Обобщающий урок-аукцион по истории России XIV-XVII вв.
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Козлякова Светлана Игоревна

Методическая разработка урока по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_auktsion.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  НПО  ПУ№ 22 МО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Обобщающий урок-аукцион по истории России

ХIV -ХVII вв.

Разработала преподаватель истории Козлякова С.И.

   

г. Сергиев Посад. 2014

                          Пояснительная записка

                         

   Введение.

        Обобщающий урок первой части курса «Феодальная раздробленность на Руси», «Московская Русь», « Россия в ХVII веке».

Цель: повторение пройденного материала по русской истории. Выявление знаний и степени усвоения материала.

Принципиальными позициями, которые заложены в данную работу, являются:

- многофакторный подход к историческим событиям, показывающий учащимся всю сложность и многомерность истории нашего Отечества, продемонстрировать одновременное действие различных факторов;

-направленность на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств;

-внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется, прежде всего в раскрытии персоналий;

-заинтересовать учащихся игровой формой, развивать умение работать в коллективе, на общий результат.

 Аналитическая часть.

 Форма: урок- аукцион.

Урок-  аукцион – это ролевая игра.

   В.И.Боголюбов в книге «Введение в педагогическую технологию» (Пятигорск, 1996 г.) пишет: « Впервые предметом социальных исследований игра была представлена в работе немецкого психолога К. Гросса (1899 г.) как форма жизнедеятельности и самоусовершенствования молодых существ». Теорию Гросса развил далее его соотечественник К. Бюллер, который считал, что стремление к игре поддерживается функциональным удовольствием.

    В 1933 году голландский психолог Ф. Бейтендейк установил, что аспекты игры связаны характерными для детей чертами поведения: импульсивностью, робостью. Значение игры в воспитании и образовании огромно.

     Социальную природу игры, её внутреннюю структуру и значение для развития ребёнка исследовали Е.К. Аркин, Л.С.Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.

    Игра- очень продуктивный вид деятельности. Из своего опыта работы, могу сказать, что такая форма проведения урока весьма плодотворна. Урок-аукцион проходит весьма увлекательно.

     Активизируется изучение и закрепление учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, факторов, хронологии и т. д.  Кроме того, такие уроки хорошо подготавливают учащихся к контрольным тестированиям.

     Одно из преимуществ таких уроков заключается в том, что учащиеся на них не устают. Кроме того можно легко оценить степень активности и полготовки каждого учащегося, а также проследить умение работать в коллективе.

Задания к уроку включают в себя материалы четырех обобщающих уроков, которые охватывают семь  рубрик:

1-территория и население ( территории и земли, входившие на разных этапах в , народы, населяющие Россию;

2-государство и управление (создание государства и формирование системы его управления (разные этапы, значение периода феодальной раздробленности, наличие  разных политических форм и складывание самодержавия с тенденцией к абсолютизму);

3-экономика ( экономическое развитие России, уровень развития, отличия от западной Европы);

4-социальная стратификация (тенденция формирования сословий, связь социальных отношений с особенностями экономического развития и политических событий );

5-внешняя политика (отношения с другими государствами; татаро-монгольское нашествие, угроза с севера-запада, тенденция образования государства с центром в Москве);

6-русская православная церковь (история церкви, её связь с государственной идеей, с политикой, влияние на культуру, быт народа);

7-культура (особенности культуры на различных этапах развития).

     Урок-игра содержит исторические задачи, здесь- сущность событий, действия личностей, скрытый смысл лежащего на исторической  поверхности материала, фактов и т.д.

  Предлагаются следующие виды исторических задач, каждый из которых  имеет  свои существенные особенности: событийно-проблемные, биографические и хрестоматийно-литературные.

  Первый вид- событийно-проблемные задачи.

  В их основе лежит учебное или реальное противоречие, разрешение которого требует активной мыслительной деятельности. Они требуют от учащихся глубокого объяснения вопросов «почему», «как же так», «не могли же они не понимать этого?» и т. д.

Второй вид задач -биографические. Они требуют выяснения «кто есть кто». Учащемуся даётся объём информации о конкретной личности, не называя ёё, проанализировав информацию, приходит к решению- кто эта личность. Задачи этого вида направлены на углубленное изучение  известных личностей.

   Третий вид задач – хрестоматийно-литературные. Они носят разнообразный характер: по отрывку их хрестоматии определить событие; по содержанию узнать автора и время и т. д.

    Урок-игра подготавливается учащимися, они не только повторяют пройденный материал, но и делают домашние заготовки, готовят вопросы, загадки, обдумывают название команд (оно должно быть связано с историческими событиями изучаемого периода).  Всё это развивает интерес к предмету, стимулирует активность, желание лучше других справиться с заданиями.

  И. главное, решая исторические задачи, задачи о прошлом, учащиеся  могут не только глубже усвоить исторический материал, но и учатся  правильно думать и поступать в настоящем и будущем.

 

Практическая часть.

 

   Время проведения урока- два академических часа.

   Материальное обеспечение урока:

1.Карточки- номера (название команд).

2.Лист учета  набранных очков командами (на доске).

3.Исторические карты

4. Нагрудные значки участникам.

5.Листы бумаги для арбитражной комиссии (компьютер).

6.Перечень аукционных вопросов (лотов) – на доске или на экране, справочная литература, правила проведения аукциона.

7.План проведения урока.

8.Гонг- деревянный молоток и подвешенный на опоре металлический диск.

9. Символические призы для награждения победителей.

10.Видеоаппаратура для проведения урока, музыкальных пауз.

11. На классной доске тема урока ( или на экране), цели, задачи.

Презентация урока на компьютере по разделам урока  (прилагается).

Подготовительный этап к уроку- аукциону.

1.Продумывание предстоящего урока.

2.Написание плана урока, содержания, правил игры-аукциона.

3.Подготовка материального обеспечения.

4.Подготовка аудитории, классной доски, рабочих мест.

5.Подготовка имеющего в наличии ТСО.

6.Объявление учащимся о предстоящем уроке, соответствующий настрой.

7. Дать учащимся время повторить пройденный материал, сориентировать на круг вопросов, заложенных в аукцион.

8.Привлечение к проведению урока преподавателей, ассистентов из других групп 1 курса.

Список используемой литературы.

1.Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки, М., 1994. Кн.1.

2.Ключевский  В.О. Русская история. М., ЭКСМ. 2000.

3.Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры: в 3 т. М., 1994.

4.Сингальский В.Н. 50 красивейших мест России. СПб. Полигон.2011.

5.Сахаров А.Н., В.И. Буганов « История России с древнейших времён до конца ХVII века». М., Просвещение. 2005.

6.Соловьёв В.А. Тесты по истории России. Уч. пос., СПб.1999.

7.добавить методику.

 

Аукционные вопросы

Быт народа

1. На праздник устраивали складчину, объясните, что это значит?                         10

2. Зимой носили шубы, какая из них считалась простонародной:

А) волчья                     Б) лисья                    В) медвежья                                            20

3. Найдите лишние овощи в питании русского человека 14-16 веках: капуста, морковь, огурец, тыква, картофель, свекла,  репа, помидор, редька, чеснок, лук. 30

4. Мы все любим хлеб, это очень древний и питательный продукт. Хлеб всему голова, говорили в народе. Что такое:

А) ковриги        Б) пироги        Г) калач                                                                       40

5. Что такое горница?                                                                                                   50

6. И мужчины и женщины носили………                                                                   60

7. Светлица – специальное помещение в доме, где часто вышивали женщины, почему это помещение так называли?                                                                        70

8. Как освещалась изба русского человека?                                                               80

9. Какую обувь носили в деревнях и городах?                                                           90

10 Какое блюдо готовили их овсяной и гороховой муки:

А) кисель          Б) сбитень           В) кашу           Г) квас                                          100

Аукционные вопросы

Власть и управление

1. Почему московский князь Иван I получил прозвище Калита?                             10

2. Боярская Дума это…..?                                                                                              20

3. Кто в 1485 году принимает титул «Великого князя всея Руси»?                          30

4. В Мытищах отказали в лошадях дьяку Большакову, в результате он опоздал с донесением от царя в Троице - Сергиев монастырь. В какой приказ обратился дьяк с жалобой?                                                                                                                         40

5. Портрет правителя. Женат на дочери Малюты Скуратова, умный, милосердный, радушно принимавший послов и заморских мастеров. Облегчил жизнь простого народа, разрешил частный выход крестьян от одного владельца к другому. Склонен был выслушивать наветы придворных друг на друга, верил в предсказания гадалок, часто к ним обращался. Смертную казнь не применял, неугодных лиц ссылал, а так же постригал в монахи.                                                                                                 50    

6. Сколько лет было первому русскому царю, когда он венчался на царство?       60

7. Определите события в хронологической последовательности:      

А) восшествие на престол первого царя из династии Романовых

Б) начало правления Ивана V

В) восшествие на престол первого выборного царя                                                   70        

8. Определите соответствие:

А) Иван III                                              1) Организация стрелкового войска

Б) Иван IV                                               2) Городские восстания

В) Алексей Михайлович                     3) стояние на Угре                                           80

9. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

А) свержение ига Орды

Б) присоединение Новгорода к Москве

В) начало правления Бориса Годунова

Г) присоединение Смоленского княжества                                                                  90

10. Найдите исторические ошибки в тексте: «Смирением обложенный» царь Федор Иванович тихо скончался 7 января 1598 года, не оставив наследника. Династия Дмитрия Ивановича угасла. На Земском соборе царем избрали Михаила Федоровича Романова».                                                                                                                        100                        

Аукционные вопросы

ДАТЫ

  1. Какое событие произошло в 30-годы XII века:

А) основание Троице – Сергиева монастыря

Б) объединение русских княжеств вокруг Москвы

В) Невская битва

Г) начало феодальной  раздробленности                  

                                                                                                                             10

2. Приведите в соответствие:

А) 1240                              1) Куликовская битва

Б) 1242                               2) Ледовое побоище

В) 1380                               3) Невская битва                                                       20

3. Стояние на реке Угре было:

А) 1382    Б) 1425  В) 1462   Г) 1480                                                                   30

4. Найдите ошибку:

А) 1263- кончина Александра Невского

Б) 1533- начало княжения Ивана Грозного

В) 1605- окончание смутного времени                                                             40

5. Какое событие произошло около 1345 года:

А) основание Троице - Сергиева монастыря

Б) учреждение Иваном Грозным приказов

В) начало продвижения отряда Ермака в Западную Сибирь                           50

6. «Царь, чтобы не выбирать между стариной и новшествами, не разрывал с первой и не отворачивался от последних. Привычки, родственные и другие отношения привязывали его к стародумам; нужды государства, отзывчивость на все хорошее, личное сочувствие тянули его на сторону умных и энергичных людей. Увлекаемый новыми веяниями, царь во многом отступал от старозаветного порядка жизни, ездил в немецкой карете, брал жену на охоту, водил ее и детей в иноземную потеху, «комедийную потеху» с музыкой и танцами. Он был не прочь рвать цветки иноземной культуры. Но не хотел марать руки в черной работе ее посева на русской почве». О каком государе говорится в документе? Годы его правления?                         60

Документ относится к сентябрю 7180 года. Определите дату.

7. В каком году произошло это событие:

«…Впереди шла Рязань. В ней сформировалось ополчение, выступившее для  освобождения Москвы. Возглавил его Ляпунов. В нем учувствовали дворяне, посадские люди, казаки южных уездов.»                                                             70

8. В это году Иван III принял титул «великий князь всея Руси», что изображается на гербе государства:

А) 1389   Б) 1485  В) 1585  Г) 1685

9. О каком историческом деятеле рассказывается в документе, в каком году он родился:

«… тихими и короткими словами он укрощал распри,  примирял князей, добивался их подчинения великому князю Дмитрию Ивановичу. По просьбе московского правителя скрепил его духовную грамоту. Но стать митрополитом он решительно отказался. Не желая возвышаться над другими людьми.».                                                             90

10. Вставьте имя известного исторического деятеля и определите год, когда произошло событие: «Князь Дмитрий же Михайлович  и ………. поидоша в Ярославль. Костромичи ж их проводиша с великою радостию и Даша им на подмогу многую казну. К ним же начаша из градов приезжати многие ратные люди и посадские люди привеозити на помочь денежную казну»                                       100

                                                                         

                   Аукционные вопросы

                           КУЛЬТУРА

1.Что такое фольклор?        10

2. С какой целью в первую очередь накапливались научные знания?          20  3.  Где, когда, при каком правителе появился первый театр:

  1. при Иване Грозном в Александровской слободе
  2. Б) при Михаиле Федоровиче в Киеве
  3. при Алексее Михайловиче в Москве

1)        1622

  1. 1652
  2. 1672
  3. 1685                                                                                                        30   4.В житии святого Александра Невского герой изображен идеальным                       правителем, подобным библейским и римским героям. Приведите в соответствии:

а)лицом        1) Соломону

б) силой        2) Иосифу

в) премудростью        3) Веспасиану

г)храбростью        4) Самсону                                                            40

 5.Ведущее место в литературе и исторической мысли в 15-16 веках занимали:
          А) сказания  Б) жития  В) летописи  Г) былины        50  6.Икона  «Троица». Объясните сюжет иконы, кто изображен на иконе? Какой                            
                смысл вкладывали современники в эту икону?        60  7. Парсуны это:

А) портреты        Б) растительные краски  В) переводчики        70

8.  К        концу 17 века складывается архитектурный стиль:

                А- классицизм   Б) ампир        80

                 В-древнерусский стиль  Г) нарышкинское барокко

9. В Сказании» Авраама Палицына повествуется :

            А) о  присоединении к России Сибири отрядами Ермака                90
           Б) об осаде Троице- Сергиева монастыря польско- литовскими интервентами

            В) об избрании Михаила Романова на царство
 

            10.Приведите в соответствие:

            А) Феофан Грек        1) архитектор

Б) Амвросий        2) резчик миниатюрной резьбы

           В) Аристотель Фьораванти        3) иконописец                                    100


                   Русская православная церковь

  1. Русь принимает христианство:

            А) на основе римской религиозной традиции

 Б) на основе византийской религиозной традиции

             В)были выработаны собственные религиозные нормы, с самого начала русская
                церковь становится независимой                                             10

  1. Назовите древнейший монастырь:
  1. Троице-Сергиев

Б) Саввино-Сторожевский

  1. Киево-Печерский)

Г) Кирилло-Белозерский                                                                                  20

  1. Расположите в хронологической последовательности, где была резиденция
    русских митрополитов:

А) Москва б) Киев в) Владимир

                                                  30

  1. При        каком правителе и когда в Русской Православной церкви  

               принимается патриаршество

           А) 1589 году при царе Федоре Ивановиче
           Б) 1605 году при царе Борисе Годунове

            В)1667 году при царе Алексее Михайловиче                            

                                                                                                                                        40

  1. Первым        патриархом в России становится:

А) Филарет    Б)Феодосий     В)Кирилл    г) Иов                                            50

        

 6.  Раскол русской православной церкви касался:

  1. изменения основных догматов православной религии

Б) изменения некоторых обрядов в богослужении, не меняющих основы веры

  1. изменения были связаны с принятием унии между католиками и          

                православными                                                                                             60

           7. Старообрядцы - это                                                                                        70

8.Отношения русской православной церкви с государством:

             А) церковь проводила самостоятельную политику, государство не вмешивалось          
                 в церковные дела

  Б) церковь была в полной зависимости от государства

  С) отношения государства и церкви во многом зависели от личности патриарха,
                чаще всего это был компромисс, церковь любую власть принимает как
                 божественную волю                                                                              80

9.Бог в христианстве:

   А) Иисус Христос
              Б) Святой Дух

    В) святая Троица                                                                                            90


          10.Как повел себя патриарх Гермоген при захвате власти в Москве:

              А) богословил Лжедмитрия II на московское царство
             Б) бежал в Речь Посполитую

              В) принял мученическую смерть от голода в заточении                    100


                          Аукционы вопросы

                   Русская православная церковь

           1.Русь принимает христианство:

            А) на основе римской религиозной традиции

 Б) на основе византийской религиозной традиции

             В)были выработаны собственные религиозные нормы, с самого

                начала  русская   церковь становится независимой                                 10                                  

             2.Назовите древнейший монастырь:

            А)Троице-Сергиев

 Б) Саввино-Сторожевский

            В)Киево-Печерский                                                                                     20

 Г) Кирилло-Белозерский                                                        

           

             3.Расположите в хронологической последовательности, где была    

               резиденция   русских митрополитов:

  А) Москва Б) Киев В) Владимир                                                                30

                                                                                     

    4.При каком правителе и когда в Русской Православной церкви  

               принимается патриаршество

            А) 1589 году при царе Федоре Ивановиче
           Б) 1605 году при царе Борисе Годунове

            В)1667 году при царе Алексее Михайловиче                                             40                                    

                                                                                                                                                                             

             5.Первым патриархом в России становится:

 А) Филарет    Б)Феодосий     В)Кирилл    г) Иов                                        50                                    

        

 6.  Раскол русской православной церкви касался:

             А)  изменения основных догматов православной религии

  Б) изменения некоторых обрядов в богослужении, не меняющих основы            

      веры

              В) изменения были связаны с принятием унии между католиками и       60  

                православными                                                                                                      


           7. Старообрядцы - это                                                                                     70      

8.Отношения русской православной церкви с государством:

              А) церковь проводила самостоятельную политику, государство не                  

                  вмешивалось  в церковные дела

   Б) церковь была в полной зависимости от государства

   В) отношения государства и церкви во многом зависели от личности                  

       патриарха,  чаще всего это был компромисс, церковь любую власть

       принимает как  божественную волю                                                           80                                        

 9.Бог в христианстве:

   А) Иисус Христос
              Б) Святой Дух

   В) святая Троица                                                                                                      90


          10.Как повел себя патриарх Гермоген при захвате власти в Москве:

              А) богословил Лжедмитрия II на московское царство
             Б) бежал в Речь Посполитую

              В) принял мученическую смерть от голода в заточении                            100                  

 Аукционные вопросы

Сословия

1.Как называли свободных сельских жителей в 15 веке:

А) Смерды               Б) Вотчина              В)люди                                               10

2.какому сословию была выгодна отмена Юрьева дня? Когда по календарю этот день отмечался?                                                                                                      20

3.»Урочные лета» 1597 года предполагали:

А) если помещик обращался к властям более чем пять лет после вызова или побега крестьянина, он терял на него всякие права

Б) после шести месяцев холоп становился свободным

В) холопа искали бессрочно и возвращали помещику                                       30

Г) срок сыска беглых крестьян был бессрочным

4. Суд о крестьянах: «Государственных беглых крестьян бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые  села и в черные волости з женами и з детьми и си всеми их крестьянскими животы без урочных лет».

Кто такие бобыли? Объясните значение слова «животы»                                40

5. Великий государь и великий князь Михайло Федорович всея Руси указал, вотчины родовые и за службы данные отдавати вотчинам детем сыну. А будет умершего сына не будет, и те вотчины…..?

О каком праве идет речь в документе 17 века?                                                 50

6. Из документа 16 века: « Каждые два или три года государь проводит набор по областям и переписывает детей боярских с целью указать их число и сколько у кого лошадей и служителей.

Кто такие боярские дети?                                                                                  60

7. В 1550 году царь (назовите имя) издал указ об учреждении войска (какого?) в количестве (каком?) вооруженного (чем?)

Это войско получало жалованье двух видов: хлебное и денежное. Оно составляло:

А) 10 рублей в месяц                    Б) 100 рублей в месяц

В) 4 рубля в месяц                        Г) 50 рублей в месяц                                    70

8. К какому сословию принадлежал Иван Сусанин? К какому сословию принадлежал его сын после 1613 года?                                                               80

9. Феодалы, особенно крупные, имели много холопов в хозяйстве, иногда по 300-400 человек. Это были..?                                                                                      90

10. Расположите группы населения по социальным ступеням лестницы

А) наймити  Б) дворяне  В) бояре  Г) закупы  Д) холопы

Е) князья      Ж) люди

                                                                                      100

Аукционные вопросы

Территория и население

1. Назовите крупнейшие княжества в 14 веке?                                               10 баллов

2. Когда наступил период феодальной раздробленности?                             20 баллов

3. Назовите имя первого московского князя?                                                  30

4. Где находилась резиденция Ивана Грозного во время опричнины?         40

5. Какие народы проживали на территории Западной Сибири?                    50

6. К началу 17 века население России составляло:

А) 1 млн. чел.      Б) 3 млн. чел.     В) 6 млн. чел.    Г) 10 млн. чел.                60

7. в чем состояло различие между деревней и селом в 16 веке?                    70

8. Определите территориальную базу складывающейся великорусской народности:

А) Новгородско-Псковская земля              В) Полоцкое княжество

Б) Черниговское княжество                        Г) Литовское

Д) Владимиро-Суздальское                        Е) земли Западной Сибири          80

9. В середине 16 века «Дышучем морем» называли» :

А) Балтийское море        В) Северный Ледовитый океан

Б) Средиземное море      Г) Баренцево море                                                    90

10. Заполните таблицу

Нерусские народы

ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ

НАРОД-

ЗАСЕЛЕНИЕ 16-СЕР 18 ВВ

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО

НАРОДЫ-

ПРИСОЕДИНЕНИЕ В ……. ГОДУ

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

НАРОД-

СЕРЕДИНА 16 ВЕКА

СЕВЕР КАРЕЛИИ, КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ

НАРОДЫ-

К СЕРЕДИНЕ 16 ВЕКА

П-ОВ……..

ИТЕЛЬМЕНЫ

СЕРЕДИНА 17 ВЕКА

                               

                                    Аукционные вопросы

                                             Экономика

1.Завершите фразу: Торговцы и ремесленники жили на посаде, близ крепости, кремля, где «сажали» князья и бояре; отсюда их именование-      10

2.дайте определение следующим понятиям:

А- трёхпольный севооборот

Б-вотчина

В-поместье                                                                                                              20

 3.Гость в ХIV веке:

А-иностранец

Б-богатый сурожский купец

В-торговец мехом                                                                                                 30

4.Обьяснитьзначение слов:

А- Перелог                               1-земля, засеваемая осенью

Б-Озимь                                    2-участок земли, выбранный под пашню, с

                                                        последующей вырубкой деревьев      

В- Подсека                                3-поле, засеваемое несколько лет, затем

                                                         забрасывается на несколько лет                 40

5.Объясните поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Когда по

Календарю наступал этот день?                                                                          50

6. Крестьянин «сидевший» на земле с трёхпольным севооборотом, имел её в среднем на одном поле:

А- 3 десятины    Б- 5 десятин     В- 10 десятин     Г- 15 десятин                      60

1 десятина: 1 га; 1,1 га;   1,5 га;  2 га;  3 га.

7.Что такое княжеский домен?                                                                            70  

8.В  начале ХVII века, что такое «изделье»:

А-денежный оброк   Б-барщина    В-повинности в пользу казны                   80

9.По переписи 1678 года в России было 888 тысяч тяглых дворов. Более всего

Из них (507 тысяч) принадлежало:

А-церкви     Б-дворцу     В-дворянам     Г-боярам                                             90

10. Что свидетельствует о подъёме хозяйства Руси, происшедшем в ХIV- ХV веках.                                                                                                                   10

                                        Ответы

                                  Территория и население

1. Московское княжество, Тверское княжество, Новгородская земля, Псковская земля, Рязанское княжество, Нижегородское.

2.30- годы ХII века.

3.Даниил.

4.В Александровской слободе.

5.Сибирские татары, ханты, манси, ненцы.

6.3 миллиона человек.

7.В селе была церковь и представитель местной власти.

8.А, Д.

9.В.

10.

Пермская земля

Народ- КОМИ

Заселение ХVI-сер.ХVII вв.

Казанское ханство

Народы-ТАТАРЫ, ЧУВАШИ, УДМУРТЫ, МАРИ, МОРДВА, БАШКИРЫ

Присоединение в 1552 году

Северный Кавказ

Народ-КАБАРДИНЦЫ

Середина ХVI века

Север Карелии, Кольский полуостров

Народ-СААМЫ

К середине ХVI

                                         Власть и управление

1.Калита- денежный мешок, был бережлив. Калита- сумка, где хранились монеты, выходя из церкви, князь раздавал милостыню.

2.Совет при великом князе.

3.Иван III.

4.Ямской

5.Борис Годунов

6. 16

7.А 3, Б 1, В2.

8.А3, Б 1, В 2.

9.А 2, Б 1, В 4,  Г 3.

10. Династия Дмитрия Александровича. Борис Годунов.

                                         Экономика

1. Посадские люди.

2.А-Паровая система земледелия (ярь, озимь, пар)

Б-связана с безусловным правом передачи земли по наследству

В-земля, которую даёт князь за службу, под условием выполнения определённых обязанностей.

3.Б

4.А3,  Б1,   В2.

5.Запрещён переход крестьян от одного владельца к другому. 26 ноября.

6.Б,   1,1 га.

7.Земля, принадлежащая лично князю и его семье.

8.Б.

9.В.

10.Крестьяне восстанавливали свои хозяйства, появились починки, наряду с подсекой и перелогом применяли  трёхпольный севооборот.

                                            Быт народа

1.Мирской пир.

2.В.

3.Картофель, помидор.

4.А-обычный хлеб   Б-получше   В- хлеб круглой формы

5.Помещение наверху.

6.Рубахи.

7.Имела «красные окна», пропускавшие больше дневного света.

8.Деревянными лучинами, у богатых металлические светцы, сальные свечи.

9.Лапти из лыка в деревне, в городах- кожаную обувь.

10. А- кисель.

                                   Сословия

1.Люди.

2.Помещикам-дворянам. 26 ноября.

3.А.

4.Люди, не имеющие земли и хозяйства. Имущество.

5.Наследования.

6.Дворяне.

7.Иван IV. Стрелецкого. 3000 человек. Пищалями. В.

8.Крестьянин. Дворянин.

9.Бояре.

10.            

    КНЯЗЬЯ

    БОЯРЕ

    ДВОРЯНЕ

    ЛЮДИ

    ЗАКУПЫ

   НАЙМИТЫ

   ХОЛОПЫ

                                         Культура

1.Устное народное творчество. Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки.

2. Научные знания имели прикладной характер, накапливались по мере необходимости.

3.В 3.

4.А2,  Б4,   В1,   Г3.

5.А.

6.Полна мягкости и гармоничности, благородной простоты в изображении фигур, нежности красок. Идея любви, человечности, единения.

7.А.

8.Г.

9.Б.

10.А3,  Б2,   В1.

                                     Русская православная церковь

1.Б.

2.В

3.Б, В, А.

4.А

5.Г

6.Б

7.Православные христиане, не принявшие церковную реформу

8.В

9.В

10.В

Даты

1. Г

2.А-3

Б-2

В-3

3. Г

4. В- 1612

5. А

6. Алексей Михайлович Романов 1645-1676

Документ(1672)

7. 1611

8. Б

9. Сергий Радонежский, 1314

10 Кузьма Минин, 1612

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок-аукцион по теме "Давление" 7 класс

Данный урок позволяет повторить. систематизировать и закрепить знания по теме: "Давление твердых тел. жидкостей и газов"....

Глоссарий по истории России IX-XVII вв и сборник проверочных тестов

Предлагаю свои наработки за много лет. Пока размещаю свои мысли. и планы. В процессе проектной деятельности ребята совершенствую свои знания в определенной научной области, развивают свои интеллектуал...

История России. XVI-XVII вв.

(урок-викторина)...

Рабочая программа по истории Нового времени и истории России XVI-XVII веков 7 класс

Курсы история Нового времени и история России XVI-XVII вв. входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 7 класса – третьего года обучения по предмету.Программа составлена ...

Игра по истории России в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме "История России в XVII веке"

Обобщающий урок - игра по теме "История России в XVII веке". Играют две команды.   Учащиеся работают с датами, терминами, историческими портретами и другими материалами. Данный конспект будет инт...

Тестовые задания по истории «История России XV-XVII вв»

Тест на проверку знаний исторических понятий и терминов История России XV-XVII вв.Инструкция к тесту. Тест содержит 12 вопросов.При выполнении заданий теста внимательно простите вопрос, отм...

Рабочая программа по курсу истории История России XVI – XVII века 7 класс

Рабочая программа по курсу «История России» для 7-го класса к предметной линии учебников издательства «Русское слово» обеспечивает изучение курса отечественной истории в XVI ...