Главные вкладки

    Конпект урока "Русь и Орда"
    план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

    Потапова Дарья Сергеевна

    Разработка урока истории России в 6 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc97.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    на конкурс молодых специалистов «Дебют».

    Дата: 20.03.2014

    Предмет: история

    Учитель: Потапова Дарья Сергеевна

    Класс: 6 «В»

    Тема урока: «От монгольского ига страдал каждый рус…» (Русь и Золотая Орда)

    Тип урока: комбинированный

    Форма урока: традиционная

    Цели урока:

    1. Образовательные:

    - изучить сущность и выделить особенности монголо-татарского ига;

    - познакомить учащихся с тремя точками зрения на роль ига в русской истории;

    - выявить и осмыслить последствия зависимости Руси от Орды.

    1. Развивающие:

    - продолжить работу по формированию навыков устной и письменной речи учащихся;

    - организовать самостоятельную работу учащихся по развитию умений анализировать учебный материал;

    - развивать у учащихся навыки работы в группе;

    - продолжить работу по формированию у учащихся умений работать с учебным текстом.

    1. Воспитательные:

    - воспитывать интерес к изучению исторического прошлого своей страны;

    - способствовать формированию у учащихся уважения друг к другу;

    - воспитывать в учащихся чувство патриотизма и толерантность.

    Основные понятия темы: иго, ярлык, баскаки, выход, численники.

    Отдельные элементы технологий:

    1. Развитие критического мышления через чтение и письмо (инсерт, синквейн, «толстые и тонкие вопросы», «ромашка  вопросов»).
    2. Технология проблемного обучения.
    3. Групповая технология.
    4. Игровая технология.
    5. Здоровьесберегающая технология.

    Внутрипредметные связи:

    - «Нашествие с Востока»;

    - «Борьба Руси с западными завоевателями».

    Междисциплинарные связи: литература, историография.

    Оборудование: карточки с дополнительным материалом,  «ромашка Блума», «мишень настроения», карточки с тестами, карточки с проблемным заданием, учебник, магниты, жетоны для жеребьёвки, компьютер, проектор, экран.

    Подготовка к уроку: класс разделён на 4 группы, на доске размещена «ромашка вопросов», на столах разложены карточки с дополнительным материалом, магниты, таблички-указатели.


    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.Орг.момент

    Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку.

    2.Повторение пройденного материала

    Наш урок мне хотелось бы начать с отрывка из стихотворения Виктора Максимова  «Песнь о Вороньем камне».

    Можно ли его связать с темой прошлого урока? Почему?

    Итак, вражеская сила, которая явилась с запада, новой бедой прошлась по русским землям. Внимание на доску. Перед вами – «Ромашка вопросов». Каждый лепесток – вопрос из домашнего материала.

    Дома вы должны были составить синквейн о князе Александре Невском. Давайте проверим, что у вас получилось. (На экране портрет А. Невского и схема синквейна).

    В 2008 году проводился исторический выбор Имя Россия. Цель – кто главный герой Отечества? Были представлены многие имена, но в результате в число 12 выдающихся людей на первое место был выдвинут Александр Невский. Согласны ли вы с этим выбором и почему?

    Северные земли Руси устояли под натиском шведов и немцев, а что мы можем сказать об остальной территории нашего государства?

    Как вы думаете, в чём нам предстоит разобраться сегодня?

    Трое учащихся зачитывают стихотворение. (на фоне музыки)

    Середь зимнего поля

    подле Мурома, что ли,

    повстречались два ворона чёрных –

    один ворон – немецкий,

    а другой – половецкий,

    два могильщика злых и проворных…

    Вот и берег озёрный,

    вот и ясень дозорный,

    вот и камень Вороний за лесом.

    Где же рыцарей кличи?

    Где он – запах добычи?

    Где сердца, что пробиты железом?

    Лишь следы и остались

    там, где рати топтались,

    да под снегом – «крыжацкие» спины,

    да штандарты с крестами,

    да щиты под кустами,

    да в Чудь-озере – красные льдины…

    Учащиеся дают положительный ответ. На прошлом уроке шла речь о натиске вражеских войск с Запада. В стихотворении упоминается Чудское озеро, что подтверждает мысль учеников

    Учащиеся выбирают лепестки и отвечают на поставленные вопросы.

    Тип вопроса

    Вопрос

    Простой

    Когда произошло Ледовое побоище?

    Объясняющий

    Почему бояре заставили А.Невского  покинуть Новгород после его победы над шведами?

    Уточняющий

    Александр Невский – выдающийся полководец, не так ли?

    Творческий

    Изменился бы исход битвы на Чудском озере при условии выбора другого места сражения?

    Оценочный

    Каково историческое значение побед русского оружия над немецкими и шведскими рыцарями?

    Практический

    Как бы ты поступил на месте Невского, в момент когда бояре повторно приглашали его в Новгород ?

    Учащиеся зачитывают свои варианты синквейна. Исправляют возможные ошибки и вносят коррективы.

    Высказывают своё мнение, подтверждают его аргументами (Александр Невский освободил северные земли Руси в сложный период раздробленности и монгольского завоевания)

    Вспоминают о походах Батыя на Русь и образовании Золотой Орды.

    Предполагают, что речь пойдёт о взаимоотношениях Руси и Золотой Орды.

    3.Изучение нового материала

    Обозначение темы урока: «От монгольского ига страдал каждый рус…» (из стихотворения А.Никитина)

    Как вы думаете, что такое иго?

    В исторической науке, существуют три точки зрения на роль ига в русской истории.

    1. Н.М. Карамзин: монголо-татары оказали в основном положительное воздействие на развитие Руси, т.к. они подтолкнули создание единого Московского государства.
    2. С.М.Соловьев, В.О.Ключевский: монголо-татары оказали незначительное воздействие на жизнь древнерусского общества.
    3. Большинство советских историков: монголо-татары оказали негативное влияние, затормозили развитие Руси и ее объединение.

             Воздействие монголо-татар на Русь

    Как вы считаете, какая точка зрения является правильной?

    Я предлагаю проверить ваши предположения в ходе урока. И в итоге сделать вывод о том, какая же точка зрения является наиболее объективной.

    Для этого нам необходимо разобраться с сущностью ига на Руси.

    Скажите, какие виды зависимости нам уже известны?

    Предлагаю поработать немного в группах для того, чтобы определить зависимость Руси от Орды.

    Я приглашаю по одному представителю от каждой группы.

    На экране схема «Зависимость Руси от Орды»

    МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО (1240-1480)

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ                     ЭКОНОМИЧЕСКАЯ    

    ЗАВИСИМОСТЬ                        ЗАВИСИМОСТЬ

    Группы изучающие политическую зависимость работают с пунктом 1 §14, а группы изучающие экономическую зависимость с пунктом 2 §14. Ваша задача при прочтении текста выделить проявления того или иного вида зависимости. Незнакомые термины помечаем соответствующим знаком «!»

    Проверка задания

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА с музыкальным сопровождением (проводит ученик)

    Дышим носом глубоко-

    Поднимаемся легко.

    Наклоняемся вперёд.

    Прогибаемся назад.

    Как деревья ветер гнёт.

    Так качаемся мы в лад-

    Головой теперь покрутим-

    Так мы лучше думать будем.

    Поворот и поворот,

    А потом наоборот.

    Встанем, дружно, на носочки -

    На зарядке ставим точку.

    Зависимость от монголо-татар имела ряд особенностей. Я предлагаю вам выделить их. Каждая группа получает карточки с дополнительным текстом. (приложение 1) После групповой работы. Обмен информацией.

    Как вы думаете, каковы последствия монголо-татарского ига?

    Для того, чтобы проверить наши доводы предлагаю вам обратиться к тексту нашего учебника. Пункт 4 на стр.119. «Последствия ордынского владычества» В процессе чтения вслух на полях делаем соответствующие пометки:

    «V» - уже знал

    «+» - новое

    «-» - думал иначе

    Итак, какие наши предположения подтвердились в тексте, что нового мы узнали?

    Пришло время вернуться к вопросу о роли монголо-татарского ига. Давайте посмотрим, изменилось ли ваше мнение в сравнении с началом урока. Вам предлагаются карточки на которых вы должны отразить своё мнение уже после изучения темы. (приложение 2)

    По желанию дети зачитывают свои ответы вслух.

    Записывают тему в тетради

    Предполагают, что  иго – это тяжёлая неволя, зависимость.

    Учащиеся высказывают свои предположения.

    Отвечают: экономическая и политическая

    Дети вытягивают жребий, определяющий материал с которым будет работать группа (политическая или экономическая зависимость Руси от Орды).

    Учащиеся переносят схему в тетрадь

    В группах начинается работа с текстом учебника, ученики находят проявления зависимости Руси от Орды, выписывают их в тетрадь. При прочтении новые термины выделяются знаком «!».

    Политическая зависимость: ханские ярлыки на княжение, военная поддержка Орды.

    Ярлык – ханская грамота на княжение

    Экономическая зависимость: сбор дани для Орды, перепись населения.

    Баскаки – сбрщики дани с Руси

    Выход – дань для Золотой Орды

    Численники – переписчики русского населения

            

    Учащиеся работают с раздаточным материалом и выделяют особенности монголо-татарского ига.

    1.Монголы не поселились на русских землях (лесная полоса не их ландшафт).

    2. Князья не лишились своей власти. Они стали вассалами Руси.

    3.Русь сохранила религиозную независимость (веротерпимость монголов).

    Учащиеся высказывают свои  предположения.

    Чтение вслух. Маркировка текста.

    Делают вывод

    Работа с карточкой

    Закрепление изученного материала

    Каждая группа получает бланк «Толстые и тонкие вопросы». (Приложение 3) Групповая работа по составлению вопросов.

    Турнир групп. Выбирается секретарь, который будет записывать баллы. (Приложение 4) Группы задают вопросы друг другу. Ответ на тонкий вопрос – 1 балл, на толстый – 2 балла.

    Побеждает группа с большим количеством баллов.

    Составляют вопросы и задают друг другу

    Рефлексия

    На доске прикрепляется разноцветная мишень.

    День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня?

    Красный – радостное, восторженное настроение,

    синий – грустное настроение,

    зелёный – активность,

    жёлтый – приятное, спокойное настроение;

    фиолетовый –тревожное настроение,

    серый – огорчение;

    чёрный – унылое настроение.

    Комментирует настроение класса

    Дети прикрепляют магниты на определённое цветовое поле.

    Домашнее задание

    1. §14 (читать с использованием маркировки)
    2. Записи в тетради выучить
    3. Дифференцированное задание для групп:

    - Проблемный вопрос: Монголо-татары всячески подогревали распри между князьями на Руси. Почему? (приложение 5)

    - составить синквейн «Иго»

    - выполнить тест  (приложение 6)

    Записывают задание в дневник, получают карточки с тестом или проблемным заданием.



    Особенности монголо-татарского ига. (1)

    Кроме того, татаро-монголы старались открыто не посягать на духовный образ жизни русских людей, и прежде всего на православную веру, хотя и разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы к любому вероисповеданию, внешне и у себя в Золотой Орде не мешали отправлению любых религиозных обрядов. Русское духовенство ордынцы не без основания считали нередко своими союзниками. Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а папа римский был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой. В свою очередь ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Позже церковь сыграла значительную роль в сплочении всего русского народа для борьбы за независимость.

    Особенности монголо-татарского ига. (2)

    Монголы не поселились на территории Руси. Эта особенность ордынского ига объяснялась не столько отсутствием на Руси благоприятных природных условий для экстенсивного кочевого скотоводства татаро-монголов, сколько героической борьбой русского народа против иноземных захватчиков как во время нашествия Батыя, так и на протяжении всего периода ордынского ига.

    В отличие от стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья татаро-монголы отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды. Русские князья не лишились власти над населением своих земель. Они стали вассалами хана Золотой Орды, признав его верховную власть.


    Приложение 2

    Негативная

    Незначительная

    Положительная

    Роль монголо-татарского ига

    Почему? (обоснуйте свою точку зрения)

    Приложение 3

    «Тонкие» вопросы

    «Толстые» вопросы

    1.

    1.

    2

    2.

    Баллы ( «тонкий» вопрос – 1 балл, «толстый» вопрос – 2 балла)

    Итог

    Группа 1

    Группа 2

    Группа 3

    Группа 4

    Приложение 4

    Приложение 5

    Проблемный вопрос

    Монголо-татары всячески подогревали распри между князьями на Руси. Почему?

    Ответ

    Приложение 6

    Тест.

    1.Иго – это:

    а) господство ордынцев над русскими землями

    б) грамота на право сбора дани с земель

    в) название государства, основанного Батыем

    г) размер налога, уплачиваемого Русью

    2. От дани монголы освободили

    1. Крестьян
    2. Ремесленников
    3. Бояр
    4. Духовенство

    3.Какой обязанности русского населения перед Ордой не существовало?

    1. Обязанность уплаты дани Орде
    2. Необходимость принимать участие в военных походах Орды
    3. Необходимость кормить и содержать многочисленных ордынских послов
    4. Необходимости отказываться от православия

    4. Верны ли следующие суждения?

    А. Русские земли вошли в состав Золотой Орды.

    Б. Русские князья должны были получать ярлыки на княжение в Орде.

    1. Верно только А
    2. Верно только Б
    3. Верны оба суждения
    4. Оба суждения неверны.

    5.Соотнесите термин и определение.

    А) выход        1) грамота на княжение

    Б) баскаки        2) сборщики дани

    В) численники        3) дань для Орды

    Г) ярлык        4) переписчики русского населения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конпект урока по литературе в 6 классе "Где Волга прянула стрелою"

    Данный урок содержит краеведческий материал, в частности обзор пейзажной лирики поэтов Астраханской области, и позволит учителям познакомить учащихся с творчеством земляков, воспитать чувство слова и ...

    План-конпект открытого урока по английскому языку в 10 классе

    Открытый урок в 10 классе"Young People-Old Problems"....

    Конпект урока "Схема поверхностных течений"

    Георафия 7 класс конспект урока: "Схема поверхностных течений"...

    конпект урока по физической культуре 9 класс

    Учитель: Федосеева Мария ВладимировнаКласс: 9Дата проведения: 9.04.2015Время проведения: 14.50-15.35Место проведения: спортивный зал шк. № 469Время: 45 минТема урока: совершенствование техники п...

    Конпект урока изо в 5 классе "Хохлома"

    Конспект урока изо  в 5 классе "Хохлома"....

    Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

    Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...