Урок в 9кл "Экономика"развитого социализма"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Ирина Михайловна Варава

План урока к учебнику "История России" Данилова , Косулиной по теме "Экономика "развитого социализма" в 9классе с презентацией по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme.doc520 КБ
Office presentation icon ekonomika_razvitogo_sotsializma.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

                                           « Экономика «Развитого социализма»

учителя МОУ «СОШ «ЛЦО» Всеволожского района Ленинградской области

                                             Варава Ирины Михайловны

Класс: 9-а 19.02.2014

Предмет: история

Цели урока:

Раскрыть главные  результаты  экономического развития СССР в 1965-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР

Развивать  познавательный  интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов.

 Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Тип урока: Проблемный

Форма проведения: занятие с использованием ПК, I-Pad  и мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2010.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.

На уроке формируются компетенции:

  • информационные,
  • учебно-познавательные,
  • коммуникативная,
  • ценностно-смысловая.

Учебное оборудование: ПК,I -Pad, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

Основные даты: 

март 1965 г. — провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

сентябрь 1965 г. — принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;

1979 г. — реформа хозяйственного механизма.

Термины:

*Товарный голод

*Экономический застой

*Дефицитная экономика

*Экстенсивное развитие

*Интенсивное развитие

Ход урока.

I. Организационный момент

- проверка готовности к уроку;

- постановка целей и задач урока.

II. Проверка знаний

- Использование  I Pad для тестирования по теме: «Консервация политического режима»- 2 чел

- Индивидуальное задание по  I-Pad «Анализ документов»-1 чел

- У доски: -Перечислить основные противоречия политического режима 1965-1985 -1челг( письмен)

- Устно: Охарактеризовать основные статьи Конституции «Развитого  социализма»-1чел

                 

Фронтально с классом:

Вопросы:

  1. Почему период 1965-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
  2. Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
  3. Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
  4. Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
  5. Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
  6. В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

III. Изучение нового материала 

  1. Аграрная реформа 1965г и ее итоги
  2. Содержание и итоги экономической реформы  в промышленности.

     3.   Научно- технический прогресс.

4.   Сущность нарастания   застойных  явлений   в социально-экономической   сфере (итоги сворачивания реформ).

 (Рассказ учителя с опорой на   тематическую презентацию)

Цель реформы:

1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;

2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

  • рост капиталовложений и незавершенного строительства;
  • массовое производство изделий, не находивших сбыта;
  • несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
  • нарастание бумаготворчества.

Проблемное задание. Что собой представляла советская экономика в 1965—1985 гг.: расцвет или застой? Объясните свою точку зрения.

Сущность и основные направления реформы.

Работа с содержание реформ по вариантам:

Фронтальное подведение итогов по вариантам

2 чел- эксперты ( числа сильных уч-ся) работают индивидуально с I Pad и дополнительными материалами из  Интернета над таблицей:

«Объективные и субъективные причины экономического застоя в 1965-1985г»

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

 Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

1. Решение социальных проблем села.

2. Частичное использование экономических стимулов к труду:

а) повышение закупочных цен,

б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

Проверка выполнения задания.

Далее анализируются приведенные в медиаучебнике данные о совокупной рентабельности сельскохозяйственного производства в СССР в 1970 г. Анализируя приведенные данные, учащиеся, отвечают на вопросы:

1.В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

2.С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

3.Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

4.Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?

Ход и итоги реформы в промышленности

При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.

В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

  • изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
  • введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
  • сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
  • разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
  • восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
  • сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.

(Проверка выполнения задания.)

Работа с диаграммой с.300 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %

Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:

                 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ   ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕРТОВ

Объективные причины

Субъективные причины

- Экстенсивные основы развития.

- Непоследовательность реформы.

- Попытка провести реформу при одновременном свертывании процесса демократизации в политической жизни.

- Даже упоминание рыночных отношений объявлялось антисоциалистическим, в теории и практике господствовало тотальное планирование.

- Большая часть хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, владела командными методами управления, которые не «вписывались в реформу».

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

 Научно-технический прогресс.

После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

- В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

- Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

- Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

- Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?

- Укажите положительные тенденции в это время.

- Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

- Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

Анализ социальной политики.

После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

-Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

- В чем причины улучшения жизни?

- Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

- За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

IV. Закрепление.

- Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

- Выполнение проблемного задания.

V. Домашнее задание: § 44.

VI. Подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 9а кл «Экономика развитого социализма» Учитель МОУ «СОШ «ЛЦО» Варава И.М.

Слайд 2

Проблема: Советская экономика 1965 – 1985 годов: Расцвет ? Застой?

Слайд 3

Задачи: Показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х годов Раскрыть основные направления экономи-ческой реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности и реформы хозяйственного механизма 1979 года Выявить итоги реформирования и их последствия для экономики и социальной сферы

Слайд 4

План: Аграрная реформа 1965г и ее итоги Содержание и итоги экономической реформы в промышленности. 3. Научно- технический прогресс. 4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

Слайд 5

Основные понятия : Товарный голод Экономический застой Дефицитная экономика Экстенсивное развитие Интенсивное развитие

Слайд 6

Л. И. Брежнев А. Н. Косыгин Лидеры реформ

Слайд 7

Основные даты: Март 1965 года – аграрная реформа Сентябрь 1965 года – реформа в промышленности 1979 – реформа хозяйственного механизма

Слайд 8

1 ВАРИАНТ Содержание экономической реформы. Сельское хозяйство. Проанализируйте материал учебника (стр.298-299).Заполните таблицу. Март 1965 года ДАТА МЕРОПРИЯТИЯ ИТОГИ

Слайд 9

2 ВАРИАНТ Содержание экономической реформы. Промышленность. Проанализируйте материал учебника (стр.299-300).Заполните таблицу. ДАТА МЕРОПРИЯТИЯ ИТОГИ

Слайд 10

Результаты сворачивания реформ На основе анализа диаграмм определите результаты сворачивания реформ 1965 г. Национальный доход Промышленной производство Сельскохозяйственное производство Производительность труда Реальные доходы на душу населения %

Слайд 11

Результаты сворачивания реформ %

Слайд 16

Очередь

Слайд 19

Вывод урока: Период 70-х – первой половины 80-х годов – социально-экономический застой в стране, характеризующийся: Развитием экономики по экстенсивному пути Усилением централизованного управления Возвратом к количественным показателям, а не качественным

Слайд 20

Домашнее задание: § 44 + ТЕТРАДЬ ДОП. ЗАДАНИЯ: Составьте презентацию по теме: «Лидеры истории »

Слайд 21

Благодарю за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме: Экономика "развитого социализма".

Проверочная работа по теме Экономика "развитого социализиа"....

"Эпоха "развитого социализма"" схема конспекта урока истории, 9 класс

Схема конспекта урока "Эпоха "развитого социализма"" будет полезна аттестующимся учителям истории....

Презентация и конспект урока на тему: Культурная и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»

План урока:Финал «оттепели».Время новых героев. Зарождение общественных движений.Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство».Советское общество.Повседневная жизнь....

Кубань в середине 1960-х -в 1980-е годы. Достижения «развитого социализма» и просчеты «эпохи застоя».

Анализ экономического развития Краснодарского края показывает, что страна интенсивно развивалась - строились новые предприятия, осваивались новые земли....

урок истории в 9 классе "Экономика развитого социализма"

урок истории в 9 классе Экономика развитого социализма"...

Методическая разработка урока "Ускоренное развитие социализма. Индустриализация"

Методическая разработка урока в 9 классе предназначена для тех, кто работает по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Она позволяет уяснить причины, цели, источники индустриализации, рассмотреть ее ...

" Экономика развитого социализма"

Урок в 11 классе по ТРКМ....