Главные вкладки

    методическая разработка " Конспект урока и презентация "Смутное время России"
    презентация к уроку по истории (10 класс) по теме

    ПРОСАНДЕЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

    конспект урока и презентация по теме: "Смутное время России

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nachalo_smuty_tekst.doc98 КБ
    Office presentation icon nachalo_smuty.ppt1.55 МБ

    Предварительный просмотр:

    АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Зачетная работа

    Работу выполнила:

    Просандеева И.Н.

    Преподаватель ГБОУ ПЛ «Приморский»

    Санкт-Петербург 2012

    Методическая работа  по предмету «История» на  тему «Смутное время в российской истории» при подготовке учащихся  к ЕГЭ

    Работа представляет собой разработку 3-х уроков:

    Урок 1 - Начало Смуты

    Урок 2 -  Смута: кризис общества и государства

    Урок 3 - Спасители Отечества. Конец Смуты

    Уроки разработаны  по единой структуре, которая включает в себя 2 варианта оборудования урока:

     Вариант 1: карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.», раздаточный материал, иллюстрации.

    Вариант 2:  презентация, раздаточный материал

    Уроки включают устную и практическую работу учащихся и самостоятельную домашнюю работу.

    В приложении представлены распечатанные слайды  3-х презентаций по соответствующим темам.


    УРОК 1

    Тема урока: Начало Смуты

    Цель: раскрыть роль и определить место Смутного времени в российской истории

    Задачи:

    • повторить материал об обострении социальных, династических противоречий на рубеже XVI-XVII вв
    • определить причины Смуты
    • охарактеризовать политику Б.Годунова

    Оборудование:

    Вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» , раздаточный материал, иллюстрации.

    Вариант 2: презентация, раздаточный материал.

    План урока

    1.Причины Смуты

    2.Борис Годунов.

    3. Лжедмитрий I

    Ход урока:

    1. Постановка проблемы.

    - Современные историки считают, что Иван Грозный привел страну не к краю пропасти, а просто в пропасть. На чем основывается данное мнение?

    - Что такое Смута? Чем данное понятие характеризуется?

     

       По ходу беседы выясняем причины Смуты и записываем на доске, список остается открытым, т.к. изучая пункт «Борис Годунов», дополним его.

    1. При варианте 1 – часть доски оформляется как портретная галерея, которая пополняется по ходу появления новых лиц.(Слайд.3)

    Портрет Б.Годунова в галерею и краткая биографическая справка о нем (опережающее задание)

    Работа с учебником

    - Историк В.Б.Кобрин писал о правлении Годунова: «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре I и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но  этих спокойных лет не было»

    Задание: докажите или опровергните это утверждение фактами из  §20.(слайд.4)

    Работа с документом.

    Из труда историка Н. М. Карамзина:

    «В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому....он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

    Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?»

    С1.К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцарения?

    С21 Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений.

    СЗ1 Используя источник и знание курса истории, объясните, почему Борис Годунов, несмотря на все его заслуги, оставил о себе в истории России противоречивую память. Приведите не менее двух объяснений.

    Обобщая все вышесказанное, записываем в тетрадь годы правления Годунова, основные деяния и события во время его правления. В список причин Смуты добавляем голод, восстание Хлопка, появление самозванца.

    1. Пополнение галереи- Лжедмитрий I. Опережающее задание – сообщение «Личность Лжедмитрия I»(слайд.5)

    Краткий рассказ учителя о захвате российского престола Лжедмитрием I

    - Объяснитевыражение В.О,Ключевского : «испечен был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста»

    Выполняем задание.(слайд.6)

    Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название периода российской истории, с которым связана деятельность охарактеризованного исторического лица.

    «Власть вскружила голову Лжедмитрию. Он стал нетерпелив и высокомерен. Когда на балу польский посол осмелился надеть шапку во время танца, царь пришёл в гнев и громогласно объявил, что прикажет снять шапку вместе с головой у любого, кто осмелится последовать примеру посла. На том же балу гости после каждого танца должны были склоняться к его ногам. Если же кто нарушал это правило, самозванец не скрывал раздражения. Его тщеславие не знало предела. Чтобы прибавить себе росту, Отрепьев носил непомерной высоты меховые шапки и сапоги на огромных каблуках».

    - Что необычного для москвичей было в поведении Лжедмитрия и его политике?

    - Чем закончилось его правление?

    Закрепление. Дискуссионное задание.(слайд.7)

    - Мог ли Борис Годунов предотвратить Смуту?

    - Укажите основные ошибки в правлении Б.Годунова и Лжедмитрия I.

    Домашнее задание(слайд.8): §20, задание1(письменно)


    УРОК 2

    Тема урока:   Смута: кризис общества и государства

    Цель: выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества.

    Задачи:

    • Охарактеризовать правление В.Шуйского
    • Дать оценку восстанию под предводительством И.Болотникова
    • Осветить ход борьбы с польскими интервентами

    Оборудование

    Вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» , раздаточный материал, иллюстрации.

    Вариант 2: презентация, раздаточный материал.

    План урока

    1. Василий Шуйский
    2. Восстание под предводительством И.Болотникова
    3. Лжедмитрий II
    4. Семибоярщина

    Ход урока

    Проверка д/з

    1. Пополнение портретной галереи – В.Шуйский и краткая биографическая справка

        ( опережающее задание) (слайд.3)

    Учитель: обзор положения дел в стране в начале правления В.Шуйского

    Беседа по вопросам:

    -Что общего и приходе к власти Василия Шуйского и Бориса  Годунова?

    -В чем состоит смысл крестоцеловальной записи Василия Шуйского? Почему этот документ можно считать элементом правового государства?

    1. Работа с учебником.(слайд.5)

    Самостоятельная работа с текстом учебника § 20 стр.144-146 и заполнение таблицы:

    Крестьянская война под предводительством И.Болотникова 1606-1607 гг.

    Предводитель

    Соратники

    Территория

    Социальный состав

    Цели

    Ход военных действий

    Причины поражения

    1. Портретная галерея – Лжедмитрий II (слайд.6)

    Рассказ учителя с опорой на схему:

         Борьба с Лжедмитрием II- «Тушинским вором» 1607-1610 гг.(слайд.7)

    Лжедмитрий II                                                       Василий Шуйский

    Открытая  интервенция (слайд.8)

    боярскому правительству.

                                                                                          Семибоярщина

            

    Работа с текстом

    Из договора с гетманом С. Жолкевским о признании королевича Владислава, сына Сигизмунда III, русским царём:

    «Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, ежели придёт в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божий по всем городам и сёлам чтить, и от разоренья оберегать, и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклоняться. Костёлов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставить <...> Христианские наши православные веры ничем не рушить и не бесчестить, иных вер не вводить, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему.

    А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отнимать.

    Боярам и дворянам, и приказным людям у всяких государственных дел быть по-прежнему, а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть.

    Прежних обычаев и чинов не переменять и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быть по-прежнему.

    Суду быть по прежнему обычаю и по «Судебнику» Российского государства <...> Не сыскав вины и не осудив судом, никого не казнить».

    С1. Какое название получили в российской истории события, с которыми связан данный документ? Укажите время, когда они происходили. Как называлось правительство, заключившее договор с гетманом С. Жолкевским?

    С2.Назовите не менее трёх условий, поставленных перед королевичем Владиславом в данном договоре, и объясните, какую главную цель они преследовали.

    С3. Используя знания по курсу истории, укажите, какова была дальнейшая судьба этого договора. Приведите не менее трёх положений (в общей сложности).

    Закрепление.(слайд.9)

    - Какая ситуация в стране в стране является пиком Смуты и почему?

    -Как вы оцениваете предложение поставить на российский престол польского царевича Владислава вместо В.Шуйского?

    Домашнее задание  (слайд.10): §20, задание 3, стр.147 (письменно)


    УРОК 3

    Тема урока: Спасители Отечества. Конец Смуты

    Цель : осветить ход борьбы с польско-литовскими интервентами

    Задачи:

    • Закрепить понятие «подъем национального самосознания в период Смуты»
    • Показать, как в ходе Смуты изменились представления о государстве и царе

    Оборудование: 

    Вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.», раздаточный материал, иллюстрации.

    Вариант 2: презентация, раздаточный материал.

    План урока

    1. Первое ополчение
    2. Второе ополчение
    3. Избрание Михаила Романова на царство

    Ход урока

    1. Портретная галерея(слайд.3) – патриарх Гермоген, сообщение «Несгибаемый патриарх»

    Задание(слайд.4) :самостоятельная работа с учебником и заполнение таблицы «Первое ополчение».

    Состав и руководители

    Хроника фактов

    Беседа по вопросам (слайд5)

    - Какую позицию заняли бояре и поляки во время продвижения ополчения к Москве?

    - Почему Первое ополчение потерпело поражение?

    1. Портретная галерея(слайд.6) – К.Минин и Д. Пожарский, краткие биографические справки (опережающее задание).

    Рассказ учителя о формировании Второго ополчения с опорой на карту и презентацию.

    Беседа по  вопросам:

    -В чем проявилась мобилизирующая роль Русской православной церкви на данном этапе Смуты?

    -Чем, по вашему мнению, объясняется полная победа патриотических сил в октябре 1612 г.?

    1. Работа с документом

    Из исторического очерка:

    «Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых. Романовы оказались той посредственностью, которая устраивала всех».

    С1. О каком событии идёт речь в историческом очерке? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

    С2. Почему   предпочтение   было  отдано   Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

    С3. Какие социально-политические события предшествовали началу правления династии Романовых на российском престоле? Укажите не менее двух событий. Кто был первым представителем этой династии?

    Закрепление.(слайд.8)

    -Докажите, что «только самодержавное правление в тех условиях способно было сплотить вокруг себя общество».

    -Итоги Смуты. (запись в тетрадь).

    Д/З (слайд.9):

     §20, заполнить таблицу:

    Периоды Смутного времени

    Хронологические рамки периода

    Основные события

    Характеристика противоборствующих сил

    Основные действующие лица

    Итоги периода, его значение

    Используемая литература и источники

    1. Волобуев О.В., ,Клоков В.А., ,Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История . Россия и мир – учебник для общеобразовательных учреждений 10 класс,  - Дрофа. Москва, 2012  

    1. Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2012
    2. Энциклопедия  Истории России 882-1917. «Интерактивный мир»
    3. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pseudo-Dimitrij.jpg
    4. http://www.liveinternet.ru/users/3342196/post127513008/ 
    5. http://www.pravoslavie.ru/put/print43611.htm 
    6. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Tushino.jpg 
    7. http://pl.wikipedia.org/w/index.php?title=Plik:Defense_of_Troitse-Sergiyeva_Lavra.PNG&filetimestamp=20080216173726 
    8. http://rusk.ru/newsdata.php?idar=55108 
    9. http://www.historbook.ru/Smuta1.html 
    10. http://xronika.az/foto/603-ot-iova-do-kirilla-16-patriarxov-moskovskix-i.html 
    11. http://history.sgu.ru/?wid=602


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    НАЧАЛО СМУТЫ

    Слайд 2

    1.Причины Смуты 2.Борис Годунов. 3. Лжедмитрий I

    Слайд 3

    Борис Годунов 1598-1605

    Слайд 4

    Историк В.Б.Кобрин писал о правлении Годунова: «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре I и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было» Докажите или опровергните это утверждение фактами из §20.

    Слайд 5

    Лжедмитрий I 1605-1606

    Слайд 6

    «Власть вскружила голову Лжедмитрию. Он стал нетерпелив и высокомерен. Когда на балу польский посол осмелился надеть шапку во время танца, царь пришёл в гнев и громогласно объявил, что прикажет снять шапку вместе с головой у любого, кто осмелится последовать примеру посла. На том же балу гости после каждого танца должны были склоняться к его ногам. Если же кто нарушал это правило, самозванец не скрывал раздражения. Его тщеславие не знало предела. Чтобы прибавить себе росту, Отрепьев носил непомерной высоты меховые шапки и са­поги на огромных каблуках». - Что необычного для москвичей было в поведении Лжедмитрия и его политике? - Чем закончилось его правление?

    Слайд 7

    - Мог ли Борис Годунов предотвратить Смуту? - Укажите основные ошибки в правлении Б.Годунова и Лжедмитрия I .

    Слайд 8

    § 20 Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История . Россия и мир – учебник для общеобразовательных учреждений, 10 класс, - Дрофа. Москва, 2012 Задание 1

    Слайд 9

    http:// upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/78/Boris_Godunov_icon.jpg http://commons.wikimedia.org/wiki/File: Воззвание_Минина_к_нижегородцам_в_1611_году. jpg http:// upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8a/Appeal_of_Minin.jpg http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pseudo-Dmitrius.jpg http://www.gerbroda.ru/history/image/75df63609809c7a2052fdffe5c00a84e.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".

    Тема урока:  Повторение.  Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России"....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине «География России. Природа» 8 КЛАСС

    Тема: «Природные ресурсы и экологические проблемы Урала»экологическое, патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся на примере одного из самых интересных  и красивых уголков...

    Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

    Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

    методическая разработка открытого урока "1917 год в России"

    В методической разработке открытого урока по теме «1917 год в России» рассматриваетсяполитическая ситуация, которая сложилась в России к октябрю 1917 года. Предлагается вашему вниманию урок-проблема: ...

    Методическая разработка: конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока «Вязание крючком»

    Вязание крючком для начинающих. Инструменты и материалы. Охрана труда при работе с крючком....

    Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс

    Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убежд...

    Методическая разработка конспекта урока "Музыкальное оформление урока артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой".

    laquo;Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика &mda...