Разработка урока "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" 5 класс ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Пугачева Инна Юрьевна

 

  1. Сформировать представление о греческой колонизации и её культурном влиянии на Северное Причерноморье. Развивать умения анализировать ситуацию ,выявлять причины и последствия переселения греков.Способствовать формированию активности,гражданственности, толерантности  на примере жизни греков в колониях и характере их отношений с варварами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pechat.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ№5 п.Октябрьский

Красноармейский район

 И.Ю.Пугачева

Предмет-------история

Класс-------------5

Автор УМК-----А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая

Тема урока «Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей».

Тип урока- формирования новых знаний.

Педагогические технологии- проблемного обучения.

  1. Цели урока . Сформировать представление о греческой колонизации и её культурном влиянии на Северное Причерноморье. Развивать умения анализировать ситуацию ,выявлять причины и последствия переселения греков.Способствовать формированию активности,гражданственности, толерантности  на примере жизни греков в колониях и характере их отношений с варварами.
  2. Образовательные ресурсы.(Презентация о греческой колонизации, мультимедийный проектор, экран, компьютер ,колонки).
  3. Основные этапы урока.

1)Организационный этап (объявление темы, целей и задач урока).

2)Актуализация.

Показ на слайде карты Балканского полуострова. Учащимся предлагается вспомнить из изученного ранее и назвать природные условия Древней Греции.

Ученики должны назвать: гористую местность, нехватку земли, жаркое солнце.

Далее учитель просит учащихся предположить насколько трудно или легко было жить в подобных  условиях.

Учащиеся должны обосновать свой ответ почему легко или тяжело.

Учитель предлагает посмотреть на карту и вспомнить чем занимались греки.

Ученики должны назвать: земледелие,скотоводство,торговлю,рыболовство,ремесло.

Учитель предлагает оценить развитость видов хозяйства.

Ученики оценивают хозяйство греков.

Показ слайда с изображением греческого корабля.

3)Постановка прблемы

Учитель говорит о том что в жизни греков был период втечении 200 лет когда они массово покидали Родину,называют цифру 1,5-2 миллиона человек.Этот процесс  называют греческой колонизацией.Попытаемся ответить на вопрос : «Почему греки покидали Родину? К чему это привело?».

Учитель предлагает записать в тетради тему урока и предположения учеников  о причинах отъезда греков.

Ученики записывают свои версии и озвучивают их.

Учитель предлагает совместными усилиями найти ответ на вопросы данной проблемы.

4)Получение нового знания.

Учитель обращается с вопросом: « Вспомните какие группы населения проживали в греческих полисах?».

Ученики должны назвать основные группы(земледельцы, ремесленники, купцы) или (демос, аристократы).

Учитель делит класс на 2 группы и предлагает им поработать с учебником п.1 параграфа 32  А.А.Вигасина и выяснить почему и демос и знать покидали Грецию.

Ученики работают стекстом,затем осуждают в своей группе,должны назвать след.причины: нехватка земли, угроза голода,угроза долгового рабства,стремление разбогатеть, борьба демоса и знати. Запись нужных причин в тетрадь.

Учитель выводит слайд, с картой греческих колоний в 8-6в в.и направлениями колонизации, приводит слова Аристофана: «Греки расселились вокруг Средиземноморья как лягушки вокруг болота.»,просит дать им оценку.

Ученики называют города, основанные греками и находящиеся в самых разных местах Средиземноморья.

Учитель просит обратить внимание на несколько основных направлений на карте.

Ученики должны сориентироваться по карте и назвать западное, южное, северо-восточное направления.

Учитель просит назвать направление, связанное с колонизацией территории нашего края.

Ученики называют северо-восточное.

Далее показывается слайд о том как выглядела колония на берегу Чёрного моря.

Ученики описывают увиденное, каждый по цепочке добавляет по 1 предложению в общий рассказ.(О месте расположения, о внешнем облике, занятиях.)

Учитель побуждает их поразмышлять над вопросом о порядках в колониях.

Предлагается текст Геродота «Легенда о Скиле». Учащиеся в процессе чтения по цепочке, анализируя, должны найти фразы, дающие информацию о порядках в колониях, образе жизни, взаимоотношениях с соседями.(Одежда,строительство, праздники, боги).

Показывается слайд на котором стрелкой обозначена торговля между Грецией и Чёрным морем.Учащимся предлагается сделать вывод по слайду.Они должны сделать вывод о тесных связях, в том числе торговых .

На следующем слайде перечислен перечень товаров( зерно, оливковое масло ,мёд, шкуры животных,рабы, вино, оружие, ткани, вазы),необходимо отделить, аргументируя, те товары, которые вывозили из колоний и те, которые привозили из Греции.

Учитель говорит о том, что греки, расселившись по Средиземноморью,продолжали считать себя единым народом- эллинами.Как вы думаете почему?

Ученики могут назвать единый язык, религию,традиции.

Учитель предлагает подвести итоги.Почему происходило переселение? Каковы его результаты.

На доске составляется словарь урока. Учащиеся записывают основные слова урока.(Колонизация,полисы,эллины)

5)Рефлексия.

Ученикам предлагается провести взаимопроверку с помощью вопросов к классу по изученному материалу,составленных учениками.(Вопросы не должны повторяться).

Учитель предлагает поразмышлять:1)Что  тебе уже было известно о греческих колониях ранее?2)Что нового ты узнал на уроке?3)Что заинтересовало больше всего?4)Что бы ты хотел изучить самостоятельно для себя?

6)Домашнее задание. Повторить парграф 32, выполнить задания в рабочей тетради к теме,подготовить проект об одной из греческих колоний в нашем крае (по группам