Урок истории в 11 классе
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Пахомова Виктория Георгиевна

 

            Отработка навыков выполнения заданий ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Методическая разработка итогового урока по истории  в 11 классе

                                            «СССР в 1953 – 1964 гг.»

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «СССР в 1953-1964гг.: попытки реформирования общества»; дать оценку внутренней и внешней политики Советского Союза  середины 50-х – середины 60-х гг.; выявить особенности  развития СССР в годы хрущевской «оттепели».

Задачи урока:

1. Продолжить формировать умение работать с документами, материалами учебника, дополнительной литературы;  на основе их раскрыть сущность реформ  и их влияние на дальнейший ход развития государства; работать над развитием умения анализировать, систематизировать и обобщать учебный материал;

2. Организовать работу в коллективе, учить умению выбирать решение и высказывать свои мысли на заданную тему; воспитывать уважение к чужому мнению;

2.  Закрепить знания и умения, необходимые учащимся при решении заданий ЕГЭ на хронологию событий, систематизацию фактов, анализ исторической ситуации, анализ исторических версий и оценок.

Тип урока: урок формирования навыков и умений.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Понятия: индустриальное общество, научно-технический прогресс, культ личности, «оттепель», десталинизация, реабилитация, номенклатура, либерализация, волюнтаризм, «звездный час», совнархоз, натурпоставка,  целина, залежные земли,  «кукурузная эпопея», абстракционизм,  диссиденты, шестидесятники,  разрядка, паритет, биполярный мир, гибкое реагирование.

Основные даты и события.

1953г. – избрание Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС

1953г. – арест и казнь Л.П. Берия

1953г. – испытание первой водородной бомбы в СССР

1953-1955гг. – начало реабилитации жертв сталинских репрессий

1954г. – начало освоения целинных и залежных земель

1955г. – образование Организации Варшавского Договора

1956г. – XX съезд КПСС. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»

1957г. – ликвидация «антипартийной группы» В. Молотова, Г. Маленкова, Л. Кагановича

1957г. – запуск первого в мире искусственного спутника Земли

12 апреля 1961г. – первый в истории человечества полет Ю. Гагарина в космос

1961г. – принятие программы построения коммунизма

1962г. – Карибский кризис

1964г. – смещение Н.С. Хрущева со всех руководящих постов

Этапы урока:

1-й этап. Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку. Раскрытие общей цели урока.

2-й этап.  Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока. Постановка триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся  по ее принятию.

3-й этап. Обобщение и систематизация знаний по ранее изученному  материалу:

1. Общественно-политическое развитие ССС в 1953-1964 годах.

2. Преобразования в экономике.

3. Государство и личность в реформах н. Хрущева. Политика «волюнтаризма».

4. 3. Развитие науки и культуры.

5. Внешняя политика.

Первичная проверка понимания учащимися учебного материала, его осмысление, обобщение, осознание и систематизация. Формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи.

4-й этап. Закрепление знаний. Организация деятельности учащихся по применению знаний  для решения заданий ЕГЭ.

5-й этап. Контроль знаний. Проверка полноты, осознанности, прочности знаний, сформированности общих учебных умений путем самостоятельной работы.

6-й этап. Подведение итогов урока. Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

7-й этап. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.

  Ход урока.

Вводное слово учителя: мы недавно  с вами говорили о книге Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» и посмеялись, а как же жить, если не беспокоиться? Психолог Гилдфорд считает, что «Жить – это значит иметь проблемы. Решать их – значит расти интеллектуально». Вот и вам, одиннадцатиклассникам, предстоит сегодня решить проблему: «Итоги развития страны в годы хрущевской «оттепели». Чтобы решить ее, следует  дать оценку внутренней и внешней политики Советского Союза  середины 50-х – середины 60-х гг. Интересно, как сам Н.С. Хрущев оценил свою деятельность? Предлагаю ознакомиться с высказываниями:

  1. «Я знаю, все будут говорить по-разному. Одни освобождение людей вспомнят, другие – кукурузу, третьи – жилищную политику, четвертые – как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Все было. Но самое главное - все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это теперь так просто у народа не отнять. Это пропадет, прорастет».
  2. «…Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием, тогда как Сталин велел бы их всех арестовать».

  Вопрос: Что, на ваш взгляд, было главным достижением в деятельности Н.С. Хрущева, его «звездным часом»?   (Выступление на XX съезде КПСС с разоблачением культа личности Сталина).

Задание:  проанализировать документ и ответить на поставленные ниже вопросы.

Из выступлений публициста Ф.М. Бурлацкого: «Как решился Хрущев выступить с докладом о Сталине, зная, что большинство делегатов будет против разоблачения? Откуда он почерпнул такую уверенность в конечном  успехе? …Хрущев и только Хрущев, на мой взгляд, мог сделать это – так смело, так эмоционально, а во многих отношениях и так необдуманно. Надо было обладать натурой Хрущева – отчаянностью до авантюризма, надо было пройти через испытания страданиями, страхом, приспособленчеством, чтобы решиться на такой шаг».

  1. Что общего было в проектах реформ, предложенных Г.Маленковым, Л. Берией и Н. Хрущевым после смерти Сталина?
  2. По каким основным направлениям они предлагали реформировать политическую систему советского общества?
  3. В чем принципиальная разница подходов этих политиков к реформированию советского общества?
  4. Чем вы можете объяснить, что при едином общем направлении реформирования страны возглавить реформы «великого десятилетия» довелось лишь одному из них?
  5. Что означает понятие «политика управляемой десталинизации»? Её черты.
  6. Какое влияние на общественное сознание оказало развенчание «культа личности» Сталина?

Задания ЕГЭ на закрепление хронологических знаний,  умений работать с хронологией.

  1. Какие из названных дат относятся к событиям, связанным с борьбой за власть после смерти И. Сталина?
  1. 1949, 1952гг.                             3) 1964, 1967гг.
  2. 1953, 1957 гг.                            4) 1979, 1982гг.

  1. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» было принято:
  1. в 1952г.                                                   2) в 1964г.
  2. в 1956г.                                                   3) в 1975г.

Задания ЕГЭ на закрепление знаний фактов, умений работать с фактами

  1. Н. С. Хрущев приобрел всю полноту власти в СССР после
  1. смерти И. Сталина
  2. устранения Л. Берия
  3. ликвидации «антипартийной группы» В. Молотова, Г. Маленкова, Л. Кагановича
  4. XX съезд КПСС

Задания ЕГЭ на закрепление знаний и умений работать с понятиями, терминами

4. Понятие «разоблачение культа личности» в конце 1950-х – начале 1960-х гг. означало:

  1. критику режима, породившего культ личности
  2. проведение открытых судебных процессов над сторонниками Сталина
  3. освобождение всех жертв сталинских репрессий
  4. ликвидацию самых негативных сторон сталинизма

5.Начавшееся в период «оттепели» восстановление доброго имени и прав незаконно осужденных людей называется:

  1. легитимацией
  2. гласностью
  3. деидеологизацией
  4. реабилитацией

Слово учителя. Вы знаете, что в центре внимания хрущевской администрации находились вопросы экономического развития. Предлагаю провести «брейн ринг». Принимают участие две команды. На обсуждение дается одна минута. По истечении времени вы должны дать компактный, но содержательный ответ.  Если какая-либо из команд  дает правильный ответ раньше, обсуждение заканчивается.  Если ответ оказался неправильным, то обсуждение  продолжает вторая команда до истечения времени.

Задание: на основе ранее изученного материала, рассмотреть экономическое развитие страны, сущность реформ и их последствия (на экране высвечиваются вопросы для команд).

  1. Назовите экономические мероприятия правительства, проводимые в сельском хозяйстве?
  2. С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель в северном Казахстане, Сибири, Алтае и Южном Урале. За считанные годы было введено в оборот 42 миллиона гектаров пашни. Целинная эпопея получила разноречивые  оценки  историков, экономистов, экологов, политиков. Оцените целесообразность освоения целинных  и залежных земель.
  3. Хрущев уделял большое внимание реформам в промышленности. Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному рутинному пути, не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий. Тем не менее, взятые в целом, показатели экономического развития страны в конце 50-х-начале 60-х годов позволяют сделать вывод о завершении к этому времени построения в СССР основ индустриального общества. Вы согласны с таким выводом? Аргументируйте свой ответ.
  4. Характерной чертой экономической политики того периода было активное проведение всякого рода административных реорганизаций. В них Хрущев усматривал второй, не менее важный, чем научно-технический прогресс, рычаг подъема эффективности  общественного производства. Назовите итоги административной реформы.
  5. Кремлевские идеологи, проводя внешне убедительную аналогию с «гниющим Западом», внушали  советским гражданам: «Если в капиталистических условиях каждая трудовая семья вынуждена большую часть своих доходов тратить на квартирную плату, на медобслуживание и оплату обучения детей, то наша советская семья большую часть своих доходов употребляет на то, чтобы лучше питаться и одеваться». Этим как бы оправдывались нехватка продуктов и повышение цен на них. А что вы знаете о социальной политике Хрущева?

Вывод: Несмотря на    успехи в экономике, итоги десталинизации, положение личности практически  остается  бесправным в плане правовой незащищенности (политической и личной). Отсюда нарастание протеста народа против режима (диссидентское движение, события 1962 года в Новочеркасске).                                

Таким образом,  реформы Хрущева превратили СССР в супердержаву, но  они были противоречивыми и ограниченными. В чем это проявилось?

Задание. Составить таблицу.

Успехи в экономике

Противоречия в экономике

Задания ЕГЭ на закрепление знаний характерных признаков явлений, соотнесение фактов и понятий.

  1. Особенность научно-технической революции в СССР выражалась в том, что достижения науки и техники внедрялись преимущественно:
  1. в производство товаров массового потребления
  2. в развитие военно-промышленного комплекса
  3. в сельскохозяйственное производство
  4. в развитие транспорта
  1. Одной из целей проведения экономических реформ Н. Хрущева в промышленности было (а):
  1. сокращение финансирования промышленности
  2. ликвидация Госплана
  3. увеличение числа отраслевых министерств
  4. стимулирование местной инициативы регионов
  1. Задание для работы с источником

  1. Прочтите отрывок из воспоминаний В. М. Молотова и впишите в текст пропущенное слово.

«Я сопротивлялся  такому большому освоению _________________ . Я и теперь считаю это неправильным. Я предлагал  осуществить  ее в половинном размере.  Не хватит  людей, не хватит машин, мы это сделаем  за счет  других областей.

Я был против  совнахозов и написал  письмо  в Политбюро, что дело это  не подготовлено».

Ответ: _________________

Слово учителя: 1960-е годы называют периодом оттепели, и прежде всего - в культурной жизни страны. Но, несмотря на оттепель, система продолжала жестко контролировать духовную жизнь общества. В это время стали модными всесоюзные совещания и встречи ЦК КПСС с деятелями литературы и искусства. Сформированные на таких встречах суждения руководителей страны приобретали характер официальных оценок деятельности той или иной группы или направления в культуре.

В это время было написано знаменитое стихотворение Б. Слуцкого «Физики и лирики». Оно начиналось так:

                                                  Что-то физики в почете,

                                                  Что-то лирики в загоне,

                                                  Дело не в сухом расчете,

                                                  Дело в мировом законе…

 Задание: проанализируйте отрывок стихотворения. Аргументируйте свой ответ.

 Задания ЕГЭ  на закрепление знаний фактов, умение работать с фактами

  1. Установите соответствие между фамилиями писателей периода «Оттепели» и названиями их произведений
  1. А. Солженицын                                       3) Э. Эренбург
  2. Б. Пастернак                                            4) В. Дудинцев

А) «Доктор Живаго»

Б) «Оттепель»

В) «Не хлебом единым»

Г) «Один день Ивана Денисовича»

Д) «Молодая гвардия»

1

2

3

4

Задания на закрепление знаний характерных признаков явлений, соотнесение фактов и понятий.

  1. Какие черты и события культурной жизни СССР свидетельствовали  о противоречивости процесса демократизации общества в период «оттепели»?

а) запрещение съездов художественной интеллигенции

б) закрытие нескольких университетов

в) регулируемый характер критики культа личности Сталина

г) сохранение идеологического давления на деятелей культуры

д) запрещение выставок художников-абстракционистов

е) сокращение числа научных работников

      Укажите верный ответ:

  1. а, б, в                                      3) г, д, е
  2. в, г, д                                      4) б, в, д

Слово учителя.  Отношения  СССР с зарубежными странами в 1950-середине 1960-х годов также отличается противоречивостью. Достаточно вспомнить кризисы во внешней политике: Ближневосточный, Венгерский, Берлинский, Кубинский…

В октябре  1962 года мир оказался у порога третьей мировой войны, а человечество  - на грани термоядерной катастрофы… Не случилось. Потому что с обеих сторон хватило и мужества, и мудрости пойти на взаимные уступки. И советское руководство во главе с Н. Хрущевым, и американская администрация, которую тогда возглавлял президент Дж. Кеннеди, заняв твердую позицию, в конечном счёте продемонстрировали здравый смысл, гибкость, благоразумие.

Вопросы для обсуждения:

Как вы оцениваете выход из кризиса для обеих сторон – как победу или как поражение? Или, может быть, это победа для обеих сторон или одно общее поражение? Как кризис отразился на внутреннем  положении СССР и США?

Задание ЕГЭ на закрепление умений работать с источником.

  1. Прочтите отрывки из переписки лидеров США и СССР  назовите их фамилии.

«… Я публично заявил, что, если на Кубе  произойдут определенные события, Соединенные Штаты предпримут все, что надлежит предпринять для защиты своей собственной безопасности и безопасности союзников…

Я надеюсь, что Ваше правительство воздержится от любых действий, которые расширили бы или углубили этот кризис»

«Мы подтверждаем, что оружие, находившееся на Кубе, независимо от того, к какому классу оно относится, предназначено  исключительно для оборонительных  целей, чтобы обезопасить  Кубинскую республику от нападения агрессора».

Ответ: ________________________

Слово учителя: подведем итоги «оттепели». Задание. Работа с учебником, параграф № 34, стр. 273 «Итоги «номенклатурной либерализации». Прочитать текст, ответить на вопросы:

  1. Подведите итоги политического лидерства Н.С. Хрущева.
  2. Почему партийно-государственная номенклатура отказала ему в поддержке?

Контроль знаний. Самостоятельная работа. Проверка полноты, осознанности, прочности знаний, сформированности общих учебных умений путем самостоятельной работы.

Задание ЕГЭ для работы с источником.

Из воспоминания Г. Арбатова «Затянувшееся выздоровление. 1953-1985. Свидетельство современника».

«Смещение Н.С. Хрущева в октябре 1964г.  считаю самым настоящим «дворцовым переворотом»… При этом ситуация  была очень  странной. В партии и стране  практически  не ощущалось недовольства этой незаконной  акцией… Наоборот, почти повсеместно она была встречена с одобрением, а то и с радостью…

Утрату популярности едва ли можно объяснить внутренними и внешнеполитическими неудачами последней пары лет, хотя  они были… Главная причина состояла в том,  что к этому времени у очень многих  людей созрело ощущение, что Хрущев и его  политика  себя исчерпывают, пробуксовывают, что он ушел от одного берега (привычной сталинской политики) и никак не может пристать к другому. Иными словами, он потерял доверие и популярность из-за того, что вел половинчатую политику, погряз в половинчатых решениях… И потому он ничьей поддержкой не располагал, почти у всех вызывал раздражение».

  1. Какую проблему поднимает Г. Арбатов? Почему смещение Н. Хрущева он называет «дворцовым переворотом»?
  2. В чем автор видит причины утраты популярности и доверия к Н. Хрущеву?
  3. Что автор подразумевает под «половинчатостью» реформаторской политики Н. Хрущева? Приведите два-три примера таких реформ.

 Подведение итогов урока. Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Домашнее задание. Напишите эссе на тему «Оттепель» и поколение «шестидесятников» в истории нашей страны». Инструктаж по его выполнению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....