Мастер - класс "Актуализация знаний в начале урока"
статья по истории (5 класс) по теме

Гусева Надежда Геннадьевна

Главная задача курса истории – научить учащихся мыслить.

Обычно весь класс учитель спросить не может. К чему это приводит? Большинство детей учит историю, обществознание эпизодически.

 Задачей учителя является поддержание интереса к любому разделу курса, в том числе к неинтересному. Простое изложение сути того или иного вопроса или пересказ содержания делает уроки монотонными.

Мне  важно не просто дать сумму знаний, а учить ребят самостоятельно их приобретать, учить применять данные знания в обычной и нестандартной ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc42 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_master_-klassu.ppt484 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на РМО учителей истории и обществознания.

Главная задача курса истории – научить учащихся мыслить.

Обычно весь класс учитель спросить не может. К чему это приводит? Большинство детей учит историю, обществознание эпизодически.

 Задачей учителя является поддержание интереса к любому разделу курса, в том числе к неинтересному. Простое изложение сути того или иного вопроса или пересказ содержания делает уроки монотонными.

Мне  важно не просто дать сумму знаний, а учить ребят самостоятельно их приобретать, учить применять данные знания в обычной и нестандартной ситуации.

Известно, что всякое формирование новых знаний идет на базе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности.

Актуализация означает, что нужно сделать знания актуальными, нужными в данный момент, т.е. «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Кроме того, актуализация означает и психологическую подготовку обучаемого, возбуждение его интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала и т.д. Актуализация – более широкое понятие, чем опрос. В нее входит и контроль  за состоянием знаний ученика, его умений и навыков, который осуществляется и в форме опроса, и в форме проверки выполнения учебных заданий. Видами деятельности учащегося на этапе актуализации могут быть решение задач, чтение текста, самостоятельные работы, взаимопроверка, выполнение упражнений,  игровые задания, проблемные вопросы.

Чтобы сделать учение привлекательным, нужно проводить уроки в интересной форме. А это достигается применением интересных средств обучения.

 Для активизации учащихся в начале урока использую различные приёмы, формы работы, позволяющие включить в активную деятельность всех учащихся

Устные формы и приёмы работы.

1. «Историческая цепочка» Например, по теме «Древняя Греция»

2. «Историческая  перестрелка». (2 ученика задают друг другу понятия и одновременно отвечают на вопросы товарища)

3. «Исторический снежный ком» (Первый участник называет имя исторического деятеля по данной теме, другой повторяет, а затем добавляет новое имя или понятие. Новый участник добавляет этот ряд. Н-р, Иван Грозный,  опричнина,  «концы в воду» и т.д.)  Итак, тема «Куликовская битва»

4. «Историческая разминка»

   - По какой лестнице никто никогда не ходил?  (по феодальной)

   - Когда в Древней Греции никто не воевал? ( в период Олимпийских игр)

   - Кому принадлежат слова «Лучше уничтожить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнёт отменяться снизу?» (Александру II)

- Кому принадлежат слова «Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом,  а умением» (Суворову А.В.)

 - Неотосланная депеша «Москва пылает. Людей не видно. Голодно. Холодно. (Наполеон из Москвы 1812г.)

- Историческая рифма

              -   Стоял такой великий стон,

                  Шёл бой с такою кровью,

                  Что был в багрец окрашен Дон

                  До самого низовья

                      (Дм. Донской. Куликовская битва. 1380)

-  «Он мало царствовал, но много начудесил, 125 в Сибирь сослал и пятерых повесил».  (Николай 1.  Расправа над декабристами)

5. Исторический портрет

- Необычные имена «Друг народа» - Марат, «Денежный мешок» И. Калита

- По минимальному количеству характеристик определить, о ком идёт речь:

  • Великий князь XIV века
  • Его называли  «Государь всея Руси»
  • Был женат на племяннице византийского императора Софье Палеолог
  • При нём состоялось «стояние на реке Угре» и было сброшено ордынское иго
  • Отстроил в Москве кирпичный Кремль

                                                              (Иван III)

  • Один из первых русских императоров
  • Первой женой была Евдокия Лопухина
  • С детства любил всевозможные потехи, игры
  • Победил шведов
  • Ввёл новую моду в России

                                            (Пётр I)

 

Письменные приёмы работы

  1. слайд №  ( игра «Да»  или «Нет». Закрасить  все нет. Проверка. Слайд № 2)
  2. Графический диктант (слайды

   

Обстоятельства, смягчающие наказания

Обстоятельства, усиливающие наказания

Не влияющие на наказание

1,4,5,8,11,12

2,6,7,13,14

3,9,10

1.  Оскорбил, но публично попросил прощения.

2. Украл во время землетрясения

3. Украл мелкие деньги, не зная, что это грабёж

4. Защищаясь от пьяного хулигана, столкнул его под проходящий поезд

5. Залез в чужую квартиру, потому что взрослый пригрозил расправой.

6. Втроём договорились и обокрали склад магазина

7. В пьяном виде приставал к гражданам

8. После задержания помог следствию раскрыть преступление и задержать своих сообщников

9. На суде, будучи подсудимым,  назвал участником драки того, кто на самом деле драться отказался

    10. Не знал, что данное заранее обещание хранить краденное является соучастием в преступлении.

    11. Явился с повинной и рассказал о совершённом преступлении

    12. Сразу, после нанесения телесных повреждений, сам оказал пострадавшему первую помощь

    13. Сыграл особо активную роль в совершении преступления

    14. Повторно совершил преступление, за которое уже отбывал наказание.

Также на уроках даю задания, которые учат ребят критически мыслить, учат видеть возникающие трудности, противоречия, искать пути рационального их преодоления. (слайд № )

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка

Данный материал является докладом с презентацией по теме "Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка"В статье раскрываются технологии и методики, используемые на уроке актуализации знани...

Мастер –класс «Лишь знанием движется век, Лишь знанием жив человек!»

Лишь знанием движется век!Лишь знанием жив человек,Лишь знание светоч сердец!Людей суди по уму!Но не по облику их.Разумен будь и правдивВ делах и  думах своих....

Геометрия 8 класс. Актуализация знаний по теме : "Четырехугольники"

Слайды с заданиями по теме "Четырехугольники"....

Статья Проблемная ситуация как способ актуализации знаний учащихся на уроке русского языка

В данной статье приводится опыт использования методического приема "проблемная ситуация" на уроках в разных классах....

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Актуализация знаний по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"

Вашему вниманию представлена технологическая карта урока в 5 классе по новым федеральным стандартам. Присутствуют различные виды работ: парные, групповые, индивидуальные. Продумана подготовка к ОГЭ и ...


 

Комментарии

Гусева Надежда Геннадьевна

Можно использовать на любом уроке