Урок Мужества, посвященный 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана.
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Фроленкова Марина Михайловна

Разработка представлена в номинации: Методика организации и проведения  «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Это сценарий мероприятия, приуроченного к 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Рассчитано на детей 14-16 лет (8-10 классов).Одна из главных  задач мероприятия - это ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. 

Мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, воспитывает патриотизм, любовь к Родине.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Мужества34.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                      МБОУ Кузьмичская СОШ

                          Ершичского района Смоленской области

Сценарий

открытого внеклассного мероприятия для 7-10-х классов,

посвященного 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана

«Мой долг – моя Родина»

                                                                           Мероприятие разработала:

                                                                           учитель истории и обществознания

                                                                           1 квалификационная категория

                                                                            Фроленкова Марина Михайловна

Дата проведения: 15.02. 2014

      Место проведения: МБОУ Кузьмичская СОШ

                             Пояснительная записка

Разработка представлена в номинации: Методика организации и проведения  «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Это сценарий мероприятия, приуроченного к 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Рассчитано на детей 14-16 лет (8-10 классов).Одна из главных  задач мероприятия - это ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Все дальше в историю уходят события, связанные с Афганской войной, той братской помощью, которую наша страна, ее армия и правоохранительные органы оказали народу и правительству Афганистана в проведении демократических реформ.  В целом все советские военнослужащие, а также обслуживающий их гражданский персонал в какую бы страну ни направляла их Родина с честью и достоинством, очень часто в непривычных для себя физико-географических и природно-климатических условиях, с риском для жизни выполняли задания руководства страны и военного командования. Многие из них удостоились за это государственных наград. Вместе с тем имена и подвиги многих воинов-интернационалистов, прошедших «горячие точки» под предлогом чаще всего надуманной конспирации незаслуженно преданы забвению, и восстановить их сегодня хотя и сложно, но необходимо.

Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению,воспитывает патриотизм, любовь к Родине.

Внеклассное мероприятие предполагает достигнуть следующих результатов:

  1. Приобретение знаний об исторических событиях Афганской войны. Знакомство с воинами-интернационалистами Михайловского района.
  2. Решение проблемы преемственности поколений.
  3. Повышение статуса нравственно-патриотического воспитания.

Данное мероприятие можно использовать на уроках истории, а также при проведении классных часов для учащихся 7- 11 классов.

 Цель мероприятия:

  • способствовать формированию знаний об истории локальных конфликтов, в частности Афганской войне, о роли ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, гражданской позиции;
  • воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважения к старшему поколению, развитию кругозора, ответственности за будущее.

Задачи:

  1. Знакомить воспитанников с событиями истории войны в Афганистане, с воинами-интернационалистами Михайловского района.
  2. Осветить неизвестные факты, связанные с Афганской войной.
  3. Развивать чувства патриотизма, любви, интереса к истории и наследию своего Отечества и родного края.
  4. Воспитывать уважение к участникам военных боевых действий, к воинской чести и долгу.

Оборудование:

мультимедийныйпроектор (DVD приставка + телевизор), экран, звуковоспроизводящая аппаратура.

                     Ход мероприятия:

1 ведущий:

«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше.…Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». (А. Н. Толстой)

2 ведущий:

 О патриотизме написано и сказано, пропето и нарисовано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. У нашей Родины есть богатое историческое прошлое. Историю надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять ошибок.

  Учитель: 

15 февраля исполняется 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана.Для воинов – интернационалистов это особый день – день памяти. Живым и павшим посвящается наш урок мужества «Мой долг – моя Родина»».

«Афганская война- растерзанные души...
Твоих речей не могут слышать уши!...
Ты настоящее чистилище
И бесов гнуснейших вместилище.
Ты щупальцами обнимала
Солдат невинных в той войне.
Ты на куски их разрывала!...
Садиста хуже ты втройне!...

Клубился дым в чудовищном бою-
Солдат терял там жизнь свою...
А кто минуя ад домой добрался-
С глубокой раной в сердце жить остался…»

                     

3 ведущий:

 Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Воины на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен.

Ушла в историю и Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.

Чтец:

Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем не строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески,
И сапогами скалы будем мерить…

Демонстрируется документальный фильм «Ввод войск»

Учитель:

Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг”.

Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет.

Чтец:

                                                        «Дворец».

                     Материнский охрипший беззвучный вой.

                     Залп прощальный и красный шёлк.

                     Этот мальчик погиб, выполняя свой

                     Интернациональный долг!

                     Что он думал, в атаку ту поднявшись,

                     Перед тем, как упал и умолк?

                     Тьме отдать непочатую в общем – то жизнь –

                     Интернациональный долг!

                     Мы не раз вызволяли народы из тьмы,

                     За полком посылая полк

                     Пол – Европы засеять своими костьми –

                     Интернациональный долг!

                              О страдания чаша! А сколько чаш

                              Мы испили? Мы понимаем в этом толк

                              Наверное, это наш

                              Интернациональный долг…

        Ю. Поляков

4 ведущий:

Афганистан… Слово это болью и горечью отзывается в сердцах миллионов людей. Название этой далёкой, чужой нам страны порой звучит как стон, как молитва, как проклятие…

   Проходят годы. Многое со временем забывается. Но живы в памяти матерей их мальчики, их сыновья, вернувшиеся в цинковых гробах, но болят ещё у ветеранов их раны, болят их души…

                                    Чтец:

                        Афганистан живёт в моей душе.

                        Мне слышатся бессонными ночами

                        Стихи Лоика в гневе и печали

И выстрелы на дальнем рубеже

Где завершится наш последний бой,

Последний враг ничком на землю ляжет

И чья – то мать слова простые скажет

И те слова услышим мы с тобой.

Афганистан болит в моей душе.

И все, кого я встретил и не встретил

Пусть долго будут жить на этом свете

Как тишина на дальнем рубеже.

                                            А. Дементьев

Демонстрируется видеоролик « Зажгите свечи»

1 ведущий:

   Афганистан… Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана, частью его земли, которая так и не смогла впитать всей пролитой на ней крови. А Афганистан стал частью каждого, воевавшего там.

   Афганистан… Как много споров сейчас о том, нужна ли была эта война, споров, так больно ранящих сердца воинов – афганцев. И пусть спорят историки, политики, журналисты, но война была. И подвиги наших ребят не вычеркнуть из истории, из нашей памяти…

                              Чтец:

                        За спиною и горы, и горе

                        За спиною военный Афган.

                        И строкой автоматною вторит

Эхо долгое, прячась в туман.

За спиною погибшие души

И пропавшие души ребят

И мы с болью ещё будем слушать

Эхо долгое, глядя назад.

        А. Рудович.

Демонстрируется видеоролик « Слезы и боль России» (Приложение 3)

Воспоминания участников тех событий (музыка клипа и слова учителя)

1 солдат: “Афганистан мне показался раем. Реки сказочно-голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков, снизу гор. Увидел, как растут апельсины. Блеск исчезнувшей в песках змеи. Рыбий плеск. Никакой войны…”

1 солдат: Из дневника Пахомова Юрия Викторовича

“Вчера убили Кольку… Глупо… я не могу перенести этой тяжелой утраты. Жизнь лжива, паскудна и жестока. Где ты получишь пулю, где? Если бы знать, почему она ищет нашей смерти, почему?

Ему было 20. Что он видел? Ничего, кроме того, как убивать. Война – страшное слово. … Человек рожден не для того, чтобы умирать, а для нормальной человеческой жизни. Болит душа человеческая, душа, которая, я думаю, у любого из нас имеется”.

Мы перед Родиной чисты. Я честно выполнял свой солдатский долг. Слышал, читал: сейчас эту войну называют “грязной”. А как быть с такими чувствами, как чувство Родины, долга. Мы перед Родиной чисты.

Называют нас оккупантами. Что мы там захватили?

Что оттуда вывезли? “Груз двести” - гробы с нашими товарищами”. Что приобрели? Болезни: от гепатита до холеры, ранения, контузии, инвалидности? Мне не в чем каяться. Я помогал братскому афганскому народу. Убежден.

Я вернулся. Я рад, что мы возвратились. Возвратились не только на родную, такую теперь дорогую землю, но и к нормальным человеческим понятиям, к вновь постигнутым человеческим ценностям.

                               Чтец:

Афганистан… Далёкая страна.

И все ж до боли близкая она.

В её земле парней наших немало,

В войне афганской тысячи их пало.

В Афгане парни крепли, возмужали,

И цену братству все они узнали.

Им без поддержки было не прожить –

И научились мальчики дружить.

Героями мальчишки наши стали,

И часто сами этого не знали.

В Афганистане воевали десять лет.

И горечь поражений, вкус побед

Ребята узнавали в той войне.

Их мамы испытали всё вдвойне.

Как ждали они милых сыновей!

Вернулись бы живыми поскорей.

И ждали девушки своих ребят,

Считали дни, когда придёт солдат.

А парни не играли там в войну.

Кто ранен, кто убит, а кто в плену.

Домой писали - служба не трудна.

А дома и не знали, что война.

И думали, что учат воевать,

Ведь запрещали правду раскрывать.

…Их привозили в цинковом гробу.

Не заменить сыночка никому!

Ничем такому горю не помочь,

И мама будет плакать день и ночь.

Демонстрируется видеоролик « Афган»

2 ведущий:

Некоторые заявляют, что наши солдаты были оккупантами. Но они не знают, что наши воины под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в Самархане и Шибаргане, спасали лицеисток в Кандагаре и Балхе от надругательства душманов.


3 ведущий:
Наши войска на простреленных Ми-8, на опаленных КамАЗах везли в кишлаки хлеб и сгущенку, книги и тетради, керосин и мыло обездоленным и голодным.
Жители Кабула навсегда запомнили, как прорвавшиеся из Пакистана террористы обстреляли город из артиллерии и минометов, как убивали мирных людей, грабили и рушили все что могли. И лишь советские воины пришли на помощь.

4 ведущий: Те, кто проходил солдатскую  службу  в  Афганистане,  знают  о  жизни,  о  мире  больше,  чем  их  сверстники.  Они  знают  настоящую  цену  жизни.  Они  знают  и  страшную  боль,  которую  им  по  молодости  лет  не  положено  было  знать  --  боль  потери  друзей.

 И в нашем селе есть те, кто отдавал свой долг Родине в Афганистане. Четверо  кузьмичан служили в Афганистане. Это - наши земляки

Выступление учащегося 9 класса: презентация исследовательского проекта  «Жизнь, опаленная Афганскою войной»  о воинах-земляках

4 ведущий:

14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступившим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев.

1 ведущий:

15 февраля – из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий Ограниченным контингентом генерал-лейтенант Б. В. Громов, который, как утверждается, последним перешел пограничную реку Аму-Дарья (г. Термез).Последним в 10-30 мост через Аму-Дарью, разделявшую Афганистан и СССР, перешел командующий 40-й армией генерал Борис Громов.

2 ведущий:

Еще воюя в Афганистане, Борис Громов пообещал, что когда окажется на нашей стороне, повернется в сторону Афгана и скажет все. 15 февраля Громов так и сделал. По его свидетельству сказанные им слова на бумагу не ложатся. В микрофон же Громов произнес: «Всем солдатам и офицерам, которые прошли этот ад надо ставить памятники. За моей спиной не осталось ни одного военнослужащего сороковой армии».

3 ведущий:

Вывод спецподразделений был осуществлен в форме проведения семи крупномасштабных и скоротечных десантно-войсковых операций на участках пограничных отрядов на фронте общей протяженностью более двух тысяч километров. Во время вывода войск пограничники обеспечили в своей зоне ответственности вывод частей и соединений 40-й армии без потерь и сами не потеряли ни одного человека.

Чтец:

За спиною и горы, и горе,
За спиною военный Афган.
И строкой автоматною вторит
Эхо долгое, прячась в туман.

За спиною погибшие души
и пропавшие души ребят.
И мы с болью еще будем слушать
Эхо долгое, глядя назад.

Впереди ждут нас радость и слезы,
и немые вопросы страны.
И заменит нам сонные грезы
Эхо долгой афганской войны.

5.Видеоролик «Мы уходим»(видео с нашим земляком)

Учитель:    

Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество. Подтверждение тому – тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан. 


«Живым не возьмешь», - прошептали губы.
Кольцо гранаты – в бессмертье дверцы.
И взрыв прогремел, как победные трубы,
Сразив врага разорвавшимся сердцем.
Скажи мне, где корни прозрения к смерти?
И где истоки высокого долга?
Они – в отцах, что шагнули в бессмертье, 
Они – в той войне, где Москва и Волга

1 ведущий:

Память о своих героях народ испокон веков хранил в песнях, сказаниях, легендах. Летопись ратных будней воины - интернационалисты вели в своих песнях, стихах  и хочется, чтобы эта летопись не была забыта.


Звучит песня в исполнении учащегося 10 класс «Война»

  2 ведущий:
Прошло уже 25 лет с того времени, когда закончилась война в Афганистане. И, оглядываясь назад, мы понимаем, что все же она не стала общей бедой народа, опалив лишь тех, кто в ней участвовал, их родных и близких. Для большинства она осталась далекой, чужой, к тому же «неизвестной», а стараниями журналистов - неправедной войной. А солдаты, честно выполнившие свой воинский долг «там, за речкой», в родной стране были встречены равнодушными словами чиновников всех мастей: «Я вас туда не посылал…».

3 ведущий:

Но очень хочется верить, что еще придет время, когда люди поймут:  афганская война - это часть нашей истории. И, чтобы о ней не говорили, она останется в истории навсегда.  

Да, наши «афганцы» стали солдатами чужой войны. Но это не повод, чтобы оболгать и забыть то, что тогда происходило. Ведь   прошлое от нас никуда не уходит, оно навсегда с нами.

Чтец:

Афганистан болит в душе ребят,

Вернувшихся с далекого похода.

Друзья на них погибшие глядят

Извосемьдесят памятного года.

Болит в сердцах он тысяч матерей.

Упавшая слеза на камне стынет.

На необъятной Родине моей

Ждут сыновей погибших на чужбине.

И ждать их не устанут никогда,

В неведомые вглядываясь, дали,

Дома, поселки, села, города

Которые на службу провожали.

Афганистан в истории страны

Тяжелая, кровавая страница

Солдатам, возвратившимся с войны

И матерям погибших будет сниться.

Учитель:

        Участие  российских  солдат  в  войнах  и  вооруженных  конфликтах – это  воинский  долг  и  это  не  обсуждается.

        Несмотря  на  переоценку  военных  событий,  подвиг  советских  солдат  остается  достойным.Пройдут годы. И  Уже новая Россия будет посылать своих сыновей в Таджикистан и Чечню. И снова всех будут мучить сомнения: «нужно» или «не нужно», «виновен» - «не виновен».

А те, кто погиб, погиб за нас, за Отечество

           Помяни  нас, Россия, в  декабрьскую стужу,

        Перед  тем  как  сойдешься  за  праздничный  стол.

        Вспомни  тех,  кто  присяги  тебе  не  нарушил,

        Кто  берег  тебя  вечно  и  в  вечность  ушел.

        Помяни  нас,  засыпанных  пеплом  и  пылью,

        Пулеметами  врезанных  в  скальную  твердь.

        Запиши  нас  в  историю  горестной  былью

        И  рубцом  материнское  сердце  отметь.

        

        Помяни  нас, Россия,  и  злых  и  усталых,

        Одуревших  от  зноя,  без  сна,  без  воды.

        Отмеряющих  жизнь  от  привала  к  привалу,

        От  звезды  до  звезды, от беды  до беды.

        Помяни  нас, Россия,  в  извечной  печали,

        Златорусую   косу  свою  расплетя.

        Мы  оставшимся  помнить  и  жить  завещали,

        Жить, как  прожили  мы,-  для  тебя!

Пусть десять или двадцать лет пройдет,
И время врачевать умеет раны,
Давайте помнить тех, кто не придет,
Нельзя нам забывать Афганистана

6Демонстрируется документальный фильм « Виват» о событиях Афганской войны