" Экономика развитого социализма"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

ПОПОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА1

Урок в 11 классе по ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_razvitogo_sotsializma.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Никольска» Вологодской области

Урок по истории  в 9 классе

«Экономика «развитого социализма»- застой или стабильность»

Учитель Попова Ольга Николаевна

 высшая квалификационная категория

2015 год

Тема урока: Экономика  «развитого социализма» -застой или стабильность.

Цель:

-раскрытие противоречий социально- экономического развития периода

 « развитого социализма»

Задачи:

-образовательные:

1. выяснить  цели, сущность и результаты реформ сер. 60гг в сельском хозяйстве и промышленности

2.определить причины неудач проводимых реформ как проявление кризиса командно- административной экономики

3.дать характеристику социальной политики как противоречивой по своим результатам

4.определить причины и проявления намечающегося цивилизационного отставания СССР от стран Запада

-развивающие:

1.развитие познавательных умений (поиск необходимой информации, выделение главного)

2.развитие навыков работы с разными видами исторических источников

3.развитие метапредметных учебных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аргументация своей точки зрения)

4.развитие мышления,  монологовой и диалоговой устной и письменной речи

-воспитательные:

1.воспитание уважения к прошлому своего народа

2. воспитание толерантного отношения к альтернативным мнениям, общественным позициям.

Форма проведения урока - групповая работа

Используемая технология- технология развития  критического мышления

Тип урока - урок изучения нового материала

Используемые методы - интерактивные методы

Средства обучения - раздаточный материал – карточки, содержащие выдержки их исторических источников.

План урока:

1этап - Погружение в тему. Стадия вызова.. Постановка проблемы.

2 этап-Стадия осмысления содержания - изучение исторических источников, их анализ.

3 этап. Закрепление и общая рефлексия.

Ход урока

1 этап. Погружение в тему.Стадия вызова.. Постановка проблемы.

Каждая группа изучает мнение одного человека. Записывает ключевые слова, характеризующие экономику изучаемого периода, представляет свою информацию другим группам.

Мнения о брежневской экономике российских парламентариев:

1.К сожалению, сегодня мы имеем несколько искаженное восприятие нашей истории, в том числе вехи Хрущева, Косыгина, Брежнева. Хотя все они работали на благо нашей страны, людей, строили по-настоящему социальное государство, развивая экономику так, что сегодня на ней базируется наша российская экономика.
У меня, как и у всех моих ровесников, было счастливое беззаботное детство. В первую очередь, наверное, потому, что все мы не только верили в светлое будущее, а знали, что еще немного, и оно вот-вот наступит.

.«Меня возмущает, что время Брежнева называют «застоем». Какой застой, когда шло активное развитие и энергетики, и промышленности, и сельского хозяйства, и космической отрасли, и обороной сферы, и социальное направление укреплялось! Застой и стабильность – это разные вещи, а тогда, безусловно, мы жили в стабильности.

Хотя, надо признать, были отвлекающие моменты, на которые отвлекаться не стоило: это и партийные дела, и помощь всему мировому коммунистическому сообществу – с этим, конечно, был «перегруз». Да и жизнь наша за «шлагбаумом» - невозможность ездить по миру – тоже не украшала тогдашний строй. Но в целом всем жилось спокойно за себя, за своих детей, за страну. ( Н Пожитков)

2. Эпоху Брежнева я бы разделил на две части, которые резко отличаются друг от друга: первые 10-11 лет его пребывания у власти и последние 7-8 лет.
Первая «десятилетка» была для страны, для людей очень хорошей. В стране была стабильность, порядок, в отличии, скажем, от времени Хрущева, который, будучи сам человеком неорганизованным (одно дело начинал, недоделывал, бросал и принимался за другое), эту неорганизованность внес и в руководство страной. Так вот, на первом брежневском этапе страна рванула вперед и в науке, и в космосе, и в оборонном комплексе. На международном уровне мы завоевали авторитет снятием международной напряженности, и в экономике – тогда, в условиях плановой экономики, Косыгин предложил сильную экономическую реформу, и я, в то время работавший на «Уралмаше», сразу почувствовал, как повеяло свободой для системы производства.
Так что это были годы созидания, а отнюдь не застоя, как сегодня любят характеризовать тот период. Кстати, термин «застой» появился во времена Горбачева – ведь, как у нас водится, последующая власть обязательно должна давать отрицательную оценку своей предшественнице. Думаю, что-то желание созидать, творить и нужно перенести в настоящее. Дай бог, чтобы сегодня наша страна испытывала что-то подобное!
Но вот пришли 75-76-ой годы, когда Брежнев заболел. Лично я с ним знаком не был – лишь однажды мы перемолвились, но доподлинно знаю, что он, как заболел, начал просить Политбюро отпустить его на покой, освободить от должности генсека. Но члены Политбюро были категорически против этого, так как  они имели солидный возраст и понимали, что с появлением нового генерального секретаря им вряд ли удастся сохранить свои посты. «Уломать» Брежнева им удалось. Уверен, если бы Брежнев ушел в 1975-76 году, как только заболел, в умах граждан, в истории страны он остался бы одним их крупнейших руководителей, нацеленных на созидание, при котором страна испытала настоящий подъем. ( Н.Рыжков)

3.Честно говоря, я не понимаю, в чем заключается разница между застоем и стабильностью. И то, и другое не предполагает никакого развития.
Эпоху же Брежнева можно разделить на два этапа. Где-то с 64-го по 70-й годы в стране предпринимались попытки проведения довольно серьезных реформ, хотя и в рамках системы. Их еще называли косыгинскими экономическими реформами. Но затем начинается совершенно очевидный застой, который продолжался до самого прихода к власти Горбачева. Все, что было наработано до Брежнева, включая атомную промышленность, космическую отрасль, самолетостроение, досталось ему в наследство, и самостоятельно под брежневским руководством ничего развиваться уже не могло. В 79-м году в стране, несмотря на данные советской статистики, стал падать уровень жизни.
Особенно блекло эпоха Брежнева выглядит на фоне периода правления Хрущева, при котором произошел взлет в нашей космической отрасли, в химической промышленности, крестьяне были уравнены в гражданских правах с жителями городов, появилось прославленное поколение «шестидесятников».  Именно в брежневскую эпоху были заложены предпосылки и для развала Советского Союза, и для принятия решения о «шоковой терапии». Эту эпоху можно смело расценивать как классический застой, когда власть не хотела ничего делать для изменения экономического и политического курса государства. Брежнев остановил развитие страны. ( В.Зубов)

4.Однозначно не ответишь на вопрос о том, как следует характеризовать эпоху Брежнева. Но с уверенностью можно сказать, что 90% советских граждан были тогда счастливыми людьми. Сегодня же примерное такое же количество людей, напротив, счастливыми  людьми себя не считают, они не уверены в своем будущем.
Из той эпохи в наши дни взять можно очень многое. Прежде всего, системы здравоохранения, образования, социальной защиты. Чего стоила хотя бы система жилищного строительства, которая обеспечивала людям доступное жилье. Естественно, к достижениям брежневской эпохи относится и развитие космической индустрии, авиации, машиностроения, сельского хозяйства. В 1973-м году по оценкам специалистов ВОЗ советское здравоохранение было признано самым эффективным в мире. А каждое четвертое научное открытие в мире совершалось в Советском Союзе.
Экономика страны в те годы не была зависима только от нефти и углеводородов. Нам удавалось полностью обеспечивать продовольственную безопасность государства.
Конечно, при Брежневе существовал определенный застой в развитии экономической теории и политической мысли. ( О.Куликов)

5.Эпоха Брежнева – это не единое целое, это абсолютно разные периоды. Был период роста, когда страна поднималась, активно развивалась, двигалась вперед. Но потом начался откат назад.
В результате столь долгого сидения руководства на властных постах мы получили страну, где ее правители оказались абсолютно оторванными от жизни. Мы получили страну, которая рапортовала, что «все в порядке», когда было далеко не в порядке, страну, «верхушка» которой работала по принципу «абы чего не вышло», где плановая система не только показала свою несостоятельность, а вообще со временем уничтожила государство. Ведь предпосылки для развала Советского Союза были заложены именно в то время.
Тем не менее, именно тогда были созданы первые предпосылки социального государства с системой социальных гарантий человеку, в том числе гарантией на получение бесплатного образования, медицинской помощи. Между тем одновременно государство за человека решало все, какая у него будет зарплата, пенсия, сколько раз он может выехать за границу, какого цвета у него должны быть обои в квартире, какие там должны стоять мебельные гарнитуры, в каком фасоне одежды ходить можно, а в каком нет. Итогом этого стало отсутствие у человека права на выбор, для проявления себя возможностей практически не было. Кроме того, пошло явное разделение общества на тех, кто может все, и тех, у кого такой возможности нет. Тогда очень популярными были подсчеты, сколько килограммов мяса приходится на душу населения в год. Как правило, в сводках фигурировали довольно высокие цифры. Однако кому-то доставались кости и жилы с прилавков магазинов, а другим – парное мясо из-под прилавков.
Одним словом, эпоха Брежнева была противоречивым этапом развития государства.

( А.Починок)

После заслушивания ответов учащихся формируется информационный запрос- выстраивается новая проблема-эпоха Брежнева- период застоя или стабильности.

2 этап. Групповая работа-

 изучение и интерпретация исторических фактов. Работа с карточками, содержащими данные статистики и документы.Осмысление содержания документов.

Карточка 1.Сельское хозяйство- « борьба за урожай»

« При Брежневе сельское хозяйство стало тяжким бременем для всей экономики»

( А.Нодье)- подтвердить или опровергнуть.

Аграрная реформа 1965г.

1 .20 % всех инвестиций – с/х.

2. увеличение закупочных цен на  сельскохозяйственную продукцию -1965г.- на 20%, в 1970г-на 25%

3. 50% надбавка к цене за сверхплановую продукцию

4. по выпуску тракторов и комбайнов – СССР- 1е место в мире

5 .колхозники перестали быть гражданами 2 сорта - им вернули приусадебные участки, увеличили оплату труда и пенсии

Итоги брежневской « борьбы за урожай»

1.  закупка зерна за границей: 1962г-12 млн. тонн, 1974г- 40 млн. тонн

2. 1964-1988г.- освоенная пашня сократилась на 22 млн. га.

3. Прирост с/х. продукции: 1966-1970г-21%;  1971-1975г-13%

4. потери урожая при уборке и перевозке-20-40%

5. 1982г.- принята Продовольственная программа.

6. К началу 80хгг.- карточки на продукты во многих городах

Карточка 2.Промышленность - Косыгинская реформа 1965г

 Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопросы:

Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР:

 «В целях повышения эффективности общественного производства, увеличения темпов роста национального дохода и дальнейшего подъема благосостояния народа руководство считает необходимым изменить методы планового руководства промышленностью в следующем направлении:

-обеспечить централизованного государственного планирования с широкой хозяйственной инициативой предприятий….

-…расширение хозяйственной самостоятельности предприятий должны осуществляться на основе   проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита и оплаты труда…»

Сущность реформы - изменение условий планирования (больше самостоятельности предприятиям)  и усиление экономического стимулирования.

Меры- 1.сокращено число плановых показателей

2.предприятия оценивались по объему реализованной (а не произведенной) продукции и по ее качеству,

3.часть прибыли оставалась на предприятии

4.предприятия могли строить свою работу на основе хозрасчета- самоокупаемости, самоуправления, самофинансирования

Вопросы:

1.Почему возникла необходимость реформы?

2.К чему сводилось ее основное содержание?

3. Можно ли говорить о непоследовательности и половинчатости реформы?

Итоги- 

-8 пятилетка-1966-1970гг.- единственная выполненная пятилетка,

- построено 1900 предприятий,

-национальный доход вырос на 45%,

- производство промышленной продукции выросло на 50%

-происходившее три предыдущих пятилетки снижение темпов экономического роста было приостановлено.

Чем можно объяснить подобные результаты?

Карточка 3.Судьба косыгинской реформы

Брежнев Л.И. о косыгинской реформе: «Ну что он придумал? Реформа, реформа… Кому это надо?»- предположите  дальнейшую судьбу реформы?

Ознакомьтесь с документами и ответьте на вопросы:

«Реформа …выпала из контекста общественного развития: ведь оно шло не в сторону демократизации, а к «завинчиванию гаек», особенно после подавление «пражской весны». Немаловажную роль…сыграло и то, что Брежнев и стоящая за ним партократия оказались как бы в стороне от разработки и осуществления реформы,…а порой и «вставляли палки в колес.» ( М Горбачев)

2.Знаменитая косыгинская реформа заранее была обречена на провал вовсе не потому, что она была плохой. Она затрагивала интересы очень многих и ее очень грамотно ...прихлопнули, потому, что у всего аппарата она была бельмом на глазу» (Шаталин С., экономист).

Вопросы:1.Сравните оба суждения, выявите общее в оценке причин неудач реформы.

2.Чье мнение полнее и объективнее, на ваш взгляд, объясняет, почему реформа не затронула основ экономики?

3.Существует ли на ваш взгляд связь между экономической реформой и реформой политической системы?

Каточка 4.Научно- технический прогресс.

Нач.70х гг.- на Западе- переход к постиндустриальному( информационному ) обществу.

Сравнение с СССР:

К началу 80хгг.- ручной труд-40% в промышленности, 60% в строительстве, 75% в с/х.

1985г.- США- 1,5 млн. ЭВМ, 17 млн. ПК.  СССР- 10тыс устаревших компьютеров.

В сер 70–х. гг.- в США принята поправка Джексона- Вени - запрет на ввоз

лучших образцов техники и технологий в нашу страну.

Военные расходы-40% госбюджета

Продукция ВПК-20% всей произведенной продукции

М.Горбачев « Из года в год военно-промышленный комплекс наращивал свою мощь. Этот молох пожирал все, …буквально из всех отраслей народного хозяйства оборонные расходы высасывали все соки».

Сер 70хгг.- в Западной Сибири обнаружены и начали использоваться крупнейшие месторождения нефти и газа, их экспорт дал стране 200 млрд. « нефтедолларов».

Количество зарегистрированных изобретений (1980г, тысячи)

СССР

США

Япония

Франция

82,6

80

50

10

Сделайте все возможные выводы о состоянии научно- технического прогресса в нашей стране.

Карточка 5.Социальная политика.

1.Результаты опроса, проведенного Центром изучения общественного мнения:

Кто из политических деятелей 20в. лучше всего заботился о народе:

Брежнев-48%, Сталин-7%,Хрущев-7%, Николай 2-4%, Ленин-3%, Горбачев-3%, Ельцин-1%.

 Вопрос: Как оценивается социальная политика Брежнева?

2.Ознакомьтесь с фактами.

Потребление продуктов в 3 раза меньше допустимых медицинских норм

Детская смертность- 50 место в мире (в начале 60гг – самая низкая)

Продолжительность жизни- 35 место

Фонд зарплаты в национальном доходе - СССР-30%, США- 64%, Западная Европа- 80%

Отдельные квартиры бесплатно от предприятий

Построено квартир-1960г-2мл.  1984г-2млн.

Телевизоры, холодильники, стиральные машины

Мебель, бытовая техника, легковые автомобили - по записи на годы вперед

Бесплатное образование и медицина

Самый низкий пенсионный возраст, стабильные пенсии

Рост зарплат и сбережений граждан на банковских вкладах

Дефицит товаров народного потребления, многочасовые очереди

3.Оцените состояние социальной сферы. Закончите предложение:

Оно улучшилось, так как…

Оно ухудшилось, так как…

Карточка 6.Итоги социально- экономического развития.

1.Основные экономические показатели

Прирост % ( пятилетки)

1966-70 -8я

1971-75 -9я

1976-1980-10я

1981-1985-11я

Национальный доход

7,2

5,1

3,8

3,1

Промышленность

8,5

7,4

4,4

3,7

Сельское хозяйство

3,9

2,5

1,7

1,1

Реальные доходы на душу населения

5,9

4,4

3,4

2,1

Производительность труда

6,8

4,5

3,3

3,1

Сделайте выводы о состоянии экономики к сер 80хгг?

2.Изменение структуры экспорта из СССР за 1960-1985гг

Доля машин и оборудования  -   1960г-20,7%   1985г-12,5%

Доля нефти и газа  -                      1960г-16,2%   1985г-55,4%

Какие выводы можно сделать на основании этих данных?

3.Прирост реальных доходов на душу населения: ( реальные доходы- количество товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату )

1966-70гг- 5,9%        1981-1085гг-2,1%

Что явилось своего рода палочкой –выручалочкой для тогдашней экономики?

3 этап. Закрепление. Рефлексия.

1.После обсуждения заданий в тетрадь записываются все выводы.

2.В группах учащиеся готовят ответ- мнение по поводу поставленной вначале урока проблемы:

«Брежневская экономика- экономика застоя, так как…»

«Брежневская экономика- экономика стабильности, так как…»

Предложите свой вариант вывода и аргументируйте его:

 Возможные варианты –

- Брежневскую экономику можно разделить на  периоды, которые отличались по своей сути и  результатам, так как…

- Застой и стабильность – это одно и тоже- топтание на месте, отсутствие развития, так как…

3.Формулирование информационного запроса на новую проблему- дальнейшая судьба советской экономики.

Используемые ресурсы:

1.История России 20 век. Дидактические материалы.М.,Дрофа, 2000г.

2.А.Данилов, Л КосулинаРабочая тетрадь по истории России 9 класс, М.,Просвещение2003г.

3. www.regions.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9кл "Экономика"развитого социализма"

План урока к учебнику "История России" Данилова , Косулиной по теме "Экономика "развитого социализма" в 9классе с презентацией по данной теме...

тест по теме: Экономика "развитого социализма".

Проверочная работа по теме Экономика "развитого социализиа"....

"Эпоха "развитого социализма"" схема конспекта урока истории, 9 класс

Схема конспекта урока "Эпоха "развитого социализма"" будет полезна аттестующимся учителям истории....

Презентация и конспект урока на тему: Культурная и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»

План урока:Финал «оттепели».Время новых героев. Зарождение общественных движений.Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство».Советское общество.Повседневная жизнь....

Кубань в середине 1960-х -в 1980-е годы. Достижения «развитого социализма» и просчеты «эпохи застоя».

Анализ экономического развития Краснодарского края показывает, что страна интенсивно развивалась - строились новые предприятия, осваивались новые земли....

урок истории в 9 классе "Экономика развитого социализма"

урок истории в 9 классе Экономика развитого социализма"...

Методическая разработка урока "Ускоренное развитие социализма. Индустриализация"

Методическая разработка урока в 9 классе предназначена для тех, кто работает по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Она позволяет уяснить причины, цели, источники индустриализации, рассмотреть ее ...