классный час "Афган"
классный час по истории (11 класс) по теме

Рассказывает о событиях афганской войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afgan.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа

 Вахромовой Т.А.

Сценарий  классного часа, посвященного Дню выводу Советских войск из Афганистана.

                       О, сколько было подвигов на свете.

                       Они уже в преданья отошли.

                       Из уст в уста их повторяют дети

                       На всех материках большой земли.

                       И будут повторять из уст в уста.

                       И в каждом этом подвиге незрима

                       Своя и высота, и глубина,

                       И красота своя неповторима.

                       Но из всего того, о чем мы слышим.

                       И из того, что мы вершим пока.

                       Солдатский подвиг я считаю высшим,

                       И самым бескорыстным на века.

Вед.1.:  Здравствуйте! Сегодняшняя наша встреча посвящается важной дате – 15 февраля! Что за число 15 февраля? Именно в этот особый день в 1989 году закончился вывод советских войск из Афганистана. Теперь 15 февраля – официальный день памяти жертв, погибших в Афганистане, Чечне и других «горячих точках».

Вед.2.: Афганистан. Далекое азиатское государство, знакомое большинству лишь по скудным сведениям из школьных учебников географии. Могли ли мы предположить, что когда-нибудь это слово отпечатается в сердцах стольких

вед.1.:  Всем воинам Советской Армии, выполнявшим боевую задачу на территории Демократической Республики Афганистан, посвящается!

вед.2.: Всем воинам-интернационалистам посвящается!

             Мы здесь с тобой не потому, что дата,

             Как злой осколок, память жжет в груди.

Звучит Реквием Моцарта.

Выходят чтецы, в руках зажженные свечи.

  1. Солнце еще не остыло, воздух прохладен уже,

              Дальняя память заныла в переболевшей душе.

             Дальняя, горькая, злая – не пожелаешь врагу

             Что же с ней делать? Не знаю… Но без нее не могу!  

  1. Афганистан! Ты весь во мне:

             Разрывами гранат, осколками свинца,

             Ты заревом окутан, весь в огне,

             Страданиям и болям нет конца.

             Афганистан! Ты наша боль и горе,

             Крик матерей доносится сюда,

             Горючих слез уж выплакано море,

             Пожалуй, хватит их на все года…    

  1. Нам везет… Мы дошли без потерь, и все целы,

             Солнце яркое с неба бросает лучи.

             Отрываю глаза я от сетки прицела.

             Целый день пулемет мой сегодня молчит.

             Нас встречают не так, как читали мы в книгах,

             Злобный взгляд из-под сомкнутых черных бровей…

             Нас встречают огнем, и так хочется крикнуть:

         «Ведь везем-то мы хлеб для голодных людей!»

  1. Мы везем вам лекарства, одежду, машины,

             Мы везем вам игрушки для ваших детей,

             Ну, а вы под колеса нам ставите мины

             И стреляете с гор в наших юных парней!

             Под Баграмом колонну сегодня встречают снаряды.

             Пулеметы стучат, и с камней метко бьют снайпера,

             И уходят они, старшие, оставляя награды,

             Положив их на письма, что не дописали вчера.  

  1. Автоматы ударят, повиснут сигналов ракеты,

      Вновь ложатся мальчишки лицом в те чужие пески,

      Им уже не подняться, в крови голубые береты.

      Из-за них называют в Афгане десант – «ВАСИЛЬКИ»!  

Вед.1.:  Давайте  познакомимся  с историей возникновения этой войны?

Вед.2.:  1979 год. В Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения Афганистана воевали с другими, тем самым Афганистан слабел и разного рода противники смогли бы этим воспользоваться.  Афганское правительство не раз обращалось к правительству СССР с просьбой об оказании военной помощи, но в течение всего года получало отказ, полагая, что афганцы должны сами разрешить проблемы своей страны.

Вед.1.:  Но в Афганистане был предательски убит глава государства Амин, а США предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что несло серьезную угрозу. И только тогда было принято решение ввода Советских войск  в Афганистан. Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений.

 9 лет (с декабря 1979 по февраль 1989 г.) советские солдаты и офицеры с честью выполняли свой долг, проявляя подлинный героизм и самоотверженность. Они выполняли приказ высшего государственного и политического руководства.

 Вед.2: Время неумолимо отсчитывает свой бег: 5, 10, 15, 20, 30… Тридцать четыре года минуло с той необъявленной войны в Афганистане. Когда восемнадцатилетние парни, надев панамы с красной звёздочкой, не ведали, в какую политическую кровавую игру их втянули. Не знали, что некоторые уже никогда не вернутся домой с перевалов чёрных гор Афганистана, сложат свои юные головы на чужбине.

Вед 1:  Декабрь 1979. На основе Указа Верховного Совета СССР и приказа Министерства Обороны для оказания интернациональной помощи афганскому народу по защите завоеваний апрельской революции на территорию республики Афганистан был введен ограниченный контингент войск Вооруженных сил СССР.

Вед 2: 14 апреля 1988 года министры  иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступившим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев, а затянулось все на 9 лет.

 Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа: 

Первый – декабрь 1979 – февраль 1980 г.  

 Второй – март 1980 – апрель 1985 г.          

Третий – май 1985 – декабрь 1986 г.        

Четвертый – январь 1987 – февраль 1989 г.  

С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на мар

Вед 1:. Последним покидал Афганистан батальон 201-й дивизии. Операцией руководил командующий ОКСВ генерал-лейтенант Б.В. Громов. Перед выводом  он построил батальон и, зная, что с ним уже больше не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов и сказал, что в этот особенный день разведбат 201- й дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистана. Последние войска выходили 15 февраля через мост Дружба в г. Термез.

 Февральская ночь, ледяная броня

 На скалах свет фар, автоматы в бойницах.

 Колонна уходит из под огня.

 Выходим к границе, выходим к границе!

Грохочет вода в русле горной реки

 И темень в горах трассерами искриться

 Сегодня последний рывок, мужики!

 Последний рывок - и мы на границе.

Афган! Ты как рана в душах солдат.

 Я знаю - ты будешь ночами нам сниться.

 Ведь здесь вдоль дорог обелиски стоят

 До самой границы, до самой границы.

 На этой войне не бывает чудес.

 Не всем пацанам суждено возвратиться.

 Они наблюдают за нами с небес,

 Они помогают нам выйти к границе.

Вот выйдем и мамам напишем: "Теперь

 Не надо за нас ночами молиться!"

 Поможет нам Бог и мы без потерь

 Дойдем до границы, дойдем до границы

Вед 2: Время неумолимо делает своё дело. Вглубь истории уходит война в Афганистане. Но память остается.  

                  Мы знаем, нет нашей вины

                  В том, что другие не пришли с войны.

                  В том, что они – кто старше, кто моложе

                  Остались там, и не о том же речь,

                  Что мы  их не смогли сберечь, -

                  Речь не о том, но всё же, всё же, всё же.

(Звон колоколов. Выходят дети. Звон колоколов затихает)

1.Что это? Ты слышишь?

2.Это колокола. Колокола памяти…

3.Памяти? А разве такие бывают?

4. Бывают, слушай! (Звон колоколов усиливается и затихает).

Это говорит сама память…  

5.Но разве память бывает живой?

6. А ты не веришь? Человек может умереть дважды:

   Там на поле боя, когда его догонит пуля,

   А второй раз – в памяти народной.

   Второй раз умирать страшнее.

   Второй раз человек должен жить.

Вед. 1 Скорбные итоги Афганской войны:

  • Погибло15051 советских солдат;
  • Ранено 53753 человека.
  • За 2238 дней:

Вед. 2: Груз 200 только один раз прибыл в Сонковский район. Баркин Николай Александрович. На территории ДРА с октября 1981 г. Принимал участие в 14 боевых операциях, зарекомендовал себя смелым, исполнительным командиром отделения.
4 июля 1982 г. при проведении боевой операции в районе кишлака Рухи сержант Баркин Н. А. находился в группе захвата. Точно выполняя распоряжение командира, отделение продвигалось вперед, к высоте, на которой закрепились мятежники.
При смене боевой позиции сержант Баркин получил тяжелое ранение, от которого скончался.

Из письма В. А. Баркиной, матери Николая.

Родился мой Коля в деревне Рогово Сонковского района. Проучившись три класса в сельской школе, перешел в поселковую среднюю. Окончил ее с хорошими оценками. Получил там же права сельского механизатора, и после школы пошел работать в колхоз. Получил новый колесный трактор, работал добросовестно, за что награждался почетными грамотами. Друзья на работе относились к Николаю с уважением.
29 октября 1980 г. был призван на действительную военную службу. Первые месяцы провел в учебном подразделении ВДВ в Казахстане. После "учебки" его направили в Афганистан для прохождения дальнейшей службы. Точного места гибели Николая не знаем.

Вед. 2 Память о многих парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех,  кто ушел из жизни в мирное время будет вечной.

Минута молчанья…
Товарищи, встаньте
И в памяти павших –
Героев представьте.
Навек в нашем сердце
Бессмертных имён их звучанье.
Минута молчанья, минута молчанья…

Вед.1  Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали , стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстояния.

 Вед. 2 :Прошло уже более 24 лет со дня окончания афганской  войны. Но для участников этот день стал вечным Днем памяти.

Вед. 1: Из нашего района  21 человек проходил службу в Афганистане. 19 из них проживают в Сонкове. Вот их фамилии:

1     Антонов Александр Михайлович                                    

 2     Антонов Валерий Александрович                                  

3     Арсеньев Александр Викторович                                  

 4     Белянин Юрий Васильевич                                      

 5     Бурылев Александр Сергеевич                              

6     Вихорев Вячеслав Николаевич                              

7     Голубев Сергей Трофимович                                

 8     Гусев Алексей Вячеславович                            

 9     Ильин Алексей Александрович                              

 10    Казарин Леонид Геннадьевич                                  

 11    Комаров Олег Викторович                                  

 12    Кузнецов Вячеслав Викторович                                

 13    Кукушкин Игорь Николаевич                                

 14    Малечкович Николай Петрович                                

 15    Марков Юрий Владимирович                                

 16    Михеев Валерий Валерьевич                                

 17    Мурышкин Александр Васильевич                                  

 18    Подберезнов Николай Федорович                            

19    Смирнов Алексей Александрович    

Вед.2: Сегодня на нашей встрече присутствуют люди, которые знают об этой войне не понаслышке.  (представление)

1.   Я никогда не видела войны

       И ужаса её не представляю,

       Но то, что мир наш хочет тишины,

      Сегодня очень ясно понимаю.

2.  Спасибо вам, что нам не довелось

      Представить и узнать такие муки.

      На вашу долю всё это пришлось –

      Тревоги, голод, холод и разлуки.

3.   Спасибо вам за солнца яркий свет,

      За радость жизни в каждом миге нашем,

      За трели соловья, и за рассвет,

      И за поля цветущие ромашек.  

4.  В руках у нас не автоматы,

     А цветы – весенний дар земли,

     Той земли, которую когда-то

     Защищали юные солдаты,

     Чтоб весной цветы на ней цвели.

5. Да! Позади остался страшный час.

    Мы о войне узнали лишь из книжек.

    Спасибо вам. Мы очень любим вас.

    Поклон вам от девчонок и мальчишек

Дети дарят цветы воинам-интернационалистам.

Ведущий.

Ещё долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых участников афганской войны, которая всегда будет жить в стихах и воинских песнях, напоминая о ненужности , о её трагизме и мужестве советского солдата.    

Песня, которая сейчас прозвучит - дань памяти мужеству всех участников Афганской войны, в том числе находящихся в нашем классе.


Февральская ночь, ледяная броня

 На скалах свет фар, автоматы в бойницах.

 Колонна уходит из под огня.

 Выходим к границе, выходим к границе!

 Грохочет вода в русле горной реки

 И темень в горах трассерами искриться

 Сегодня последний рывок, мужики!

 Последний рывок - и мы на границе.

 Афган! Ты как рана в душах солдат.

 Я знаю - ты будешь ночами нам сниться.

 Ведь здесь вдоль дорог обелиски стоят

 До самой границы, до самой границы.

 На этой войне не бывает чудес.

 Не всем пацанам суждено возвратиться.

 Они наблюдают за нами с небес,

 Они помогают нам выйти к границе.

 Вот выйдем и мамам напишем: "Теперь

 Не надо за нас ночами молиться!"

 Поможет нам Бог и мы без потерь

 Дойдем до границы, дойдем до границы

 "Рубеж!" дозор головной доложил

 И стали светлей запыленные лица

 И тихо в эфире сказал командир:

 "Бойцы! Будем жить! "Ведь мы на границе!"

 Неужто закончилась эта война

 И с нами теперь ничего не случиться

 Не зря ты заначку хранил , старшина.

 Давай , доставай - мы уже на границе

Слайд № 17)

                  Афганистан – моя татуировка

                  И мне теперь её всю жизнь беречь.

                  Не потому ли память, как верёвка,  

                  Мне горло режет чуть повыше плеч.

                  Кто жребий тот тянул за нас, не знаю,

                  Но вытянул не лучший в жизни миг.

                  Теперь, когда ребят я вспоминаю,

                  Я вглядываюсь в каждого из них.

                  В том пекле снова разводили пекло,

                  И автомат мой жарил мясо рук,

                  И от огня чужое солнце меркло,

                  От копоти захватывало дух.

                  Но мы держались, ждали мы подмоги,

                  Тогда у нас горело и у них,

                  И пламя нам поджаривало ноги,

                  И два патрона было на троих.

                  Мы взялись за ножи, а как иначе?

                  Двумя патронами троих не застрелить,

                  Нам смерть от жизней считывала сдачу,

                  Но мы решили сдачу не делить.

                  Мы встали так, чтобы прикрыть друг друга,

                  А в случае чего – тогда добить,

                  И не было уже в душе  испуга,

                  И всё-таки хотелось очень жить.

                  Афганистан – моя татуировка,

                 Она на теле и в моей душе.

                 Пусть память давит горло, как верёвка,

                 Пусть ребята вечно снятся мне.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...