Поурочная разработка по ОРКСЭ в 6 классе.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Алмакаева Нина Владимировна

Моя работа содержит поурочную разработку урока в 6 классе по ОРКСЭ по теме: "Семья и семейные ценности", модуль "Основы православной культуры". Заложена идея рассмострения семейных ценностей в разных религиях мира. На уроке используются групповые, индивидуальные формы работы, ИКТ -технологии. Дети познают нравственные семейные ценности, готовят проекты: "Моя  семья","Родословня моей семьи", "Моя семья в годы ВОВ" и др.  Материал урока интересен для учащихся 6 класса, родителей, педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_semeynye_tsennosti.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по основам религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры» в 6 классе.

Семья, семейные ценности

Цель: формирование у детей понятия, что такое семья и семейные ценности.

Задачи:

1.Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести учащихся к выводу, что семейные ценности в православной культуре  и различных религиозных культур совпадают.

2.Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.

3.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация священных книг и семей разных религиозных культур, текст притчи и стихотворения, отрывки из источников разных религиозных культур, альбомы, цветные карандаши и маркеры 4 цветов.

                                                     Ход урока.

1.Организационный момент

Слайды 1-3

Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

Из глубокого колодца (руки в форме буквы «О»)

Солнце медленно встаёт, (руки поднимаются над головой)

Свет его на нас прольётся, (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)

Луч его нам улыбнётся, (руки параллельно вниз)

Новый день  оно начнёт. (руки вниз широко)

Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

2.Обсуждение выполнения домашнего задания.

Слайд 4

Учитель: Какое определение вы дали слову «милосердие»? А ваши родители как считают? (Работа со словариками).

Какой мир - милосердный или враждебный- помогает устанавливать принцип «Как ты к нам, так и мы к тебе?»

Как научиться милосердию?

Хорошо ли жить, если  тебя окружают милосердные люди?

А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?

(Ответы детей)

3.Актуализация знаний.

Слайд 5

Учитель: Выберите в таблице качества, характеризующие человека, а потом выпишите по порядку из ключевого слова буквы, которые стоят под выбранными номерами.

1.

доброта

2.

жадность

3.

сопереживание

4.

лень

5.

лицемерие

6.

вежливость

7.

лживость

8.

хвастовство

9.дружелюбие

10.

сочувствие

11.

зазнайство

12.

грубость

Ключевое слово:

123456789101112

СПЕЛРМОХЬЯОЙ (Семья)

Слайд 6

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У них есть  я.

Что это? (Семья)

Учитель: Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей).

Как вы думаете, на чём держится семья? (На семейных ценностях).

4.Работа над новой темой

 Слайды 7-8

А) Работа в группах. Чтение и обсуждение притчи.

«В давние времена жила семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово.

Учитель: Как вы думаете, какое это слово? (Каждая группа выдвигает свои предположения. Верный ответ: «понимание».)

Слайды 9-12

Б) Работа с источниками в группах ( см. Приложение 1)

Ученики делятся на 4 группы, каждая из которых представляет одну религиозную культуру. Дети получают материалы для работы и выписывают из них семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами.

В) Ответить на вопросы:

-Совпадают ли представления о семенных ценностях в разных религиозных культурах? (Да)

-Как вы считаете, почему? (Семья-это для всех святое)

-Есть ли расхождения по этому вопросу в разных религиозных культурах? (Да, но они незначительны)

-Давайте составим список общих семейных ценностей.

5.Закрепление основных понятий урока.

Составление семейных заповедей.

Учитель: Какая семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научил вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет, и решили они: чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.

Учитель: Какие это были качества?

Ученики: Понимание,  любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба (слайд 14).

Семейные заповеди:

  • Уважайте мнение всех членов семьи.
  • Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.
  • Никогда не смейтесь над кем-то.
  • Уважайте родственников.
  • Почитайте родителей.

6.Рефлексия.

Закончите предложение (слайд15):

  • Мама и папа для меня самые…
  • Я доверяю свои тайны…
  • Я люблю свою бабушку за то, что…
  • Свою семью я считаю…
  • Родным я хочу пожелать…

7.Домашнее задание (слайд 16)

1.Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.

2.Подобрать пословицы о семье (можно разных народов).

3.Вопросы  на с. 75 учебника.

4.Написать сочинение о своей семье (по желанию).

Приложение 1.

Семья в исламской религиозной культуре.

 В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал Вам в ваших домах жильё…»

Что значит дом  для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищёнными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жёны и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно   здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис (изречение): «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары - терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершённые ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти  к тёплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и жёнам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребёнок, выросший вне Ислама, обречён на страдания в этой и будущей жизни.

Семья в иудейской религиозной культуре.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Всё в нём взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворён мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему - важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции - любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.

Основа же всей Торы - любовь и правдивость, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание - и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых - сам Всевышний.

Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но и религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».

                                    Семья в православной культуре.

Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

 В  дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нём были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православными традициями: любовь (к Богу, друг к другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших. Дети были главными принципиальными ценностями семьи (дома) по домострою. В Домострое  семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нёс за домочадцев колоссальную ответственность: он должен был «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в  правде. С верой творя волю Божью. И соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих  наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в тёплом дому и всегда в порядке». Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство)- важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и  обществом.

Любовь- основа основ семьи и православия.

                    Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарит пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов - это близкое и духовное единство людей. Где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма, супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только ради счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям.

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по- настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поурочные разработки по информатике 5 класс

Поурочные разработки уроков по информатике 5 класс охватывают темы 1 полугодия ныне действующих в Азербайджане учебников Р.Махмудзаде, Б.Гусейнов, А.Алиев «Информатика 5»...

Поурочные разработки по обществознанию 8 класс

Конспекты уроков по обществознанию по разделу "Общество и человек" к учебнику Краченко А.И....

Поурочные разработки уроков для 8 класса по программе Боссова Л.

Поурочные разработки уроков по разделу "Информационные технологии" (10 уроков). В материале содержатся презентации урока, подобраны к темам электронные тесты-программы  для проверки изученного ма...

Поурочные разработки по литературе 5 класс

Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013. —279 с....

Поурочные разработки по математике 5 класс УМК Сфера автор Бунимович

http://spheres.ru/mathematics/method/pr5.php#ur61ссылка на интерактивное сопровождение уроков математики  http://seninvg07.narod.ru/005_matem_sphera_6.htm...

Поурочные разработки по математике 6 класс УМК Сфера автор Бунимович

ссылка интерактивное сопровождения урока математики: http://seninvg07.narod.ru/005_matem_sphera_0_6_1.htmпоурочные разработки 6 класс: http://spheres.ru/mathematics/method/...

Поурочные разработки по алгебре. 10 класс.

Поурочные разработки по алгебре. 10 класс....