Историко - литературная композиция "Россия - Родина моя!"
классный час (история, 10 класс) на тему

Павлова Ирина Валентиновна

Формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации - главная цель мероприятия. Данная разработка позволяет воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям; лучшие гражданские качества: любовь к Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории, формировать своё мнение и уметь выражать свою точку зрения, а также анализировать историческую информацию, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriko_-_literaturnaya_kompozitsiya.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Историко – литературная композиция

Тема « Россия – Родина моя!»

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации.

Задачи:

Обучающая: выяснить, какой смысл  вкладывают обучающиеся в понятие « Родина», с чем конкретно связывают они любовь к  Отечеству;

Воспитательная: воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям; лучшие гражданские качества: любовь к Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории;

Развивающая: формировать своё мнение и уметь выражать свою точку зрения, а также анализировать историческую информацию, делать выводы.

Оформление: символы государства (флаг, герб, гимн), презентация, аудиозаписи песен «Я люблю тебя, Россия», «Ты живи, моя Россия», «Гимн», свечи.

Эпиграф к мероприятию: «Умом Россию не понять,

                                               Аршином общим не измерить:

                                               У ней особенная стать –

                                               В Россию можно только верить!»

                                                                              (Ф.И. Тютчев)

I.Организационный момент

Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Наше мероприятие мы посвящаем России. Хотелось бы, чтобы вы испытали чувство гордости за свою страну, не оставались бы равнодушными к её культуре, истории, людям, которые рядом с вами; пересмотрели свои жизненные ориентиры, ценности; стали патриотами своей страны и, конечно, оставили частичку себя в истории России. У нас сегодня гости (представить)

II.Ход мероприятия.

Звучит песня «Я люблю тебя Россия», на фоне которой идет показ презентации.

Чтец1:

Под большим шатром голубых небес –

Вижу даль степей зеленеется.

И на гранях их, выше темных туч,

Цепи гор стоят великанами.

По степям в моря реки катятся,

И лежат пути во все стороны…

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася…

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову. (И. Никитин)

Ведущий: Задумывались ли вы над вопросом – «Что такое Родина?» Почему, когда мы произносим это слово из шести букв, начинается душевный трепет, возникают самые теплые и сильные чувства? Почему за Родину человек бывает готов отдать жизнь? Почему, когда мы оказываемся вдали от Родины, нас тянет домой с непреодолимой силой? Может быть, потому что в ней мы родились и выросли, любили  прогуливаться по лесным тропинкам, играли с друзьями, купались в холодной речке, здесь все для нас родное, даже цвета и запахи особенные. Здесь все нам дорого, это наши чувства и переживания, наша память, они делают человека счастливым. Или несчастным – если он потерял Родину.

Чтец2;Чтец3:

         Что значит: Родина моя?

          Ты спросишь. Я отвечу:

          Сначала тропочкой земля

          Бежит тебе на встречу.

          Потом тебя поманит сад

          Душистой веткой каждой.

          Потом увидишь стройный ряд

          Домов многоэтажных.

          Потом пшеничные поля

          От края и до края

          Все это – Родина твоя,

          Земля твоя родная.

          Чем старше станешь и сильней,

          Тем больше пред тобой

          Она заманчивых путей

           Доверчиво раскроет. (Н. Полякова)

Ведущий: А вот что говорили о Родине, о России великие люди.

« Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная, сыновья любовь – тебе, все наши помыслы – с тобой!» (М. Шолохов)

«Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека!» (Наполеон Бонапарт)

«Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души.» (Чернышевский)

«Мы русские, и с нами Бог.» (Суворов)

- А что думают о своей Родине наши студенты? Давайте дадим слово Марине ( Марина рассказывает о результатах предварительно проведенного опроса между студентами на вопросы: «Что для меня значит Родина? Считаю ли я себя патриотом?» Зачитывает ответы.)

Ведущий: Спасибо! Откуда же произошло само слово «Родина»? От какого слова? Как вы думаете?

- Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «Родина»  обозначает древнейшего бога славян Рода. Родина – это и Отечество, и место рождения человека.

Стихотворение(ведущий):

Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор.

А другим наверно вспомнится

Свой родной и милый двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

(З. Александрова)

Ведущий: Продолжаем разговор о Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого? (ответы студентов: языком, своими символами, историей, обычаями, традициями …)

- Назовите символы нашего государства. (герб, флаг, гимн). Сейчас группа ребят, которая готовила материал о символах, расскажет нам о них.

2 выступления (герб, флаг)

Герб

У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел на фоне красного щита. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван  III Васильевич, великий князь всей Руси, как его называли. Впоследствии это был герб московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

Флаг Обратимся к истории Российского флага. Флаг на Руси появился после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог. За основу флага России был взят византийский с черным орлом на золотистом фоне. Позже на орле стали изображать Георгия Победоносца в белых одеждах на белом коне. Появились «государевы» цвета, расположенные по горизонтали, - черный, золотистый, белый. В 1699 году Петр I создал новый флаг, взяв за основу голландский (красно-бело-синий), поменяв полосы (бело-сине-красные). Флаг Ивана III считался императорским, а Петра I  – государственным. Впервые флаг (бело-сине-красный) был введен указом Александра III в 1883 году для всей империи, включая Финляндию. В советское время флагом было красное полотнище с изображением серпа и молота и пятиконечной звезды у древка в верхнем углу. Флаг современной России – петровский триколор (белая, синяя, красная полосы по горизонтали). Трехцветный флаг стал  национальным флагом РСФСР с 22 августа 1991 года. Государственный же статус этот флаг приобрел после Указа Президента РФ «О государственном флаге Российской Федерации» от 11 ноября 1993 года. Что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?  Есть разные версии. По одной, считается, что расположение полос отражает понимание строения мира древними руссами: внизу мир физический (красный), выше – мир небесный (голубой), еще выше – мир божественный (белый). По другой – это содружество трех славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.

Звучит звукозапись гимна, слушать стоя.

Ведущий: История нашей страны богата событиями и радостными и печальными. Великая Отечественная война – это страница истории нашей Родины, наших родных и близких. И эту страницу должен знать каждый уважающий себя человек.

В воскресенье 22 июня 1941г. утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе война. Гитлер, захвативший полмира, цинично заявил: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы…».(Звучит куплет песни «Священная война») И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки.  Они шли дорогами войны, их имена и подвиги служат примером преданности Родине. Родина или смерть – так определили они свою судьбу и судьбу Родины. Путь к победе был долгим и трудным. Не все вернулись домой, вечная им память. И низкий поклон тем, кто завоевал Великую Победу. У нас сегодня уважаемый гость – Харитонов Вячеслав Матвеевич. (Представить его).

-Можно Вам задать вопрос? А что для Вас Родина? (Выступление гостя)

Чтец4(ответное слово, вручение цветов):

Ты вновь открыл свой старый шифоньер,

Чтоб китель взять, который весь в медалях,

Открыв, ты вниз взглянул, и сел,

Из глаз тихонько слезы побежали.

И голову свою, что вся седа,

Ты опустил в натруженные руки,

Ты вспомнил тех, кого взяла война,

И тех, кто пережил большие муки.

Тех, кто на ужин хлеб с тобой делил,

А на рассвете погибал в атаке,

Тех, кто с тобою вместе в бой ходил,

Кто кровью расписался на присяге.

Да, с той поры прошло немало лет,

Но Ваши подвиги у нас в сердцах остались,

Огромное спасибо всем Вам, дед,

Всем тем, кто первыми в атаку поднимались.

Ведущий: «Россия. Какое красивое слово: и роса, и сила, и синее что-то,» - так писал о России Есенин. А еще говорят о России: «Родниковый край, ромашковая Русь, березовые рощи». Березу считали символом России и Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. В мирное время – она радость, а в годы войны – символ чистоты, братства, верности.

Чтец5 «Березки»

Твои берёзы белые, Россия,

Твоё хранят тепло и доброту,

И только здесь могу я быть счастливым,

И только здесь любимым быть могу...

Разбудит утром солнца луч игривый –

Я уходил, покинув отчий дом,

Берёзки ждут по-женски, терпеливо,

И машут мне листвою, как платком.

Но я вернусь зимой, весной и летом,

И к ним, родимым, тихо подойду,

И перед этим чистым нежным светом –

Покой в душе и сердце обрету...

Я обниму берёзку, как невесту,

Щекой прижмусь к прохладной бересте,

Земля моя, с тобой навеки вместе –

Я остаюсь и в счастье, и в беде! (И. Чабан)

-Русская природа трогает и волнует многих из нас. Любовь к родной природе – это один из признаков любви к Родине.

Чтец6:

Все в зелени

Ручей бежит во рву.

И день последний наступает в мае.

Я падаю в высокую траву,

Как будто бы

Россию обнимаю.

Пью запах леса,

Словно молоко.

И из земли в меня -

такая сила,

Что даже от России далеко

Во мне останется

Россия

Меня, наверно, удивит Париж

Заставит Рим

Торжественно склониться.

В лесах российских –

Благодать и тишь,

Трава медовая от капелек искрится.

Вернусь сюда.

Приеду я домой.

Остановлюсь у двух берез знакомых.

Запахнет

Земляникой и рекой

И я в России –

Это значит дома.

Лесных цветов себе букет нарву,

Вдохну их удивительную силу

И упаду в высокую траву,

Как будто обниму

Россию! (В. Дорожкина)

Ведущий: Как было сказано, государство отличается от другого историей, обычаями, традициями. Какие русские традиции, праздники вы знаете и что можете рассказать о них?

(сообщения о Масленице, Пасхе, Рождестве)

- Русский народ создал огромное богатство – устное народное творчество, литературу, мудрые пословицы и хитрые загадки, песни, сказки. Эта литература стала достоинством и умом русского народа, укрепляла его нравственный облик, наполняла глубоким содержанием его жизнь. А я предлагаю вам вопросы и загадки, которые отражают символы России, её менталитет и самобытность, историю.

1.Как ласково называют Россию?(матушка)

2.У нашей страны есть официальный праздник – день России. Когда мы его отмечаем? (12 июня)

3.Зимняя обувь на Руси? (валенки)

4.На столе стоит горбатый, носик – кран его горбатый.(самовар)

5.Их в былые времена

Надевала вся страна,

Но теперь наденешь вряд ли

Ты из лыка липы …(лапти)

6.Инструмент народный этот

С давних пор известен свету,

Только кнопочку ты тронь

Запоет легко…(гармонь)

7.Подскажи кто самый главный в русской церкви православной?(патриарх)

8.Размалеваны подружки

И сидят внутри друг дружки.

Выпускаем их и вот

Получился хоровод.(матрешки)

9.По всем странам славится

Русская красавица

Белые одежки,

Золото – сережки,

С расплетеною косой

Умывается росой.(березка)

10.Такой пирог раз в год пекут

И в церковь к батюшке несут.

Он станет после освещенья

Для православных угощенье.(кулич)

11.Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю – вытру слезы.

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить.(Родина)

Ведущий: В заключении нашего мероприятия хочу пожелать Вам всем – любите свою Родину, берегите её.

Стихотворение «Берегите Россию…» по цепочке, зажигают свечи

Берегите Россию!

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию!

Без неё нам не жить

Берегите её,

Чтобы вечно в ней жить

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой,

Берегите Россию!

Нет России другой. (С. Синицын)

Звучит песня «Ты живи, моя Россия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интеграционных технологий в работе над культурологическим комментарием при изучении историко-литературного материала

Статья учителя русскогя языка и литературы, опубликованная в сборнике материалов Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин"(2011)...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

Историко-литературная игра-конкурс "Молодецкие забавы"

Содержит сценарий проведения игры-конкурса на знание пословиц, поговорок, загадок, народных песен, примет....

Историко-литературный краеведческий турнир "Родной край вчера и сегодня"

Организация историко-литературного краеведческого турнира стала традицией в нашей школе. Проводится в форме телевизионной передачи "Своя игра". Включает вопросы истории, этнографии, географии, топоним...

Сценарий историко-литературной гостиной, посвященной выводу советских войск из Афганистана

Сценарий ориентирован на читателей школьной библиотеки старших классов...

Презентация на тему: "Историко-литературная игра "Мы знаем все!""

Данная презентация может быть использована для проведения внеклассного мероприятия по истории для 5-7 классов. Игра проводилась в рамках предметной недели в формате брейн-ринга....

Учебное пособие по литературе "Историко-литературный процесс: литературные направления"

Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и дл...