянского алфавита. Уметь работать с картой и со схемой.

Карта «Болгария и Великая Моравия в VII-IX вв»
1. с.35-38

§7 , вопросы документ, словарь, даты

Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 часа)

10.

30.09. - 05.10.

Рождение новой религии.

§ 8, стр.75-83

Комбинированный 

Аравия и её обитатели. Путь пророка. Ислам – религия мусульман.

Ислам, мечеть, мусульманин, хиджра, Коран, Сунна, шариат, бедуин, минарет, Кааба, Мекка, мечеть

Уметь анализировать материал, определять пред-посылки, сущность и по-следствия события. Уметь составлять план и хронологическую таблицу, работать с документами

Карта «Арабы в VII-IX вв.»

1. с.38-41

§8 , вопросы 

№4,5 (у) документ, словарь

11.

07.10. -12.10.

Мир ислама.

§ 9, стр.83-95

Комбинированный 

Арабские завоевания. Рас цвет и распад Халифата. Свет знания. В мечети. Искусство жить красиво.

Халифат, халиф, шииты, имам, эмир сунниты

Уметь работать с исторической картой. Уметь давать самостоятельную оценку истор.событиям, явлениям, процессам, личностям

Карты «Арабские завоевания в VII-IX вв.», «Распад Арабского халифата»
1. с.41-43

§9, вопросы №4,6 (у), документ, словарь, подг-ка к тест.работе

Раздел П. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (13часов) 
Тема 4. Феодальное общество (3 ч)

12.

07.10. -12.10.

Сеньоры и вассалы.

§ 10, стр.96-100

Урок изучения нового материала

Рождение нового устройства общества. Три сословия. Сеньоры и вассалы.

Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальное государство, феодальная лестница

Умение связно пересказывать текст учебника, отделить главное от второстепенного. Определять предпосылки, сущность и последствия, явления (складывание феодальных отношений)

Схема «Феодаль-ная лестница»

1. с.44-47

§10, вопросы №2 (пис), документ, словарь
О/з: «Рыцар-ский турнир», «Воспитание рыцаря»

13.

14.10. -19.10.

Рыцарство: на войне и у себя дома.

§ 10, стр.100-107

Комбиниро-ванный

Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Война как об-раз жизни. Мир турниров и гербов. Воспитание рыцаря. В замке. Рыцарская культура.

Рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность

Знать особенности рыцарской культуры. Уметь самостоятельно анализировать исторические источники: письменные, изобразительные, вещественные. 

1. с.47-49

§10, вопросы
№1,3 (у), документ с. 126-рисунок, словарь

14.

14.10. -19.10.

Средневековая деревня.

§ 11, стр.107-114

Комбиниро-ванный

Крестьяне и синьоры. Жизнь, быт и труд крестьян. Аграрное производство.

Повинности, лично зависимые крестьяне, трехполье, натуральное хозяйство, община. Крестьянская повинность, барщина, оброк

Уметь выделять основные черты феодального общества. Уметь выделять главное в тексте учебника.
Участвовать в беседе, в дискуссии

Схемы МП, с.51

1. с.50-53

§12, вопросы

№3 (у), документ, словарь

Тема 5. Средневековый город (2 часа)

15.

21.10.- 26.10.

Возникновение и расцвет средне-вековых городов.

§ 12, стр.115-126

Урок изучения нового материала

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Сословия средневекового города.

коммуна, бюргеры, буржуа, городская республика, патрициат, магистрат, бургомистр, мэр

Устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать мате-риал, определять предпосылки, сущность и последствия. Учиться решать проблемные и познавательные задачи.

Карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.», стр.140

1. с.54-58

§14,вопросы

№3, с.145 документ, словарь

16.

21.10.- 26.10.

Ремесло и торговля в средневековой Европе.

§ 12, стр.115-126

Комбиниро-ванный

В ремесленной мастерской. Ремесленные цехи. Торговля. 

Мастер, подмастерье, ремесленный цех, шедевр, гильдия, ярмарка, меняла, банк, братства

Уметь отделять главное от второстепенного. Выделять отличительные при-знаки явления, процессы

Карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.», стр.140
1. с.58-62

§12,вопросы

Зад.2 (с.126), (пис), документ, словарь

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. (3 часа) 

17.

28.10.- 01.11

Католическая церковь: путь к вершине могущества.

§ 13, стр.127-137

Комбиниро-ванный

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.

Индульгенция, католическая церковь, клюнийская реформа, православная церковь, отлучение от церкви, «хождение в Каноссу», анафема, таинства, конклав, еретик, инквизиция

Устанавливать причинно-следственные связи (раскола и ереси). Чётко формулировать понятия. Определять роль и место христианской церкви в жизни общества.

Карты «Рим.импе-рия в IV-VI вв».

1. с.63-65

§13, вопросы

№3-5   (у), 

документ, словарь

18.

28.10.- 01.11

Крестовые походы.

§ 14, стр.137-146

Комбинированный 

Крестовые походы и их влияние на европейское общество. Упадок и конец крестоносного движения. Значение крестовых походов.

Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарский орден

Уметь работать с учебником, уметь составлять таблицу. Работать с исторической картой. Уметь выявлять синхронность и последовательность исторических событий и явлений.

Карты «Крестовые походы», «Гос-ва крестоносцев в XI-XII вв.». стр. 166 уч
1. с.66-70

§14, вопросы, №1,4(у), 2п документ, словарь

19.

11.11- 16.11

Католическая церковь в борьбе с еретиками.

§ 13-14, стр.127-146

Комбинированный 

Папство в зените могущества. Ереси XII—XIII вв. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

Ересь, еретики,
инквизиция,
нищенствующий
орден,
доминиканцы,
францисканцы

Уметь определять роль и место христианской церкви в жизни общества.
Понимать причины непримиримого отношения католической церкви к распространению ереси.

1. с.70-73

§13-14,вопросы, №2 (у) документ, словарь

Подг.к тесту

Тема 7. Разные судьбы государств (3 часа)

20.

11.11- 16.11

Франция – долгий путь к единству.

§ 15, стр.147-156

Урок изучения нового материала

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. 

Судебная процедура, Генеральные штаты, сословие, сословная монархия

Уметь анализировать материал. Определять предпосылки, сущность и по-следствия исторических событий (объединение Франции).

Карта «Англия и Франция в XI-начале XIVвв.»; с.187
1. с.73-77

§15, вопросы №3 (у), доку-мент, словарь

Повт.в §4 п.2 с.45

21.

18.11- 23.11

Англия: от Нормандского завоевания до парламента.

§ 16, стр.156-163

Комбинированный 

Англия после нормандского завоевания. Могущество королевской власти в конце XI — XII в. Анжуйская держава. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты англ. парламента.

Шериф, графство, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент, сословное представительство «Великая Хартия Вольности»

Уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделять сходство и различие. Уметь оперировать терминами и понятиями.

Карта «Англия и Франция в XI-начале XIVвв.»; с.187

1. с.77-82

§16, вопросы №2 (у), доку-мент, словарь

22.

18.11- 23.11

Несбывшиеся надежды германских императоров

§ 17, стр.163-172

Комбинированный 

Император, князья и борьба за Италию. «Натиск на Восток». Противостояние между империей и папством. Рождение Швейцарии. «Золотая булла».

Междоусобица, миссионеры, коло нисты, кантоны, курфюрст, ломбардская лига городов

Уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделять сходство и различие.

Карты учебника «Крестовые походы», с.166, «Разви тие ремесла и торговли в Европе», с.140; 1. с.82-86

§17, вопросы №2,5 (у), зад.4 к гл.VII с.211 (пис), документ, словарь

Тема 8. Культура Западной Европы в XI-XIII вв. (2 часа)

23.

25.11- 30.11

Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья

§ 18, стр.172-179

Урок изучения
нового
материала

Школы и система образования. Возникновение университетов. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке и философии. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.

Университет, рационализм, Схоластика, логика, томизм, коллегия

Развивать умение соотносить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

1. с.87-90

§18, вопросы №2,4, документ, словарь

24.

25.11- 30.11

Время соборов

§ 19, стр.179-191

Урок изучения
нового
материала

Архитектура и искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличи-тельные черты.

Романский стиль, готический стиль, портал, витраж стрельчатая арка, 
паломничество

Развивать умение соотносить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Рисунки учебника

1. с.90-93

§19, вопросы №1,6 (у) документ, словарь

Раздел III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 часов) 
Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч)

25.

02.12- 07.12

Столетие бедствий

§ 20, стр.192-199

Урок изучения
нового
материала

«Черная смерть», ее экономические и прочие последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

«рабочее законодательство», амнистия, гетто, раввин, ростовщичество, Жакерия

Развивать общеучебные умения. Связно пересказывать текст учебника, отделять главное от второстепенного. Выделять предпосылки, анализируя материал, сущность и последствия явлений и процессов, сравнивать исторические события

Карта уч-ка «Англия и Франция во времена Столетней войны», Хрон. схема «Осень Средневековья»,  

1. с.94-97

§20, вопросы №1 (у), 5 (п), 7 (п) для сил. уч-ся документ, словарь

О/з: рассказ о Жанне д’Арк

26.

02.12- 07.12

Самая долгая война в истории

§ 21, стр.199-207

Комбинированный урок

Причины и начало Столетней войны. Этапы войны. Жанна д' Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.

Дофин, тактика, национальная независимость, арбалет, 

Уметь определять причины, характер и значение феодальных войн. Уметь определять роль личности в истории.

Карта уч-ка «Англия и Франция во времена Столетней войны», Хрон. схема «Осень Средневековья»,
1. с.97-102

§21, вопросы №1 (п) , план «Итоги Сто-летней войны документ, словарь

27.

09.12- 14.12

Трудный путь к торжеству королевской власти

§ 22, стр.207-216

Комбинированный урок

Бургундское государство в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы . Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

Централизация, неограниченная власть короля, Реконкиста, уния, аутодафе, компромисс, фанатизм, абсолютизм

Уметь на основе сравнения раскрыть общее и особенное в процессе завершения объединения и управления в европейских государствах.

Карта уч-ка «Англия и Франция во второй половине XV в.» с.253, «Реконкиста и объединение Испании».
1. с.103-106

§22, вопросы №4 (у) документ, словарь

28

09.12- 14.12

Культура Западной Европы в XIV-XV веках: новые горизонты

§ 23, стр.216-226

Комбинированный урок

Изменение в культуре Западной Европы в XIV-XV вв.. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Линейная перспектива, гуманизм,
книгопечатание,
личность, портрет,
инкунабула,
Возрождение

Умение самостоятельно анализировать исторические источники. Умение отстаивать свои взгляды

Иллюстрации по культуре; 

§ 23

вопросы №1

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (2 часа)

29.

16.12- 21.12

Польша и Чехия: время расцвета

§ 24, стр.227-234

Комбинированный 

Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Грюнвальд. Династическая уния Польши и Литвы. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Сейм, гуситы, гуситские войны, тобориты, умеренные, латники, Ян Гус, Ян Жижка

Уметь выявлять причины. Определять направление движения, последствия войн. Выделять причины, способствующие подъему экономики и развития государственности.

Карты «Развитие ремесла и торгов-ли в Европе», с.140; «Чехия и Польша в XIV-XV вв»
1. с.106-110

§24, вопросы №1 (у) , 3 или 6 (п) документ, словарь

30.

16.12- 21.12

Полумесяц против креста

§ 25, стр.269-277

Комбинированный 

Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Гибель империи ромеев. 

Султан, янычары, блокада, османы, церковная уния

Уметь устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, системное понимание событий, связанных с падением Византии, усилением Османской империи.

Карты уч-ка «Византийская империя в VI-IX вв», с.60, «Османская империя в XIV-XV вв»,

§25, вопросы №4 (у), 7 (п) документ, словарь

Раздел IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (3 часа) 
Тема 11. Культуры и государства Азии (2 часа)

31.

23.12- 28.12

 Индия, Китай, Япония

§ 26. стр.246-257

Урок изучения нового
материала

Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Особенности политического развития Индии. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Вехи китайского Средневековья. Волны нашествия с севера. Особенности политического развития Китая. Вершины Китайской культуры.

Раджи, Варны, касты, индуизм, буддизм, крест, конфуцианство, пагода, пейзаж, война шэньши

Уметь выделять общее и особенное в политическом, экономическом развитии стран Востока.
Индия – Китай.

Карта «Индия и Китай в XI-XV вв», с.294 уч

§26 вопросы №3 с.297 (у), №3   документ, словарь

32.

23.12- 28.12

В глубинах Азии: империя Чингисхана и  Тимура

§ 27, стр.257-265

Комбинированный 

Объединение монголов. Завоевания монголов, при чины их успехов. Распад Монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. 

Хан, улус, нукер, курултай, нойон, обсерватория, хорезмшах

Уметь выделять общее и особенное в политическом, экономическом развитии стран Востока.

Империя Чингисхана – держава Тимура.

Карты уч-ка «Завоевания Чингисхана», с.308, «Рас-пад державы Чингисхана» с.310, «Завоевания Тимура",

§27, вопросы №4 (у), документ, словарь
О/з: рассказ об 1-м народе Америки

Тема 12.  Культуры и государства Африки и Америки (1 час)

33.

13.01- 18.01

Народы и государства Африки и доколумбовой Америки 

§ 28 стр.265-275

Комбинированный 

Два мира одного континента. Торговля, ислам и могущество государей. Христианская Эфиопия. Золото Мономотапы. Древние цивилизации Америки. Майя. Держава ацтеков. Царство сынов Солнца

Бербера, Магрия, Судан, пигмеи, манго, негус, Майя, ацтеки, чибчамуиски, инки, кипу

Умение выделять главное и сформировать представление о жизни, быте и нравах жителей Африки и Америки. Общее и раз-личное.

Карты уч-ка «Африка», с.319, «Доколумбовая Америка», с.327, 

§28, вопросы №1 (у), 34, документ, словарь,
Подготовка к конт. работе

34

13.01- 18.01

Обобщающее
повторение

Урок контроля знаний и умений

Значение Средневековья в мировой истории и культуре.



1. с.129-130, 155


История России с древнейших времен до конца XVI века 36 часов

№ п/п

Тема урока

Часы

Основные понятия

Умения, навыки

Форма контроля

Сроки изучения

1.

Что изучает история Отечества. Введение.

1

Быт, летописи, хронология

Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Беседа

20.01 — 25.01

Глава 1. Русь Древняя  -  8 часов.

Тема 1: Восточные славяне. - 2 часа

2.

Восточные славяне в древности§1

1

Индоевропейская группа народов, славянская языко-вая семья, вервь, вече, дань.

Уметь доказывать и опровергать,  чтение исторических карт.

Устный опрос

20.01 — 25.01

3.

Соседи восточных славян §2

1

печенеги, хазары, язычество, колонизация, каганат.

Самостоятельная проверка получаемого результата.

Тест

27.01-31.01

Тема 2:  Русь в IX- первой половине XII в. - 6 часов

4.

Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. §3

1

Администрация, государство, дружина, политика, полюдье, реформа.

Выписка нужных материалов из текста

Письменное задание

27.01-31.01

5

Первые киевские князья. § 4

1

Администрация, государство, дружина, политика, полюдье, реформа.

Выписка нужных материалов из текста

Письменное задание

03.02-08.02

6

Владимир Святославич.  Принятие христианства. §5

1

Христианство, ересь, православие, епископ, митрополит, монастырь, десятина.

Составление плана по тексту и его запись

Беседа

03.02-08.02

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром §6

1

Усобицы, половцы, бояре, вотчина, холопы, смерды, рядовичи, посадник

Оценивать свою работу и деятельность одноклассников

Устный опрос

10.02-15.02

8

Культура Древней Руси  §7

1

Культура, зодчество, житие, самобытный

Патриотизм

Определение причинно – следственных,  межпредметных связей

10.02-15.02

9

Быт и нравы Древней Руси   §8

1

Образ жизни, слободы, хоромы.

Установление межпредметных связей,  выслушивать и объективно оценивать другого.

Тест

17.02-22.02

10

Русь Древняя. Урок повторения

1

17.02-22.02

Глава 2. Политическая раздробленность на Руси. - 8 часов

Тема 3: Русь во второй половине XII-XIII в. - 8 часов

11

Начало раздробления Древнерусского государства. § 9

1

Феодальная раздробленность, удельное княжество, дворяне

княжеская динас-тия, наместник, рать, эксплуатация

Выписка нужных материалов из текста

Устный опрос

24.02-01.03

12

Главные политические центры Руси §10-11

1

Владыка, стольный.

Составление хронологических таблиц, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

24.02-01.03

13

Нашествие с Востока §12

1

Составление плана по тексту и его запись

Письменное задание

03.03-07.03

14

Борьба русских земель с западными завоевателями. §13

1

Рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы,

Выписка нужных материалов из текста

03.03-07.03

15

Русь и Золотая Орда в XIII-XV вв. §14

1

Улус, баскак, ярлык, иго, деспот.

Составление плана-схемы изученной темы

10.03-15.03

16

Русь и Литва §15

1

Уния

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

беседа

10.03-15.03

17

Культура Русских земель в XII- XIII вв. §16

1

Национальное самосознание, уникальный, канон.

Составлять сложный план

Письменное задание

17.03-22.03

18

Родной край в древности.

1

 

17.03-22.03

19

Политическая раздробленность на Руси. Повторительно-обобщающий урок  

1

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Контрольная работа

31.03-05.04

Глава 3. Русь Московская. - 14 часов.

Тема 4: Образование единого Русского государства. - 8 часов

20

Предпосылки объединения русских земель.   §17

1

Иерархия, рубеж, предпосылки.

Организовывать деятельность в  парах,  уметь вести диалог

Устный опрос

31.03-05.04

21

Усиление Московского княжества.   §17

1

07.04-12.04

22

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва §18 

1

Маневр, привилегия.

Оценивание своей работы и деятельность одноклассников

07.04-12.04

23

Московское княжество и его соседи в конце XIV– середине XV века.   §19                                                                                                                                                                                       

1

Диалект, уния.

Составление характеристик  деятелей Просвещения

Беседа

14.04-19.04

24

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. §20

1

Государь, поместье

Установление межпредметных связей

Тест

14.04-19.04

25

Московское государство в конце XV – начале XVI века. §21

1

Боярская дума, чин, кормление.

Формулировать проблемные вопросы

Устный опрос

21.04-26.04

26

Российское государство в конце XV – начале XVI века. §21

1

Боярская дума, чин, кормление.

Формулировать проблемные вопросы

Устный опрос

21.04-26.04

27

Церковь и  государство в конце XV – начале XVI века. §22

1

Дьякон, православие, церковный собор

Составление хронологических таблиц

Письменное задание

28.04-02.05

Тема 5: Московское государство в XVI в. - 6 часов

28

Реформы Избранной рады §23

1

Земский собор, сословия, сословно-представительная монархия.

Правильное применение счета лет, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

Беседа

28.04-02.05

29

Внешняя политика Ивана IV §24

1

казачество

Чтение исторической карты, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

Тест

05.05-08.05

30

Опричнина §25

1

Опричнина, земщина, посад, крепостное право.

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Тест

05.05-08.05

31

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках. § 26

1

культура

Выписка нужных материалов из текста,  чтение исторической карты

Устный опрос

12.05-17.05

32

Архитектура и живопись  в XIV-XVI веках. § 27

1

12.05-17.05

33

Быт и нравы XV- XVI веков. §28

1

народность

Составление плана по тексту и его запись

Беседа

19.05-24.05

34

Родной край в XIV-XVI веках.

1

19.05-24.05

35

Московская Русь.  Повторительно-обобщающий урок  

1

Оценивание своей работы и деятельность одноклассников

Контрольная работа

26.05-30.05

36

Общее  и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы. Повторительно-обобщающий урок  

1

Оценивание своей работы и деятельность одноклассников

Контрольная работа

26.05-30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...