Конспект урока истории в 6 классе Тема: «Первые киевские князья»
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Анисимова Елена Александровна

Рассматривается процесс мтановления Древнерусского государства.

Дается характеристика системе управления, а также внутренней и внешней политике первых русских князей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_kievskie_knyazya_istoriya_6_klass.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29»

Согласовано:                                                                                       __________                     

Руководитель ШМО

                                                                                 Е.А. Анисимова

Конспект урока истории в 6 классе

Тема: «Первые киевские князья»

Разработчик:                                

Учитель истории и обществознания

                                                                    Елена Александровна Анисимова                        

Березники, 2014

Цель урока:

  • Рассмотреть процесс становления Древнерусского государства;
  • Охарактеризовать систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта «Русь в IX-X веках», учебник, иллюстрации.

План урока:

  1. Деятельность князя Олега.
  2. Правление Игоря и Ольги.
  3. Походы князя Святослава.

Основные понятия: государство, полюдье, урок, погост.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.

Организация проверки домашнего задания по ранее изученной теме в форме исторической эстафеты.

Для проведения исторической эстафеты формируется две команды по 10 человек. Остальные учащиеся – группа экспертов. Доску разделить на две части, где учащиеся будут записывать ответы на вопросы. Отдельно прикрепляется карта. Участники команд поочередно отвечают на вопросы карточек, которые они получают, выходя к доске, и записывают ответы на доске.  (Вопросы к участникам команд представлены в таблице; она имеет вид итоговой записи, которая должна получиться на доске).

        Эксперты также разделяются на две группы; им участники команд по мере выполнения задания сдают свои карточки и эксперты проверяют правильность выполнения заданий. По окончании работы эксперты подводят итоги и указывают на допущенные в ответах ошибки.

        Объявление оценок.

Вопросы к команде №1

Ответ на доске

Вопросы к команде №2

Ответ на доске

Система земледелия, при которой сначала вырубали деревья, пни сжигали, распахивали землю, удобренную золой, а затем, когда земля истощалась, переходили на другой участок.

Подсечно-огневая

Система земледелия, при которой славяне распахивали и засевали участок земли до полного истощения, затем переходили на новый участок, а спустя 20-30 лет, когда плодородие восстанавливалось, возвращались на прежний участок.

Переложная

Укажите причины появления излишков продуктов питания

Совершенствование орудий труда и приемов обработки земли

Какие функции выполняли князья?

Военную и управленческую

Продолжите предложение Народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни племени, называлось (вече, ареопаг, ополчение)

Вече

Продолжите предложение Соседская община у славян, в ведении которой находились сенокосные и лесные угодья, называлась (куна, вече, вервь)

Вервь

Продолжите предложение Варяжским называлось море: Каспийское, Черное, Балтийское 

Балтийское море

Славяне называли это море Русским, греки – Потом Эвксинским. Как сегодня называется это море?

Черное море.

Назовите кочевое племя, которое в IX в. нападало на торговые караваны, шедшие по пути «из варяг в греки»

Печенеги

Кому платили дань поляне до прихода а Киев Аскольда и Дира?

Хазарам.

Когда пришли в Киев Аскольд и Дир?

В 862 г.

В каком году Рюрик пришел в земли ильменских словен?

В 862 г.

Как называли норманнов, которые осели в землях восточных славян?

Русами

Продолжите предложение Военачальник у варягов – это (каган, конунг, старейшина)

Конунг.

Кому платили дань финно-угорские племена в начале IX в.?

Варягам

Перечислите легендарных основателей Киева.

Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь

Покажите на карте город, в котором «сел» Трувор

Изборск

Покажите на карте город, в котором «сел» Синеус

Белоозеро

Покажите на карте северный государственный центр, сформированный у славян в IX в.

Новгород

Покажите на карте южный государственный центр, сформировавшийся у славян в IX в.

Киев

        Выполнение двух последних заданий происходит с зачитыванием

 вслух, и все участники игры являются свидетелями правильности выполнения задания.

  1. Учитель: Ребята, вспомните систему управления в Древнерусском государстве и охарактеризуйте компетенцию великого князя.

Ответы учащихся.

Учитель: перед первыми русскими князьями стояли важные задачи: укрепление своей власти, увеличение личных и государственных богатств за счет сбора дани и выгодной внешней торговли и обеспечение обороны страны.

        Важным фактором развития Древнерусского государства была торговля. Поэтому внешняя политика государства была сосредоточена на решении задач: укрепление границ, обеспечение безопасности государства, развитие дипломатических, торговых и культурных связей с окружающим миром, расширение территории. Важное место занимали отношения с Византией, но на пути из Киева в Константинополь лежала степь, где властвовали кочевники.

        Главным противником русичей был Хазарский каганат, сложившийся в VII в., фактически он являлся первым государственным образованием феодального типа в Восточной Европе. В IX-X вв. в этом государстве соединились две экономические системы: земледельческая и кочевническая.

Учитель: Ребята, перед вами лежит отрывок стихотворения «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Какие строки стихотворения характеризуют взаимоотношения Древнерусского государства и Хазарского каганата?

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам…

Учитель: Взаимоотношения с Византией складывались непросто. Регулярные торговые связи русов и византийцев установились в 860 г. Однако на рубеже IX-X вв. они были прерваны. Летом 907 г. Русские дружины во главе с Олегом прибыли по суше и по морю в Византию и разорили окрестности Константинополя. Византия была вынуждена согласиться на выгодный для русских договор о торговле, подписанный в 911 г.

Работа с документом. Чтение, ответы на вопросы. (см. приложение)

Итак, после смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика – Игорь.

  1. Самостоятельная работа с учебником. Учащиеся самостоятельно знакомятся с внутренней и внешней политикой Игоря (стр. 30-31) и сравнивают ее с политикой Олега, выделяя общие и отличительные черты.

Ознакомление учащихся с обстоятельствами начала княжения Ольги . Работа с документом на стр. учебника 35-36. Ответ на вопросы в конце документа.

Запись в словари понятий «урок», «погост».

Принятие христианства Ольгой учащиеся знакомятся, работая с текстом документа.

Работа с документом. Чтение, ответы на вопросы. (см. приложение)

  1. Учитель: В 957 г.  Началось правление Святослава. Давайте познакомимся с характеристикой князя, составленную по материалам «Повести временных лет» и рассмотрим скульптурный портрет на стр. 32 учебника.

Святослав много сделал для расширения границ Древнерусского государства. Но по прежнему существовала опасность со стороны Хазарского каганата. В IX в. это государство вступило в период раздробленности. В первые десятилетия экономическое процветание этого государства было нарушено ордами печенегов. Поселения были сожжены, поля вытоптаны. Окрестности крепостец и городов разорены. Из степей начался отток населения. На Русь переселялись не только рядовые земледельцы и ремесленники, но и многие хазарские воины, особенно христиане, которые нанимались на службу к киевскому князю. Князь Святослав нанес хазарам смертельный удар в 965 г., захватив главные города – Итиль, Семендер, Саркел. Каганат после этого удара так и не оправился. Окончательно разгромил каганат пришедшие из Средней Азии печенеги, которые появились в  начале X в. в окрестностях русских земель.

Работа с картой стр. 33 учебника. Военные походы Святослава.

        Вопросы учащимся: 1) С какой целью Святослав совершал столь длительные походы? 2) Как военная биография киевского князя характеризует его личность?

Закрепление пройденного материала:

1. Покажите на карте территории, вошедшие в состав Древнерусского государства при Олеге, Игоре, Ольге, Святославе.

2. Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга? Каково их значение?

3. У каждого на столах листки с вопросами теста. Учащиеся выполняют тестовые задания.

За партой сидящие ученики меняются ответами и проверяют тест вместе с учителем.

    Выберите правильные ответы:

А. Полюдье – это:

а) раздел земли между общинниками по количеству людей в семье

б) раздача военной добычи дружинникам с учётом их заслуг

в) ежегодный объезд князем своих владений с целью сбора дани

Б. Важнейшим следствием древлянского восстания 945г. является:

а) гибель князя Игоря Старого

б) установление точных норм и мест сбора дани

в) месть княгини Ольги древлянам

г) установление мира с Византией

д) призвание варягов

В. Святослав совершал военные походы против:

а) Византии

б) Болгарии

в) Швеции

г) Хазарии

д) Италии

Г. «Повесть временных лет» – это:

а) первый русский свод законов

б) первый русская художественная книга

в) первая русская летопись

г) первая русская газета

Сильные учащиеся выполняют другое тестовое задание.

- Соотнеси высказывание с именем князя, которому оно принадлежит:

Имя князя

Высказывание князя

1. Игорь

А) Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей

2. Олег

Б) Это (Киев) будет мать городам русским.

3. Святослав

В) Идите с данью домой, а я пособираю ещё.

Домашнее задание:

по учебнику прочитать § 4, вопрос 1, 3, новые термины;

по рабочей тетради выполнить задания 1,3 стр.10, 11-12

Подведение итогов.

Рефлексия.       «Я»,  «Мы», « Дело».

«Я»: как работал? Допускал ли ошибки?

«Мы»: насколько мне помогли одноклассники?

«Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".

Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований

Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.·        Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;·...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства

Тема урока:     Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что ското­водство и земледелие - величайшие открытия челове­чества, котор...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

План-конспект урока в 5 классе. Тема:"Первые Европейцы на краю Азии"

Урок включает элементы игры. Необходимые материалы (вещи) ребята могут принести с собой из дома: зонт, чай, компас и т.д. Этап урока-актуализация знаний-подразумевает индивидуальную самостоятельную ра...

Технологическая карта урока истории, 9 класс. Тема: Первая мировая война.

Цель урока: Раскрыть причины Первой мировой войны.Задачи урока:Образовательная: анализ причины и итоги первой мировой войны, гражданской войны; характеристика основных событий, оценка действий участни...