Методическая разработка урока по истории Древнего мира "Возникновение земледелия и скотоводства"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Ефремова Оксана Станиславовна

Методическая разработка урока по истории Древнего мира

«Возникновение земледелия и скотоводства»

 

Тема урока:     Возникновение земледелия и скотоводства.

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что ското­водство и земледелие - величайшие открытия челове­чества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.

2. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учеб­ника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).

3 Формировать умение работать с тестами, с учебником.

Учебное

оборудование:  карта мира, ИКТ, слайды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всеобщая история    5 класс

Тема урока:     Возникновение земледелия и скотоводства.

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.

2. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).

3 Формировать умение работать с тестами, с учебником.

Учебное

оборудование:  карта мира, ИКТ, слайды

План урока:

1- Организационный момент.

2-  Проверка домашнего задания.

3  -Вводная беседа.

       4-  Изучение нового материала.

        5- Закрепление изученного материала.

        6- Домашнее задание

        7- Итог урока.

                   Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Опрос д/з      

1. Подготовка устного ответа по карточке № 4,№5.

КАРТОЧКА №4

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилось  искусство?». Для этого вспомни:

  • Как была найдена впервые пещерная живопись?
  • Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?
  • Что обозначает понятие «искусство»?

КАРТОЧКА №5 (письмено)

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия ?». Для этого вспомни:

  • Почему древние люди чаще всего изображали животное, которое поразил своим оружием человек?

*        Почему в могилы люди клали различные предметы?

2.        Работа с классом        Тесты (учимся отвечать и записывать)

1.        Когда на Земле появились первые люди?

а)        около 2 млн. лет назад

б)        около 10 млн. лет назад

в)        около 100 тыс. млн. лет назад

2.        Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а)гарпун

б) лук     в)рубило

3.        В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отноше-
ния?

а)        в человеческом стаде

б)        в родовой общине

в)        в государстве

4.        Основные занятия человека в период оледенения.

а) охота

б)земледелие

в)ремесло

5.        Кто управлял родовой общиной?

а)        цари

б)        жрецы

в)        старейшины

6.        Что называется религией?

а)        вера человека в сверхъестественные существа

б)        наука о сотворении мира

в)        наука о появлении человека

7.        В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за
одного»?

а)        в человеческом стаде

б)        в родовой общине

в)        в государстве

Ключ к mecmy: 1 — а; 2 — а; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а; 7 — б.

4. Развернутый ответ учащегося по карточке № 4.№5 

III.        Актуализация опорных знаний учащихся по теме Возникновение искусства и религиозных верований».

 IV. Изучение новой темы.

План

1) Мотыжное земледелие.

2)Скотоводство.

  1. Обработка глины и ткачество.
  2. Племя.

На доске записаны тема урока, новые слова: зернотерка, керамика, старейшина.

Итак, мы знаем, что миллионы лег люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т. е. перешел к производящему хозяйству.

Присваивающее                                                                        Производящее  (Схема на доске и в тетрадь)

    Примеры ?                                                                               Примеры ?

Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?

1.        Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать ст 27-28 учебника

2.        Беседа по прочитанному:

  • Когда появилось земледелие? (10тысяч лет назад).
  • Как появилось земледелие? (женщины заметили, что семена дикорастущих культур, упав на землю, на следующий год дают там всходы).

Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? (деревянной мотыгой — палкой с сучком).

  • Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).
  • На чем растирали зерна? (на зернотерках).
  • Чем очищали участок для посева? (каменным топором).
  • Какое значение имело земледелие для людей? (Оно давало пищу, теперь люди понимали, что ее можно получить, приложив свои усилия.)

3.        Работа с картой. Показать районы первого земледелия

4.        Работа с учебником Сообщение наиболее подготовленного ученика по теме: «Как воз-
никло скотоводство».

5.        Рассказ учителя.

Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку человеку было бы очень трудно. Поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.

Учитель рисует схему на доске.

Совет старейшин

Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался с молитвой к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины.

IV. Закрепление изученного на уроке.

        Выполни задание:

— Первобытные люди сделали много открытий, которые сохранили значение до настоящего времени.

Назовите наиболее важные из них. Как люди использовали эти открытия?

V. Итог урока.

Домашнее       1. Прочитать § 4 задание:        (7 вид нарисовать глиняную посуду)

                              2. Составить рассказ по вопросу «Как появилось земледелие и скотоводство?».

  1. Уметь объяснять понятия: «старейшина», «племя», «производящее хозяйство», «присваивающее хозяйство».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возникновение земледелия и скотоводства

Слайд 2

План урока. 1. Мотыжное земледелие. 2.Приручение животных. 3.Появление ремесла. 4.Родовые общины и племя. 5. Сверхъестественные силы.

Слайд 3

Мотыжное земледелие. Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю дикорастущие семена дают всходы. Люди стали сами сеять зерно. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства возникло земледелие. В земледелии применялись мотыги, каменный топор и серп. При помощи топора вы рубали деревья и кустарник, затем выкорчевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей. Он выступал в качестве удобрения.

Слайд 4

Первые земледельцы вскапывали землю и бросали в неё семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Растирая зерна на плоских камнях, получали муку. На углях очага пекли лепёшки. Мотыжное земледелие.

Слайд 5

Приручение животных. Мужчины иногда с охоты приносили домой детёнышей убитых животных. Они их выкармливали и приручали. Первым домашним животным стала собака, потом свиньи, овцы, козы и коровы. Так из охоты возникло скотоводство. Примерно, в то же время, что и земледелие. Жизнь человека теперь зависела от его собственного труда и умения.

Слайд 6

Появление ремесла. Из собранного урожая они научились готовить еду, а для этого нужна была посуда. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. Ткачество, которое освоили женщины, позволили изобрести ткацкий станок. С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного и шерстяного полотна .

Слайд 7

Родовыми общинами управлял старейшина . Он следил за тем, чтобы все выполняли общественные работы. Под его руководством проходили празднества. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин . Выделение знати.

Слайд 8

Брачный союз старейшина Родовая община старейшина Родовая община Совет старейшин племя Племенной союз

Слайд 9

Сверхъестественные силы. Для первобытных людей все в природе было живым и одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами . Самые могущественные духи назывались богами. Если все вокруг живое, то со всем можно договориться –нужно только обратить к богам просьбу- молитву. Изображения богов и духов назывались идолами. Идола старались задобрить жертвами.

Слайд 10

Закрепление Вера в богов и духов - … Изображение в пещерах почитаемых духов и богов … Поражение копьями нарисованных животных… Существа, которые являются фантазией древнейших людей - …

Слайд 11

1. Религия 2. Искусство (живопись) 3. Обряды 4. Оборотни Проверь себя



Предварительный просмотр:

Тест по истории Древнего мира

1.Когда на Земле появились первые люди?

а) около 2 млн. лет назад

б) около 10 млн. лет назад

в) около 100 тыс. млн. лет назад

2.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а) гарпун

б) лук    

в) рубило

3.В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?

а) в человеческом стаде

б) в родовой общине

в) в государстве

4.Основное  занятие человека в период оледенения:

а) охота

б) земледелие

в) ремесло

5.Что называется религией?

а) вера человека в богов и духов

б) наука о сотворении мира

в) наука о появлении человека

7.В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех и  все за одного»?

а) в человеческом стаде

б) в родовой общине

в) в государстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории древнего мира

Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...


 

Комментарии