Викторина по истории для 6-х классов "Колесо времени"
методическая разработка (история, 6 класс) по теме

Денисова Екатерина Александровна

Разработка внеклассного  мероприятия для обучающихся  6-х классов поможет обобщить и систематизировать, повторить пройденный материал по курсу "История Средних веков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya-viktorina.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по истории среди 6-х классов

«Колесо Времени»

“История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.”

М. Сервантес

Цели викторины:

  • закрепить раннее изученный материал;
  • систематизация и контроль качества знаний учащихся по истории средних веков;
  • развитие навыков работы в группе на основе товарищества, взаимовыручки, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
  • пробудить у учащихся интерес к всемирной  и  отечественной истории;
  • развивать умение работы с текстом, учить анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственный связи, делать выводы.

Задачи:

  • Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся
  • Развивающая: развивать гуманитарную культуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре, развивать коммуникативные умения при работе в группе или команде, решать поставленные задачи, готовить сообщение.
  • Воспитывающая: воспитывать уважение у истории, культуре и традициям народов эпохи средневековья и отечественной истории, способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе.
  • Ход викторины:
  • I. Организационный этап. Класс делится на две команды, выбирают капитанов, придумывают название.
  • II. Выполнение заданий викторины. 
  • Правила:
    1) вопросы задаются командам поочередно
    2) итоги подводятся по каждому разделу
    3) команда должна набрать как можно большее количество жетонов за правильные ответы
    4) в случае незнания командой ответа на предложенный вопрос он переходит к следующей команде
    5) побеждает та группа, которая набрала в сумме наибольшее количество баллов.
  • III. Подведение итогов.

Данный урок проводится в форме конкурсов между тремя командами учеников 6-х классов, сидящими в своих рядах.

Участники: ведущий-учитель, профессор Веди, три  команды по 5-6 участников, жюри, болельщики. 
Домашнее задание: придумать название, девиз своей команды, выбрать капитана, разыграть  историческую сценку. 

  • Для проведения мероприятия ученикам дается неделя на самостоятельную подготовку. В подготовку входит: повторение пройденного курса, изготовление исторической атрибутики. Кроме того, ученики, не участвующие в конкурсах, могут вносить добавления к ответам конкурсантов или указывать на допущенные ими ошибки. За несколько дней до проведения урока каждая команда выбирает себе капитана, который после совместного обсуждения составляет команды, участвующие в различных конкурсах (название конкурсов с объяснением, что каждое название подразумевает, должно быть известно классу за неделю до урока).
  • Для подсчета баллов, заполнения протоколов и итоговой таблицы назначается счетная комиссия из двух человек.
  • Вводная часть (2 мин). 
    Звучит музыка, исполняется средневековый танец, выходит ведущий и 2 глашатая
  • Профессор Веди: ! Всем! Всем!  Всем!
    Ведущий: Здравствуйте, уважаемое жюри, команды и многочисленные болельщики! Мы приветствуем вас на викторине «Колесо времени».Сегодня мы погрузимся в глубины  этой таинственной науки. Мы проберемся  сквозь интереснейшие события, вспомним, как жили люди в те далекие времена. Каждая команда покажет свои знания, и будет стремиться к победе, завоеванной в благородной  и честной борьбе. 
  • Профессор Веди: Итак, начинаем!  Давайте пожелаем участникам команд удачи и поддержим аплодисментами! 
    Ведущий: Ну а сначала, представляем наше строгое, но объективное жюри (представление жюри). 

Выполнение заданий викторины. 

Правила:
1) вопросы задаются командам поочередно
2) итоги подводятся по каждому разделу
3) команда должна набрать как можно большее количество жетонов за правильные ответы
4) в случае незнания командой ответа на предложенный вопрос он переходит к следующей команде
5) побеждает та группа, которая набрала в сумме наибольшее количество баллов.6) Профессор Веди будет зачитывать верные варианты ответов

  1. Итак, начнем нашу викторину с представления команд(названия, капитанов,девизов)-команды представляются, жюри оценивает оригинальность -2б

2. Термины- (1б за каждый верный ответ)
1. Банк                                                                                            (Хранилище больших сумм денег)
2. Вече                                                                                                   (совет старейшин)
3. Десятина                                                                  (Налог на содержание церкви, 1/10 часть доходов)
4. Ислам                                                                                             (Религия арабов)
5. Коран                                                                                    (Священная книга мусульман)
6. вассал                                                                                                     (подчиненный)
7. Исторический источник                                                            (любой остаток старины)
8. Повинности                                                                            (Принудительные обязанности)
9. архив                                                                                      (хранилище большой суммы денег)
10. Оброк                                                                    (Платежи крестьян феодалу продуктами или изделиями)
11. Сословия (Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству)
12. Сословная монархия (Централизованное государство, где королевская власть опирается на собрание представителей сословий).

13. Икона                                                                                (живописное изображение бога)

14.индульгенция                                                                       (грамота о прощении грехов)

15.Турнир                                                                                    (военное состязание рыцарей)

Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты

3. Даты-1б

863 г – создание Кириллом и Мефодием  славянской письменности
1054 г – разделение христианской церкви на Западную и Восточную
843 г –  Верденский договор о разделе империи Карла Великого
1265 г – возникновение английского парламента
1302 г – созыв Генеральных штатов во Франции
1337 – 1453 г – Столетняя война
1358 г – жакерия
1389 г – битва на Косовом поле
1445 г- изобретение книгопечатания И. Гутербергом
1453 г – гибель Византийской империи
1419 – 1434 г – гуситские войны
1492 г – открытие Америки Х. Колумбом

Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты

4. Имена-1б
1. Он был человеком высокого роста, необычайно сильным и выносливым. В средние века о нем сложено много легенд и песен. Писатели и хронисты прославляли его боевые подвиги, справедливость и мудрость. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называть себя королями. (Карл Великий, с 768 по 814 г правил  королевством).
2. Первые славянские просветители, монахи из Византии. Один из них (
Кирилл)  преподавал философию, знал языки разных народов. Другой (Мефодий), хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью, а затем, поступив в монастырь, вскоре его возглавил. В 863 г они были направлены в Великоморавскую державу …. Создатели славянской письменности.
3. Умный, энергичный, хорошо образованный, он умело подбирал и направлял своих помощников. Под его внешней доступностью и обходительностью в обращении с людьми скрывался беспощадный, двуличный и коварный тиран. По словам историка Прокопия, он мог, не показывая гнева, «тихим ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей». Крайне завистливый и подозрительный, он боялся покушений на свою жизнь, а потому легко верил доносам и был скор на расправу.
 (император Византии Юстиниан 527-565)
4. Основатель этой религии житель Мекки принадлежал к обедневшему роду и шести лет остался сиротой: о нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Позднее поступил на службу к богатой вдове и вел ее торговые дела, а затем женился на своей хозяйке. После женитьбы оставил торговлю. Его посещали «видения» - он говорил, что слышит «голос Бога». Примерно в 610 г. он выступил с проповедью новой религии.
(Мухаммед (в Европе Магомет) – основатель ислама)
5. Высокая, сильная, выносливая крестьянская девушка. Она обладала быстрым, находчивым умом и превосходной памятью, легко ориентировалась в сложной обстановке. С детских лет она видела вокруг себя страдания и бедствия народа. На ее родную деревню не раз нападали враги. Впечатлительной религиозной девушке казалось, что она слышит голоса святых, побуждающих ее к военному подвигу. Она была убеждена, что ей предназначено Богом спасти родину от врага.  (
Жанна д Арк)
6. Вырос в чешской крестьянской семье. Способному и трудолюбивому юноше пришлось перенести много лишений и трудностей, чтобы окончить университет. Вскоре он стал профессором, а затем – первым из чехов – возглавил Пражский университет. Он беспощадно обличал духовенство, требовал переустройства церкви. 
(Ян Гус 1371-1445)
7. Знаменитый итальянский путешественник,  около 25 лет жил в Китае, внимательно наблюдал жизнь этой страны. Его книга долгое время служила руководством для составления географических карт. 
(Марко Поло)
8. Поэт средневековья, автор «Божественной комедии» 
(Данте Алигьери 1265-1321).
9. Живописец раннего Возрождения, автор картин «Рождение Венеры», «Весна» 
(Сандро Боттичелли 1445-1510).

Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты

5. Документы- 10 б
Зачитываются выдержки из документов.
Дается готовый текст, необходимо вставить пропущенные слова.


1
. Воспитание рыцаря
Обычно с ….. лет мальчик покидал отцовский ….. и служил ….. при дворе знатного…..
Он выполнял различные поручения…… и членов его семьи. В 15 лет юноша становился ….. рыцаря. В замке он присматривал за ….. и собаками, встречал гостей, в походе вез ….. рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное ….. После длительной службы отличившихся посвящали в ……
(
Слова: 7 лет,замок, паж, феодал, синьор, оруженосец, лошади, доспехи, оружие, рыцарь)


Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты

Задание 6. Шарады (1 б)

Капитаны команд получают шарады, коллективно их разгадывают. За правильный ответ – 1 балл.

Первый слог – морское животное;Второй слог – междометие;Целое – родина фарфора.

(Кит-ай – Китай).

Первый слог – нагруженная телега;Второй слог – торжество, семейный праздник;

Целое -эпоха Средневековья.

(Воз-рождение).

Первый слог – домашняя птица;Второй слог – местоимение;Целое – участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в Чехии.

(Гуси-ты – гуситы).

Первый слог – нота.Второй слог – установленный образец одежды;Целое – изменение в обществе, преобразование.

(Ре-форма – реформа).

Первый слог – первая буква алфавита;Второй слог – человек, не имеющий ни прав, ни собственности. Целое – коренной житель Аравии.

(А-раб – араб).

Первый слог – небольшой ресторан, где обслуживают за стойкой;Второй слог – русское национальное блюдо;Третий слог – предлог;Целое – одна из феодальных повинностей.

(Бар-щи-на – барщина).

Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты

Задание 7. Вопрос – ответ. (1б)

Вопросы задаются поочередно каждой команде, если первая команда затрудняется ответить, то правом ответа может воспользоваться другая. За правильный ответ - 1 бал.

В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай).

В какой стране были самые длинные стены? (Китай).

Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (Индия).

По какой лестнице никто, никогда не ходил? (По феодальной).

Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы)

Что такое “арабески”? (Арабские рисунки из геометрических фигур).

Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто они? (Ян Гус и Ян Жижка)

Самый замечательный живописец Раннего Возрождения. (Сандро Боттичелли).

Человек, который изобрел книгопечатание. (Иоганн Гуттенберг).

Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты

Задание 8 “Крылатое выражение”.-1 б.

Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить крылатое выражение и объяснить его. Оценивается в 5 баллов.

Задание для 1 команды. Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и воскликнули: “____________”

(“Что с возу упало, то пропало”).

Задание для 2 команды. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: “___________”

(“Кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает”, или “Время – деньги”).

Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты

Конкурс  Заполни  феодальную лестницу  (1 б)

                король

        

Герцоги и графы

Бароны и виконты

рыцари

Задание 10.Блиц-опрос-1б

1. Состязание средневековых рыцарей (Турнир) 
2. Народный герой средневековой Чехии (
Ян Жижка) 
3. Отрезок времени, равный 100 годам (
Век) 
4. Кочевые арабы (
Бедуины) 
5. Все работы на феодала (Барщина
6. Церковный суд в средневековье (
Инквизиция) 
7. Священный город христиан (
Иерусалим) 
8. Священный город мусульман (Мекка) 
9. Человек, дающий деньги под проценты (
Ростовщик) 
10. Сбор в пользу государства
(Налог) 
11. Новая религиозная философия, возникшая в средние века (Схоластика) 
12. Владения римского папы (
Ватикан) 

Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты

11.Подведение итогов викторины. Ведущий: Вот и закончилось наше «Колесо времени». Мы надеемся, что вы узнали для себя много нового и интересного об этой противоречивой эпохе. Игра была захватывающая, полная радостей и переживаний. И вот, наконец, настал момент награждения победителей!Жюри просим вас объявить окончательные результаты соревнования. 
(Под аплодисменты проходит награждение команд.)  Команда, набравшая наибольшее количество баллов награждается дипломом в номинации “В истории мы знаем все!”