Рабочая программа история 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы «История России» под редакцией А. А. Данилова, Л.Г. Косулина - М. Просвещение, 2011г.; «Всеобщая история Нового времени 1500-1800» под редакцией А.Я. Юдовская- М. Просвещение 2008г.; базовый уровень (70 час.).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО школьным методсоветом протокол №______от «_____» _______2013г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________Ю.А. Куимова Приказ №___________от «____» _________2013г. | |||
Рабочая программа
по учебному предмету
«История»
7 класс
базовый уровень
на 2013–2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы «История России» под редакцией А. А. Данилова, Л.Г. Косулина - М. Просвещение, 2011г.; «Всеобщая история Нового времени 1500-1800» под редакцией А.Я. Юдовская- М. Просвещение 2008г.; базовый уровень (70 час.).
Составитель Гуторова Л.П.,
учитель истории,
высшая квалификационная категория
с.Таловка 2013
Рабочая программа
учебного предмета «История» 7 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа предмета «История» 7 класса разработана на основе: Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 1312 от 09. 03. 2004, Программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилов, Л.Г. Косулина - М.: Просвещение, 2009г., «Всеобщая история Нового времени 1500-1800» под редакцией А.Я. Юдовская - М. Просвещение 2008г., Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, Федеральной примерной программы основного общего образования по истории.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Срок реализации программы 1 год.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
В Рабочую программу внесены изменения.
Рабочая программа выстроена в логике Программ «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилов, Л.Г. Косулина и «Всеобщая история Нового времени 1500-1800» под редакцией А.Я. Юдовская и учебных пособий Юдовская А. Я. «Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800 гг.» и «История России конца XVI-XVIII век» А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. В соответствии с базисным учебным планом программа составлена на 70 часов.
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: История России – 42 часа; Новейшая история – 28 часов.
В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах
Курс истории ставит целью:
В результате изучения курса Новой истории учащиеся 7 класса должны получить знания:
- о периодизации Нового времени,
- о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации;
- об особенностях ментальности человека Нового времени;
- о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным;
- о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития общества;
- о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий;
- о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»;
- о международных конфликтах, приводивших к войнам;
- об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, о религиозной терпимости;
- о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека;
- об изменениях в повседневной жизни людей.
- Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем:
- методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории);
- выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины);
- анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов;
- сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования);
- разным способам работы с учебной книгой.
В процессе изучения курса Новой истории учащиеся должны овладеть умениями:
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
- анализировать исторические явления, процессы, факты;
- обобщать и систематизировать полученную информацию;
- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
- уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
- определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
- уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологи-ческого обеспечения учебного процесса.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «История Нового времени. 7 класс»; видеофильмы; Интернет-ресурсы.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 7 классе.
Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Нового времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; изученные виды исторических источников.
Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.
Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.
Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
Сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.
Владеть компетенциями:
- коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией.
Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Применение современных образовательных технологий:
технология проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ технология.
Формы и методы обучения
Диалог, беседа, дискуссия, консультация, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Формы проверки и оценки результатов обучения:
устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.
Используемый учебно-методический комплект:
- Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800 гг.: учебник общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, А. А. Баранов, Л. М. Ва-13-е изд. - М.: Просвещение, 2008
- «История России конца XVI-XVIII век» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, Москва, Просвещение 2011;
Используемый УМК позволяет на уроках широко использовать современные личностно ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «История Отечества 882-1917, «Репетитор-2010 по истории Кирилла и Мефодия».
Учебно – тематическое планирование
«Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800 гг» в 7классе
Наименование раздела | Кол. час. | |
1 | Европа и мир в начале нового времени | 17 |
2 | Эпоха Просвещения. Время преобразований | 8 |
3 | Традиционные общества в раннее Новое время. | 3 |
Итого | 28 |
Учебно – тематическое планирование
«История России: XVI- XVIII века»
№ | Наименование раздела | Кол. час. | Контрольные работы | |
Тема | Кол. часов | |||
1 | Россия на рубеже 16-17 вв. | 4 | Повторение | 1 |
2 | Россия в 17 в. | 9 | Повторение | 1 |
3 | Родной край в 17 веке. | 1 | - | - |
4 | Итоговое повторение | 1 | Итоговое повторение | 1 |
5 | Россия в первой четверти 18 в. (Петр 1) | 11 | Повторение | 1 |
4 | Россия в 1725-1762 | 4 | - | - |
6 | Россия в 1762- 1801 | 10 | Повторение | 5 |
7 | Родной край в 17 веке. | 1 | - | - |
8 | Итоговое повторение | 1 | Итоговое повторение | 1 |
Итого | 42 | Итого | 10 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 класс
Класс 7
Учитель Гуторова Л.П.
Количество часов:
Всего 70 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков (уроки повторения) -
Планирование составлено на основе Примерной программы по истории для общеобразовательных учреждений и Программ «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилов, Л.Г. Косулина и «Всеобщая история Нового времени 1500-1800» под редакцией А.Я. Юдовская Учебники:
А.Я. Юдовская «Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800» 7 класс
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России конец XVI -XVIIIв.7 класс
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории
«Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800гг» и «История России конец XVI -XVIIIв.»
Новая история. Конец XV-XVIII вв. – 28 часов
№ уроков | Название тем и уроков. | Цели изучения темы | Планируемый результат | Обратная связь | § | Средства обучения | Кол-во часов | Сроки | |
Часть1. Европа и мир в начале нового времени. | 17 | ||||||||
Тема 1. Эпоха Великих географических открытий. | 2 | ||||||||
1. | Что изучает Новая история .Технические открытия и выход к мировому океану. | Показать учащимся влияние технических открытий на развитие общества. | Технические достижения европейцев, их влияние на жизнь европейцев. Понятия: бомбарда, мушкет, каравелла, дух предпринимательства. | Устный опрос | §1 | Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» К уроку в школе. Тема 1.Великие географические открытия. Технические изобретения. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV- XVII вв.» | 1 | 02.09.-07.09 | |
2. | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | Показать учащимся значение великих географических открытий на судьбы Старого и Нового Света. | Этапы Великих географических открытий, их последствия (новые представления о мире, складывание мирового рынка, создание первых колониальных империй). Показывать на карте направления экспедиций великих мореплавателей, открытые земли. Понятия: Колумб, индейцы, Новый Свет, колонизация | Урок - игра «Какой я увидел Америку». Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разгадай кроссворд «Великие географические открытия», компьютерное тестирование. | §2 | Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV- XVII вв.» | 1 | 02.09.-07.09 | |
Тема 2. Европа: от Средневековья к Новому времени. | 4 | ||||||||
3. | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. | Рассмотреть с учащимися причины усиления королевской власти в XVI- XVII вв. | Особенности абсолютизма как формы правления, разнообразные формы европейского абсолютизма. Понятия: абсолютизм, парламент, монарх- помазанник Божий, этикет, регулярная армия, меркантилизм, централизованное национальное государство, национальное самосознание. | Устный опрос | §3 | Карта «Западная Европа в 1648г.» Репродукции с видами Версаля, Г.Риго «Людовик XIV», Ван Дейк «Карл I, король Англии», Луи Мишель Ван-Лоо «Людовик XV» | 1 | 09.09-14.09 | |
4. | Дух предпринимательства преобразует экономику. | Рассмотреть с учащимися влияние духа предпринимательства на развитие экономики страны. | Тенденции развития экономики Европы в Раннее новое время, новые явления в экономической жизни в XVI-XVII вв. Понятия: предпринимательство, монополия, международная торговля, биржа, банк, мануфактура, капитал, капитализм. | Игра «Чистая доска». | §4 | Карта «Западная Европа в 1648г.» | 1 | 09.09-14.09 | |
5. | Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. | Показать учащимся влияние новых ценностей на преобразование общества. | Изменения социальной структуры европейского общества в Раннее Новое время, формы социального взаимодействия. Понятия: буржуа, фермер, новое дворянство, каботаж, огораживание, частная собственность. | Устный опрос | §5 | 1 | 16.09-21.09 | ||
6. | Европейское население и основные черты повседневной жизни. | Сформировать у учащихся представление о повседневной жизни европейцев в XVI- XVII вв. | Описывать бытовые условия жизни людей разного социального положения в XVI-XVIII вв., динамика демографических процессов. Понятия: чума, оспа, сыпной тиф, грим, пудра, мыло, мода, канон,. | «Новый материал преподаёт … класс». | §6 | Презентация «Быт европейцев в XVI-XVIII вв.». | 1 | 16.09-21.09 | |
Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения. | 3 | ||||||||
7. | От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и её характерные черты. | Показать учащимся достижения в области культуры в XVI- XVII вв. | Особенности интеллектуальной жизни Европы в XVI-XVII вв., мировоззренческие установки Раннего Нового времени. Понятия: Гуманизм, светское искусство. | Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разгадай кроссворд «Возрождение и гуманизм в Европе» Компьютерное тестирование «Философия гуманизма». | §7-8 | 1 | 23.09-28.09 | ||
8. | Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV- первая половина XVII в.). | Сформировать у учащихся представление о гуманистических традициях в изобразительном искусстве Западной Европы в конце XV- первой половине XVII века. | Основные черты Высокого Возрождения, тенденции развития европейского искусства в XVI-XVII вв. Понятия: Леонардо да Винчи, сонет. | Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Записки ученика Великого мастера». | §9 | Презентации «Леонардо да Винчи», «Рафаэль». | 1 | 23.09-28.09 | |
9. | Развитие новой науки в XVI-XVII вв. и её влияние на технический прогресс и самосознание человека. | Рассмотреть с учащимися процессы рождения новой европейской науки. | Основные направления научной мысли Европы в XVI-XVII вв., характеризовать научные достижения XVI-XVII вв. Понятия: Каноник, солнечная система, закон всемирного тяготения, закон механического движения, бакалавр, кровообращение, наблюдение и опыт, научное исследование, права человека. | Таблица. Тест «Зарождение европейской науки». | §10 | 1 | 30.09-05.10 | ||
Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе. | 4 | ||||||||
10. | Реформация – борьба за переустройство церкви. | Показать учащимся причины религиозной революции в Западной Европе. | Причины реформации, особенности лютеранского учения; динамика распространения лютеранства. Понятия: реформация, революция, индульгенция, лютеранская церковь, протестантская церковь. | Компьютерное тестирование «Начало реформации в Европе». Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Из немецкой хроники начала XVI в.». | §11 | Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» К уроку в школе. Тема 1. «Реформация в Европе. Предпосылки реформации» Карта «Реформация в Европе». | 1 | 30.09-05.10 | |
11. | Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации. | Рассмотреть с учащимися процессы распространения Реформации в Европе и борьбу католической церкви против Реформации. | Общие установки кальвинизма, основные направления контрреформации. Понятия: кальвинистская церковь, орден иезуитов, контрреформация, ересь, аутодафе. | Устный опрос Тест «Распространение реформации. Контрреформация». | §12 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новая история. Урок №2. «Реформация и контрреформация», слайды25, 31. Карта «Реформация в Европе». | 1 | 07.10-12.10 | |
12. | Королевская власть и Реформация в Англии | Рассмотреть с учащимися влияние реформации в Англии и использование её в своих целях. | Тенденции политико-правового развития Англии, основные вехи религиозной истории королевства в XVI в. Понятия: англиканская церковь, «непобедимая армада», «владычица морей». | Устный опрос («Найди ошибки», «Продолжи рассказ»). | §13 | К.М. Урок №4 «Англия в XVI в.», слайды 3, 9-15. | 1 | 07.10-12.10 | |
13. | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | Показать учащимся влияние религиозных войн на укрепление абсолютной монархии во Франции. | Особенности религиозной жизни во Франции в XVI в., французский вариант королевского абсолютизма. Понятия: Нантский эдикт, гугенот, Варфоломеевская ночь, месса, компромисс, гарант. | §14 | К.М. Урок №3 «Франция в XVI в.», слайды 5, 21-28. Карта «Франция в XVI-первой половине XVII в.» | 1 | 14.10-19.10 | ||
Тема 5. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). | 4 | ||||||||
14. | Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия. | Рассмотреть с учащимися причины Нидерландской революции и процесс рождения свободной республики Голландия. | Называть даты революции. Причины, основные события, характер революции. Показывать на карте территории Нидерландов, Голландии. Понятия: гёз, иконоборческое движение, инквизиция, уния, буржуазная революция. | Устный опрос («Что? Где? Когда?», «О ком идёт речь»), тест | § 15 | Карта «Нидерландская революция в XVI в.» | 1 | 14.10-19.10 | |
15. | Революция в Англии. Установление парламентской монархии. | Рассмотреть с учащимися причины обострения отношений между английским парламентом и королём и начало революции. | Называть даты революции. Причины, характер, этапы революции. Понятия: джентри, пуритане, Долгий парламент, «кавалеры», «круглоголовые». | Устный опрос («Рассказ с ошибками» «Переводчик). | §16 | Карта «Англия во время буржуазной революции». | 1 | 21.10-26.10 | |
16. | Революция в Англии. Путь к парламентарной монархии. | Показать учащимся нарастающее движение протеста беднейших слоёв общества, борьба с ним и формирование парламентской монархии. | Динамика трансформаций английской политической системы, Основные характеристики конституционной монархии в Англии. Понятия: диггеры, протекторат, протектор, парламентская монархия, Великобритания, тори, виги, спикер. | Игра «Древо познания» Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разметь карту «Английская буржуазная революция XVII в.», тестирование. | §17 | К.М. Урок №6 «Английская революция в XVII в.», слайды 2-17 Карта «Англия во время буржуазной революции». | 1 | 21.10-26.10 | |
17. | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | Рассмотреть с учащимися международные отношения в Западной Европе XVI- XVIII вв. | Характеризовать систему международных отношений в Европе в XVIII в. Причины, ход Тридцатилетней войны. Называть даты Тридцатилетней войны. Показывать на карте страны участниц Тридцатилетней и Семилетней войн, места сражений. Понятия: Тридцатилетняя война, коалиция, Семилетняя война. | Устный опрос | §18-19 | К.М. Урок №7 «Тридцатилетняя война», слайды 2-10 Карты «Европа в XVIIв.», «Европа в XVIIIв.» | 1 | 28.10-02.11 | |
Часть 2. Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 8 | ||||||||
Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в. | 2 | ||||||||
18. | Век Просвещения. Стремление к царству разума. | Сформировать у учащихся представление об особенностях развития человеческих взглядах на человечество и его быте. | Основные идеи просветителей, политические и социальные модели, предлагаемые французскими просветителями. Объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества. Понятия: «Век просвещения», разделение властей, «Энциклопедия». | Таблица | §20 | Презентация «Век Просвещения». | 1 | 28.10-02.11 | |
19. | Художественная культура Европы эпохи Просвещения. | Показать учащимся достижения художественной культуры Европы эпохи Просвещения. | Называть основные направления и тенденции развития европейского искусства XVIII в. Понятия: пастораль, атрибут, цитра. | Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разгадай кроссворд «Эпоха Просвещения. Литература, искусство» | §21 | 1 | 11.11-16.11 | ||
Тема 2. Промышленный переворот в Англии. | 1 | ||||||||
20. | Промышленный переворот в Англии. | Рассмотреть с учащимися причины промышленного переворота в Англии и его последствия. | Причины промышленного переворота, взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота, значение промышленного переворота для экономической и социальной сферы. Понятия: фабрично- заводское производство, машинное производство, аграрная революция, промышленный переворот, луддизм. | Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разгадай кроссворд «Буржуазные революции конца XVIII в. Промышленный переворот в Англии», компьютерное тестирование. | §22 | Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» К уроку в школе. Тема 3. «Промышленный переворот в Англии» Карта «Промышленный переворот в Англии». | 1 | 11.11-16.11 | |
Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединённых штатов Америки. | 2 | ||||||||
21. | Английские колонии в Северной Америке. | Показать учащимся жизнь первых переселенцев английских колоний в Северной Америке. | Показывать на карте владения Англии (колонии) в Северной Америки. Характер первых английских поселений в Новой Англии, характерные черты новой американской нации. Понятия: пилигрим, ирокезы, колониальные ассамблеи, метрополия, «бостонское чаепитие». | Устный и письменный опрос по карточкам | §23 | Карта «Северная Америка в 1775-1783гг.» | 1 | 18.11-23.11 | |
22. | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. | Рассмотреть с учащимися причины войны за независимость английских колоний в Северной Америке и создание Соединённых Штатов Америки. | Причины, основные события, последствия войны за независимость. Показывать на карте места военных действий. Называть даты войны за независимость. Понятия: патриот, лоялист, принцип народного суверенитета, Декларация независимости, национально- освободительная война, конституция, Федерация, Конгресс. | Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разметь карту «Война за независимость в Северной Америке в 1775-1783гг.», компьютерное тестирование. | §24 | Карта «Северная Америка в 1775-1783гг.» | 1 | 18.11-23.11 | |
Тема 4. Великая французская революция XVIII в. | 3 | ||||||||
23. | Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. | Показать учащимся Францию в XVIII в., причины и начало Великой французской революции. | Причины Великой французской революции. Характеристика начального этапа революции. Понятия: «Хлебный бунт», сословия, Учредительное собрание, Национальное собрание, санкюлоты, террор, кокарда, декрет. | Устный опрос («Отгадай термин», «Рассказ с ошибками», «Продолжи рассказ») | §25 | К.М. Урок №12 «Французская революция в XVIII в.», слайды 2-14. | 1 | 25.11-30.11 | |
24. | Великая Французская революция. От монархии к республике. | Рассмотреть с учащимися ход Великой французской революции и процессы перехода от монархии к республике. | Динамика революционных событий, особенности якобинского режима. Понятия: Декларация прав человека и гражданина, якобинцы, гильотина, Капет, якобинская диктатура, революционный террор, Конвент, фригийский колпак. | Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Установление республики во Франции». | §26 | 1 | 25.11-30.11 | ||
25. | Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | Показать учащимся дальнейшее развитие революции во Франции от якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | Причины падения якобинского режима, характеристика режима Директории. Понятия: «умеренные», «бешенные», «болото», «новые богачи», термидорианцы, Директория. | Устный опрос Тест «Директория. Установление диктатуры» | §27 | 1 | 02.12-07.12 | ||
Часть 3. Традиционные общества в раннее Новое время. | 3 | ||||||||
Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке. | 1 | ||||||||
26. | Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества. | Показать учащимся процессы, происходящие в Латинской Америке в XVIII в. и складывание латиноамериканского общества. | Порядок управления в Латинской Америки, характеристика социальной структуры латиноамериканского общества. Показывать на карте Латиноамериканские страны. Понятия: алькальды, пеоны, метисы, мулаты, самбо. | Устный опрос | § | 1 | 02.12-07.12 | ||
Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 2 | ||||||||
27. | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени. | Показать учащимся процессы, происходящие в государствах Востока. | Тенденции развития восточных государств, характеристика традиционного общества. Понятия: самурай, конфуцианство, буддизм, синтоизм. | Устный опрос («Исторический снежный ком») Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Создатель державы великих моголов». | §28 | 1 | 09.12-14.12 | ||
28. | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | Рассмотреть с учащимися изменения в странах Востока, связанные с проникновением европейцев и начало европейской колонизации. | Изменения в странах Востока, связанные с проникновением европейцев. Понятия: сипай, кортеж, сёгун, сегунат. | Устный опрос | §29- 30 | 1 | 09.12-14.12 |
История России XVI-XVIII вв. – 42 часа
№ уроков | Название тем и уроков. | Цели изучения темы. | Планируемый результат | Обратная связь | § | Средства обучения | Кол-во часов | Сроки | |
Глава 1. Россия на рубеже ХVI — ХVII веков | 4 | ||||||||
29. | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. | Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней и внешней политики Бориса Годунова. | Особенности внутренней и внешней политики Бориса Годунова. Понятия: указ «о заповедных летах», самозванец, авантюрист, дети боярские. | Устный опрос | § 1 | Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до 1861г. стр. 163 «Указ 1597г.». Карта «Русское государство в XVII в.» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. До XIX века. Урок 38 «Смутное время», слайды 2-8 | 1 | 16.12-21.12 | |
30. | Смута. | Рассмотреть с учащимися причины и суть Смутного времени на Руси. | Причины и суть Смутного времени. Понятия: Смутное время, междуцарствие. | Тест Устный опрос Игра «Древо познания». | §2 | Карта «Смутное время в России начала XVII века» | 1 | 16.12-21.12 | |
31. | Окончание смутного времени. | Показать учащимся положение в стране, причины создания ополчения и завершение Смуты. | Положение в стране, причины создания ополчения и завершение Смуты. Понятия: семибоярщина, ополчение, «прелестные письма», Земский собор. | Устный опрос | § 3 | Карта «Крестьянская война в России в начале XVII века». Статья «Русские крестьянские войны как восстания окраин» (ж/л «Преподавание истории в школе») | 1 | 23.12-28.12 | |
32. | Повторительно-обобщающий урок Россия на рубеже ХVI — ХVII веков | Систематизировать знания учащихся по данному материалу. | Компьютерное тестирование «Россия на рубеже XVI-XVII веков». Игра «Блеф-клуб». | 1 | 23.12-28.12 | ||||
Глава 2. Россия в XVII веке. | 9 | +2ч. =11ч | |||||||
33. | Новые явления в экономике. | Рассмотреть с учащимися последствия Смуты и постепенный подъём в жизни страны. | Последствия Смуты и постепенный подъём в жизни страны. Понятия: бобыль, Всероссийский рынок, мануфактура, мелкотоварное производство, наёмный труд, предприниматель, промышленник, социальная база. | Устный опрос | §4 | Карта «Экономика России XVII в.». | 1 | 13.01-18.01 | |
34. | Основные сословия Российского общества. | Показать учащимся основные сословия российского общества середины XVII века. | Описывать положение основных сословий России XVII в. Понятия: дворянское сословие, крестьяне черносошные и владельческие, барщина, натуральный и денежный оброк, белые слободы, подворная подать, поземельная подать. | Сообщения учащихся | §5 | К.М. Урок №41 «Россия в XVII в», слайды 9,10. Анимация «Социальное деление общества», «Русское общество». | 1 | 13.01-18.01 | |
35. | Политическое развитие страны. | Рассмотреть с учащимися политическое развитие страны в период правления первых Романовых. | Называть характерные черты политического устройства в период правления первых Романовых. Понятия: династия Романовых, волость, крепостничество, самодержавие. | Сообщение учащегося «М.Романов» Устный опрос | §6 | Картины Иванова «Боярская дума», «Приказная изба», «Суд в Московском государстве». К.М. Урок №40 «Россия в XVII в», слайды 10-13 , интерактив «Центральные и местные органы управления». | 1 | 20.01-25.01 | |
36. | Власть и церковь. Церковный раскол. | Показать учащимся положение церкви после Смуты, реформы, итоги разногласий между церковной и светской властью. | Положение церкви после Смуты, реформы, итоги разногласий между церковью и светской властью. Приводить оценки реформам патриарха Никона. Понятия: церковная реформа, раскол, протопоп. | Устный опрос Игра «Чистая доска». | §7 | Альбом «Соборы Московского Кремля». | 1 | 20.01-25.01 | |
37. | Народные движения. | Рассмотреть с учащимися причины и особенности народных движений в XVII веке. | Причины и особенности народных движений в XVII в. Понятия: «бунташный век», «соляной бунт», «медный бунт», старообрядцы. | Компьютерное тестирование «Народные движения» | §8 | К.М. Урок №42 «Бунташный век», слайды 3-10 Карта «Восстание под предводительством С.Т.Разина». Репродукции картин В.И.Сурикова «Степан Разин», «Взятие Астрахани войсками Степана Разина», «Степана Разина и его брата Фрола везут на казнь». | 1 | 27.01-31.01 | |
38. | Внешняя политика. | Показать учащимся повседневную жизнь различных слоёв общества, обычаи, традиции народа. | Основные направления внешней политики. Показывать на исторической карте рост территории в XVII в. Понятия: голытьба, гетман, реестровые казаки. | Устный и письменный опрос | §9 | К.М. Урок №44 «Внешняя политика в XVII в», слайды 3-12 Карта «Восстание под предводительством Б.Хмельницкого и русско-польская война 1654-1667гг.» Карта «Освоение Сибири в XVII в.» | 1 | 27.01-31.01 | |
39. | Образование и культура в XVII веке. | Сформировать у учащихся представление о развитии образования и культуры в XVII веке. | Развитие образования и культуры в XVII в. Называть характерные черты развития духовной культуры. Понятия: землепроходцы, «московское барокко». | Сообщения учащихся, презентации учащихся. | §10 | К.М. Урок №45 «Культура в XVII в», слайды 2- 13. | 1 | 03.02-08.02 | |
40. | Сословный быт. Обычаи и нравы. | Показать учащимся повседневную жизнь различных слоёв общества, обычаи, традиции. | Описывать повседневную жизнь различных слоёв общества, обычаи, традиции народов. Понятия: изразцы, парча, тафта, топить «по-чёрному». | Сообщения учащихся Игра «Новый материал преподаёт … класс». | §11 | Репродукции картин А.П.Рябушкина «Московская улица XVII века в праздничный день», «Московская девушка XVII века», «Свадебный поезд в Москве», «Семья купца в XVII веке», В.И.Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», «Изба». | 1 | 03.02-08.02 | |
41 | Родной край в XVII веке. | 1 | 10.02-15.02 | ||||||
42 | Повторительно-обобщающий урок. Россия в XVIIв. | Систематизировать знания учащихся по данной теме | Компьютерное тестирование. | 1 | 10.02-15.02 | ||||
43. | Итоговое повторение. Россия и мир на рубеже XVII - XVIII вв. | Систематизировать знания учащихся по данному предмету. | Игры «Что? Где? Когда?», «Рассказ с ошибками» | 1 | 17.02-22.02 | ||||
Глава 3. Россия в первой четверти XVIII века (при Петре I). | 11 | ||||||||
44. | Предпосылки петровских преобразований. | Рассмотреть с учащимися предпосылки петровских преобразований. | Предпосылки петровских преобразований. Понятия: немецкая слобода, регенство. | Устный опрос | §12 | 1 | 17.02-22.02 | ||
45. | Пётр I. Россия на рубеже веков. | Рассмотреть с учащимися детство, формирование личности Петра и начало его правления. | Давать характеристику правителю по схеме. | Устный опрос Игра «Интервью с историческим героем». | §13 | Презентация «Начало новых дел». Карта «Россия. Конец XVII- 60-егг. XVIII века» Видеофильм «Пётр Великий». | 1 | 24.02-01.03 | |
46-47 | Северная война. | Сформировать у учащихся представление о причинах Северной войны и преобразованиях в армии. | Излагать суждения о причинах, итогах войны. Показывать на исторической карте места сражений. Называть место, обстоятельства, участников, военачальников Северной войны. Преобразования в армии. Понятия: «нарвская конфузия», коалиция, регулярная служба, военная экономика, рекрутская повинность, антихрист. | Устный (Игра «Что? Где? Когда?») и письменный опрос (тест) | §14 | К.М. Урок №48 «Северная война», слайды 3-16 Схема «Полтавская битва». Карта «Россия с конца XVII – до 60-х гг. XVIII в.», «Северная война». Репродукция картины Г.А. Песиса «Постройка Петербурга при Петре I». | 2 | 24.02-01.03 03.03-07.03 | |
48-49 | Реформы Петра I. | Рассмотреть с учащимися причины и ход петровских преобразований. | Причины и ход реформ. Понятия: абсолютизм, Сенат, «Табель о рангах», аристократия, губерния, рекруты, Синод. | Компьютерное тестирование | §15 | К.М. Урок №49 «Реформы Петра Великого», слайды 5-16 Схема «Органы власти и управления Российской империей (20-70-е гг. XVIII в.) | 2 | 03.03-07.03 10.03-15.03 | |
50 | Экономика России в первой четверти XVIII века. | Показать учащимся изменения в экономике государства, произошедшие в первой четверти XVIII века. | Изменения в экономике государства. Показывать на карте крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства. Называть характерные, существенные черты экономического развития России в начале XVIII в. Понятия: протекционизм, меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, валюта. | Устный опрос Игра «Древо познания». | §16 | К.М. Урок №50 «Экономическое и социальное развитие России», слайд 7 (Карта «Экономическое развитие в конце XVII-XVIII вв.») | 1 | 10.03-15.03 | |
51 | Народные движения первой четверти XVIII века. | Рассмотреть с учащимися причины народных восстаний и их значение. | Называть даты восстаний; показывать на карте районы восстания. Причины народных восстаний и их значение. Понятия: старообрядцы, работные люди, отходники, посессионные крестьяне. | Устный опрос Игра «Исторический снежный ком». | §17 | Карта «Россия в XVIII века». | 1 | 17.03-22.03 | |
52-53 | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. | Показать учащимся изменения, произошедшие в культуре и быте России в первой четверти XVIII века. | Описывать памятники архитектуры, жизнь и быт различных сословий. Понятия: гражданская азбука, кунсткамера, гравюра, ассамблея. | Сообщения учащихся Тест Игра «Блеф-клуб». | §18- 19 | Репродукции с изображением архитектурных памятников | 2 | 17.03-22.03 31.03-05.04 | |
54. | Повторительно-обобщающий урок. Россия при Петре 1. | Систематизировать знания учащихся по данному материалу. | Компьютерное тестирование «Россия при Петре I» Игра «Переводчик». | 1 | 31.03-05.04 | ||||
Глава 4. Россия в 1725-1762годах. | 4 | ||||||||
55-56 | Дворцовые перевороты. | Рассмотреть с учащимися причины и сущность дворцовых переворотов и их влияние на развитие страны. | Причины и сущность дворцовых переворотов Понятия: гвардия, фаворит, временщик, «верховники», кондиции. | Тест | §20- 21 | Презентация «Дворцовые перевороты» | 2 | 07.04-12.04 | |
57 | Внутренняя политика в 1725-1762годах. | Рассмотреть с учащимися изменения, произошедшие во внутренней политики России в послепетровскую эпоху. | Называть характерные, существенные черты экономического и социального развития России в 1725-1762годах. Понятия: кабинет министров, верховный тайный совет, «Манифест о вольности дворянству», откупы, подряд. | Устный опрос | §22 | 1 | 14.04-19.04 | ||
58. | Внешняя политика в 1725-1762годах. | Показать учащимся основные направления внешней политики в 1725-1762гг. | Называть даты, место, обстоятельства, участников, военоначальников русско- турецкой (1735-1739гг.), русско-шведской (1741-1743гг.), Семилетней (1756-1762гг.) войн. Показывать на исторической карте военные действия в ходе Семилетней войны. Понятие: казахские жузы. | Устный опрос | §23 | Карта «Участие России в Семилетней войне». | 1 | 14.04-19.04 | |
Глава 5. Россия в 1762-1801 годах. | 10 | +2=12 | |||||||
59. | Внутренняя политика Екатерины II. | Показать учащимся особенности внутренней политики Екатерины II. | Приводить оценки деятельности Екатерины II. Понятия: просветители, «просвещенный абсолютизм», уложенная комиссия, каторга, межевание, монополия, секуляризация. | Устный опрос Игра «Расшифруй текст». | §24 | 1 | 21.04-26.04 | ||
60. | Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва. | Рассмотреть с учащимися причины крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачёва, её ход и итоги. | Называть даты восстания; показывать на исторической карте район крестьянского восстания. Причины, ход и итоги крестьянской войны. Понятия: самоуправление, «прелестные письма». | Устный (Игра «Найди ошибки») и письменный (карточки с индивидуальными заданиями) опрос | §25 | Карта «Россия во второй половине XVIII в.» | 1 | 21.04-26.04 | |
61 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. | Показать учащимся особенности экономического развития России во второй половине XVIII века. | Описывать характерные, существенные черты экономического развития России во второй половине XVIII в., его развития. Понятие: капитал. | Устный опрос | §26 | Карта «Россия во второй половине XVIII в.» | 1 | 28.04-02.05 | |
62-63 | Внешняя политика Екатерины II. | Рассмотреть с учащимися основные направления внешней политики России при Екатерине II. | Называть место, обстоятельства, участников, военоначальников русско-турецких войн. Показывать на исторической карте места сражений, территории, отошедшие в результате разделов Речи Посполитой. Понятия: «вооружённый нейтралитет», буферное государство. | Сообщения учащихся: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков Устный опрос | §27- 28 | Карты «Русско-турецкая война 1768-1774гг.», «Русско-турецкая война 1787-1791гг.», «Разделы Речи Посполитой». Видеофильм «Полководец А.В.Суворов». | 2 | 28.04-02.05 05.05-08.05 | |
64. | Россия при Павле I. | Показать учащимся особенности правления Павла I, его внутреннюю и внешнюю политику и причины его свержения. | Особенности правления Павла I, направления внутренней политики. Показывать на карте направления итальянского и швейцарского походов А.В.Суворова. Понятия: «романтический император», изменение порядка престолонаследия, ограничение барщины. «Разжалованная грамота дворянству». | Устный опрос | §29 | Карта «Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова». | 1 | 05.05-08.05 | |
65. | Наука и образование. | Сформировать у учащихся представление о развитии науки и образования в XVIII века | Понятия: обсерватория, Российская академия, гимназия, общественная школа, мортира, регион, ритор, суппорт. | Устный опрос | §30 | К.М. Урок №56 «Культура России в XVIII в.», слайды 4-21. | 1 | 12.05-17.05 | |
66-67 | Художественная культура. | Сформировать у учащихся представление об особенностях развития художественной культуры в XVIII веке. | Составлять описание памятников: жилых и общественных зданий, произведений художественной культуры. Понятия: классицизм, барокко, сентиментализм. | Игра «Экскурсия» | §31- 32 | Презентация «Живопись XVIIIв.», репродукции с изображением архитектурных памятников | 2 | 12.05-17.05 19.05-24.05 | |
68. | Быт и обычаи. | Показывать учащимся изменения, произошедшие в быту и обычаях народа в XVIII веке. | Описывать изменения, произошедшие в быту и обычаях народов в XVIII в. | Игра «Новый материал преподаёт … класс». | §33 | 1 | 19.05-24.05 | ||
69. | Родной край в XVIII веке | 1 | 26.05-30.05 | ||||||
70 | Итоговое повторение. Россия и мир в XVIII веке | Систематизировать знания учащихся по данному материалу. Подведение итогов развития России в XVIII веке. | Систематизация знаний по данной теме. | Компьютерное тестирование Игры «Интеллектуальный турнир», «Поймай дату», «Реставрация». | Презентация «Итоговое повторение» | 1 | 26.05-30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...

