ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Урок по истории России - 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.rossii_8_klass.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

тема урока: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812

Цели урока.

Обучающие: дальнейшее овладение навыками и умениями излагать материал при помощи новых информационных технологий.

Развивающие: развитие креативных способностей; способствовать развитию логического мышления и образного восприятия.

Воспитательная: воспитание патриотизма через воспитание любви к родной истории, литературе, живописи, воспитание интернационализма через изучение учебных предметов.

1. ОРГ. МОМЕНТ.

2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.

Учитель. Ребята,вы уже знаете, что 2012 год объявлен в России годом истории, так как именно этот год богат юбилейными историческими датами. 1 сентября наш учебный год начался с классного часа о нижегородском ополчении, а   сегодня мы снова отправляемся в прошлое нашей Родины. Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу:

 “Этот год состоит из двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе , меньше первого на 6 ”.

 Учитель. Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России, а почему вы узнаете сегодня на уроке.

 Тема нашего урока “ Отечественная война 1812 года ”. Обратите внимание на слово "Отечественная в конце урока мы к этому вернемся...

 Первый слайд.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель: В этой войне столкнулись два выдающихся полководца- КУТУЗОВ и НАПОЛЕОН

Биография Наполеона I.( доклад  ученика). (Приложение 1) 2 слайд

. Французский полководец Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем консулом (правителем) Франции, а в 1804 г.  Наполеона провозгласили  императором. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через 3 года я  буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее»,-  заявил Наполеон перед вторжением в Россию.  В поход на Россию он взял 600 человек из подвластных ему народов. « Я иду в Москву, говорил он, и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» На самом деле все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх.

 1. 3 слайд.

Учитель. Россия осталась для Наполеона единственным препятствием к господству над Европой. Наполеон говорил: “Русских надо отбросить в их льды, чтобы они не мешали мне”. Война была неизбежна.

 В ночь на 12 июня 1812 года французские войска без объявления войны перешли реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года.

 Работа с СD диском “История Отечества”. Показ карты “Нашествие Наполеона на Россию”.

 Учитель. Армия Наполеона насчитывала 450 тысяч человек, тогда как у русских на границе было всего 320 тысяч человек.

 Александр I призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества.

Что же представляла собой в тот момент наша армия?

(смотрим презентацию)

 Основные силы русских делились на 3 армии. Первой армией командовал генерал Барклай де Толли. Она прикрывала Петербург. Второй командовал Петр Иванович Багратион. Она прикрывала Московское направление. Третья, под командованием генерала Тормасова, прикрывала Киев. (Рассказ учителя сопровождается показом на карте основных русских сил)

 CD диск. Показ фотографий генералов. 4 слайд, 5 слайд и 6 слайд.

Учитель. Ни одна из армий не могла удержать Наполеона. Это он хорошо понимал и не мог допустить, чтобы армии соединились. Но армии Багратиона и Барклая начали отступление, уклоняясь от генерального сражения, но давая отпор французам. Армии соединились в Смоленске, где 4 – 6 августа произошло крупное сражение. Город сдался. Отступление продолжалось. Война затягивалась. План Наполеона “захватить Россию одним ударом” срывался.

 Учитель. Ребята, как вы думаете почему начальный этап войны был неудачным для России?

 В стране возникли тревога и страх. Александр I назначает главнокомандующим русской армией генерала М.И. Кутузова. 7 слайд.

Биография Кутузова

 Учитель. Это назначение с восторгом встретили войска. Говорили “Приехал Кутузов бить французов”. Боевой дух армии был поднят. Сам Кутузов готовился к генеральному сражению.

 Бородинское сражение. Рассказывает подготовленный ученик. (Учитель показывает на карте)

Ученик. 26 августа у села Бородино под Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны. До Москвы оставалось всего 124 км. Длилось оно целый день. Река Колочь защищала правый фланг русской армии. На левом был построен Шевардинский редут, который 24 августа был захвачен французами. Сзади него земляные укрепления – Багратионовские флеши. В центре земляной курган, на котором расположились артиллерия и войска генерала Раевского.

 8 слайд

Соотношение сил:

 Русские войска:

 • 132 тысячи человек.

 • 624 ствола артиллерии.

 Наполеоновские войска:

 • 135 тысяч человек.

 • 578 стволов орудий.

Рассказывает подготовленный ученик.

Рано утром основной удар направлен на Багратионовские флеши. 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. Был смертельно ранен Багратион. Одновременно удар шел на батарею Раевского. К центру обороны подтягивались свежие силы. Курганная высота тоже была взята. Но враг дальше не прошел. Сражение, продолжавшееся более 12 часов затихло.

 Потери:

 • Русских – 46 т. человек.

 • Французов - 58 т. человек.

 Учитель. Огромные потери в русской армии заставили Кутузова не продолжать сражение на следующий день.

 Окажемся на поле сражения.

Письма женам Кутузова и Наполеона. Читает подготовленный ученик:

Вот, что написали два главнокомандующих после Бородинского сражения:

 Письмо Кутузова жене.

 “А еще я хочу сообщить душа моя, что вчерашнего дня я дал генеральное сражение супостату. Баталию сию слава Богу я не проиграл”.

 Письмо Наполеона жене.

 “Мон шарами спешу сообщить, что вчера я разбил русскую армию неподалеку от деревни Бородино. Это совсем уже рядом с Москвой. Думаю, что исход войны предрешен. Вскоре Император Александр попросит у меня мира”.

 Что же ни Наполеон, ни Кутузов не признали себя побежденными по итогам Бородинского сражения.

 Учитель. Какое значение имело это сражение?

 (Армия Кутузова сохранена, дух Наполеона сломлен.)

 - Скажи-ка, дядя, ведь не даром

 Москва, спалённая пожаром,

 Французу отдана?

 Ведь были ж схватки боевые!

 Не даром помнит вся Россия

 Про день Бородина!...

И вот нашли большое поле:

 Есть разгуляться где на воле!

 Построили редут.

 У наших ушке на макушке!

 Чуть утро осветило пушки

 И леса синие верхушки

 Французы тут как тут…

Два дня мы были в перестрелке.

 Что толку в этакой безделке?

 Мы ждали третий день…

 И только небо засветилось,

 Все шумно вдруг зашевелилось,

 Сверкнул за строем строй.

Ну ж был денёк!

 Сквозь дым летучий

 Французы двинулись, как тучи,

 И все на наш редут.

Вам не видать таких сражений,

 Носились знамена, как тени,

 В дыму огонь блестел,

 Звучал булат, картечь визжала,.

 Рука бойцов колоть устала,

 И ядрам пролетать мешала

 Гора кровавых тел.

Да, были люди в наше время,

 Могучее, лихое племя:

 Богатыри – не вы.

 Плохая им досталась доля:

 Не многие вернулись с поля,.

 Когда б на то не Божья воля

 Не отдали б Москвы!

Учитель. Стихотворение “Бородино” написано в 1837 году к 25-летию Отечественной войны 1812 года.

 Лермонтов попытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа участника сражения.

Стихотворение читают дети (7 человек)

Учитель. 1 сентября в крестьянской избе в деревне Фили Кутузов решил оставить Москву без боя. “С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление”. Это решение не одобрили многие генералы.

  Фото “Совет в Филях”. 9 слайд.

Учитель. .Оставление Москвы

На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву. “Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную”. (М.И. Кутузов). Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине. А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Но как здесь не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:

(читает ученик)

Напрасно ждал Наполеон,

 Последним счастьем упоенный,

 Москвы коленопреклоненной

 С ключами старого Кремля:

 Нет, не пошла Москва моя

 К нему с повинной головою.

 Не праздник, не приемный дар,

 Она готовила пожар

 Нетерпеливому герою.

Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары.  5 сентября пожар принимает чудовищные масштабы.Потом Наполеон напишет: “Я был готов ко всему, но что народ может сжечь свою столицу…”  Император Франции перебрался из Кремля в роскошный Петровский дворец, расположенный в предместье Москвы. Наполеон вместе со своей свитой заблудился в дыму и пламени городских кварталов. Спастись удалось чудом: его случайно обнаружили солдаты, занимавшиеся грабежом в этом квартале. Для восстановления порядка в городе Наполеон предпринял попытку организовать московский муниципалитет. Подобные органы создавались в большинстве занятых неприятелем русских городов. Жители Москвы, отказываясь сотрудничать с неприятелем, принудительно были включены в правление. Но чиновники не являлись к своим должностям. Стремление Наполеона поправить положение, решить с помощью муниципалитета продовольственную проблему и проблему квартирного обеспечения армии потерпело неудачу. С каждым днем пребывания в Москве терялась боеспособность наполеоновской армии, падала дисциплина, развивалось мародерство. На улицах гибли от рук захватчиков безвинные люди, в госпиталях заживо сжигались русские солдаты. В Благовещенском соборе была устроена мастерская по переплавке церковной утвари из золота, платины и серебра. Слитки переправлялись во Францию. С колокольни Ивана Великого был сорван крест. Архангельский собор был превращен в винный склад, в Успенском соборе была устроена конюшня. В Москве, желая как-то ободрить свое воинство, Наполеон распорядился составить труппу из французских актеров, оставшихся в городе, во главе с Брюсе. Помещение театра украшали награбленным серебром, золотом. Всего было дано 11 представлений. Для них использовали нетронутый пожаром дворец генерал-майора П.А. Позднякова, страстного театрала. Через три недели в городе начался страшный голод. На посланных за продовольствием французских солдат нападали крестьяне окрестных деревень. Армия, по существу не ведя военных действий, таяла. Находясь в Москве, Наполеон предпринял три попытки вступить в мирные переговоры с Александром I, но безрезультатно! 4 октября Наполеон направил в лагерь Кутузова в село Тарутино своего генерал-адъютанта Жака Лористона за пропуском для проезда в Петербург, напутствуя его приказом: “Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно, во что бы то ни стало, спасите только честь”.  Кутузов отказался вести с ним какие бы то ни было переговоры о мире или перемирии и только обещал донести предложение Наполеона до сведения Александра I. Царь не ответил ни на одно из предложений

  Фото “Наполеон в Москве”.

Учитель:

Отступая от Москвы, Кутузов собирает ополчение и начинает подготовку к контрнаступлению. Большую помощь армии оказывает партизанское движение, начавшееся еще летом 1812 года.

Учитель. Кутузов – первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан.

 10 слайд.

Наиболее известные партизаны:

 • Подполковник гусарского полка, поэт – Давыдов(  Биография Давыдова и его портрет);

 • Капитан Фигнер - вел разведку в Москве;

 • Крестьянка Василиса Кожина – руководила женщинами и подростками.

 Великая армия потеряла около 30 тысяч человек в войне с партизанами.

 - Чем же закончилась Отечественная война1812 года?

 CD диск. Карта “Изгнание Наполеона из России”

Работа в тетрадях.

 Учащиеся делают вывод:

Учитель. 14 декабря – полное изгнание “великой армии” из России.

 25 декабря Александр I известил об окончании войны 1812 года.

 Изгнав французов из России, закончилась Отечественная война, но война Наполеона продолжалась, т.к. в повиновении находилась вся Европа. Мы сказали Европе, что Наполеона можно победить.

4. Закрепление

Даны отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Надо определить, о каких периодах войны 1812 года идёт речь:

1.Тогда гроза двенадцатого года

  Ещё спала. Ещё Наполеон

 Не испытал великого народа –

 Ещё грозил и колебался он. (Накануне войны)

....................................................

2. Шли племена,

   Бедой России угрожая,

 Не вся ль Европа тут была?

 А чья звезда её вела?   (Начало войны. Наполеон.)

............................................

3. Но стали ж мы пятою твёрдой

  И грудью приняли напор

 Племён, послушных воле гордой,

 И равен был неравный спор.   (Бородино.)

.................................................

4. Где ты, краса Москвы стоглавой,

  Родимой прелесть стороны?

  Где прежде взору град являлся величавый,

  Развалины теперь одни.   (Пожар в Москве.)

...................................................

5. Сразились – русский победитель.

 И вспять бежит надменный галл…    (Изгнание Наполеона.)

Учитель. Придумайте 2 вопроса по теме урока

5. ИТОГ УРОКА.

Учитель. Почему войну 1812 года называют Отечественной?

 ( В этой войне участвовала не только регулярная армия, но и весь народ).

Ребята, на полках наших магазинов и сейчас можно встретить хлеб под названием"Бородинский", когда вы покупаете его вспомните еще раз об участниках этой войны, ведь они отдали свою жизнь ради спасения страны от захватчиков..а многие погибли совсем молодыми..

6.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....