Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

Рабочая программа по истории для 7 класса
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_7_klass_2013-14.docx60.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 3

РАССМОТРЕНО

 на методическом объединении учителей истории

Протокол заседания  от

«28» 08. 2013 г. № 1

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

МОУ ОСОШ № 3

Протокол от 29.2013г. №7

УТВЕРЖДЕНО

приказом  директора

 МОУ ОСОШ №3

________  М.М. Кушнарева

 От 30.08 2013г. №217

Рабочая программа

по истории

для 7 класса

на 2013-2014 учебный год

Учитель: Марьянина Людмила Михайловна

п. Орловский


Рабочая программа по истории

7 класс

(2 часа в неделю, 70 часов в год)

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года, приказ № 1089 и примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004г.

  Программа рассчитана на 70 часов , 30 часов – Новая история, 40 часов – история России.

 В УМК, позволяющий реализовать программу, входят учебники: Данилов А.А, Косулина Л,Г. – История России (конец 16-18 век). –М. : Просвещение, 2009 -13 г., Юдовская А.Я., Баранов П, А., Ванюшкина Л,М. – Новая история (1500-1800гг.) – М. : Просвещение, 2009 -13 г., рабочие тетради для учащихся этих же авторов 2009 -13 г. издания.  

   Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории, входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

   В соответствии с областным Законом от 15.06.10 «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области»,  в связи с необходимостью повышения уровня нравственности, духовного развития, воспитания патриотизма учащихся уделяется большое внимание изучению вопросов истории русской православной церкви, оценке ее  роли в сплочении российского народа в разные периоды истории.  Особое звучание приобретает материал о культурных традициях  народов, населяющих нашу страну, нравственных идеалах многочисленных конфессий.  На протяжении всего периода обучения в школе учащиеся имеют возможность расширять свой кругозор, приобщаться к традициям, обычаям российского народа, на примерах героического служения Родине происходит воспитание патриотизма. В курсе истории России с древнейших времен до 1917 года (6-8 класс) учащиеся знакомятся с историей русской православной церкви, начиная с крещения Руси. Уроки истории позволяют взглянуть на героические страницы нашей истории не только с позиции воинских побед наших славных полководцев, флотоводцев, но и прочувствовать мотивы этих подвигов: «Не за царя, а за Отечество, за Веру святую!» На уроках истории, посвященных культуре того или иного периода много внимания уделяется влиянию христианства и других религий на культуру, нравы людей, прослеживается развитие архитектуры, живописи, художественных ремесел, получивших свое развитие после принятия христианства.                    

       В курсе истории России уделено внимание изучению регионального компонента в темах: Россия на рубеже  XVI - XVII веков (Восстание Ивана Болотникова); Россия в первой половине XVII века (Социальные движения во второй половине XVII века. Степан Разин, Основные направления внешней политики России во второй половине XVII века, Русская культура в XVII веке), Преобразования Петра Великого (Восстание К.Булавина), Россия во второй  половине 18 века (Русско-турецкие войны конца XVIII века.), Русская культура второй  половины XVIII века (Быт и нравы русского общества во 2 пол. XVIII века.)

    Эти темы позволяют  более внимательно отнестись к   начальному периоду истории Донского  края  и приобщить детей к изучению истории малой родины.

     В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса истории в 7 классе в объеме 2 часа в неделю,70 часов. Фактически учебных недель в 7 классе – 35. Фактическое количество учебных дней, годовой календарный учебный график, расписание занятий, позволяют обеспечить выполнение рабочей программы в полном объеме.

        Количество контрольных работ за год – 2

  1. «Россия в XVII- XVIII веках» ( источники: задания КИМов ГИА и ЕГЭ по истории. -М.: ФИПИ, «Интеллект-Центр», 2009 - 2013г.)
  2. «Мир в Новое время до конца XVIII века»» ( источники: Безносов А.А., Кушнерева Ю.В.    История. Россия и мир.7-8кл.Тесты.-М.:Дрофа,2002, Зверева Л.И., Тесты. История . 5-11 кл. , М., «Олимп», 2004 г.)

.

    Контроль знаний учащихся осуществляется в ходе  индивидуальных опросов, тематических и критериальных тестовых проверочных работ. Измерителями являются сборники КИМов  2009-2013г.г., материалы методических пособий:   Кандевский В.М., Тесты по истории России., М., «Рольф», 2009 г.,  Зверева Л.И. Тесты. История . 5-11 кл. , М., «Олимп», 2009 г.  Жукова Л.В., Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 кл., М., «Дрофа», 2009 г.    

   Рабочая программа включает разделы:

1.Пояснительную записку;  

2.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы;

3.Цели изучения курса;

4.Структуру  курса;

5.Годовой календарный график текущего контроля;

6.Календарно-тематическое планирование;

7.Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса;

8.Критерии оценивания;

9.Перечень учебно-методических средств обучения.

    2.  Нормативно-правовое обеспечение

                          Федеральный уровень

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по истории.  
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.
  9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  10. Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).
  11. Примерные программы по истории, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  12. Письмо Министерства образования и науки HA от 09 ноября 2009 г. № 03-2235 «Об использовании учебников разных лет выпуска».
  13. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, [Текст] //Вестник образования России. – 2011. – № 7. – с. 8-31.
  14. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в  

2014 году единого государственного экзамена по истории, подготовленная Федеральным государственным научным учреждением «ФИПИ»

  1. Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2004г.

Региональный уровень

1. Областной закон « Об образовании в Ростовской области»

2. Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 25.04.2013          года № 296 «О формировании учебных планов в образовательных учреждениях Ростовской области в 2013-2014 учебном году».

3. Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 16.06.2011 года № 478 «О внесении изменений в приказ от 29.03.2011 № 2123».

4. Рекомендации к реализации регионального учебного плана в общеобразовательных учреждениях Ростовской области. Методическое пособие. Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора С.Ф. Хлебуновой. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2011.

Методические письма  Министерства образования и науки  РФ

        Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 февраля 2008 г. № ИК-272/03 о новых подходах к изучению новейшей отечественной истории.

        Письмо Минобрнауки России от 21 мая 2007 г. № 03-1102 «О заполнении бланков документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании в 2007 году».

                               

  1. Цели и задачи изучения курса

1.        Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

2.        Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

3.        Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

4.        Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

5.        Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран

                            4. Структура курса

Тема

Кол-во часов

1

Вводный урок

1

2

Россия на рубеже XVI- XVII веков

6

3

Россия в первой половине XVII века

5

4

Россия во второй  половине XVII века

6

5

Преобразования Петра Великого

7

6

Эпоха дворцовых переворотов

2

7

Россия во второй  половине XVIII века

6

8

Русская культура второй  половины  XVIII века

3

9

Великие географические открытия и их последствия

4

10

Эпоха Возрождения

5

11

Реформация. Утверждение абсолютизма.

8

12

Первые буржуазные революции

2

13

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения

7

14

Повторительно-обобщающие уроки

5

15

Контрольные работы

2

16

Итоговый урок

1

                                                                                 Итого: 70 уроков

                                    5. График текущего контроля

Тема

Время изучения

Дата

Форма контроля

Источник

1

«Россия в к. XVI- XVIII веках».

5.09 -30.01

4.02

к.р.

КИМы  ГИА  и ЕГЭ, 2009 - 2013 г г.

2

«Мир в Новое время до конца XVIII века».

6.02 -22.05

27.05

К.р.

Безносов А.А.,Кушнерева Ю.В. Россия и мир. 7-8 кл. Тесты

                          Календарно-тематическое планирование

               Класс 7                                Преподаватель          Марьянина Л.М.

    №

  п/п

  Название разделов, тем,

               уроков

Кол-во часов

  Д/З

к/р.

      Дата проведения

По плану

Фактически

1

Вводный урок

1

3.09

Россия на рубеже  XVI- XVII веков

6

2

  Царь Федор Иоанович

1

консп

5.09

3

Борис Годунов. Установление крепостного права

1

§1

10.09

4

Причины Смуты. Самозванство

1

§1

12.09

5

Василий Шуйский. Восстание И.Болотникова

1

§2

17.09

6

Агрессия Речи Посполитой и Швеции

1

§2

19.09

7

Борьба против внешней экспансии.     К. Минин и Д. Пожарский

1

§3

24.09

Россия в первой половине XVII века

5

8

Земский Собор 1613 года.        Воцарение Романовых

1

§6

26.09

9

Царь Михаил Федорович и патриарх Филарет

1

§6

1.10

10

Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

1

§9

3.10

11

Территория и хозяйство России в пер. пол. XVII в.

1

§4

8.10

12

Развитие торговых связей и начало складывания всероссийского рынка

1

§4

10.10

13

ПОУ «Россия на рубеже XVI- XVII веков», «Россия в первой половине XVII века»

1

15.10

Россия во второй  половине XVII века

6

14

Царь Алексей Михайлович. Соборное Уложение 1649г.

1

§6

17.10

15

Раскол русской православной церкви

1

§7

22.10

16

Социальные движения во второй половине XVII века. Степан Разин

1

§8

24.10

17

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества

1

5.11

18

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII века

1

§9

7.11

19

Русская культура в XVII веке

1

§10

12.11

20

ПОУ «Россия во второй  половине XVII века»

1

тест

14.11

Преобразования Петра Великого

7

21

Предпосылки реформ 1 четв. XVIII в. Регентство Софьи.

1

§12

19.11

22

Воцарение Петра 1. Первые реформы.

1

§13

21.11

23

Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство.

1

§13

26.11

24

Северная война. Восстание К.Булавина

1

§14, 17

28.11

25

Провозглашение России империей. Установление абсолютизма.

1

§15

3.12

26

Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Положение дворянства

1

§15

5.12

27

Светский характер культуры при Петре I.

1

§18-19

10.12

Эпоха дворцовых переворотов

2

28

Причины и последствия дворцовых переворотов

1

§20-21

12.12

29

Усиление крепостного права. Участие России в Семилетней войне

1

§22-23

17.12

30

ПОУ «Россия в первой  половине XVIII века»

1

тест

19.12

Россия во второй  половине 18 века

6

31

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. Золотой век дворянства.

1

§24

24.12

32

Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада.

1

§26

26.12

33

Социальные движения во 2 пол.  XVIII века. Е. Пугачев.

1

§25

9.01

34

Павел I. Попытки укрепления самодержавного режима.

1

§29

14.01

35

Русско-турецкие войны конца XVIII века.

1

§27-28

16.01

36

Разделы Польши.

1

§27-28

21.01

Русская культура второй  половины XVIII века

3

37

Век Просвещения.

1

§30-32

23.01

38

М.В.Ломоносов. Создание Московского ун-та

1

§30

28.01

39

Быт и нравы русского общества во 2 пол. XVIII века.

1

§33

30.01

40

Контрольная работа по теме «Россия в XVII- XVIII века»

1

+

4.02

Великие географические открытия и их последствия

4

41

Понятие «Новая история», хронологические рамки Нового времени.

1

с3-5

6.02

42

Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию.

1

§1-2

11.02

43

Порабощение населения завоеванных территорий

1

§1-2

13.02

44

Начало создания колониальных империй.

1

§1-2

18.02

45

ПОУ: «Великие географические открытия и их последствия»

1

20.02

Эпоха Возрождения

5

46

Духовные искания эпохи Возрождения, гуманизм.

1

§7-8

25.02

47

Искусство Ренессанса

1

§9

27.02

48

Переворот во взглядах на природу

1

§10

4.03

49

Начало процесса модернизации в XVI –XVII в.в.  Зарождение капиталистических отношений

1

§4-5

6.03

50

Совершенствование техники. Возникновение мануфактур и товарного производства

1

§4-5

11.03

Реформация. Утверждение абсолютизма.

8

51

Причины Реформации. Протестантизм.

1

§11

13.03

52

Распространение идей Реформации в Европе.

1

§12

18.03

53

Контрреформация

1

§13-14

20.03

54

Утверждение абсолютизма в Европе

1

§3

1.04

55

Укрепление королевской власти в Англии и Франции

1

§13-14

3.04

56

Генрих VIII  Елизавета I, кардинал Ришелье, Людовик XIV

1

консп

8.04

57

Испанская империя при Карле V

1

консп

10.04

58

30-летняя война и Вестфальская система

1

§18

15.04

Первые буржуазные революции

2

59

Нидерланды под властью Испании. Создание Голландской республики.

1

§15

17.04

60

Английская революция сер. XVII века

1

§16-17

22.04

61

ПОУ« Реформация. Первые буржуазные революции»

1

24.04

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения

7

62

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук и художественной культуры. Просвещенный абсолютизм в центральной Европе.

1

§19-20

29.04

63

Английские колонии в Америке

1

§22

6.05

64

Конституция США 1787г.

1

§23

8.05

65

Кризис абсолютизма во Франции. Начало революции.

1

§24

13.05

66

Революционный террор

1

§25

15.05

67

Итоги и значение Великой Французской революции.

1

§26

20.05

68

Государства Востока: традиционное общество в эпоху Нового времени

1

§27-30

консп

22.05

69

Контрольная работа: «Мир в Новое время до конца XVIII века»

1

+

27.05

70

Итоговый урок

1

29.05

                                                             

       7.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

знать/понимать

        основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

        периодизацию  отечественной и всемирной истории (6 класс);

        современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

        особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

        проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

        критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

        анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

        различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

        устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

        участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

        представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни, для:

        определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

        соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

        осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

           8. Критерии оценивания  устного ответа по истории

«ОТЛИЧНО» - ученик свободно владеет материалом, может анализировать, сравнивать, выделять главное, дает личностную оценку. Свободно владеет терминологией вопроса. Во время изложения материала приводит примеры из практики применения теории экономики.

«ХОРОШО» - ученик владеет материалом, анализирует, сравнивает, выделяет главное, но не дает личностной оценки, не приводит примеров из практики. Допускает ошибки в терминологии.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ученик слабо владеет материалом, отвечает только при помощи наводящих вопросов. Не может сравнивать, анализировать, выделять главное. Неуверенно владеет терминологией.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ученик не владеет материалом, не может дать ответ даже при помощи наводящих вопросов. Не владеет терминологией.

          Перечень учебно-методических средств обучения:

УЧЕБНИКИ

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. - История России (конец 16-18 век). - М.:Просвещение,2009 -13г..

2. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. -Новая история (1500-1800г.г.)-М.:Просвещение,2009 -13г.

Методические пособия для преподавателя  истории

1.  Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России (конец 16-18 век). Книга для учителя.

    - М.:Просвещение,2009.

2. Серов Б.Н.,Гаркуша Л.М.Поурочные разработки по истории  России с конца18 века.-

    М.:ВАКО,2009.

2.  Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.Поурочные разработки по новой истории.1500-1800.

    7 класс.-М.:Просвещение,2009.

3.  Безносов А.А.,КушнереваЮ.В. История. Россия и мир.7- 8кл.Тесты.-М.:Дрофа,2009

4.  Кандевский В.М.Тесты по истории России. – М.: «Рольф».2009.

5.  Зверева Л.И.Тесты. История. 5-11кл.- М.: «Олимп»,2009 г.

6.  Жукова Л.В.Контрольные и проверочные работы по истории.5-9 кл.-М.:Дрофа,2009г.

7.  История. Мультимедийные учебные пособия, 2009-2013 гг.

8.  Материалы ГИА и ЕГЭ по истории, ФИПИ,-М.: «Интеллект-Центр», 2009-2013гг.

9. (www.proschool.ru).- учительский портал (материалы к урокам, презентации,

     рабочие программы, электронная библиотека, тесты, контрольные работы, материалы

     к ЕГЭ).

10. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Преподавание истории в школе».

11. http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку: разработки, презентации.

12. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.

13. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

14. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.

                                                Пособия для учащихся

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. -История России (конец 16-18 век). Рабочая тетрадь.7класс. - М.:Просвещение,2009-13г.

2.Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах для школьников.-М.:Лист,2009 г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...