Рабочая программа история 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы: В.А. Ведюшкин «История Средних веков» (М.: Просвещение, 2008 г.).
А.А. Данилов, Л,Г, Косулина «История России с древности до конца XVI века.» – М.: Просвещение, 2011г.
Базовый уровень (70 час.).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
Змеиногорский район Алтайский край
ПРИНЯТО школьным методсоветом протокол №______от «_____» _______2013г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________Ю.А. Куимова Приказ №___________от «____» _________2013г. | |||
Рабочая программа
по учебному предмету
«История»
6 класс
базовый уровень
на 2013–2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы: В.А. Ведюшкин «История Средних веков» (М.: Просвещение, 2008 г.).
А.А. Данилов, Л,Г, Косулина «История России с древности до конца XVI века.» – М.: Просвещение, 2011г.
Базовый уровень (70 час.).
Составитель Гуторова Л.П.
учитель истории,
высшая квалификационная категория
с.Таловка, 2013г.
РАБОЧАЯ программа по ИСТОРИи
6 КЛАСС
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа предмета «История» 6 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004, авторской программы В.А. Ведюшкин «История Средних веков» (М.: Просвещение, 2008 г.), авторской программы А.А. Данилов, Л,Г, Косулина «История России с древности до конца XVI века.» – М.: Просвещение, 2011г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Срок реализации программы 1 год.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
В Рабочую программу внесены изменения.
Рабочая программа выстроена в логике программы по истории средних веков под редакцией В.А. Ведюшкина, учебного пособия «История средних веков» 6 класс В.А. Ведюшкина; программы по истории России с древности до конца XVI века под редакцией А.А. Данилов, Л,Г, Косулина и учебного пособия «История России с древнейших времен до конца XVI века.» 6 класс А.А. Данилов, Л,Г, Косулина. В соответствии с базисным учебным планом программа составлена на 70 часов (авторские программы по 34 часа каждая). На изучение истории России добавлено 2 часа ( по 1 часу на урок повторения темы «Русь Древняя» и темы «Московское государство в XVI в.» . В связи с отсутствием авторской программы под редакцией Агибалова по истории средних веков на 34 часа по решению РМО учителей истории изучение истории средних веков спланировано по учебному пособию «История средних веков» 6 класс под редакцией В.А. Ведюшкина в соответствии с авторской программой по истории средних веков под редакцией В.А. Ведюшкина.
Применение современных образовательных технологий:
технология проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ технология.
Формы проверки и оценки результатов обучения:
устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.
ИСТОРИЯ РОССИИ. Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в., и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI век.
Курс истории ставит целью:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
• давать оценку отдельным явлениям культуры;
• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
• составлять характеристику исторических деятелей;
• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
СРЕДНИЕ ВЕКА. Программа ориентирована на учебник «История средних веков» 6 класс В.А. Ведюшкин (М.: Просвещение, 2011).
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Основные цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
формировать у учащихся:
• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
• умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• умения работать с исторической картой;
• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
Используемый учебно-методический комплект:
- В.А. Ведюшкина История средних веков. 6 класс - М.: Просвещение, 2011.
- А.А. Данилов, Л,Г, Косулина «История России с древности до конца XVI века.» – М.: Просвещение, 2011г.
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2011.
- Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
- Настенные карты по истории средних веков.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.
2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»
3. Презентации по курсу истории Средних веков.
4. Уроки КиМ. «Средние века»
Используемый УМК позволяет на уроках широко использовать современные личностно ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
владеть компетенциями:
• коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией;
- профессионально-трудовой компетенцией.
Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает распределение учебного времени: на изучение истории России 36 учебных часа, на изучение Истории Средних веков 34 учебных часа.
Тематическое планирование История Средних веков
Название темы | Количество учебных часов | |
по разделам | по темам | |
Введение. Что изучает история Средних веков. | 1 | |
Раздел I. Раннее Средневековье | 10 | |
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье | 5 | |
Тема 2. Византия и славянский мир | 3 | |
Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. | 2 | |
Раздел II. Расцвет Средневековья | 13 | |
Тема 4. Феодальное общество | 3 | |
Тема 5. Средневековый город | 2 | |
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. | 3 | |
Тема 7. Разные судьбы государств | 3 | |
Тема 8. Культура Западной Европы в XI—XIII вв. | 2 | |
Раздел III. «Осень» Средневековья | 6 | |
Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв. | 4 | |
Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв. | 2 | |
Раздел IV. Вдали от Европы | 3 | |
Тема 11. Культуры и государства Азии | 2 | |
Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки | 1 | |
Итоговое повторение «Значение Средневековья в мировой истории и культуре» | 1 | |
ИТОГО | 34 ч. |
Тематическое планирование
«История России с древнейших времен до конца XVI века»
Название темы | Количество учебных часов | |
по разделам | по темам | |
Введение. Что изучает история Отечества. | 1 | |
Глава 1. Русь Древняя . | 8 |
|
Тема 1: Восточные славяне. | 2 | |
Тема 2: Русь в IX- первой половине XII в. |
| 6 |
Глава 2. Политическая раздробленность на Руси. | 8 | |
Тема 3: Русь во второй половине XII-XIII в. |
| 8 |
Глава 3. Русь Московская. | 14 | |
Тема 4: Образование единого Русского государства. | 8 | |
Тема 5: Московское государство в XVI в. | 6 | |
Родной край в древности | 2 | |
Повторение и обобщение | 3 | |
ИТОГО | 36 |
Учебно-тематическое планирование интегрированного курса по истории 6 класса
Класс 6
Учитель Гуторова Л.П.
Количество часов:
Всего 70 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков (уроки повторения) - 4
Планирование составлено на основе Примерной программы по истории для общеобразовательных учреждений, программы «История Средних веков» под редакцией В.А. Ведюшкина, программы «История России с древности до конца XVI века.» под редакцией А.А. Данилова, Л,Г, Косулиной
Учебники:
В.А. Ведюшкин «История средних веков» 6 класс (М.: Просвещение, 2011).
Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2011).
А.А. Данилов, Л,Г, Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века.» – М.: Просвещение, 2011
История средних веков 34 часа
№ | Сроки изучения | Тема урока | Тип урока | Основное содержание урока | Основные понятия, термины | Знания, умения | Источники информации | Д /з |
1 | 02.09. - 07.09 | Введение в курс «Что изучает история Средних веков». | Комбинированный | Хронологические рамки Средневековья. Понятие «Средние века». | Средневековье, дикость, варварство, цивилизация, исторические источники | Устанавливать историческую связь между периодами. Показывать преемственность. | 1. с.11-13 | Учебник, стр. 6-13, |
РАЗДЕЛ I. Раннее Средневековье (10 часов) | ||||||||
2. | 02.09. - 07.09 | Великое переселение народов и образование | Комбинированный | Великое переселение на-родов. Падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Расселение франков, занятие, общественное устройство. | Великое переселение народов, государство, христианство, арианство, «Салическая правда», 486 г., 568 г., 732 г. | Умения сравнения, построения, аналогий, обобщения и систематизация исторических данных. Анализировать документ, оперировать понятиями | Карта «Рим.импе-рия в IV-VI вв». | §1, вопросы №4 (у), документ, словарь |
03.10.12 | 09.09. - 14.09. | Христианская церковь в раннее Средневековье. | Комбинированный | Религия в жизни средне-векового человека. Как верить. Ереси. Главная книга христиан. Устройство христианской церкви. Монашество на Востоке и на Западе. | Христианские богословы, отцы церкви, догмат, ереси, духовенство, церковная десятина, монастыри, монашество, иерархия, Символ Веры, Евангелие, Библия. | Усвоение новых понятий, умение ими оперировать. Установление причинно-следственных связей, закономерностей. | Карта «Рим.импе-рия в IV-VI вв». | §2, вопросы |
4. | 09.09. - 14.09. | Франкское государство в VI-VIII вв. | Комбиниро-ванный | Франкская империя и её распад. Ленивые короли и энергичные майордомы. Войны Карла Великого. Император и его империя. Верденский раздел. | Магнат, феод, феодал, усобицы, бенефиций, майордом, империя, реформа, усобица, 800г., 843 | Развивать понятийное мышление, формировать понимание причинно-следственных связей возникновения, расцвета и причины распада государства | Карты учебника, стр.36. 38 | §3, вопросы |
5. | 16.09. - 21.09. | Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IХ—XI вв. | Комбинированный | Образование государств в Восточной и Западной Ев ропе. Политическая раз-дробленность. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. | Викинги, норманны, сага, руны, домен, феодал, феодальная раздробленность, феодальное владение | Развивать умение класссифицировать, обобщать. Самоконтроль в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысления, чтения | Карты «Физич. карта мира», «Европа в конце IХ—XI вв.» | §4, вопросы №4 (пис), с.25 МП документ, словарь |
6. | 16.09. - 21.09. | Культура раннего Средневековья. | Урок изучения нового материала | Истоки средневековой культуры. Церковь и судьбы античного наследия. «Каролингское возрожде-ние». Высокое искусство книги. | Античное наследие, «семь свободных искусств», «каролингское возро-ждение», анналы, христианская Европа | Формирование ярких представлений о куль-туре. Формирование обобщенного представления, установление причинно-следственных связей | Иллюстрации по теме | словарь |
Тема 2. Византия и славянский мир (3 часа) | ||||||||
7. | 23.09. -28.09 | Византийское тысячелетие. | Комбиниро-ванный | На перекрёстке Запада и Востока. Власть Василевса. Век Юстиниана. В кольце врагов. Византия и Русь. | Василевс, узурпация, торговый путь «из варяг в греки», кодекс Юстиниана внутренняя политика, внешняя политика, греческий огонь | Знать причины сохране-ния и расцвета империи. Место императора. | Карты «Рим.импе-рия в IV-VI вв»., «Византийская им перия в VI-XI вв.» | §5, вопросы №3 (у), документ, словарь |
8. | 23.09. -28.09 | Культура Византии. | Урок изучения нового материала | Античное наследие и христианство. Рождение христианского храма. Святая София. Образ мира. Мозаика, фреска, икона. | Культура, античность, базилик, крестово-купольный храм, канон, иконопись, фреска, мозаика | Умение анализировать произведения искусства, выделять особенное и сравнивать с культурой Запад. Европы. Умение анализировать исторические источники, осмысливать и оценивать исторические явления. | Иллюстрации памятников Византии. | §6 , вопросы |
9. | 30.09. - 05.10. | Образование славянских государств. | Комбиниро-ванный | Истоки истории славян. Великая Моравия и судьбы славянской культуры. Болгарское царство. Чехия. Польша. | Миссионеры, глаголица, кириллица | Знать историю славянского алфавита. Уметь работать с картой и со схемой. | Карта «Болгария и Великая Моравия в VII-IX вв» | §7 , вопросы документ, словарь, даты |
Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 часа) | ||||||||
10. | 30.09. - 05.10. | Рождение новой религии. | Комбинированный | Аравия и её обитатели. Путь пророка. Ислам – религия мусульман. | Ислам, мечеть, мусульманин, хиджра, Коран, Сунна, шариат, бедуин, минарет, Кааба, Мекка, мечеть | Уметь анализировать материал, определять пред-посылки, сущность и по-следствия события. Уметь составлять план и хронологическую таблицу, работать с документами | Карта «Арабы в VII-IX вв.» | §8 , вопросы |
11. | 07.10. -12.10. | Мир ислама. | Комбинированный | Арабские завоевания. Рас цвет и распад Халифата. Свет знания. В мечети. Искусство жить красиво. | Халифат, халиф, шииты, имам, эмир сунниты | Уметь работать с исторической картой. Уметь давать самостоятельную оценку истор.событиям, явлениям, процессам, личностям | Карты «Арабские завоевания в VII-IX вв.», «Распад Арабского халифата» | §9, вопросы №4,6 (у), документ, словарь, подг-ка к тест.работе |
Раздел П. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (13часов) | ||||||||
12. | 07.10. -12.10. | Сеньоры и вассалы. | Урок изучения нового материала | Рождение нового устройства общества. Три сословия. Сеньоры и вассалы. | Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальное государство, феодальная лестница | Умение связно пересказывать текст учебника, отделить главное от второстепенного. Определять предпосылки, сущность и последствия, явления (складывание феодальных отношений) | Схема «Феодаль-ная лестница» | §10, вопросы №2 (пис), документ, словарь |
13. | 14.10. -19.10. | Рыцарство: на войне и у себя дома. | Комбиниро-ванный | Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Война как об-раз жизни. Мир турниров и гербов. Воспитание рыцаря. В замке. Рыцарская культура. | Рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность | Знать особенности рыцарской культуры. Уметь самостоятельно анализировать исторические источники: письменные, изобразительные, вещественные. | 1. с.47-49 | §10, вопросы |
14. | 14.10. -19.10. | Средневековая деревня. | Комбиниро-ванный | Крестьяне и синьоры. Жизнь, быт и труд крестьян. Аграрное производство. | Повинности, лично зависимые крестьяне, трехполье, натуральное хозяйство, община. Крестьянская повинность, барщина, оброк | Уметь выделять основные черты феодального общества. Уметь выделять главное в тексте учебника. | Схемы МП, с.51 | §12, вопросы |
Тема 5. Средневековый город (2 часа) | ||||||||
15. | 21.10.- 26.10. | Возникновение и расцвет средне-вековых городов. | Урок изучения нового материала | Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Сословия средневекового города. | коммуна, бюргеры, буржуа, городская республика, патрициат, магистрат, бургомистр, мэр | Устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать мате-риал, определять предпосылки, сущность и последствия. Учиться решать проблемные и познавательные задачи. | Карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.», стр.140 | §14,вопросы |
16. | 21.10.- 26.10. | Ремесло и торговля в средневековой Европе. | Комбиниро-ванный | В ремесленной мастерской. Ремесленные цехи. Торговля. | Мастер, подмастерье, ремесленный цех, шедевр, гильдия, ярмарка, меняла, банк, братства | Уметь отделять главное от второстепенного. Выделять отличительные при-знаки явления, процессы | Карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.», стр.140 | §12,вопросы |
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. (3 часа) | ||||||||
17. | 28.10.- 01.11 | Католическая церковь: путь к вершине могущества. | Комбиниро-ванный | Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. | Индульгенция, католическая церковь, клюнийская реформа, православная церковь, отлучение от церкви, «хождение в Каноссу», анафема, таинства, конклав, еретик, инквизиция | Устанавливать причинно-следственные связи (раскола и ереси). Чётко формулировать понятия. Определять роль и место христианской церкви в жизни общества. | Карты «Рим.импе-рия в IV-VI вв». | §13, вопросы |
18. | 28.10.- 01.11 | Крестовые походы. | Комбинированный | Крестовые походы и их влияние на европейское общество. Упадок и конец крестоносного движения. Значение крестовых походов. | Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарский орден | Уметь работать с учебником, уметь составлять таблицу. Работать с исторической картой. Уметь выявлять синхронность и последовательность исторических событий и явлений. | Карты «Крестовые походы», «Гос-ва крестоносцев в XI-XII вв.». стр. 166 уч | §14, вопросы, №1,4(у), 2п документ, словарь |
19. | 11.11- 16.11 | Католическая церковь в борьбе с еретиками. | Комбинированный | Папство в зените могущества. Ереси XII—XIII вв. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви. | Ересь, еретики, | Уметь определять роль и место христианской церкви в жизни общества. | 1. с.70-73 | §13-14,вопросы, №2 (у) документ, словарь |
Тема 7. Разные судьбы государств (3 часа) | ||||||||
20. | 11.11- 16.11 | Франция – долгий путь к единству. | Урок изучения нового материала | Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. | Судебная процедура, Генеральные штаты, сословие, сословная монархия | Уметь анализировать материал. Определять предпосылки, сущность и по-следствия исторических событий (объединение Франции). | Карта «Англия и Франция в XI-начале XIVвв.»; с.187 | §15, вопросы №3 (у), доку-мент, словарь |
21. | 18.11- 23.11 | Англия: от Нормандского завоевания до парламента. | Комбинированный | Англия после нормандского завоевания. Могущество королевской власти в конце XI — XII в. Анжуйская держава. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты англ. парламента. | Шериф, графство, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент, сословное представительство «Великая Хартия Вольности» | Уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделять сходство и различие. Уметь оперировать терминами и понятиями. | Карта «Англия и Франция в XI-начале XIVвв.»; с.187 | §16, вопросы №2 (у), доку-мент, словарь |
22. | 18.11- 23.11 | Несбывшиеся надежды германских императоров | Комбинированный | Император, князья и борьба за Италию. «Натиск на Восток». Противостояние между империей и папством. Рождение Швейцарии. «Золотая булла». | Междоусобица, миссионеры, коло нисты, кантоны, курфюрст, ломбардская лига городов | Уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделять сходство и различие. | Карты учебника «Крестовые походы», с.166, «Разви тие ремесла и торговли в Европе», с.140; 1. с.82-86 | §17, вопросы №2,5 (у), зад.4 к гл.VII с.211 (пис), документ, словарь |
Тема 8. Культура Западной Европы в XI-XIII вв. (2 часа) | ||||||||
23. | 25.11- 30.11 | Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья | Урок изучения | Школы и система образования. Возникновение университетов. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке и философии. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика. | Университет, рационализм, Схоластика, логика, томизм, коллегия | Развивать умение соотносить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями. | 1. с.87-90 | §18, вопросы №2,4, документ, словарь |
24. | 25.11- 30.11 | Время соборов | Урок изучения | Архитектура и искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличи-тельные черты. | Романский стиль, готический стиль, портал, витраж стрельчатая арка, | Развивать умение соотносить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями. | Рисунки учебника | §19, вопросы №1,6 (у) документ, словарь |
Раздел III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 часов) | ||||||||
25. | 02.12- 07.12 | Столетие бедствий | Урок изучения | «Черная смерть», ее экономические и прочие последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. | «рабочее законодательство», амнистия, гетто, раввин, ростовщичество, Жакерия | Развивать общеучебные умения. Связно пересказывать текст учебника, отделять главное от второстепенного. Выделять предпосылки, анализируя материал, сущность и последствия явлений и процессов, сравнивать исторические события | Карта уч-ка «Англия и Франция во времена Столетней войны», Хрон. схема «Осень Средневековья», | §20, вопросы №1 (у), 5 (п), 7 (п) для сил. уч-ся документ, словарь |
26. | 02.12- 07.12 | Самая долгая война в истории | Комбинированный урок | Причины и начало Столетней войны. Этапы войны. Жанна д' Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги. | Дофин, тактика, национальная независимость, арбалет, | Уметь определять причины, характер и значение феодальных войн. Уметь определять роль личности в истории. | Карта уч-ка «Англия и Франция во времена Столетней войны», Хрон. схема «Осень Средневековья», | §21, вопросы №1 (п) , план «Итоги Сто-летней войны документ, словарь |
27. | 09.12- 14.12 | Трудный путь к торжеству королевской власти | Комбинированный урок | Бургундское государство в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы . Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы. | Централизация, неограниченная власть короля, Реконкиста, уния, аутодафе, компромисс, фанатизм, абсолютизм | Уметь на основе сравнения раскрыть общее и особенное в процессе завершения объединения и управления в европейских государствах. | Карта уч-ка «Англия и Франция во второй половине XV в.» с.253, «Реконкиста и объединение Испании». | §22, вопросы №4 (у) документ, словарь |
28 | 09.12- 14.12 | Культура Западной Европы в XIV-XV веках: новые горизонты § 23, стр.216-226 | Комбинированный урок | Изменение в культуре Западной Европы в XIV-XV вв.. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии. | Линейная перспектива, гуманизм, | Умение самостоятельно анализировать исторические источники. Умение отстаивать свои взгляды | Иллюстрации по культуре; | § 23 вопросы №1 |
Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (2 часа) | ||||||||
29. | 16.12- 21.12 | Польша и Чехия: время расцвета | Комбинированный | Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Грюнвальд. Династическая уния Польши и Литвы. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение. | Сейм, гуситы, гуситские войны, тобориты, умеренные, латники, Ян Гус, Ян Жижка | Уметь выявлять причины. Определять направление движения, последствия войн. Выделять причины, способствующие подъему экономики и развития государственности. | Карты «Развитие ремесла и торгов-ли в Европе», с.140; «Чехия и Польша в XIV-XV вв» | §24, вопросы №1 (у) , 3 или 6 (п) документ, словарь |
30. | 16.12- 21.12 | Полумесяц против креста | Комбинированный | Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Гибель империи ромеев. | Султан, янычары, блокада, османы, церковная уния | Уметь устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, системное понимание событий, связанных с падением Византии, усилением Османской империи. | Карты уч-ка «Византийская империя в VI-IX вв», с.60, «Османская империя в XIV-XV вв», | §25, вопросы №4 (у), 7 (п) документ, словарь |
Раздел IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (3 часа) | ||||||||
31. | 23.12- 28.12 | Индия, Китай, Япония | Урок изучения нового | Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Особенности политического развития Индии. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Вехи китайского Средневековья. Волны нашествия с севера. Особенности политического развития Китая. Вершины Китайской культуры. | Раджи, Варны, касты, индуизм, буддизм, крест, конфуцианство, пагода, пейзаж, война шэньши | Уметь выделять общее и особенное в политическом, экономическом развитии стран Востока. | Карта «Индия и Китай в XI-XV вв», с.294 уч | §26 вопросы №3 с.297 (у), №3 документ, словарь |
32. | 23.12- 28.12 | В глубинах Азии: империя Чингисхана и Тимура | Комбинированный | Объединение монголов. Завоевания монголов, при чины их успехов. Распад Монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. | Хан, улус, нукер, курултай, нойон, обсерватория, хорезмшах | Уметь выделять общее и особенное в политическом, экономическом развитии стран Востока. | Карты уч-ка «Завоевания Чингисхана», с.308, «Рас-пад державы Чингисхана» с.310, «Завоевания Тимура", | §27, вопросы №4 (у), документ, словарь |
Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки (1 час) | ||||||||
33. | 13.01- 18.01 | Народы и государства Африки и доколумбовой Америки | Комбинированный | Два мира одного континента. Торговля, ислам и могущество государей. Христианская Эфиопия. Золото Мономотапы. Древние цивилизации Америки. Майя. Держава ацтеков. Царство сынов Солнца | Бербера, Магрия, Судан, пигмеи, манго, негус, Майя, ацтеки, чибчамуиски, инки, кипу | Умение выделять главное и сформировать представление о жизни, быте и нравах жителей Африки и Америки. Общее и раз-личное. | Карты уч-ка «Африка», с.319, «Доколумбовая Америка», с.327, | §28, вопросы №1 (у), 34, документ, словарь, |
34 | 13.01- 18.01 | Обобщающее | Урок контроля знаний и умений | Значение Средневековья в мировой истории и культуре. | 1. с.129-130, 155 |
История России с древнейших времен до конца XVI века 36 часов
№ п/п | Тема урока | Часы | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля | Сроки изучения |
1. | Что изучает история Отечества. Введение. | 1 | Быт, летописи, хронология | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Беседа | 20.01 — 25.01 |
Глава 1. Русь Древняя - 8 часов. | ||||||
Тема 1: Восточные славяне. - 2 часа | ||||||
2. | Восточные славяне в древности§1 | 1 | Индоевропейская группа народов, славянская языко-вая семья, вервь, вече, дань. | Уметь доказывать и опровергать, чтение исторических карт. | Устный опрос | 20.01 — 25.01 |
3. | Соседи восточных славян §2 | 1 | печенеги, хазары, язычество, колонизация, каганат. | Самостоятельная проверка получаемого результата. | Тест | 27.01-31.01 |
Тема 2: Русь в IX- первой половине XII в. - 6 часов | ||||||
4. | Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. §3 | 1 | Администрация, государство, дружина, политика, полюдье, реформа. | Выписка нужных материалов из текста | Письменное задание | 27.01-31.01 |
5 | Первые киевские князья. § 4 | 1 | Администрация, государство, дружина, политика, полюдье, реформа. | Выписка нужных материалов из текста | Письменное задание | 03.02-08.02 |
6 | Владимир Святославич. Принятие христианства. §5 | 1 | Христианство, ересь, православие, епископ, митрополит, монастырь, десятина. | Составление плана по тексту и его запись | Беседа | 03.02-08.02 |
7 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром §6 | 1 | Усобицы, половцы, бояре, вотчина, холопы, смерды, рядовичи, посадник | Оценивать свою работу и деятельность одноклассников | Устный опрос | 10.02-15.02 |
8 | Культура Древней Руси §7 | 1 | Культура, зодчество, житие, самобытный Патриотизм | Определение причинно – следственных, межпредметных связей | 10.02-15.02 | |
9 | Быт и нравы Древней Руси §8 | 1 | Образ жизни, слободы, хоромы. | Установление межпредметных связей, выслушивать и объективно оценивать другого. | Тест | 17.02-22.02 |
10 | Русь Древняя. Урок повторения | 1 | 17.02-22.02 | |||
Глава 2. Политическая раздробленность на Руси. - 8 часов | ||||||
Тема 3: Русь во второй половине XII-XIII в. - 8 часов | ||||||
11 | Начало раздробления Древнерусского государства. § 9 | 1 | Феодальная раздробленность, удельное княжество, дворяне княжеская динас-тия, наместник, рать, эксплуатация | Выписка нужных материалов из текста | Устный опрос | 24.02-01.03 |
12 | Главные политические центры Руси §10-11 | 1 | Владыка, стольный. | Составление хронологических таблиц, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | 24.02-01.03 | |
13 | Нашествие с Востока §12 | 1 | Составление плана по тексту и его запись | Письменное задание | 03.03-07.03 | |
14 | Борьба русских земель с западными завоевателями. §13 | 1 | Рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы, | Выписка нужных материалов из текста | 03.03-07.03 | |
15 | Русь и Золотая Орда в XIII-XV вв. §14 | 1 | Улус, баскак, ярлык, иго, деспот. | Составление плана-схемы изученной темы | 10.03-15.03 | |
16 | Русь и Литва §15 | 1 | Уния | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | беседа | 10.03-15.03 |
17 | Культура Русских земель в XII- XIII вв. §16 | 1 | Национальное самосознание, уникальный, канон. | Составлять сложный план | Письменное задание | 17.03-22.03 |
18 | Родной край в древности. | 1 |
| 17.03-22.03 | ||
19 | Политическая раздробленность на Руси. Повторительно-обобщающий урок | 1 | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Контрольная работа | 31.03-05.04 | |
Глава 3. Русь Московская. - 14 часов. | ||||||
Тема 4: Образование единого Русского государства. - 8 часов | ||||||
20 | Предпосылки объединения русских земель. §17 | 1 | Иерархия, рубеж, предпосылки. | Организовывать деятельность в парах, уметь вести диалог | Устный опрос | 31.03-05.04 |
21 | Усиление Московского княжества. §17 | 1 | 07.04-12.04 | |||
22 | Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва §18 | 1 | Маневр, привилегия. | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | 07.04-12.04 | |
23 | Московское княжество и его соседи в конце XIV– середине XV века. §19 | 1 | Диалект, уния. | Составление характеристик деятелей Просвещения | Беседа | 14.04-19.04 |
24 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. §20 | 1 | Государь, поместье | Установление межпредметных связей | Тест | 14.04-19.04 |
25 | Московское государство в конце XV – начале XVI века. §21 | 1 | Боярская дума, чин, кормление. | Формулировать проблемные вопросы | Устный опрос | 21.04-26.04 |
26 | Российское государство в конце XV – начале XVI века. §21 | 1 | Боярская дума, чин, кормление. | Формулировать проблемные вопросы | Устный опрос | 21.04-26.04 |
27 | Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. §22 | 1 | Дьякон, православие, церковный собор | Составление хронологических таблиц | Письменное задание | 28.04-02.05 |
Тема 5: Московское государство в XVI в. - 6 часов | ||||||
28 | Реформы Избранной рады §23 | 1 | Земский собор, сословия, сословно-представительная монархия. | Правильное применение счета лет, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | Беседа | 28.04-02.05 |
29 | Внешняя политика Ивана IV §24 | 1 | казачество | Чтение исторической карты, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | Тест | 05.05-08.05 |
30 | Опричнина §25 | 1 | Опричнина, земщина, посад, крепостное право. | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Тест | 05.05-08.05 |
31 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках. § 26 | 1 | культура | Выписка нужных материалов из текста, чтение исторической карты | Устный опрос | 12.05-17.05 |
32 | Архитектура и живопись в XIV-XVI веках. § 27 | 1 | 12.05-17.05 | |||
33 | Быт и нравы XV- XVI веков. §28 | 1 | народность | Составление плана по тексту и его запись | Беседа | 19.05-24.05 |
34 | Родной край в XIV-XVI веках. | 1 | 19.05-24.05 | |||
35 | Московская Русь. Повторительно-обобщающий урок | 1 | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | Контрольная работа | 26.05-30.05 | |
36 | Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы. Повторительно-обобщающий урок | 1 | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | Контрольная работа | 26.05-30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...

