Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Тема урока:     Возникновение земледелия и скотоводства.

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что ското­водство и земледелие - величайшие открытия челове­чества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.

2. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учеб­ника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).

3 Способствовать формированию умения работать с тестами, с учебником.

Учебное оборудование:  карта мира, ИКТ, слайды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18_09_5klass_vozniknovenie_zemledeliya_i_skotovodstva.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.09.2015

Тема урока:     Возникновение земледелия и скотоводства.

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.

2. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).

3 Способствовать формированию умения работать с тестами, с учебником.

Учебное оборудование:  карта мира, ИКТ, слайды

содержание

примечание

I

Организационный момент.

II

2.        Работа с классом        Тесты (учимся отвечать и записывать)

1.        Когда на Земле появились первые люди?

а)        около 2 млн. лет назад        б) около 10 млн. лет назад                 в)около 100 тыс. млн. лет назад

2.        Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а)гарпун   б) лук     в)рубило

3.        В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?

а)        в человеческом стаде

б)        в родовой общине

в)        в государстве

4.        Основные занятия человека в период оледенения.

а) охота                б)земледелие                в)ремесло

5.        Кто управлял родовой общиной?

а)        цари        б) жрецы                в) старейшины

6.        Что называется религией?

а)        вера человека в сверхъестественные существа

б)        наука о сотворении мира

в)        наука о появлении человека

7.        В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?

а)        в человеческом стаде

б)        в родовой общине

в)        в государстве

Ключ к mecmy: 1 — а; 2 — а; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а; 7 — б.

III.        

Актуализация опорных знаний учащихся по теме Возникновение искусства и религиозных верований».

IV.

Изучение новой темы.

На доске записаны тема урока,

Итак, мы знаем, что миллионы лег люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т. е. перешел к производящему хозяйству.

Присваивающее                                                                        Производящее  (Схема на доске и в тетрадь)

    Примеры ?  Примеры ?

Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?

  1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать ст 27-28 учебника

2.        Беседа по прочитанному:

  • Когда появилось земледелие? (10тысяч лет назад).
  • Как появилось земледелие? (женщины заметили, что семена дикорастущих культур, упав на землю, на следующий год дают там всходы).

Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? (деревянной мотыгой — палкой с сучком).

  • Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).
  • На чем растирали зерна? (на зернотерках).
  • Чем очищали участок для посева? (каменным топором).
  • Какое значение имело земледелие для людей? (Оно давало пищу, теперь люди понимали, что ее можно получить, приложив свои усилия.)

3.        Работа с картой. Показать районы первого земледелия

4.        Работа с учебником Сообщение наиболее подготовленного ученика по теме: «Как возникло скотоводство».

5.        Рассказ учителя.

Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку человеку было бы очень трудно. Поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.

Учитель рисует схему на доске.

Совет старейшин

Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался с молитвой к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины.

новые слова: зернотерка, керамика, старейшина.

IV.

Закрепление изученного на уроке.

Выполни задание:

- Первобытные люди сделали много открытий, которые сохранили значение до настоящего времени. Назовите наиболее важные из них. Как люди использовали эти открытия?

V.

Итог урока.

Домашнее задание

1. Прочитать § 4 задание

2. Составить рассказ по вопросу «Как появилось земледелие и скотоводство?».

3.Уметь объяснять понятия: «старейшина», «племя», «производящее хозяйство», «присваивающее хозяйство».