Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса
рабочая программа по истории по теме

Программа составлена к учебнику  Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторов

издательства "Бэлиг". Программа содержит  актуальность, цели, задачи, специфику изучения 

  истории Бурятии. Также в программе есть раздел "содержание программы"

и " учебно-тематическое планирование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_istoriya_buryatii.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по истории Бурятии

для  10  класса

Составила учитель истории,

обществознания 1 категории  

Губенина  Тамара Яковлевна

Пояснительная записка.

Данная программа разработана  на основе:

1) Бардымова Э.А.  Программы учебного курса «История Бурятии с древнейших времен до наших дней».  Бурятский институт повышения квалификации работников образования, Улан-Удэ, 1998 год;

2) Цыбиктаров А.Д., Дашибалов Б.Б., Номогоева В.В. и др.  История Бурятии.  Бурятия с древнейших времен до начала 20 века. Часть 1.  Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2009 года;  

3)  Учебный  план МБОУ Буйской СОШ на 2013 -2014 учебный год.

4) Стандарты среднего (полного) общего образования по истории. Министерство науки и образования, 2004 год. Сайт Интернета: jandeks.ru.

Актуальность. История Бурятии является одним из наиболее важных предметов общеобразовательного учреждения. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

История Бурятии предполагает изучение истории нашего края с древнейших времен до сегодняшнего времени, предполагает изучение культуры бурятского народа, его обычаев, обрядов,  традиций,  религии, памятников  архитектуры, живописи, литературы.  Многофакторный подход к истории позволяет показать учащимся всю сложность и многомерность истории нашего края. Знание истории своего родного края – основа,  на которой осуществляется рост  духовной культуры не только подрастающего поколения,  но всего общества.  История Бурятии направлена  на развитие у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитывает у них гражданские качества, формирует культуру, способствует повышению уровня образованности.

Изучение данного курса истории Бурятии направлено на достижение  следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций,  нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Бурятии  в отечественной истории;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления

- способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи программы:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.

2.Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.

4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

6. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

Специфика изучения предмета.

Программа рассчитана на 34 часа, изучается в течение года, 1 час в неделю.

Типы уроков: урок изучения нового материала ( 29 час),  а  также  уроки повторения и закрепления изученного материала – контрольная  работа ( 5 уроков).  Контрольные работы проводятся  по вопросам, расположенным в учебнике после каждой главы. Освоение курса предусматривает взаимосвязь коллективной (аудиторной) и  самостоятельной  (внеаудиторной)  работы учащихся.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории Бурятии способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории Бурятии приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять  способы решения учебной задачи на основе алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно – коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания. Проводить информационно – смысловой анализ текста. Использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории Бурятии учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять "иными словами"), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут быть использованы различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Содержание программы.

Раздел 1. Бурятия в древности и в период средневековья (11ч.). Введение. Основы археологической периодизации. Особенности геополитического положения Бурятии.

 Древний период. Присваивающие и производящие типы хозяйств. Палеолит, мезолит, неолит. Бронзовый век.  Природа, орудия труда, жилища, хозяйство, искусство, верования.

Хунну. Сяньби. Жужане. Тюрки. Археологические памятники. Монголы, государство монголов. Письменные источники о бурятах. Расселение,  хозяйство, родовая знать, духовная культура, религия  бурят. Родовые и семейные традиции и обычаи.

Раздел 2. Бурятия в 17-18 веке(7 ч.). Присоединение Сибири к России. Освоение Прибайкалья и Забайкалья, переселение старообрядцев ( семейских) в Бурятию. Развитие с\х, промышленности, торговли. Изменения в жизни, хозяйстве бурят. Организация управления. Шаманизм. Традиционная культура бурят. Буддизм, дацаны.

Раздел 3. Бурятия в 19 веке. (6 ч.) Административные реформы, реформа М. Сперанского. Декабристы  в Бурятии. Развитие хозяйства, рост городов, роль Кяхты в развитии Бурятии. Общественно-политическое, культурное  развитие. Транссибирская ж\дорога.  Деловые люди Бурятии. Реформы управления.

Раздел 4. Бурятия в начале  20 веке. ( 7ч. )Административная и земельная реформы. Социально-экономическое развитие края. Бурятия в период революции 1905 -1907 годов. Изменения в быте, материальной культуре. Становление системы образования ( бурятские, приходские, дацанские школы). Болдонов, Доржиев, Давыдов, Банзаров. Кяхтинский музей. Распространение  периодической печати. Шаманизм. Традиционная культура бурят. Буддизм, дацаны.

Раздел5. Бурятия в период Первой мировой войны.(3ч.). Бурятия в период Первой мировой войны. Национальное движение бурятского  народа. Ринчино Э-Д., Богданов М.Н., Жамцарано Ц. Февральская буржуазно- демократическая   революция в Бурятии.  

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории Бурятии  на базовом уровне ученик будет  знать\понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории Бурятии;

-периодизацию истории Бурятии;

- современные версии, трактовки важнейших проблем истории Бурятии;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути Бурятии, ее роль в отечественной истории;

Уметь:

-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах ( текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные  и временные  рамки  исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

-  представлять результаты изучения исторического материала в формах  конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих, с исторически возникшими нормами социального поведения;

- осознания себя как представителя сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина Бурятии и России.

Учебно-тематическое планирование

№ урока

Раздел, тема урока

Виды учебной деятельности

Материал урока

Формы контроля

Раздел 1. Бурятия в эпоху камня, бронзы, раннего железа

1-2

Бурятия в эпоху  палеолита и  мезолита.

Бурятия в эпоху неолита.  

 Работа с учебником;         выявлять  ( на основе учебника)  хронологические рамки эпох;

характеризовать виды хозяйственной деятельности, общественный строй  в эпоху палеолита, мезолита, неолита;  

Глава 1, § 1,

2,3

3-4

Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа

Работа с учебником;

выявлять  ( на основе учебника)  хронологические рамки эпох;

характеризовать виды хозяйственной деятельности, общественный строй, культуру   в данные эпохи;

Глава 1,

§  4

5

Бурятия в хуннское время

Работа в группах. Рассказывать о государстве хунну по плану: географическое положение, система управления, экономика, культура, быт и верования, внешняя политика;

Глава 1,

§  5

6

Закрепление изученного материала по главе «Бурятия в эпоху камня, бронзы, раннего железа»

Систематизировать материал по изученной главе;

контрольная работа  № 1 по  контрольным  вопросам и заданиям  учебника на стр. 45

Раздел 2. Бурятия в эпоху средневековья

7-8

 Ранние государства Центральной Азии и население Бурятии в эпоху раннего средневековья

Работа с учебником;

выявлять  ( на основе учебника)  хронологические рамки ранних государств ; характеризовать географическое положение, хозяйственную  деятельность, социальную жизнь, археологические памятники   ранних государств Центральной Азии;

Глава 2,

§  1

9

Бурятия (Баргуджин-Токум)  в Монгольской империи

Показывать на карте границы Баргуджин-Токума; рассказывать об  империи Киданей ( система управления, экономика и культура, быт и верования, внешняя политика);  объяснять,  какой след кидани оставили в истории нашего края;

Глава 2,  §2

10

Культура средневекового населения Бурятии

Показывать на карте места расселений курыкан; характеризовать жизнь курыкан по плану: хозяйственная деятельность, культура и религия курыкан;

Готовить сообщения на тему «Шаманизм – религия средневековой Бурятии», « Быт, традиции и обычаи средневековой Бурятии»;

Глава 2,  

§ 3

11

Этногенез и культурогенез бурят

Работа с учебником;         характеризовать этнические процессы в Бурятии;

Глава 2,  

§ 4

12

Закрепление изученного материала  по главе   «Бурятия в эпоху средневековья»

Систематизировать материал по изученной главе;

контрольная работа № 2 по  контрольным  вопросам и заданиям  учебника на стр. 73

Раздел 3. Бурятия в 17-18 веке

13

Присоединение Бурятии к России

Характеризовать  основные этапы присоединения Прибайкалья и Забайкалья к Бурятии; причины  и методы присоединения Бурятии к России;  показывать на карте первые остроги - места освоения  и присоединения Бурятии; составление таблицы

 ( учебник  стр. 81 ); заполнение контурной карты

Глава 3,

 § 1

14

Управление краем. Общественный строй. Охрана границ.

Составлять схему управления краем;  схему управления  у бурят; характеризовать общественный строй; раскрывать значение понятий: ясак, «кормовые бараны»,  тайша, зайсан, холбон, хотон, степные конторы, албанные сугланы;

Глава 3, §2; стр.85 вопрос №4

15-16

Хозяйственное освоение края

Характеризовать хозяйственное освоение Бурятии русскими крестьянами («семейские»); сравнивать развитие земледелия и скотоводства в Забайкалье и Прибайкалье; рассказывать как происходило установление и укрепление хозяйственных, бытовых, культурных связей русских и бурят;  приготовить сообщения по темам «Кяхта – важнейший центр внешней торговли России»; «Быт, традиции и обычаи семейских»;

Глава 3, §3

17-18

Культура. Формирование религиозных конфессий.

Просвещение.

Характеризовать культуру бурят ( устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство); рассказывать о шаманизме, буддизме, православии  в Бурятии; характеризовать первые школы в Бурятии;

подготовка презентаций на темы: «Устное народное творчество бурятского народа», «Декоративно-прикладное искусство бурятского народа»;  пересказ бурятской народной сказки; сообщения на темы:

« Буддизм в Бурятии»,  «Православие в Бурятии»; заполнение таблицы  (учебник стр. 100)

Глава 3, § 4

19

Закрепление изученного материала по главе «Бурятия в 17-18 веке»

Систематизировать материал по изученной главе;

контрольная работа  № 3 по  контрольным  вопросам и заданиям  учебника на стр. 101

Раздел 4. Бурятия в 19 веке.

20

Управление Бурятией. Реформа М.М.Сперанского.

Характеризовать причины,  итоги  и значение реформы Сперанского М.М.; составлять схему управления краем и  схему управления  у бурят после реформы;

Глава 4,  

     § 1

 

21

Развитие сельского хозяйства.

Работа в группах.  Характеризовать хозяйственную деятельность в Бурятии в 19 веке по плану:  скотоводство, земледелие, промыслы, зарождение капиталистических отношений;

Глава 4, § 2

22

Развитие промышленности и торговли

Характеризовать отрасли промышленности, внутреннюю и внешнюю торговлю 2 половины 19 века; показывать на карте основные районы золотодобычи; рассказывать о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали;

Глава 4,

     §  3

23

Политическая ссылка. Общественное движение.

Представлять характеристики известных декабристов, сосланных в Бурятию; характеризовать общественное течение «сибирское областничество»;

Глава 4, § 4

24

Религия, образование, наука, культура, здравоохранение.

Характеризовать религии Бурятии ( шаманизм, православие, буддизм), образование, науку, культуру, здравоохранение  2 половины 19 века;

Глава 4, § 5

25

Закрепление изученного материала по главе  «Бурятия в 19 веке»

Систематизировать материал по изученной главе;

Контрольная работа № 4 по  контрольным  вопросам и заданиям учебника  на стр. 132

Раздел 5. Бурятия в начале 20 века.

26

Административная и земельные реформы конца 19- начала 20 века.

Рассказывать об особенностях переселенческой политики Российского государства; объяснять, каким образом проведение аграрной реформы повлекло за собой необходимость изменения общественного и административного устройства сибирского крестьянства;  определять последствия административной реформы;

Глава 5, § 1

27

Социально-экономическое развитие края

Характеризовать значение Сибирской железнодорожной магистрали для экономического и социального развития Сибири и нашего края в начале 20 века;

Глава 5, § 2

28

Бурятия в период революции 1905-1907 года

Объяснять причины участия трудящихся края в первой русской революции;

Называть:  основные очаги революционного движения; какие требования были выдвинуты; кто был основной движущей силой революционного движения в нашем крае; излагать основные итоги и последствия революционных событий в нашем крае;

Глава 5, § 3

29

Национальное движение и развитие общественно-политической мысли бурят в начале 20 века

Характеризовать бурятское национальное движение;  называть лидеров бурятского национального движения; составить таблицу  учебник стр.146 « Съезды в Бурятии  в период революции 1905 -1907 года»;

Глава 5, § 4

30

Аграрное движение

Рассказывать о землеустроительной политике в нашем крае;  объяснять,  почему действия властей при создании колонизационного фонда вызвали протест со стороны крестьян Забайкалья; сравнивать,   что было общего  и отличительного в крестьянском движении в нашем крае, в Сибири, в центральной части России;

Глава 5, §5

31

Развитие образования, культуры, здравоохранения в начале 20 века

Работа с учебником;   характеризовать художественную литературу, театр, периодическую печать, здравоохранение, религии Бурятии  в начале 20 века;    Составление таблицы ( учебник стр. 152)    

Глава 5, §6

32

Закрепление изученного материала по главе Бурятия в начале 20 века»

Систематизировать материал по изученной главе;

Контрольная работа № 5 по  контрольным  вопросам и заданиям учебника  на стр. 153

Раздел 6. Бурятия в период Первой мировой войны и падение самодержавия

33

Бурятия в годы  Первой мировой войны

Характеризовать участие России и этнической Бурятии в Первой мировой войне; Составление синхронистической таблицы

( учебник стр. 158)

Глава 6, §1

34

Бурятия в период Февральской буржуазно-демократической революции

Называть причины февральской революции; характеризовать  деятельность партий, движений Забайкалья периода февральской революции;

Глава 6, § 2