урок истории в 9 классе "Экономика развитого социализма"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Мещерякова Галина Алексеевна

урок истории в 9 классе Экономика развитого социализма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_razitogo_sotsializma.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема урока:     Экономика «развитого социализма»

    Цели урока:

-раскрыть главные  результаты  экономического развития СССР в 1965-1985гг;

- подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР;

-развивать  познавательный  интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов;

 -продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Основные даты: 

март 1965 г. — аграрная реформа

сентябрь 1965 г. — реформа в промышленности

1979 г. — реформа хозяйственного механизма.

Ход урока.

I. Организационный момент

- проверка готовности к уроку;

- постановка целей и задач урока.

II. Проверка знаний

                 Вопросы:

Почему период 1965-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры?

Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?

Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг?

С какими политическими решениями это было связано?

Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?

В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

III. Изучение нового материала

( работа с документами)

1.К сожалению, сегодня мы имеем несколько искаженное восприятие нашей истории, в том числе вехи Хрущева, Косыгина, Брежнева. Хотя все они работали на благо нашей страны, людей, строили по-настоящему социальное государство, развивая экономику так, что сегодня на ней базируется наша российская экономика.
У меня, как и у всех моих ровесников, было счастливое беззаботное детство. В первую очередь, наверное, потому, что все мы не только верили в светлое будущее, а знали, что еще немного, и оно вот-вот наступит.

2..«Меня возмущает, что время Брежнева называют «застоем». Какой застой, когда шло активное развитие и энергетики, и промышленности, и сельского хозяйства, и космической отрасли, и обороной сферы, и социальное направление укреплялось! Застой и стабильность – это разные вещи, а тогда, безусловно, мы жили в стабильности.

Хотя, надо признать, были отвлекающие моменты, на которые отвлекаться не стоило: это и партийные дела, и помощь всему мировому коммунистическому сообществу – с этим, конечно, был «перегруз». Да и жизнь наша за «шлагбаумом» - невозможность ездить по миру – тоже не украшала тогдашний строй. Но в целом всем жилось спокойно за себя, за своих детей, за страну. ( Н Пожитков) 2. Эпоху Брежнева я бы разделил на две части, которые резко отличаются друг от друга: первые 10-11 лет его пребывания у власти и последние 7-8 лет.
Первая «десятилетка» была для страны, для людей очень хорошей. В стране была стабильность, порядок, в отличии, скажем, от времени Хрущева, который, будучи сам человеком неорганизованным (одно дело начинал, недоделывал, бросал и принимался за другое), эту неорганизованность внес и в руководство страной. Так вот, на первом брежневском этапе страна рванула вперед и в науке, и в космосе, и в оборонном комплексе. На международном уровне мы завоевали авторитет снятием международной напряженности, и в экономике – тогда, в условиях плановой экономики, Косыгин предложил сильную экономическую реформу, и я, в то время работавший на «Уралмаше», сразу почувствовал, как повеяло свободой для системы производства.
Так что это были годы созидания, а отнюдь не застоя, как сегодня любят характеризовать тот период. Кстати, термин «застой» появился во времена Горбачева – ведь, как у нас водится, последующая власть обязательно должна давать отрицательную оценку своей предшественнице. Думаю, что-то желание созидать, творить и нужно перенести в настоящее. Дай бог, чтобы сегодня наша страна испытывала что-то подобное!
Но вот пришли 75-76-ой годы, когда Брежнев заболел. Лично я с ним знаком не был – лишь однажды мы перемолвились, но доподлинно знаю, что он, как заболел, начал просить Политбюро отпустить его на покой, освободить от должности генсека. Но члены Политбюро были категорически против этого, так как  они имели солидный возраст и понимали, что с появлением нового генерального секретаря им вряд ли удастся сохранить свои посты. «Уломать» Брежнева им удалось. Уверен, если бы Брежнев ушел в 1975-76 году, как только заболел, в умах граждан, в истории страны он остался бы одним их крупнейших руководителей, нацеленных на созидание, при котором страна испытала настоящий подъем. ( Н.Рыжков)

4.Однозначно не ответишь на вопрос о том, как следует характеризовать эпоху Брежнева. Но с уверенностью можно сказать, что 90% советских граждан были тогда счастливыми людьми. Сегодня же примерное такое же количество людей, напротив, счастливыми  людьми себя не считают, они не уверены в своем будущем.
Из той эпохи в наши дни взять можно очень многое. Прежде всего, системы здравоохранения, образования, социальной защиты. Чего стоила хотя бы система жилищного строительства, которая обеспечивала людям доступное жилье. Естественно, к достижениям брежневской эпохи относится и развитие космической индустрии, авиации, машиностроения, сельского хозяйства. В 1973-м году по оценкам специалистов ВОЗ советское здравоохранение было признано самым эффективным в мире. А каждое четвертое научное открытие в мире совершалось в Советском Союзе.
Экономика страны в те годы не была зависима только от нефти и углеводородов. Нам удавалось полностью обеспечивать продовольственную безопасность государства.
Конечно, при Брежневе существовал определенный застой в развитии экономической теории и политической мысли. ( О.Куликов)

.Аграрная реформа

« При Брежневе сельское хозяйство стало тяжким бременем для всей экономики»

( А.Нодье)- подтвердить или опровергнуть.

Аграрная реформа 1965г.

1 .20 % всех инвестиций – с/х.

2. увеличение закупочных цен на  сельскохозяйственную продукцию -1965г.- на 20%, в 1970г-на 25%

3. 50% надбавка к цене за сверхплановую продукцию

4. по выпуску тракторов и комбайнов – СССР- 1е место в мире

5 .колхозники перестали быть гражданами 2 сорта - им вернули приусадебные участки, увеличили оплату труда и пенсии

Итоги аграрной реформы

1.  закупка зерна за границей: 1962г-12 млн. тонн, 1974г- 40 млн. тонн

2. 1964-1988г.- освоенная пашня сократилась на 22 млн. га.

3. Прирост с/х. продукции: 1966-1970г-21%;  1971-1975г-13%

4. потери урожая при уборке и перевозке-20-40%

5. 1982г.- принята Продовольственная программа.

6. К началу 80хгг.- карточки на продукты во многих городах

Реформы в промышленности : замыслы и результаты  

 Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопросы:

Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР:

 «В целях повышения эффективности общественного производства, увеличения темпов роста национального дохода и дальнейшего подъема благосостояния народа руководство считает необходимым изменить методы планового руководства промышленностью в следующем направлении:

-обеспечить централизованного государственного планирования с широкой хозяйственной инициативой предприятий….

-…расширение хозяйственной самостоятельности предприятий должны осуществляться на основе   проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита и оплаты труда…»

Сущность реформы - изменение условий планирования (больше самостоятельности предприятиям)  и усиление экономического стимулирования.

Меры- 

1.сокращено число плановых показателей

2.предприятия оценивались по объему реализованной (а не произведенной) продукции и по ее качеству,

3.часть прибыли оставалась на предприятии

4.предприятия могли строить свою работу на основе хозрасчета- самоокупаемости, самоуправления, самофинансирования

Вопросы:

1.Почему возникла необходимость реформы?

2.К чему сводилось ее основное содержание?

3. Можно ли говорить о непоследовательности и половинчатости реформы?

Итоги:

-8 пятилетка-1966-1970гг.- единственная выполненная пятилетка,

- построено 1900 предприятий,

-национальный доход вырос на 45%,

- производство промышленной продукции выросло на 50%

-происходившее три предыдущих пятилетки снижение темпов экономического роста было приостановлено.

Чем можно объяснить подобные результаты?

.Научно- технический прогресс.

Нач.70х гг.- на Западе- переход к постиндустриальному( информационному ) обществу.

Сравнение с СССР:

К началу 80хгг.- ручной труд-40% в промышленности, 60% в строительстве, 75% в с/х.

1985г.- США- 1,5 млн. ЭВМ, 17 млн. ПК.  СССР- 10тыс устаревших компьютеров.

В сер 70–х. гг.- в США принята поправка Джексона- Вени - запрет на ввоз

лучших образцов техники и технологий в нашу страну.

Военные расходы-40% госбюджета

Продукция ВПК-20% всей произведенной продукции

Количество зарегистрированных изобретений (1980г, тысячи)

СССР

США

Япония

Франция

82,6

80

50

10

Сделайте все возможные выводы о состоянии научно- технического прогресса в нашей стране.

Социальная политика.

1.Результаты опроса, проведенного Центром изучения общественного мнения:

Кто из политических деятелей 20в. лучше всего заботился о народе:

Брежнев-48%, Сталин-7%,Хрущев-7%, Николай 2-4%, Ленин-3%, Горбачев-3%, Ельцин-1%.

 Вопрос: Как оценивается социальная политика Брежнева?

Итоги социально- экономического развития.

1.Основные экономические показатели

Прирост % ( пятилетки)

1966-70 -8я

1971-75 -9я

1976-1980-10я

1981-1985-11я

Национальный доход

7,2

5,1

3,8

3,1

Промышленность

8,5

7,4

4,4

3,7

Сельское хозяйство

3,9

2,5

1,7

1,1

Реальные доходы на душу населения

5,9

4,4

3,4

2,1

Производительность труда

6,8

4,5

3,3

3,1

Сделайте выводы о состоянии экономики к сер 80хгг?

2.Изменение структуры экспорта из СССР за 1960-1985гг

Доля машин и оборудования  -   1960г-20,7%   1985г-12,5%

Доля нефти и газа  -                      1960г-16,2%   1985г-55,4%

Какие выводы можно сделать на основании этих данных?

3.Прирост реальных доходов на душу населения: ( реальные доходы- количество товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату )

1966-70гг- 5,9%        1981-1085гг-2,1%

Что явилось своего рода палочкой –выручалочкой для тогдашней экономики?

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9кл "Экономика"развитого социализма"

План урока к учебнику "История России" Данилова , Косулиной по теме "Экономика "развитого социализма" в 9классе с презентацией по данной теме...

Презентация у уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III".

Презентация к уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"....

ГРУППОВАЯ РАБОТА НА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ

публикация на тему"Групповая работа на проблемно-далогическом уроке истории как средство азвития коммуникативных универсальных учебных действий школьников"...

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории как средство развития личности интегрированной в современном обществе.

Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности  учеников во всех ее структурных компонентах – от постановки про...

Масстер - класс «Работа с анимированной картой на уроках истории как средство развития компетенций учащихся».

Масстер - класс «Работа с анимированной картой на уроках истории как средство развития компетенций учащихся»....