Проект урока по истории России в 7 классе "Дворцовые перевороты"
проект по истории (7 класс) по теме

Каширина Ольга Николаевна

Урок по истории России разработан в соответствии со всеми требованиями. Цель  урока: охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I и дать представление о главных проблемах и    

задачах развития российского общества во второй четверти – середине XVIII века.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvortsovye_perevoroty.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дворцовые перевороты.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I и  

                     дать представление о главных проблемах и задачах развития

                     российского общества во второй четверти - середине XVIII века.

Задачи урока: 1. обучающая – раскрыть классовую природу дворцовых    

                          переворотов и рассказать о преемниках Петра I,

                        2. развивающая – развить интерес учащихся к изучению

                         истории своей страны,                        

                        3. воспитывающая – воспитание патриотических чувств

                         школьников на основе исторических фактов.

Оборудование:  конспект урока, портреты Анны Иоанновны, Елизаветы  

                            Петровны, Петра III, Екатерины I, схема династии

                             Романовых.

Основные понятия: дворцовый переворот, кондиции, «верховники»,    

                                  Верховный Тайный совет.

Ход урока:

Время и этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент (1 мин.)

  II.       Сообщение темы

             и цели урока

             (2 мин.)

 

       

III.      Проверка домаш-

него задания

(7 мин.)

  1. Переход к  

изучению нового материала

(1 мин)

        V.    Изучение

                нового

                материала        

(20 мин.)

  1. Закрепление

изученного на

уроке (5 мин.)

  1. Домашнее

задание (2 мин.)

     VIII.  Итог урока

              (3 мин.)

Здравствуйте! Садитесь, открывайте тетради и записывайте сегодняшнее число:

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим как же изменилось положение на престоле после смерти Петра Великого, а также продолжим заполнение таблицы «Дворцовые перевороты во второй половине XVIII в.»

Цель нашего урока: охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I и дать представление о главных проблемах и    

задачах развития российского общества во второй четверти – середине XVIII века.  В тетрадях запишите тему урока: Дворцовые перевороты.

Прежде чем перейти к изучению нового материала, повторим тему прошлого урока: Причины дворцовых переворотов. Екатерина I,  Пётр II.

Первый вопрос: Что такое дворцовые перевороты? При участии кого они были осуществлены?  Назовите хронологические рамки этого периода.

Второй вопрос: В чем заключается причина и повод дворцовых переворотов?

Третий вопрос: Как Екатерина I была возведена на престол и что было сделано при ней?

Четвертый вопрос: Расскажите о деятельности Петра II.

Молодцы!

Теперь перейдем к изучению нового материала: после смерти Петра I наступил период частой смены монархов. Но дворцовые перевороты не затрагивали основ государственного строя, не покушались на господствующее положение дворянства.

Первое, что мы рассмотрим – это кто такие «Верховники» и кого они выдвигали на престол. Запишите:

«Верховники» - члены Верховного Тайного совета, которые были обеспокоены усилением влияния Долгоруких и вопросом о сохранении позиций старой боярской аристократии. Они в нарушении завещания Екатерины отвергли в качестве кандидатов на престол дочерей Петра I как незаконнорожденных. Внимание членов совета было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича – Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны – вдовы небогатого герцога Курляндского. По предложению Голицына были составлены кондиции ( условия ) приглашения Анны Иоанновны на российский престол.

-Как вы думаете, почему верховники предложили трон Анне Иоанновне?  

Значит, по этим кондициям императрица обещала: (Запишите)

  1. не вступать в брак и не назначать себе наследника;
  2. не начинать войны и не заключать мира;
  3. не вводить новых податей;
  4. присваивать воинские звания лишь до полковника;
  5. передать командование гвардией и войсками Верховному Тайному совету;
  6. не жаловать вотчины и деревни с крепостными.

Анна согласилась на эти условия и стала правительницей России. Таким образом, была предпринята попытка ограничить самодержавную власть российского монарха.

Продолжаем заполнение таблицы «Дворцовые перевороты» по ходу рассказа о правителях.

Второй вопрос нашей темы: Анна Иоанновна (1730 – 1740). Этот вопрос мы послушаем в виде сообщения.

- Каким образом Анне Иоанновне удалось разорвать «кондиции» и разогнать Верховный Тайный совет?

- Кто такой Бирон и какую политику он проводил?

Третий вопрос нашей темы: Иван Антонович (1740-1741) – сын  племянницы императрицы Анны Леопольдовны. Послушаем сообщение про этого правителя России. Ответьте на вопрос: кто руководил страной при малолетнем императоре?

А теперь перейдем к следующему вопросу: Елизавета Петровна

(1741-1761).

После года правления малолетнего Ивана Антоновича , вновь встал вопрос о престолонаследии. Наиболее популярной кандидатурой была дочь Петра I Елизавета.

Запишите:  В ночь на 25 ноября 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, в пользу Елизаветы Петровны. Государством управляла она через своих фаворитов – А.Г.Разумовского, П.И.Шувалова, М.И.Воронцова. В 1742 г. она назначила преемником своего племянника Петра Федоровича- сына Анны Петровны, внука Петра I. Вскоре она его женила на принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, которая после крещения получила имя – Екатерина. Вскоре Елизавета разочаровалась в племяннике, так как он боготворил лишь прусского короля. После рождения у Петра и Екатерины в 1754 году сына Павла она взяла мальчика на воспитание и стала задумываться о передаче ему престола. В декабре 1761 г. Елизавета умерла.

- Как вы думаете. Что способствовало успеху Елизаветы Петровны?

Следующий вопрос: Петр III (1761-1762) – послушаем сообщение и ответим на вопрос:

- Почему был свергнут Петр III ?

Молодцы!

Давайте закрепим изученный материал:

- Назовите годы правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны?

- Кто такие «верховники»?

- Что было создано вместо Верховного Тайного совета?

- Сколько дворцовых переворотов произошло после смерти Петра Великого?

Открываем дневники и записываем домашнее задание: § 20-21, вопросы после параграфа.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели как происходили дворцовые перевороты, познакомились с деятельностью правителей. Достигли поставленной цели в начале нашего урока.

Объявление оценок за урок:

Урок окончен! Спасибо за работу! До свидания!

Приветствуют учителя, садятся, открывают тетради и записывают число.

Слушают учителя, записывают тему урока в тетради.

Внимательно слушают вопросы учителя, отвечают домашнее задание.

1.Дворцовые перевороты – это смена власти с помощью заговоров дворянских группировок при участии гвардии. Гвардия – это полки, сформированные в основном из дворян, предназначенные для личной охраны императора, дворца и государственных учреждений. Главная сила дворцовых переворотов. Хронологические рамки этого периода: 1725-1762 гг.

2. Причиной дворцовых переворотов стала возросшая роль дворянства в управлении государством и политические притязания гвардии на роль «делателей королей». Непосредственным поводом для начала эпохи дворцовых переворотов послужило то, что Устав о престолонаследии 1722 года передавал вопрос о преемнике на усмотрение императора и то, что Петр I перед смертью так и не определил наследника.

3.После смерти Петра I в январе 1725 года, правами на престол обладали внук императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина (коронованная им как правящая царица в 1724 году) и дочери Анна и Елизавета. Петра поддерживали представители старой родовой аристократии (князья Долгорукие, Голицыны, Репнин). Эти царедворцы заявляли, что права на престол принадлежат именно юному Петру как единственному представителю мужского рода Романовых. Ближайшие сподвижники умершего императора – князь А.Д.Меншиков, канцлер Г.И.Головкин, начальник Тайной канцелярии П.А.Толстой и генерал-прокурор Сената П.И.Ягужинский – стремились возвести на престол императрицу Екатерину, сподвижницу Петра I во многих реформаторских начинаниях. Для решения вопроса о престолонаследии были созваны высшие чины империи. Так при поддержке гвардейских полков и князя А.Д.Меншикова возвели на престол жену покойного царя Екатерину Алексеевну (1725-1727). Её первым министром стал А.Д.Меншиков. При императрице был создан Верховный Тайный совет с широкими полномочиями, ограничивающими царскую власть. Важнейшим в его создании было то, что Екатерина была не способна самостоятельно управлять государством и всецело доверяла советам старых соратников Петра I.

4.В мае 1727 г.вновь встал вопрос о престолонаследии. Кандидатов было 3: дочери Петра  I Анна и Елизавета, внук Петр. Анна отказалась от престола за себя и своих детей; Елизавета не выдержала конкуренции с представителем мужской линии. Таким образом, Меншиков начал интригу в пользу великого князя Петра II. В 1727 г. несовершеннолетний  внук Петра I взошел на престол, а коллективным опекуном стал Верховный Тайный совет во главе с Меншиковым. Но воцарение Петра II не принесло князю ожидаемых результатов. Петр II в 1727 г. отправил в ссылку в Сибирь А.Д.Меншикова, конфисковал его имущество и расторгнул помолвку с его дочерью Марией. Теперь вся власть оказалась в руках старой аристократии – Долгоруковых, а царской невестой стала Екатерина Долгорукая. Страной от его имени правили Долгорукие, так как 8 месяцев из 21 царь проводил на охоте. В 1730 г. Петр простудился и заболел оспой, умер как раз в тот день когда должна была состояться его свадьба с Екатериной Долгорукой. Вновь встал вопрос о престолонаследии. Реальная власть оказалась в руках Верховного Тайного совета.

Слушают учителя.

Записывают в тетради определение «Верховники»

Отвечают на вопрос учителя: Анна Иоанновна была дочерью Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I. Она была практически неизвестна в России, так что верховники не боялись, что она будет вмешиваться в дела управления.

Записывают условия кондиций в тетрадь.

Продолжают заполнение таблицы в тетрадях.

 

Один ученик рассказывает приготовленное дома сообщение про Анну Иоанновну.

Отвечают:

- Гвардия и широкие массы дворянства поддержали сохранение самодержавия, так как абсолютная монархия защищала именно их интересы.

- Он был  фаворитом Анны и проводил политику личных интересов.

Заполняют таблицу. Один из учеников рассказывает сообщение про Ивана Антоновича.

Отвечают на вопрос: вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона, издававшего от имени маленького императора указы. Он и руководил страной.

Заполняют таблицу дальше.

Записывают в тетрадь дату и событие, а также фаворитов правительницы.

Отвечают на вопрос учителя: гвардия поддержала дочь Петра Великого, так как стремилась ликвидировать засилье иностранцев и надеялась на расширение дворянских привилегий.

Продолжают заполнение таблицы

Отвечают на вопрос: гвардия поддержала новую императрицу, так как была недовольна увлечением Петра III прусскими порядками и слишком близкими сношениями Петра с пруссаками – недавними врагами русских.

Годы правления: Анна Иоанновна (1730-1740), Елизавета Петровна (1741-1761).

«Верховники» - это члены верховного Тайного совета.

Вместо Верховного Тайного совета был создан Кабинет министров.

Пять дворцовых переворотов после смерти Петра I.

Записывают домашнее задание в дневники.

Слушают учителя, звенит звонок, прощаются с учителем и уходят из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методический проект урока по истории. Пётр Христианович Витгенштейн - великий патриот России и Преднистровья.

Работа отражает деятельность Петра Христиановича Витгенштейна во время войны с Наполеоном 1812 года в России, а в послевоенное время преобразовательную деятельность светлейшего князя в развитии хозяйс...

Открытый урок по истории России в 7 классе "Дворцовые перевороты"

Урок с использованием сингапурской методики обучения....

презентация к уроку по истории России "Дворцовые перевороты"

Презентация с поэтапной генеалогической таблицей по теме "Дворцовые перевороты"...

Урок по истории на тему: "Дворцовые перевороты".

Урок для 8 класса с использованием компьютерных технологий....

«Слава русской старине»: быт и нравы русских людей XVII века. Урок-проект по курсу Истории России в 7 классе.

Конспект и презентация урока-проекта по Истории России в 7 классе. Дидактические материалы....