Главные вкладки

    Русь и Орда
    план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

    Новоселова Наталья Юрьевна

    Урок истории в 6 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Конспект урока в 6 классе84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок истории в 6 классе

    Тема:

    Цели:

    Тип урока:

    Форма урока

    Основные понятия:

    Важнейшие даты:

    Средства обучения:

    План урока:

    I Орг момент

     (1 мин)

    II Вводно-мотивацион-ный этап

    (3 мин)

    Постановка проблемных вопросов

    III Изучение нового материала

    (2 мин)

    Работа в группах

    (15 мин)

    Афиширова-ние работы групп

    (12 мин)

     

    Итог  урока

    (2 мин)

    IV Закрепление

    (7 мин)

    Домашнее задание

    (1 мин)

    Русь и Орда.

    1. Показать монголо-татарское иго как систему зависимости  Золотой Орды над русскими землями. Выявить последствия монгольского завоевания для Руси.
    2. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, продолжить формирование умений анализировать учебный материал, отбирать главное, решать проблемы, делать выводы.
    3. Развитие коммуникативных способностей (умений работать в группе, взаимодействовать)

    Урок изучения нового материала

    Урок-исследование

    Иго, ярлык, баскаки, «ордынский выход»

    1240-1480 гг. – монголо-татарское иго на Руси

    - учебник «История России: с древнейших времен до конца

        XVI в.»  под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

    - карта «Борьба народов нашей страны против иноземных

       Захватчиков в XIII  в.»

    - презентация «Русь и Орда»

    1. Политическая зависимость Руси от Орды.
    2. Экономическая зависимость Руси от Орды.
    3. Последствия ордынского владычества.

    Ход урока

    Психологический настрой.

     Эпиграф урока: «Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили… (слайд № 2, 3, 4)

    Почти на два с половиной столетия установилось татаро-монгольское иго» (слайд № 5)

    Учитель: Какое новое историческое понятие встретилось вам в этих словах (татаро-монгольское иго).

    Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопросы:

    1. Что такое иго?
    2. Как оно проявлялось?
    3. Каковы были последствия татаро-монгольского ига?

    Учитель: После возращения в центральную Европу (слайд № 6) Батый стал правителем огромного государства (слайд № 7) Золотой Орды, включавшего в себя земли Волжских булгар, половецкие степи, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, Хорезм. Столицей Золотой Орды стал город Сарай. Во главе Золотой Орды стояли ханы – наследники Батыя. В результате походов 1236-1242 гг. Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Примерно с 1240 г. начало формироваться иго – система зависимости Руси от Орды. (слайд № 8)

     1 группа

    Политическая зависимость Руси от Орды

    Русские земли не вошли в состав Золотой Орды, но попали в вассальную зависимость от нее.

    С момента возникновения ига русские князья обязаны были подчиняться власти ордынских ханов. Для получения права владеть княжеством им надо было посещать Орду и выпрашивать особую ханскую грамоту – ярлык. Это сопровождалось поднесением богатых даров хану, его женам и придворным. Само получение ярлыка обставлялось унизительными условиями и нередко заканчивалось смертью. За первые 100 лет монгольского владычества по приказаниям ханов в орде было убито более десяти русских князей.

    После того как князь получал ярлык, в его княжество приезжал ордынский посол, в присутствии которого происходило торжественное возведение князя на престол. Эта процедура также свидетельствовала о подчинении князей ханской власти.

    Самым привлекательным был ярлык на великое Владимирское княжество, так как теперь не киевский, а владимирский князь имел право на старшинство, он считался Великим князем, остальные - удельные князья должны были подчинятся  власти Великого князя.

    Ордынские ханы постоянно вмешивались во внутренние дела государства. Они изменяли границы княжеств, разжигали соперничество и распри между русскими князьями. Кроме того, если русское население выказывало неповиновение завоевателям, то ордынские ханы совершали набеги, жестоко расправляясь не только с непокорными, но и со всеми русскими землями, лежавшими на их пути.

    Задание:

    1. Прочитать текст,
    2. Заполнить схему,
    3. Составить по схеме рассказ.
    4. Рассказать, как ордынские ханы вмешивались в дела государства?

           

    2 группа

     Повинности русского населения (§ 16 стр. 131-133)

    Задание:

    1. Прочитать текст,
    2. Заполнить схему,
    3. Составить по схеме рассказ.

    3 группа  Последствия ига (§ 16 стр. 134-136)

    1. Прочитать текст,
    2. Заполнить схему,
    3. Составить по схеме рассказ.

    Последствия ига

    отрицательные

    положительные

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    2

    1 группа (слайд № 9, 10, 11,12)

    2 группа (слайд № 13-14)

    3 группа (слайд № 16)

    По ходу афиширования ребята индивидуально заполняют на листочках схему «Зависимость Руси от Орды»

    Монголо-татарское иго наложило неизгладимый отпечаток на историю Руси, поделив ее на две эпохи – до Батыева нашествия и после него, домонгольскую Русь и Русь, после нашествия монголов. Именно в это злосчастное время Россия дала обогнать себя Европе» (слайд № 15)

    Верное или неверное утверждение

    1. Государство монголо-татар называлось Золотая Орда

    2. Во главе Золотой Орды стоял Великий князь

    3. Татаро-монгольское иго было установлено примерно в 1240 г.

    4. Иго – это система зависимости Руси от Орды.

    5.  Для подтверждения своих прав княжения русские князья должны были получить ярлык

    6 Монгольские правители активно вмешивались в дела Руси.

    7. Самой тяжкой повинностью для Руси была выплата дани.

    8. Сбором дани на Руси ведали Численники

    9. Ордынское иго оказало большое влияние на все стороны русской жизни

    Проверка (слайд № 14)

    § 16 вопросы стр. 137


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

    Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

    Русь и Орда

    Презентация к уроку в 6кл....

    Русь и Орда в XIII-XIV вв.

    Конспект урока...

    Конпект урока "Русь и Орда"

    Разработка урока истории России в 6 классе...

    презентация "Русь и Орда"

    Электроннная презентация по теме "Русь и Орда" по истории 6 класс, предназначина для урока объяснения нового материала....

    Русь и Орда.Урок в 6 классе.

    Урок сопровождается показом презентации, работа с источниками включает в себя их анализ, сопоставление. Результаты работы на уроке заносятся в таблицы.Целью урока является формирование умений ставить ...

    Русь и Орда. Вторжение крестоносцев.

    В презентации для 10 класса раскрываются взаимоотношения Руси и Золотой Орды, борьба Руси с крестоносцами, причины побед....