Русь и Орда в XIII-XIV вв.
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Маслаков Дмитрий Сергеевич

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_i_orda.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 6

Тема: Русь и Орда

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: охарактеризовать владычество Орды над русскими землями, определить его последствия.

Оборудование: карта “Нашествие иноземных завоевателей на Русь в XIII-XIV вв.», атласы, учебник, методическое пособие (Е.В. Симонова), картина «Баскаки»

Основные понятия: Орда, агрессия,  баскаки, владычество, ярлык.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся по теме «Борьба русских земель с западными завоевателями»
  • Проверка домашнего задания :  эссе на тему « Александр Невский защитник русской земли»
  • Тест (методическое пособие стр. 172-173)
  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Образование Золотой Орды.
  2. Ордынское владычество на Руси и повинности русского населения.
  3. Борьба  русского народа против ордынского владычества.
  4. Последствия ордынского владычества.
  1. В 40-е гг. XIII в. на огромной территории Иртыша до степей Волги и Дуная было образовано государство – Золотая Орда.  Обособление Орды от империи Чингисхана произошло в конце XIII в. Золотая Орда представляла собой феодальное государство, для которого было характерны кочевой и полукочевой характер общества и большая роль племенных вождей. Столицей Золотой Орды стал город Сарай, основанный Батыем в 1250 г.

В Орде существовала строгая социальная иерархия: привилегированную группу составляли  хан и царевич из рода Джучи; затем шли наиболее крупные феодалы – беки и найоны; третья группа состояла из тарханов – людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате; четвёртая группа – нукеры (ближайшее окружение господ). Основная масса населения – это феодально-зависимые кочевники-скотоводы, земледельцы и горожане.

  1. В 1242 г. в северо-восточные княжества Руси были отправлены послы, потребовавшие от русских князей явиться к Батыю о показать ему свою покорность.

В 1243 году Владимирский князь Ярослав Всеволодович отправился в Сарай, где получил от Батыя ярлык на Владимирское княжение. Это означало, что Батый разрешил Ярославу Всеволодовичу княжить в своих землях.

Ярлык – разрешение на княжение, дарованное ханом (см. рис. на стр. 115 (140) в учебнике). Так должны были поступать все князья. Самым главным был ярлык на Владимирское княжение. То есть самым старшим среди князей считался Владимирский князь. Центром Древнерусского государства стал город Владимир. Сюда же в 1299 г. перенёс резиденцию митрополит.

 Но непосредственная власть Золотой Орды осуществлялась через ханских послов и баскаков– ханских наместников. После получения ярлыка в княжество приезжал ханский посол, и в его присутствии происходило торжественное возведение князя на престол. Во Владимире это происходило в Успенском соборе. Это лишний раз показывало подчинение русских правителей ханской власти.

Кроме этого:

- поездки в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались смертью (работа с документом в учебнике на стр. 120(148)  и ответы на вопросы после документа);

- ордынские ханы могли произвольно изменить границы русских княжеств;

- постоянно вмешивались в порядок управления русскими княжествами;

- разжигали соперничество и распри между русскими князьями.

Далее работа со схемой 11 из методического пособия стр. 174.

Власть над Русью Орда поддерживала с помощью постоянного террора. В русских княжествах, городах расположились ордынские отряды во главе с баскаками - представителями хана, задачей которых было поддерживать порядок, послушание князей и их подданных, главное же - наблюдать за исправным сбором и поступлением в Орду дани с Руси, того «ордынского выхода» , о котором с горечью и болью упоминают летописи и сказания.

С жителей брали не только дань, но и другие налоги: поплужное (подать с плуга), ям (сбор для поддержания ямской гоньбы - почтовой службы), "корм", собирали подводы, воинов, ремесленников.

 По всей Руси начинаются восстания народа. В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Устюга Великого. В этих условиях перед великокняжеской властью встала альтернатива: либо монголо-татары разорят Русь вновь, либо подавление восстаний должны взять на себя русские князья. Городские восстания имели важные последствия. Народные выступления привели к изгнанию сборщиков дани, присылаемых из Орды. Постепенно сбор ордынского выхода начал переходить к русским князьям, что увеличивало самостоятельность Руси.

  1. Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 118-119 (145-146)

Задания: 

  • определить причины восстаний и показать города на карте, где происходили восстания.
  • Почему А. Невский помог ордынским численникам провести перепись населения в Новгороде?
  1. Последствия ордынского владычества.(формируются совместно с учащимися)
  • В результате нашествия погибло около половины населения;
  • Многие города были разрушены.
  • Пришла в упадок торговля.
  • Развитая городская культура была уничтожена (многие ремёсла забыты, приостановилось каменное строительство, прекратилось летописание).
  • Начался отток населения из южных земель.
  • Уничтожена политическая элита Руси (многие князья, воеводы и их дружинники).
  • Русские княжества утратили политическую и экономическую самостоятельность (получение ярлыка на княжение, платили дань Орде)

Чтение оценки современного исследователя П.П. Толочко последствий нашествия и зависимости русских земель от орды. (методическое пособие стр. 179)

  1. Закрепление изученного материала.
  • Игра «Слова»  (кто больше напишет слов на ту или иную букву, относящиеся к данной теме и даст их определения)
  • Вопросы в конце параграфа стр. 120 (148)
  1. Домашнее задание.
  • Прочитать параграф 14 (16)
  • Подготовиться к словарному диктанту.
  • *составить синхронистическую таблицу правлений русских князей и золотоордынских ханов в XIII-XV вв.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Русь и Орда

Презентация к уроку в 6кл....

Русь и Орда

Урок истории в 6 классе...

Конпект урока "Русь и Орда"

Разработка урока истории России в 6 классе...

презентация "Русь и Орда"

Электроннная презентация по теме "Русь и Орда" по истории 6 класс, предназначина для урока объяснения нового материала....

Русь и Орда.Урок в 6 классе.

Урок сопровождается показом презентации, работа с источниками включает в себя их анализ, сопоставление. Результаты работы на уроке заносятся в таблицы.Целью урока является формирование умений ставить ...

Русь и Орда. Вторжение крестоносцев.

В презентации для 10 класса раскрываются взаимоотношения Руси и Золотой Орды, борьба Руси с крестоносцами, причины побед....