Главные вкладки

    интеллектуальная игра для учащихся 9 класса.
    план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

    Морозова Татьяна Вячеславовна

    Интеллектуальная игра для учащихся 9 класса по теме "Курская битва".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_igra.docx41.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Мы не забудем Курскую битву, но трижды враг её не позабудет…»

    (Интеллектуальная игра для учащихся 9 класса)

         Так как знаний, излагаемых в учебниках и учителем недостаточно для подобного состязания, то в качестве опережающего задания учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, материал специальных сайтов в Интернете, посвящённых Великой Отечественной войне в Курской битве. Поэтому к  этой интеллектуальной игре нужно готовиться заранее – примерно 10 дней. В течение этого времени формируются две команды по пять человек, каждая из которых выбирают себе капитана. Роль ведущего берёт на себя учитель истории. Для подведения итогов выбирается жюри из учащихся 11 класса, сдающих экзамен ЕГЭ по истории.

    Цель проведения игры: в игровой форме проверить, укрепить и углубить знания о Курской битве; дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении дополнительных источников и литературы, посвящённых данной теме; воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны, формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

    Оборудование: 1. Выставка книг и плакатов, посвящённых Курскому сражению. 2. Историческая карта «Великая отечественна война 1941-1945 гг.». 3. Портреты героев, полководцев с временно закрытыми фамилиями. 4. Хронометр. 5. Компьютерная аппаратура, проекционное оборудование с материалами, посвящёнными Великой Отечественной войне и Курской битве, диски с записями песен военных лет, интерактивная доска. 6. Игровая карта для жюри и задания для участников.

         Приглашён ветеран Курской битвы, который своим «живым» рассказом поможет создать соответствующий настрой у зрителей и участников.

         Игра состоит из шести туров, содержательно соответствующих проблемам и событиям сражения на Курской дуге.

         Каждому этапу мероприятия соответствует своя группа заданий, которые выполняют участники команд и болельщики («группа поддержки»).

    Игровая карта

    Название тура,

    времени выполнения задания

    Содержание

    Категории оценивания

    Кол-во

    баллов

    1. «Затишье перед боем»

    (30 сек. На один вопрос)

    Участники команд поочерёдно отвечают на вопросы ведущего, направленные на выяснение имеющихся знаний о подготовке сражения, планах противоборствующих сторон.

    2 балла за правильный ответ.

    Если команда дает неверный ответ, возможна помощь болельщиков, но тогда за правильный ответ начисляется 1 балл.

    Если «группа поддержки» тоже отвечает неправильно, возможность выполнить задание получат другая команда.

    2. «Горячее лето 1943 г.»

    (3 мин.)

    Команды получают одинаковые тестовые задания на листках  и выполняют его, затем сдают жюри, которое быстро подводит итоги.

    5 тестовых вопросов о событиях Курской битвы с одним правильным ответом. 1 балл за каждый правильных ответ.

    3. «Полководцы великой битвы». Конкурс болельщиков (проводится во время ответа команд на задания второго тура)

    используется видеооборудование, болельщикам команд поочерёдно демонстрируются портреты советских полководцев, принимавших участие в подготовке и проведении Курской битвы.

    .

    Болельщики команд должны в течении 30 сек. Определить, кто изображен на экране. Если ответ одной команды неверный, свой вариант предлагает «группа поддержки» другой команды. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 балл.

    В копилку команды, болельщики которой знают больше полководцев, начисляется количество баллов, равное разнице верных ответов.

    4. Историко-литературный конкурс (30 сек).

    Команды исследуют фрагменты литературных произведений, посвященных Курской битве и отвечают на вопросы ведущего. Им даётся одинаковое задание, победитель выявляется в очном интеллектуальном поединке.

    3 балла за каждый правильный ответ. Жюри может снизить оценку за неточности или неправильных ответ.

    5. «Оружие Курской битвы» (30 сек на обдумывание ответа)

    6. «Дорогами Курской битвы»

    (1 мин)

    Команды действуют в режиме брейн-ринга. Им необходимо раньше соперников дать  ответ на поставленный ведущим вопрос. Капитан извещает ведущего о готовности ответить  поднятием руки. Если команды не дают  знак готовности в отведённый период времени, ведущий «Снимает» данный вопрос с конкурса»

    Блиц – турнир. Команда за отведенное время 1 (мин) должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего.

    За правильный ответ команда получат 2 балла.

    Если опередившая команда дает неверный ответ, то вторая может предложить свой вариант.

    Если он правильный, то опоздавшей команде прибавляется только

    1 балл.

    За каждый правильный ответ –

    1 балл.

    Общее количество баллов:

    Ход исторической – познавательной игры.

         Ведущий. Наша интеллектуальная командная игра посвящена одному из самых тяжёлых, но одновременно наиболее выдающихся и славных событий истории Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945 гг..   Событие это – Курская битва лета 1943 г..   Чем дальше уходит в прошлое драматизм тех дней, чем меньше остаётся в живых участников этого сражения, тем труднее сохранить в памяти то, что произошло на Огненной дуге.

    Во многих книгах о Второй мировой войне, написанных за рубежом, Курская битва вообще не упоминается, или рассматривается вскользь как малозаметное, рядовое событие. Но факты истории – упрямая вещь, и не только для серьёзного исследователя. А они говорят сами за себя. Размах и напряжение противоборства СССР и нацистской Германии достигли под Курском невиданного ранее масштаба и накала. В сражении с обеих сторон в ходе битвы было последовательно вовлечено более четырёх миллионов человек, около семидесяти тысяч орудий и миномётов, более тринадцати тысяч танков и самоходных орудий и около двенадцати тысяч боевых самолетов, что было значительно больше , чем это имело место в боях под Москвой и Сталинградом.

         Уже одно это доказывает, что Курское сражение было одним из величайших событий Второй мировой войны, выдающимся проявлением мужества и героизма советских людей. Наш народ одержал не только военную, но и морально-волевую победу. Способность к преодолению гигантских трудностей и тяжелейших испытаний, постоянная готовность к подвигу во имя Родины стали нормой поведения советских людей. Об этом нельзя забывать никогда.

    За Сеймом, на холмистом берегу,

    Незваный гость по нашим селам блудит.

    Мы не забудем Курскую дугу,

    Но трижды враг её не позабудет!

                            (Геннадий Степанов. «Письмо»)

         Нам сегодня предстоит вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в итоге привели к великой Победе.

         Далее ведущий представляет команды, объясняет условия и правила проведения игры.

    Ведущий. Наша игра состоит из нескольких туров, задания  каждого из них посвящены какому-либо событию Курского сражения. Первый этап командной игры содержательно отражает подготовительный период сражения, планы его проведения, поэтому он получил условное задание «затишье перед боем».

    Ах, затишье перед боем,

    Не баюкай, не морочь.

    Нынче криком, свистом, воем

    Разразится эта ночь.

    Николай Перевалов. «Перед боем»)

         В этом турнире команды должны поочерёдно ответить на вопросы ведущего.

    1 ТУР

    «Затишье перед бурей»

         1. 15 апреля 1943 г. Гитлер подписал оперативный приказ № 6. Именно он дал начало крупнейшей немецкой наступательной операции на советско-германском фронте. Каково её кодовое название?  (Цитадель)

         2. Перед  операцией  на Курской дуге германское командование перевело 5 авиационных групп с Запада для усиления своего воздушного флота на советско-германском фронте. А на  основе какой авиационной группы он был сформирован? (Восток)

         3. Советское командование для укрепления обороны и усиления своих войск образовало Резервный фронт. Его части располагались на открытой, безлесной местности. Поэтому позднее он был переименован. Какое название он получил? (Степной)

         4. Какому органу принадлежала вся власть в стране  в дни подготовки к Курскому сражению? (Государственному комитету обороны)

         5. Курская битва включает в себя три крупные операции советских войск – Курскую оборонительную, Белгородско - Харьковскую наступательную и какую ещё? (Орловскую наступательную).

         6. Перед Курской битвой велась серьёзная дипломатическая подготовка. Для того, чтобы укрепить антигитлеровскую коалицию, в мае 1943 г. Была распущена мощная международная организация, деятельность которой вызывала большое недоверие среди западных союзников. Какая? (Коминтерн)

         7. Германское командование рассчитывало после успешного завершения Курской битвы с ходу наступать на юго-восток. Эта операция называлась так же, как и новый образец немецкой военной техники, появившийся на полях курского сражения. Как?  («Пантера»)

         8. Менее чем  за месяц до начала Курской битвы И.В. Сталин писал Президенту США Ф. Рузвельту: Это ваше решение создаёт исключительные трудности для Советского союза, уже два года ведущего войну с главными силами Германии  и ее  сателлитов

    с крайним напряжением всех своих сил… Нужно ли говорить о том, какое тяжкое и отрицательное впечатление  произведет  оставление нашей армии… без ожидавшейся серьёзной поддержки со стороны англо- американских армий». Что ожидал И.В. Сталин от союзников? (Открытие второго фронта в Европе)

         9. Существуют данные, что Германия в случае победы в Курской битве намеревалась осуществить вторжение в одну из нейтральных стран Европы. Для этого даже разрабатывалась операция под кодовым названием «Песец». О какой стране шла речь? (Швеция)

         10. Готовясь к Курскому сражению, советское командование разработало планы двух контрнаступательных операций. Они были названы фамилиями выдающихся советских полководцев. Одна получила название «Полководец Румянцев». А как называлась вторая? («Кутузов»).

    Жюри подводит итоги первого тура игры.

    Ведущий. Воспользовавшись стратегической паузой, советская и германская сторона разработали свои планы ведения сражения на Курской дуге. Всю силу первоначального удара немецкое командование решило сконцентрировать на очень узких участках фронта под Курском. Оно рассчитывало мощным таранным ударом быстро прорвалось по городу, окружить и уничтожить самую крупную группировку советских войск. А советское военное руководство сумело своевременно вскрыть планы врага и провести огромную работу для отражения нового немецкого удара и подготовки контрнаступления. В таких условиях началась Курская битва.

    Обрушился огонь орудий,

    И целых три часа подряд

    Не разговаривали люди

    И били пули невпопад.

                                              (Марк Лисянский)

         Так развернулись боевые действия горячего лета 1943 г., так называется и второй тур нашей интеллектуальной игры, посвящённый главным событиям Курской битвы.

         Команды получают листы с тестовыми заданиями, где отмечают правильный вариант ответа, а затем сдают лист жюри.

         

    2 ТУР

    «Горячее лето 1943 г.»

    1. Какое бытовое название получила линия фронта на центральном наступлении весной 1943 г.:

         1. Курский выступ

         2. Харьковская впадина

         3. Белгородская дуга

         4. Орловский клин

    2. Определите направление главных немецких ударов в ходе осуществления операции «Цитадель»:

         1. Из Курска на Орёл и Белгород

         2. Из Харькова на Курск

         3. Из районов Орла и Белгорода на Курск

         4. Все выше приведенные варианты неверны

    3. Операция «Цитадель» фактически завершилась 12 июля 1943 г.:

         1. Захватом Курска

         2. Переходом немецких войск к обороне

         3. Разгромом советских войск

         4. Отступлением немецко-фашистских войск из Орла и Белгорода

    4. Советские полководцы первоначально предлагали два варианта действий на Курской дуге: оборонительный с последующим переходом в контрнаступление; и наступательный – нанесение опережающего удара по германским войскам. Кто выдвигал вариант, который был реализован на практике?

         1. К.К. Рокоссовский и Н.Ф. Ватутин

         2. Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский

         3. А.М. Василевский и Н.Ф. Ватутин

         4. Г.К. Жуков и А.М. Василевский

    5. Чем завершилась советская военная операция «Кутузов» в ходе Курского сражения:

         1. Освобождение Орла

         2. Освобождение Белгорода

         3. Освобождение Харькова

         4. Освобождение Белгорода и Орла

        Ведущий зачитывает задания и даёт правильные варианты ответов, а жюри сверяет их с теми, которые указали участники игры, и начисляет соответствующие баллы.

         С целью придать игре большую динамичность в то время, пока команды отвечают на тестовые вопросы, организуется состязание болельщиков соревнующихся команд.

         Ведущий. Огромную роль в Курской битве сыграло советское полководческое искусство генералов и высших офицеров, которые разработали и осуществили грандиозные стратегические операции по разгрому врага на полях сражений летом 1943 г.

       Одна тишина, да изломы траншеи,

       Да звёздные каски, да вражеский вал.

       И что-то в тиши этой зреет и зреет.

       За стрелкой секундной следит генерал.

       (Сергей Поделков. «Ожидание»)

    3 ТУР

    «Полководцы великой битвы»

         Болельщикам команд поочерёдно демонстрируются портреты советских полководцев, принимавших участие в подготовке и проведении Курской битвы. Они сопровождаются краткими пояснениями(военное звание и должность в тот период) без прямого указания фамилии военного деятеля. Ребята должны их назвать.

         1.  Маршал Советского Союза, заместитель Верховного Главнокомандующего  (Г.К. Жуков)

         2.  Маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба (А.М. Василевский)

         3. Генерал армии, командующий Центральным фронтом (К.К. Рокоссовский)

         4. Генерал армии, командующий Воронежским фронтом (Н.Ф. Ватутин)

         5. Генерал армии, командующий Степным фронтом (И.С. Конев)

         6. Генерал армии, заместитель начальника Генерального штаба (А.И. Антонов)

         7. Генерал, командующий 1-й танковой армией  (М.Е. Катуков)

         8. Генерал, командующий 5-й гвардейской танковой армией (П.А. Ротмистров)

         9. Генерал, командующий 11-й гвардейской армией (И.Х. Баграмян)

         10. Генерал, командующий Западным фронтом (В.Д. Соколовский)

                Жюри подводит итоги, начисляет баллы.

         

         Ведущий. Большой вклад в общую победу над врагом внесли деятели культуры. Многие из них сами участвовали в Курской битве в качестве журналистов и репортёров, бойцов. Они во всех подробностях описали её в своих произведениях, воплотили свои впечатления в свои стихи.  Сами участники битвы тоже оставили свои литературные заметки  и мемуары об этом великом сражении. Поэтому эти материалы могут быть использованы в качестве исторических источников. Им посвящён следующий тур нашего интеллектуального мероприятия. Основными действующими лицами в нём будут капитаны команд. Они сойдутся в очном состязании.

         Я только раз видала рукопашный.

         Раз – наяву. И тысячи – во сне.

        Кто говорит, что на войне не страшно,

         Тот ничего не знает о войне

                                        (Юлия Друнина)

         Капитанам  команд придётся добывать знания о войне, а точнее о Курской битве на основании литературных источников и соотносить их с теми данными, которые у них уже имеются.

    4 ТУР

    «Историко-литературный» конкурс для капитанов

         Ведущий зачитывает капитанам фрагменты литературных произведений, а они должны ответить на вопросы к ним. Первым право ответа получает тот, кто раньше поднимает руку. Если ответ неверный, то возможность ответить переходит другому капитану. Участники команд и болельщики не имеют возможности оказать помощь.

      1. В стихотворении поэта А. Головкова есть такие строки:

         В сорок третьем под Понырями

         Враг пытался в смертельном бою

         Бронированными кулаками

         Выбить русскую душу мою.

        О каком этапе Курской битвы здесь идёт речь? (Попытка осуществления операции       «Цитадель»).

       2. В стихотворении «Огонь» А.Т. Твардовский писал:

         Он мощь свою в борьбе обрёл,

         Жестокой и кровавой,

         Солдат – народ. И вот Орёл –

         Начало новой славы.

    Какое название имела операция советских войск о которой говорится в последних двух строках? (Контрнаступательная операция «Кутузов»).

       3. Поэт Н. Ушаков так описал этот день в своём произведении:

         Харьков слышит гул родных орудий,

         Гул всё громче.

         Звук разрыва сух.

         Превратились в  слух

         Дома и люди

         И деревья

         Превратились в  слух…

         За противотанковыми рвами,

         За скрещением дорог

         Вдали

         Харьков вырастает перед нами.

         Мы идём,

         Мы входим,

         Мы вошли.

       Какое название имел план операции, последний день которой описан в данном стихотворении? (Полководец Румянцев)

         

      4. В боях под Курском немецкие танковые части  применили особенную тактику. Вот как её описывает советский писатель А. Ананьев в своём романе: «В центре…двигались лёгкие танки, самоходные пушки и гусеничные тягачи с автоматчиками-десантниками, а по бокам – тяжёлые танки. Они как бы прикрывали соей бронёй всю громадную железную лавину».

         Какую геометрическую фигуру напоминал строй немецких танков? (Ромб.  А.Ананьв»Танки идут ромбом»).

      5. Генерал армии С.М. Штеменко своих мемуарах вспоминал: «генерала Антонова и меня вызвали в Ставку. «Читаете ли военную историю?» - обратился  Верховный к  Антонову и ко мне. Мы смешались, не зная, что ответить. Вопрос показался странным: до истории ли было тогда! А Сталин между тем продолжал: «Если бы вы её читали, то знали бы, что ещё древние времена, когда войска одерживали победы, то в честь полководцев и их войск гудели во все колокола. И нам неплохо бы как-то отмечать победы более ощутимо, а не только поздравительными приказами»».

         Каким образом была отмечена победа советских войск, освободивших Орёл и Белгород? (Салютом в Москве).

       

        6. От имени этих людей, сражавшихся  с врагом в районе Курска, поэт А. Мерков написал следующие строки:

        В тылу врага мы бьёмся непреклонно,

        Повсюду наши зоркие посты,

        Взлетают в небо вражьи эскадроны,

        Пылают склады, рушатся мосты.

        Каково условное название операции, которую осуществляли эти люди?   («Рельсовая война». А. Мерков. Походный марш курских  партизан)

         7.  Ю. Гончаров В повести «Сто холодных ночей» так описывается немецкий танк, который широко использовался в Курской битве: «По полю, приплюснутый и широкий, покачивая выставленным впереди себя оружейным стволом, движется немецкий «тигр». Он ещё далёк

    Но от низкого рычания мощного дизеля, спрятанного внутри его многотонной туши, в моих ушах точно вата… Танк ещё далеко . Да и бесполезно стрелять ему в лоб, спереди  у него толстая броня, в ней вязнут снаряды даже полковых пушек… Этот танк сделан из новой сверхпрочной стали».

         Какую ошибку допустил писатель в описании технических характеристик этого танка? («Тигр» был оснащён не дизельным, а карбюраторным двигателем).

         8. В стихотворении А.Т. Твардовского, посвященного героям Курской битвы, есть такие строки:

         И голос праздничных орудий

         В сердцах взволнованных людей

         Был отголоском наших буден,

         Был громче наших батарей.

         И каждый дом и переулок,

         И каждым камнем вся Москва

         Распознавала в этом гуле

         Орёл и Белгород – слова.

         Какое конкретное событие описано в данном фрагменте стихотворения? (Первый салют в Москве в честь освобождения Орла и Белгорода).

         9.  Белорусский поэт П. Панченко в 1943 г. Написал такие строки в стихотворении «Герой»:

         Он крикнул гневно: «Вставай пехота,

         Мы не на пляже, а на войне!»

        И лёг на колючку, обвившую доты,

        И сотни солдатских сапог – полроты-

        Прошли по его спине.

       Что означало слово «доты? (Аббревиатура – долговременная огневая точка.)

       Жюри подводит итоги данного тура.

        Ведущий. Чтобы разбить врага, нужны не только храбрость и воинское умение, третье слагаемое победы – оружие. Курское сражение это наглядно продемонстрировало, оно было не только противостоянием людей, но и битвой военной техники.

    Дымный ветер эпохи –

                                                                            Разбойник и мастер.

                                                                            Непреложное время.

                                                                            Огонь и беда.

    Как магнитом копилки,

                                                                            Магнитною массой

                                                                            Всё железо Европы

                                                                            Притянуло сюда.

                                                                                                                     (В. Костров)

    «Оружие Курской битвы»

         Командам предлагается в ходе брейн-ринга (быстро и правильно) ответить на вопросы ведущего, посвященные вооружению армий, которое применялось в ходе Курского сражения.

        1. Перед началом Курской битвы, чтобы подбодрить свои войска, германское руководство провозгласило лозунг: «лучшему солдату - …» Озвучить вторую часть лозунга. (Лучшее оружие).

        2. Советское командование на Курской дуге выстроило глубокоэшелонированную сторону. Против какого рода войск она предназначалась в первую очередь?  (Против танков).

        3. На подступах к городу Курску было выстроено более 900 дзотов. А что это такое? (Долговременная огневая точка.)

         4. Это орудие, которое активно применялось в Курской битве, немецкие солдаты называли «адская мясорубка» а как его называли советские воины? («Катюша»)

        5. Этот шедевр военной техники конструкторов М.И. Кошкина, А.А. Морозова, Н.А. Кучеренко сыграл выдающуюся роль не только в Курской битве, но и время Великой Отечественной войне. Что это было? (Средний танк Т-34)

         6. На курской дуге применялся самолет У -2, который с 1944 года после смерти его изобретателя стали называть ПО -2, а как его назвали советски6е солдаты? (Кукурузник)

         7. На некоторых советских самолётах, воюющих в небе над Курской дугой, были изображены два льва с золотой пастью. Кому они принадлежали?(нашим союзникам – французской авиаэскадрилье «Нормандия»).

        8. Если летом 1941 г. Немецкие танки были выкрашены в яркий чёрный цвет,   как изменилась их окраска на Курской дуге? (Танки  были  выкрашены в  защитный  серо-зелёный цвет)

        9. В Курском сражении активно применялись самоходные артиллерийские установки (САУ) Чем отличалась конструкция САУ от танков?  (Башня танка вращается, а рубка САУ не поворачивается  вокруг  своей оси)

        10. Многие немецкие танки, принимавшие участие в Курском сражении, были светло-жёлтого цвета. Почему?  (Они были переброшены с африканского фронта, где воевали в песках).

         11.  На Курской битве сражали не только люди, но и танки со звериными названиями – «тигры» и «пантеры».  А какая техника получила название «слон»?  (Немецкая САУ «элефант»).

         12.  В летних боях 1943 г. неплохо проявил себя немецкий тяжелый танк «Тигр». Советские конструкторы танков приняли «вызов» и чуть позднее создали свой новый тяжёлый танк, Как он назывался?   (ИС (Иосиф Сталин).

         13.  Советские воины и техника шли в бой с красным знаменем с серпом и молотом, а какое знамя использовала германская армия? (На флаге – чёрная свастика в белом круге на красном поле.)

        14. В курской битве советские войска впервые использовали новый вид бомбы. Для каких целей она специально применялась?  (Против танков)

        15. В курском сражении немцы широко применяли бомбардировщики «Юнкерс 87», шасси у них убиралось, и над колёсами для уменьшения сопротивления воздуха устанавливались обтекатели, внешне похожие на образец старой русской обуви, только гигантских размеров. Как советские лётчики  прозвали эти самолёты?   («Лапотники»)

         16. В сражении лета 1943 г. Немцы применяли 6-ствольный миномёт. Звук при выстреле мины из него напоминал вопль осла. Какое прозвище дали ему советские бойцы?  («Ишак»).

         17. С каким холодным оружием сравнивал Гитлер Курский выступ?  (Кинжал, направленный в сердце России).

         18. В одном военном музее имеются следующие данные на советскую пушку ЗИС -3 по № 4785: начала войну на Курской дуге, закончила войну в Берлине, прошла свыше 6 тыс. км, выстрелила около 4 тыс. раз, уничтожила 33 танка, 21 штурмовое орудие, 74 автомашины, 14 орудий, 17 миномётов, 77 пулемётов, более 700 фашистов. Но самое главное в характеристике пушек этой серии было то, что при их производстве впервые в мире была применена новая технология, позволяющая изготовить их быстро и большом количестве. Какая?  (Конвейерное производство)

       19. Официальное название этого советского истребителя могло обозначать неспешное крупное животное, но бойцы за его быстроту и маневренность дали ему уменьшительно-ласкательное название хищной птицы. Что это за самолёт?   (Як, «ястребок»)

        20. В оборонительной фазе операции на Курской дуге советские войска использовали новую для них тактику применения своих танков против наступающих танков противника. Какую?    (Танки были зарыты в землю, на поверхности оставалась только башня, из пушек которой вёлся огонь по противнику.)

         После подсчёта результатов пятого конкурса и подведения общих итогов, командная интеллектуальная игра выходит на финишную прямую.

         Ведущий. Победа советских войск в Курской битве увенчала окончание коренного перелома в ходе всей войны, СССР прочно перехватил стратегическую инициативу, а гитлеровский блок начал ак4тивно разваливаться. От сокрушительного поражения под Курском фашистская Германия уже не могла оправиться. Победа в сравнении на Курской дуге – одна из ярчайших страниц в героической книге памяти нашей Родины.

         Те бои –

         Как мера нашей силы.

         Потому

         Она и дорога,

         Насмерть прикипевшая

         к России,

         Курская великая дуга…

                                                  (М. Борисов)

         Наша интеллектуальная баталия вступает в завершающую стадию. Последний тур призван ещё раз  вспомнить  те тяжёлые, но победоносные дни. В ходе блиц – турнира должна окончательно определится  команда - победительница.

    БЛИЦ - ТУРНИР

    «Дорогами Курской битвы»

    1. Когда началась Курская битва? (5 июля 1943г.)

    2. Кто являлся Верховным Главнокомандующим Советскими вооружёнными силами в дни Курского сражения? (Сталин)

    3. Где на Курской дуге состоялось самое крупное в военной истории встречное танковое сражение?  (Под Прохоровкой)

    4. Кто командовал Степным фронтом во время Курской битвы?   (И.С. Конев)

    5. Он был начальником Генерального штаба советских вооружённых сил летом 1943 г.

     (А.М. Василевский)

    6. Во время Курского сражения англо-американские союзники начали большую наступательную операцию на Западе.  Где?   (В Италии)

    7. Когда советские войска перешли в контрнаступление в ходе Курской битвы?

    (12 июля 1943 г.)

    8. Кто из первых или Генеральных секретарей компании принимал личное участие в Курской битве?  (Н.С. Хрущёв)

    9. Какой была численность группировки немецких войск для проведения операции «Цитадель»?   (900 тыс. чел)

    10. Он командовал немецкой группой армий Центр в дни Курской битвы. В переводе с немецкого его фамилия означает «умный»  Клюге.   )

    11. Этот советский лётчик, единственный в истории пилот, сумевший в одном воздушном бою в небе над Курской дугой сбить 9 вражеских самолетов.  (А.Х. Горобец)

    12. Какое количество танков принимало участие во встречном бою под Прохоровкой с обеих сторон?  (1200)

    13. Этот генерал – полковник немецких войск, принимавший участие в курском сражении, получил от сослуживцев прозвище «лев обороны».   (Модель)

    14. В воздушных боях в Курской битве участвовал герой произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».  Кто?   (А.П. Маресьев)

    15. Освобождением  какого города завершалась советская военная операция «Полководец Румянцев» в ходе Курского сражения?   (Харькова)

    16. Сколько дней продолжалась Курская битва?  (50)

    17. В курском сражении «открыл счёт» сбитым вражеским  самолётом  будущий трижды герой Советского Союза. Кто?  (И.Н. Кожедуб)

    18. После сражения немцев в Курской битве их союзники начали выводить свои войска с восточного фронта. Из-под Ленинграда была выведена «Голубая дивизия». Солдаты  какой страны в нею входили? (Испании)

    19. Когда завершилась Курская битва?  (23 августа 1943 г.)

    20. В сражении под Курской дугой воевал будущий  космонавт Г. Береговой. Какая у него была воинская специальность?   (Летчик)

    21. Ещё весной 1943 г знаменитый советский разведчик сумел добыть важные сведения об операции «Цитадель» Кто это был?   (Н.И. Кузнецов)

    22. Действия разных советских фронтов в ходе Курской битвы координировали  два представителя Ставки Верховного Главного командования. Одним из них был А.М. Василевский, а кто был второй? (Г.К. Жуков)

    23.Когда завершилась операция «Кутузов» в ходе Курской битвы?  (5 августа 1943 г.)

    24. В ходе Курской битвы впервые в честь побед советских войск был произведен салют.  Когда?

    (5 августа 1943 г.)

    25. Он командовал немецкой группой армий «Юг» в дни Курской битвы. В переводе с немецкого  его фамилия означает «человек-камень».   (Манштейн)

    26. Отступающие после сражения под Курском немецкие войска пытались закрепиться на «восточном валу».  А по правому берегу какой реки он проходил?  (Днепр)

    27. Кто командовал войсками советского Центрального фронта в Курском сражении?

      (К.К. Рокоссовский)

    28. Когда началась операция «Кутузов»? ( 12 июля 1943 г.)

    29. Какой город, за который шли бои в ходе Курской битвы, немцы называли «воротами на Украину» и «Ключом к Донбассу»? (Харьков»)

    30 В  Курской битве участвовала новая боевая немецкая техника под названием «фердинанд». Что это было?(САУ –самоходная артиллерийская установка)

    Подведение итогов и награждение.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Зоологическая интеллектуальная игра для учащихся 5-7 классов "В мире птиц"

    Интересное и увлекательное мероприятие, в ходе которого можно узнать много нового о строении,  жизни, поведении птиц....

    Интеллектуальная игра для учащихся 6-7 классов "Он сам был первым нашим университетом", посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

     Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной...

    Интеллектуальная игра для учащихся старших классов

    Игра проводится по аналогии с телепередачей "Умники и умницы". Участники -  учащиеся 9 - 11 классов...

    Интеллектуальная игра для учащихся 6 - 9 классов по литературе и журналистике "Волшебное рядом..."

    Материалы для проведения игры по литературе и журналистике: положение, сценарий и программа проведения.Цели интеллектуальной игры:- активизация интереса учащихся к литературе,- стимулирование и ...

    Интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов "Час веселой математики".

    Это внеклассное мероприятие , которое проводилось в форме игры между командами учащихся 5-х классов в рамках  школьной  математической недели. В разработке представлены разнообразные задания...

    Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»

    Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...

    Интеллектуальная игра для учащихся 8-11 классов "И помнит мир спасенный"

    В го 70-летия Сталинградской битвы в игровой, соревновательной форме школьники обращаются к истории Великой Отечественной войныИгра интересна тем, что представлены разные исторические источники: фотог...