Рабочая программа
рабочая программа по истории по теме

Ширина Татьяна Николаевна

Рабочая программа по истории 10-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_10-11_kl.docx62.93 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа

Среднее (полное) общее образование

ИСТОРИЯ  (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

                                 в 10-11 классах (138 часов)

                                    на 2013-2014  учебный год.

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Статус документа

     Примерная программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

     Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

       Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

          Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (15,7 % от общего объема учебных часов). Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Структура документа.

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования: Приказ МОРФ № 1089 от 05.03.2004. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного)  общего образования»

2.Обязательный минимум содержания образования по предметам

3.Сборник нормативных документов (Э. Днепров)

4. Закон об образовании РФ

5. «О приоритетных направлениях развития образования»: Концепция модернизации образовательной политики РФ

6. Примерная авторская  программа по истории  для 10-11 классов  (авторы-составители: Алексашкина Л.Н. )

7.Приказ МО Ростовской области от 14.01.2011 № 610 «Об утверждении примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»

8. Приказ МБОУ Алексеево-Тузловская СОШ  «Об утверждении примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Отображено расширение перечня единиц учебного предмета за счет регионального компонента не менее  9%. Она рассчитана на 70 учебных часов в 10классе и 68 часов в 11 классе из расчета 2 учебных часа в неделю. Корректировка домашнего задания зависит от климатических условий и пробелов в знаниях учащихся.

Программа разработана по модели второго концентра школьного исторического образования и соответствует Государственному стандарту основных требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в средней полной  школе.

Промежуточная аттестация предусмотрена в виде тестирования в конце тем. Данное календарно-тематическое планирование предусматривает разные типы уроков: это и практикумы, лабораторные уроки, исследования, конференции, семинары, которые позволят реализовать основные цели исторического образования: усвоение обучающимися определенной суммы знаний, развитие личности, познавательной суммы знаний, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В связи с тем, что  для подготовки к ЕГЭ в 11 классе лучше подходит учебник Левандовского, т.к. он более конкретизирован и  информативен , то использован следующий УМК.

Учебно-методический комплект:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. «Россия и мир. Древность,Средневековье, Новое время» 10 класс
  2. Загладин Н.В., Симония Н.А. «Всеобщая история» 10 класс
  3. Левандовский А.А., ЩетиновЮ.А., Мироненко С.В. «История России XX-начало XXI века» 11класс
  4. Загладин Н.В. «Всеобщая история» 11 класс

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время  компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;
  • Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.

             Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся
           Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
  Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия, на которых анализируются первоисточники, идет работа со статистическими документами, схемами, таблицами, а также на повторительно-обобщающие уроки выносится ряд дискуссий, затрагивающих наиболее спорные вопросы отечественной и зарубежной истории, тем самым формируется свой взгляд на изучаемые события. Домашние задания альтернативны и сориентированы на различный уровень подготовки учащихся.  
           Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе исторического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как
общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  история.
            Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений об истории будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления исторических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, решения познавательных задач, реконструирования исторической действительности на основе анализа исторических источников.
           Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания
При выполнении творческих работ  формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
            Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными историческими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии в форме  резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.
                Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках
информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста,  составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, дискуссии, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы.
               Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию
информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с  источниками, картографическими и хронологическими материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах, использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами исторического анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам и др.

Большую значимость на этой ступени  образования сохраняет информационно-коммуникативная  деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, перевода информации из одной знаковой системы в другую, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
            С точки зрения развития умений и навыков
рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должны быть сформированы ценностные ориентации учащихся, развито чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ УЧЕНИК ДОЛЖЕН:

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

sосновные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

sпериодизацию всемирной и отечественной истории;

sсовременные версии и трактовки важнейших проблем отечественной  и всемирной истории;

sисторическую обусловленность современных  общественных процессов;

sособенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

УМЕТЬ:

sпроводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

sкритически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

sанализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

sразличать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

sустанавливать  причинно-следственные связи между явлениями,  пространственные и временные  рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

sучаствовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать  собственную  позицию по обсуждаемым  вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

sпредставлять  результаты  изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:                                                                                                                                                                                                   sопределения собственной  позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

sиспользования навыков  исторического анализа при критическом восприятии получаемой информации;

sсоотнесения  своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

sосознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Древнейшая стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция[1]. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья

Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности.Мифологическая картина мира.

Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.

Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.

Новое время: эпоха модернизации

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

Технический прогресс в XVIII – середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества.Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв.

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества

Научно-технический прогресс в конце XIX- последней трети XXв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX- середине XX в. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. И Изменение социальной структуры  индустриального общества.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX_XXвв. И поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм,  социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма.

Системный кризис индустриального общества  на рубеже 1960-1970 гг.

Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени.  Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы  и социально-экономическое развитие общества  в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.  

«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и  Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, Экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX- середине XX в. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.

Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической  научной картины мира. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

Человечество на этапе перехода  к информационному обществу.

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция  и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация  общественного развития на рубеже XX-XXIвв. Интернационализация  экономики и формирование единого информационного  пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.

Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. « Неоконсервативная революция». Современная идеология  «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в началеXXI в. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения  в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

        История России

История России—часть всемирной истории.

Народы и древнейшие  государства на территории России

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские  племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования славян.

Русь в IX- начале XII в.

Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура древней Руси как один из факторов  образования русской народности.

Русские земли и княжества в XII-середине XV в.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение  русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской православной церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Российское государство во второй половине XV-XVII в.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержения золотоордынского ига. «Москва—третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

Россия во второй половине XIX- начале XX в.

Реформы 1860-1870 гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический  капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю.Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина.  Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX- начале XX в.  Развитие системы образования, научные достижения  российских ученых.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.

Россия в первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

Революция и Гражданская война в России.

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное  собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и  «красный» террор. Российская эмиграция.

Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922-1991 гг.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

Причины свёртывания новой экономической политики. Индустриализация. « Культура революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.

Восстановление хозяйства. Идеологические компании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и её влияние на экономику и внешнюю политику страны.  Создание в СССР ракетно-ядерного оружия.

Попытки преодоления культа личности. XX  съезд  КПСС. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудачи. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977г. диссидентское движение.

Особенности развития советской культуры в 1950-1980-х гг. Наука и образование в СССР.

«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологи. Межнациональные конфликты.

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины  ХХ в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.  Причины распада СССР.

Российская Федерация (с 1991 г.)

Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября-октября 1993г. конституция Российской Федерации 1993г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.        

     Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская культура в условиях радикального преобразования общества.

Россия в мировых интеграционных процессах  и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъём, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

                                                                       Структура курса « История»

Классы

История России

Всеобщая история

X

С древнейших времен до конца XIX в.  

С древнейших времен до конца XIX в.  

XI

XX- начало XXI вв.

XX- начало XXI вв.

Формы и методы, применяемые при обучении истории.

Формы:                                                         Методы:

1.Урок  классический        1.Лекционный

2.Проектная  деятельность        2.Репродуктивный

3.Экскурсия        3.Исследовательский

4.Консультация        4.Частично-поисковый

5.Лекция        5.Объяснительно-иллюстративный

6.Семинар        6.Метод  проблемного  изложения

7.Дискуссия

8.Исследование

9.Конференция

10.Зачет

11.Игра

12.Путешествие

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.


МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Печатные пособия: календарно-тематическое планирование, рабочая программа, банк контрольных работ

Электронно-звуковые пособия: учебные диски по истории (8 шт.)

Технические средства обучения: индивидуальный компьютер, экран, проектор

Учебно-практическое оборудование: исторические карты (97шт.), глобус

ДЕМОСТРАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1.Атлас истории Древнего мира 5 кл.

2.Атлас истории Средних веков 6 кл.

3.Атлас истории России 6 кл.

4.Атлас истории Нового времени 7 кл.

5.Атлас истории России XVII-XVIII вв.7 кл.

6.Атлас истории России XIX в. 8 кл

7.Атлас истории России XX- нач.XXIв. 9 кл.

8.Атлас Новейшей истории XX- нач.XXIв. 9 кл.

9.Первенцы свободы (декабристы) (открытки)

10.Оружейная палата (открытки)

11.Советское кино (кадры из кинофильмов) (открытки)

12.Музей-панорама «Бородинская битва» (открытки)

13.Восстание декабристов в произведениях искусства (из собрания Эрмитажа) (открытки)

14.Герои Отечественной войны 1812 г. (открытки)

15.Русские полководцы и флотоводцы (открытки)

16.Город-герой Волгоград (открытки)

17.Панфиловцам посвящается (открытки)

18.Советские военачальники герои Гражданской войны (открытки)

19.Фотопортреты членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС

20.Раздаточный материал по истории средних веков

21.Раздаточный материал по истории России

22.Хатынь (журнал)

23.Кунсткамера. Москва (журнал)

24.Самарканд (журнал)

25.Ленинград (журнал)

26.Календарь «Окрестности Санкт-Петербурга»

27.Календарь «Святые места России»

28.Греческие боги (рисунки)

29.Демонстрационные репродукции. « Шедевры живописи государственного музея»

30.Наша Родина прежде и теперь (репродукции)

31.Альбом по истории культуры СССР

32.Демонстрационный рисунок «Средневековый замок»

33.Демонстрационный рисунок «Средневековый рыцарь»

34.Демонстрационные репродукции по истории Древнего мира

35.Демонстрационные таблицы по истории Средних веков

36.Демонстрационные таблицы по истории Нового времени

37.Демонстрационные таблицы по истории России

38.Танаис — археологический музей- заповедник (журнал)

39.Альбом по истории культуры Древнего мира

40.Памятники русской архитектуры и скульптуры (альбом)

41.XXVIII съезд — курсом ускорения. Фотовыставка

42.Музей Бактрии (журнал)

43.О.Г. Смирнов «Задачник по истории России»

44.И.Я Лернер «Задания для самостоятельной работы по истории СССР» 8 кл.

45.Г.М. Донской «Задания для самостоятельной работы по Новой истории»

46.Задания для самостоятельной работы при изучении Новейшей истории

47.Учебная игра по истории Средних веков

48.Организация и проведение исторических олимпиад

49.В.К.Шацилло «Политические деятели в новейшей истории XXв» (личная)

50.Хрестоматия по Новой истории. Второй период (1860-1918 гг.) (личная)

51.Хрестоматия по истории СССР (с древнейших времен до конца XVIII в.) (личная)

52.Хрестоматия по истории СССР(1861-1917) (личная)

53.Хрестоматия по истории СССР(1900-конец 1930) (личная)

54.Хрестоматия по истории СССР(1917-1945) (личная)

55.Книга для чтения по истории СССР (с древнейших времен до конца XVIII в.) Антонов В.Ф. (личная)

56.Историко-художественная хрестоматия по ВОВ (личная)

57.Книга для чтения по истории Отечества начала XXв.

58.История СССР в документах и иллюстрациях (1917-1980 гг.) (личная)

59.Художественно-историческая хрестоматия Средние века (личная)

60.Книга для чтения по истории средних веков (личная)

61.Древний Восток. Книга для чтения (личная)

62.История в вопросах и ответах (личная)

63.Практикум по Новой истории 1871-1917 гг. (личная)

64.Сборник документов по истории СССР (пер. пол.XIX в.) (личная)

65.О.Г.Веряскина «История Донского края (с древнейших времен до конца XVвв.)» 5-6 кл.

66.Н.В.Самарина О.Г.Витюк «История Донского края (XVII-XIXвв.) 7-8 кл.

67.С.А.Кислицын И.Г.Кислицына «История Донского края XXв.9кл.

68.Нетрадиционные уроки. История 5-9 кл. (личная)

69.Внеклассная работа по истории Г.М.Донской

70.Нравственное воспитание в обучении истории средних веков в 6 кл.

71.История. Внеклассные мероприятия 5-11 кл. (личная)

72.Задания для подготовки к олимпиадам. История России 9-11 кл. (личная)

73.Школьные олимпиады. История 5-9 кл. (личная)


СПИСОК ИСТОРИЧЕСКИХ КАРТ

  1. Древнерусское государство в IX– XII вв.
  2. Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.
  3. Древнерусское государство—Киевская Русь в IX-начале XII вв.
  4. Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.
  5. Российская империя во 2 половине XVIII в. Восстание Пугачёва.
  6. Россия в конце XIX—начало XX столетия.
  7. Великая Октябрьская социалистическая революция и Гражданская война.
  8. Великая Октябрьская социалистическая революция и Гражданская война.
  9. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945гг.
  10. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945гг.
  11. Союз Советских Социалистических Республик.
  12. Древний Восток. Передняя Азия. Египет.
  13. Древний Восток. Индия и Китай.
  14. Древняя Греция.
  15. Россия после реформ (с 1861 по 1900гг.)

16. Завоевание Александра Македонского в IVв. до н. э.          

17. Союз Советских Социалистических Республик.

18. Завоевание Александра Македонского и эллинистические государства.

19. Древняя Италия.

20. Римская империя в IV-V в. Падение Западной Римской империи.

21. Римская империя в IV-V в. Падение Западной Римской империи.

22. Рост Римского государства в III-II вв. до н. э.

23. Византийская империя и славяне в VI-IX в.

24. Европа в V-VII вв.

25. Гражданская война в США 1861-1865гг.

26. Восточная Римская империя и славяне в VI-X Iвв.

27. Европа в X-XI вв.

28. Арабы и их завоевания в VII-IX вв.

29. Западная Европа в VI-начале VIII вв. Крестовые походы.

30. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

31. Первая русская революция 1905-1907гг.

32. Европа в XIV-XV вв.

33. Европа в XVI- первой половине XVII вв.

34. Европа в начале нового времени.

35.Великие географические открытия и колониальные захваты с 1648 по 1789 гг.

36.Географические открытия.

37.Древнейшие племена и государства нашей страны.

38.Первобытный строй и древнейшие государства Закавказья, Средней Азии и Причерноморья.

39.Первобытный строй и древнейшие государства на территории нашей страны.

40.Древнерусские государства в IX—XII вв.

41.Русские княжества в XII и в начале XIII вв. (до похода Батыя)

42.Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в XIII в.

43.Русские княжества и Золотая орда в XIII в.

44.Русские княжества в XIII в.

45.Образование и расширение русского государства в XIV-X VII вв.

46.Русское государство в XVI в.

47.Русское государство в XVI в.

48.Вооруженное восстание в Петрограде 25 октября 1917 года.

49.Русское государство в XVII в.

50.Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века. (Европейская часть)

51.Русское государство в период крестьянских войн и борьбы с интервенцией польских и шведских феодалов 1582-1613 гг.

52.Российская империя в XVIII в.

53.Российская империя во второй половине XVII в.

54.Российская империя в XVIII в. (Европейская часть)

55.Русское государство в XVII в.

56.Западная Европа в XI- начале XIII веков. Крестовые походы.

57.Российская империя во второй половине XVII века.

58.Российская империя во второй половине XVIII-начала XIX века. (Европейская часть)

59.Российская империя с начала XIX века по 1861 год. (Европа)

60.Отечественная война 1812 года.

61.Россия после реформы. Развитие капитализма. (1861-1900 гг.)

62.Подготовка революции (март-ноябрь 1917г.)

63.Революция и триумфальное шествие Советской власти.

64.Первая мировая война 1914-1918 гг.

65.Индустриальное развитие СССР в предвоенные пятилетки.

66.Культурное строительство в СССР за годы Советской власти.

67.Вторая мировая война 1939-1945 гг.

68.Великая Отечественная война Советского союза 1941-1945 гг.

69.Политическая карта мира.

70.Латинская Америка.

71.Европа 1799-1815 гг.

72.Европа в 50-60 гг. XIX века.

73.Великая Отечественная война Советского союза 1941-1945 гг.

74.Вторая мировая война 1939-1945 гг.

75.Европа с  1700 по 1779 гг.

76.Европа с 1870 по 1914 гг.

77.Европа в XIV-XV вв.

78.Великая  Октябрьская социалистическая революция и триумфальное шествие Советской власти.

79.Российская империя во второй половине XVIII в.

80.Российская империя во второй половине XVIII в.

81.Российская империя во второй половине XVIII в.

82.Народное хозяйство СССР в 1961-1985 гг.

83.Восстановление и развитие народного хозяйства в  1946-1960 гг.

84.Важнейшие географические открытия и колониальные захваты в XV-XVII вв.

85.Россия в 1907-1917 гг.

86.Европа с 1870 по 1917 гг.

87.Революция 1905-1907 гг.

88.Политическая карта мира.

89.США в конце XIX начале XX вв.

90.Российская империя с начала XIX века до  1861 года.

91.Российская империя с 1812 по 1861 гг.

92.Франция в период буржуазной революции 1789-1794 гг.

93.Евразия. Политическая карта до 1991 г.

94.Война за независимость США 1775-1783 гг.

95.Образование независимых государств в  Латинской Америке в начале XIX века.

96.Франция в период буржуазной революции в 1789 г. Европа в период Директории.

97.Европа с 1815 по 1849 гг.



[1]                Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...