Историко-литературная игра-конкурс "Молодецкие забавы"
методическая разработка по теме

Содержит сценарий проведения игры-конкурса на знание пословиц, поговорок, загадок, народных песен, примет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molodeckie_zabavy.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОЛОДЕЦКИЕ       ЗАБАВЫ

ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНАЯ

ИГРА – КОНКУРС

  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ  КЛАССОВ

Разработала воспитатель речевой шк.-интерната №22

Бакшеева Н.Д.

Кемерово - 2009ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма, любви к своей   Родине, своему народу.

ЗАДАЧИ:

*** формировать  у учащихся чувство любви к своему народу, его культуре, национальным традициям и обычаям;

***обогатить детей знаниями о русской истории;

***формировать устную речь и речевую культуру, обогатить активный словарь детей за счёт старинной лексики русского языка;

***содействовать формированию творческих способностей учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА

*На сцене:

очаг, возле него чугунок и ухват; в углу – икона, покрытая  рушником; стол с предметами  старины   (самовар,  ухват, туески,  маслобойка,  квашонка  (квашня), рубель для откатки белья, каталка и др. вещи); стенды с  предметами  рукоделия.

 *Над сценой слова  « МОЛОДЕЦКИЕ                        

                                               ЗАБАВЫ»


  *Звучит старинная музыка. Перед сценой

       в русских костюмах проходят участники

      молодецких   забав и садятся за стол.

      Вместе с участниками  входят и ведущие.

Начинается праздник словами ведущего:

«Уважаемые гости, родители, дети! Сегодня  мы собрались для того, чтобы вспомнить свою историю. Вспомнить о том, как жили наши предки, что ели, как веселились, как работали и как отдыхали. Наш   праздник  называется «Молодецкие  забавы». Думаю, что сегодня мы и сами позабавимся, станем крепче духом.

Затем  ведущая  представляет  членов жюри, гостей, а команды готовятся к  приветствию…

 ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.

Команда « Д о б р ы   м о л о д ц ы .»

Как ясный день на улице,

Пред вами « Добры молодцы»!

Сейчас  мы будем выступать,

Хотим вам силу показать,

И удаль ратную, и стать,

Чтоб аплодисменты все собрать.

         Мы все ребята  молодые,

        Весёлые и озорные,

        А для решения задачи

       Надеемся мы на удачу.

       Она у нас всегда с собою.

       И от друзей нам нет отбоя!

      С друзьями жить ведь веселей,

      И с нами в зале 100 друзей!

Друзья! Помочь команда просит вас,

Когда наступит трудный час.

Душой болейте вы за нас

Сегодня!  Здесь! И прям сейчас!

Команда  « Славяне»:

Друзья! Позвольте вам представиться:

Мы – юное поколение славян.

Час дружеского состязания настал.

Хотим мы очень всем понравиться,

Привет, соперники и зал!

      Ой вы, «Добры молодцы»!

      Вызываем вас на бой!

      Наши славные прадеды

      Пусть постоят за нас горой!

Мы про славян вам всё расскажем,

Досуг и быт их вам покажем,

Их песни славные споём,

Задорно танцы их мы спляшем,

Поводим с вами хоровод,

В игру весёлую сыграем.

       Но только вам напоминаем:

       Со скучным видом не сидеть,

       Раскрыв глаза,  на всё глядеть,

       Во всём участье принимать,

       Всем громко хлопать!

       Не молчать!

       Пожалуй можно начинать?!

                               

Ведущая:

                            Вот мы с вами и познакомились с командами. Настало время для  1-го конкурса, который называется «Что в имени тебе моём?»

  Наши  предки  считали имя важной частью

личности каждого человека. Оно имело таинственный  смысл и во  многом  определяло дальнейшую жизнь каждого ребёнка, его успехи и  неудачи, достоинства и пороки…

Эту мысль можно распространить и далее, вспомнить о названиях сёл, городов, стран.

Вы согласны с тем, что иногда прозвище жителей какого-нибудь посада, что раскинулся там, за рекой, могло ясно  характеризовать темперамент, пристрастия, внешность его жителей? А вот что можно подумать о каждом из вас и о всей команде в целом, дорогие мои, если услышать то, что обозначают ваши имена.

Итак, каждый член команды защищает своё имя, н–р, что означает имя Александр, Павел, Анастасия, Критстина, Владимир и др.

Ведущая:      Вот, мы и узнали, что означают ваши имена. Теперь мы можем перейти ко 2-му конкурсу:   «Хлеб - соль».

Ведущая:   Беллетрист Мария Семёнова в своей книге «Мы – славяне»  пишет: « Отношение  наших предков к еде заслуживает особого разговора. Еда была не просто физическим насыщением -  преломление хлеба за трапезой было сродни  церковному  причастию. Вкусившие одного хлеба, каши, земных плодов или дичи  люди в дальнейшем считали  друг друга самыми настоящими  родственниками.

   Поев в каком-нибудь доме, человек мог  рассчитывать  на помощь хозяина, но и сам уже не  смел  причинять ему зла. Таким образом, хлеб – соль, которыми по русскому обычаю встречают гостей, в своей языческой сути – не что иное, как мирный договор между двумя высоким сторонами».

   А сейчас команды познакомят нас со старинной русской кухней.

3 – ий конкурс

Участники  команд  представляют на  суд зрителей и жюри  изготовленные по старинным   русским рецептам блюда.

Ведущая:     Ну вот, мы и встретили гостей, напоили, накормили. А дальше что? Теперь их следует по-русски хорошенько потешить!

    Внимание! Объявляется конкурс « Делу – время, потехе – час».

   Сцена предоставляется участникам команд, которые будут петь, танцевать, рассказывать байки и читать юмористические стихи.   Максимальное количество баллов-5.

Начинается весёлый концерт соперничающих команд. Ребята поют весёлые русские песни, частушки и т. д.

В исполнении команды « Добры молодцы» звучит рус. песня « Ой, блины, мои блины».

Мы  блины  давно  не  ели,

Мы  блиночков  захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы   блиночки   мои!- 2 раза.

В  квашне  новой   растворили,

Два  часа  блины   ходили.

Ой, блины, блины, блины,

Вы  блиночки  мои!- 2 раза.

Моя  старшая  сестрица

Печь  блины  - то  мастерица.

Ой, блины, блины, блины

Вы   блиночки мои! -2 раза.

Напекла  она  поесть,

Сотен  пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы  блиночки   мои!- 2 раза.

На  поднос  она  кладёт,

И  сама  к  столу  несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы   блиночки  мои!-2 раза.

Одна из участниц команды выходит с подносом, на котором лежат блины, и подносит кушанье с низким поклоном членам жюри, а затем ставит блюдо с блинами на свой стол.

Поднимается участник 2-ой  команды

«Славяне», обращаясь к  ведущей праздника, говорит: « Хозяйка! А не пора ли побаловать гостей чайком?»

В исполнении команды «Славяне» звучит песня « Русский чай».

     А я чаю накачаю,

    Сладкий сахар наколю,

    Приходите, заходите,

    Я вас чаем угощу!

Ой, чай, чай, чай, русский сладкий чай!

Ой, чай, самовар

Золотого цвету.

За присест двенадцать чашек –

Усталости нету.

Ой, чай, чай, чай, русский сладкий чай!

     Всем полезно, скажем прямо,

     Молочко и масличко,

     Чай со сливками покрепче –

     Вот оно здоровьичко!

Ой, чай, чай, чай, хорош напиток

                                 крепкий  чай!

    Если холодно -  согреет,

    Жарко -  жажду утолит,

    Заболеешь   иль  устанешь,

   Крепкий чай надо попить!

Ой, чай, чай, чай гостей чаем угощай!

Выходит на середину зала один из «Славян» с самоваром и ставит его на стол к жюри.

От весёлых песен участники обеих команд переходят к не менее весёлому переплясу.

4 – ый конкурс

Ведущая:  

   «По  одёжке встречают»… Эта поговорка пришла к нам из глубокой старины. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду – племени  принадлежит, каково его положение в обществе.

Многие учёные  считают, что в те  времена  «гардероб»  любителей покрасоваться,  тоже  был  весьма  богат и разнообразен. Славились в старину наши  мастерицы русской вышивкой и узором.

   Есть хорошие рукодельницы и в наше время.

В нашей школе они тоже есть!

    (Зачитываются имена рукодельниц и показываются стенды, на которых представлены их работы по вязанию, макраме, вышиванию и т. д.).

5 – ый конкурс

Ведущий:     А теперь я объявляю конкурс, который носит название «Делать было нечего», в котором команды должны разгадать «кроссворд».

    На сцене выставлены предметы старины, к ним прикреплены таблички с номерами. Надо вспомнить, как называются эти предметы. Это и есть ваше задание.

**В этом конкурсе таблички с номерами крепятся к ухвату, прялке, кочерге, коробу, рубелю, валику, пяльцам и т. д.

**Командам раздаются нарисованные на листе ватмана кроссворды и в отдельных конвертах задания.

     **Команде «Добры молодцы».

1 .В узкой крынке ступка

   Скачет бойко – бойко,

   Взбивается там масло .

   Ведь это….(?)     (маслобойка)    

2. Как пойду я  во  лесок

   Нарвать ягод спелых

   Иль грибочков белых,

   То возьму с собою….(?)  (туесок)

3. Шла девица по водицу,

   Два ведра с собой взяла.

   И, чтоб не сломалась поясница,

   На ….. их несла.   (коромысло)

4. Ух  ты, ах ты!

    Сплету из лыка …(?)  (лапти)

    Чтобы весело плясать,

    Весело притоптывать!

5. Я не  хвастая,  скажу:

    Всех друзей омоложу!

    Идут ко мне  унылые с морщинками,

                    со складками,

    А уходят очень милые,

    Весёлые и гладкие.

    Кто я?        (утюг)

**Команде «Славяне»:

1. Положу туда муку,

   Яйца, дрожжи, молочко

   И немного сахарку.

  Перемешают всё ручонки,

  И тесто выстоит в… (?)   ( квашонке)

2.Стоит толстячок,

   Подбоченивши бочок,

   Шипит и кипит,

    Всем чай пить велит.  

    Что это?                         (самовар)

3. Как на матушке – Руси

   Свадебку играли,

   С хлебом – солью,

   С…(?)   (рушником)  молодых встречали.

4. Чтоб из шерсти нить сплести,

    А потом в клубок смотать,

   Надо…(?)    (веретено)  в руки взять.

5. Чтобы девушкам узоры вышивать,

                                              рукодельничать,

    Надо …(?)    (пяльца) в руки взять.

Пока команды отгадывают кроссворды, ведущая  предлагает гостям в зале тоже ответить на вопросы, касающиеся древним обычаям на Руси:

1. Как называется на Руси праздник прощания с зимой?          ( масленица)

2. Какое угощение обязательно на масленице?      

                                 ( блины)

3. Назовите 4 блюда русской кухни.

             ( щи, блины, каша, пироги)

4. Как называется русская мужская рубашка?  

                               ( косоворотка)

5. Какую обувь носил крестьянин на Руси?

                                   (лапти)

6. И в светлицу входит царь:   « В низенькой светёлке огонёк горит.» Что такое светлица или светёлка?       (девичья комната)

7. Какое национальное дерево на Руси?

                                  ( берёзка)

8. Назовите полюбившийся всему миру русский сувенир.      ( матрёшка)

9.Какой русский город называют городом мастеров?         ( Тула)

10. Как называют людей, которые делают валенки?                ( катальщики, каталы)

6-ой конкурс : «Один за всех и все за одного».

Ведущая:     Предлагаю командам задать друг      другу перекрёстные вопросы по дохристианской истории Руси. Это идёт речь о язычестве, о быте крестьянства.

            Далее следуют такие вопросы:

*Как звали жену домового?     (Большуха)

**Кто такой Перун?     (Славянский бог грома)

*Как звали богиню красоты и любви у славян?

                                                       (Лада)

**В каком месте у славян не принято ставить дома? Какие вы знаете строительные приметы?       (Воротами и   окнами нежелательно ставить на  север. Нельзя строить дома на перекрёстках дорог, на окраинах, на болотах, т.к. эти места облюбованы нечистой силой. Хорошо ставить дом на возвышенности и на берегу чистого водоёма).

*Есть ли в старинной деревенской избе символические уровни, выражающие идею построения Вселенной?       (Да, есть! Крыша, сруб и подвал символизируют  соответственно: небо, землю, преисподнюю. Вот почему в подвале всегда немного страшно.)

**Кто «оберегал»  жилище славян?        (Дух дома – домовой, во дворе хозяин – дворовой, в овине – овинник, а в бане – банник. Но по верованиям христиан, все эти духи были нечистыми. Вместо них хозяин дома, например, Иван или Пётр, может прибегнуть к заступничеству своих небесных покровителей (соответственно святого Иоанна Крестителя или апостола Петра).

*Какие реальные существа – обязательные атрибуты «чистого» дома?

        (кошка, петух)

**Чего не бывает в доме у Бабы – Яги?

      (Того, чего она боится: дневного света и всего святого. В её доме нет окон, нет креста и икон).

*По какому небесному светилу выстроили славяне свой календарь?

        (В первую очередь по солнцу, хотя и луна не исключалась из системы счёта времени).

**Именами языческих богов в славянском календаре называли отрезки времени – месяцы. Таким образом, год делился на соразмерные части. Назовите  имена  этих богов.   (Ярила, Купала, Перун, Рожаницы, Макошь, Морена или Масленица).

*В каком мире Баба – Яга была царицей?

               (в царстве мёртвых).

Могла ли Баба – Яга видеть живых из своих владений? Если да, то как?

      (Баба – Яга не могла видеть живых людей из своего тёмного царства. Считалось, что мёртвые слепы относительно живых. Она была способна созерцать лишь свои владения).

**Назовите имя славянского поэта-певца.

Про него известно, что он был «велесовым» внуком.        (Баян)

7–ой конкурс:   «Усёк с полуслова».

Командам предлагается по очереди продолжить следующие пословицы и поговорки, при этом  если одна команда затрудняется с ответом, то право ответить переходит к другой команде – сопернице. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

       Примерные вопросы:

1. Дома солома едома,  а в гостях и овёс  не едят.

2. Домашний телёнок лучше заморской  коровы.

3. Дома и стены  помогают.

4. Дом вести -  не лапоть плести или  не рукавом

трясти.

5. Дома в прикуску, а в гостях внакладку.  

6. Муж и жена - одна сатана.

7. На бога надейся,  а сам не плошай.

8. Один пашет, семеро  руками машут.

9. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

10. Долог день до вечера -  коли делать нечего.

11. Каков поп - таков приход.

12. Мал золотник,  да дорог.

13. Без труда  не вытащить рыбку из пруда.

14. Один в поле не воин.

15. Не плюй в колодец - пригодится воды  напиться.

16. Баба с возу - кобыле легче.

17. Один в поле  не воин.

18. Старость  не радость.

8 – ой конкурс:   «Знай и умей».

От каждой команды вызывается  по 1 человеку. Им выдаётся мятый рушник, рубель и валик. Ребята должны показать, как с помощью этих инструментов можно выгладить бельё. (В старину это делали так: наматывали бельё на валик и катали его по столу с помощью рубеля.)

Перед последним конкурсом жюри подводит предварительные итоги.

9 – ый конкурс

Число 9 считается священным в славянской мифологии. Этим конкурсом под номером 9 мы и заканчиваем наши «Молодецкие забавы». Объявляется турнир частушечников!

     Начинают турнир «Добры молодцы».

Начинай, товарищ, песню,

Кудреватая  башка.

Девяносто песен знаю,

Да и дома два мешка.

           По деревне мы идём,

           Свой порядочек ведём,

           Через дом ворота мажем,

           Через два окошки бьём.

Я не сам ворота мазал,

Мазала мазилочка,

Не от радости я мазал,

Изменила милочка.

            Хулиган мальчишка я,

           Рубашка бело – розова

           Я не сам окошки бил,

           Палочка березова.

Не ругайте вы меня,

Всю работу знаю я,

Жать, косить, коров доить,

В обе руки молотить.

          Дайте мне клочок землицы,

          Чтобы было что пахать,

          Дайте мне мешок пшеницы,

         Чтобы было что бросать.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Продолжают конкурс частушечников команда «Славяне».

                Сам играю, сам пою,

               Подпевать – то некому.

               Дайте мне подпевочку -  

              Лет семнадцать девочку!

Гармонист, гармонист,

Выйди на дорожку.

 Я ни разу не плясала

Под твою гармошку.

              Много девушкам работы –

              То полоть, то поливать,

             Много девушкам заботы –

             То любить, то забывать.

Что вы мало посидели?

Посидели бы ещё!

Мы на вас не нагляделись,

Поглядели бы ещё!

Пели, пели петухи,

Потом запели курицы.

Не пора ли уметаться

Нам, ребята, с улицы?!

Под аплодисменты зала участники покидают сцену.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Пока жюри совещается, чтобы объявить итоги «Молодецких игр», хозяйка праздника предлагает зрителям и участникам поразгадывать загадки:

*Платье потерялось, пуговки остались.     ( рябина)

*Полна ночь пирогов, а посреди каравай.

                                               ( звёзды, месяц)

*По какой реке пол года ездят, а пол года ходят?                                       (по замёрзшей)

*Лёд трещит, вода плещется, молодая царица умывается.       (весна)

*Пять  братьев  годами  равные, ростом разные.                                    ( пальцы)

* Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги.     (стол)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интеграционных технологий в работе над культурологическим комментарием при изучении историко-литературного материала

Статья учителя русскогя языка и литературы, опубликованная в сборнике материалов Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин"(2011)...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

Историко-литературный краеведческий турнир "Родной край вчера и сегодня"

Организация историко-литературного краеведческого турнира стала традицией в нашей школе. Проводится в форме телевизионной передачи "Своя игра". Включает вопросы истории, этнографии, географии, топоним...

Сценарий историко-литературной гостиной, посвященной выводу советских войск из Афганистана

Сценарий ориентирован на читателей школьной библиотеки старших классов...

Презентация на тему: "Историко-литературная игра "Мы знаем все!""

Данная презентация может быть использована для проведения внеклассного мероприятия по истории для 5-7 классов. Игра проводилась в рамках предметной недели в формате брейн-ринга....

Историко-литературная композиция "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Данная  историко-литературная композиция с использованием ИТ, посвящена Дню Победы над  фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг....

Учебное пособие по литературе "Историко-литературный процесс: литературные направления"

Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и дл...