Активные методы обучения
методическая разработка по истории на тему

Использование активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся, на уроках истории.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc50.5 КБ
Office presentation icon amo_doklad.ppt745 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

Активные методы обучения –

методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся

2014г.


Хороших методов

существует столько,

 сколько существует

 хороших учителей.

Д.Пойя

В период модернизации школы возрастает роль активных форм и методов обучения на уроках истории, обществознания и других предметов гуманитарного цикла. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию, дебаты.

В современном мире сталкиваются два воззрения, касающиеся взаимоотношений между личностью и государством: подданническое и гражданственное. Приоритет отдан гражданственному воззрению, т.е. партнерско – договорным отношениям между государством и гражданином, где обе стороны имеют взаимные обязательства. Современное развитие цивилизации меняет традиционное соотношение государства и гражданского общества в сторону последнего, т.е. развитие гражданского общества. Задача учителя - воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Осуществление этой задачи возможно при  использовании активных форм и методов обучения на уроке.

 АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

  1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).
  2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
  3. Использование игровых форм.
  4. Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).
  5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).
  6. Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
  7. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).
  8. Внедрение развивающих дидактических приемов

- речевых оборотов типа «Хочу спросить …»,

- «Для меня сегодняшний урок …»,

- «Я бы сделал так …»,

«Я думаю, что …» ит.д.;

- художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.

  1. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).
  2. Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
  3.  Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).
  4.  Деятельностный подход в обучении.  

Вот некоторые примеры из опыта работы:

Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация)

Учитель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7).

Учитель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции.

• Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с учителем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем.  

Импровизированные дебаты. 9 класс. Урок обществознания.

 Цель: убедить оппонентов (другую команду) в правильности (преимуществах) позиции, отстаиваемой вашей командой.

 Группа делится на две команды. Первая команда («за») утверждает, а вторая («против») опровергает тезис (тему) дебатов. Примеры тем: «Власть портит человека

10 -15 мин.- обсуждение темы, готовя аргументы «за» и «против». Жребий определяет- какая из команд будет отстаивать утверждающую позицию, а какая – отрицающую. Затем – представление аргументов. Итог игры, определение лучших ораторов.

Правовое государство. «Карусель» (работа в два круга).

Учащиеся встают в два круга. (Ребята, стоящие во внутреннем круге) – активные сторонники правового государства. Их задача – убедить своего партнёра в том, что только в правовом государстве человек может быть по-настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой государственной власти и законом. Для этого необходимы серьёзные доводы и аргументы, в том числе из современной жизни.

 ( Ребята, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, единоличной власти. Их задача – отстоять свою точку зрения, доказывая, что только в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав.

 Время на один диалог со своим партнёром – три минуты. Затем по сигналу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге делают один – два шага вправо и оказываются перед новым партнёром. Снова отводится три минуты для очередного диалога и т.д.

 «Референдум» ( «Народное мнение» ). Заранее нужно подготовить бюллетени для голосования, включив в них ряд вопросов, например, из реальной политической жизни страны. Тему и вопросы референдума объявить за неделю – две до занятия, для того, чтобы ребята смогли подумать, посоветоваться с родителями, друзьями и принять самостоятельное решение.

 Во время « референдума» проводится голосование: каждый желающий получает один бюллетень с вопросами, отвечает «да» или «нет» и опускает заполненный бюллетень в урну (использовать коробку или ящик). Затем педагог вынимает все бюллетени и ведётся подсчёт голосов ( счётная комиссия из 3 – 4-х учащихся ). Можно объявить результаты «референдума» на следующем занятии.

Дискуссия.

Задача: заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для необходимого доказательства. Обсуждается сложная и противоречивая проблема, мнения участников уже чётко определены и резко отличаются. Участники дискуссии должны суметь привести аргументы «за» и «против» обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонентов а правильности своей позиции.

Темы дискуссий по истории. 9 класс.

- «Альтернативы развития России в 1917 году».

- «Противоречия НЭПа».

Темы дискуссий по праву. 9 класс.

1. «Добро и зло».

2. Безработица калечит человека духовно и физически и наносит вред обществу.

«Подросток как работник».

1. Использование труда подростка неэффективно, это всё равно есть зелёное яблоко.

2. Государство напрасно ограничивает труд подростков, поскольку, вопрос о том, в каком возрасте и где начинать работать – это личное дело каждого. Были бы для этого силы и желание!

Групповая работа. (Я называю «Жужжащие группы» или «Ульи») Учащимся даю задания по группам на уроках истории, обществознания. Каждая группа рассматривает ситуацию, обсуждает, приводит аргументы, доказательства.  

 Иногда я применяю такой  способ активизации работы группы– рассказывание притчи. Так, при изучении темы «Политическая система и ее роль в жизни общества» цели и задачи занятия школьники сформулировали, исходя из услышанного:

«Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

- Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают свой народ.

- Видите, - сказал тогда Конфуций ученикам, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь». В ходе обсуждения притчи были даны характеристики и политических режимов, и форм правления, а результатом стало написание каждой группой обществоведческого эссе.                                                                            

На уроках применяются электронные учебники: «История России», « «Обществознание», «Основы правовых знаний». В них даются для рассмотрения вариативные проблемные задания, тестовые тренинги, тексты с ошибками. 

Для  стимулирования познавательной деятельности в своей работе я часто применяю задания креативного характера:         
- предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию;

 составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария спектакля, своего задания для других учеников;

 создание образа (рисуночного, двигательного, словесного).

Весь урок может иметь нестандартную форму

 - урок-диалог («Два мира - две культуры», 9 кл.); 

- урок защиты творческих работ, проектов; урок творческого обобщения; 

- урок рецензирования, взаимоконтроля, самооценки; урок-выставка («Восточные славяне в древности», 7 кл.); 

- урок-конференция; 

- урок-зачет ( «Советский Союз на завершающем этапе годы второй мировой войны»», 9 кл.); 
- урок-путешествие («Путешествие в Акрополь древней Греции», 5 кл); 

Таким образом, применение активных форм работы на уроке способствует активизации деятельности учащихся, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, формирует умение корректно оппонировать, отстаивать свою точку зрения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность МКОУ Купинская школа-интернат Герций В.И.

Слайд 2

Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойя

Слайд 3

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Слайд 4

Классификация методов активного обучения (А.М.Смолкин) ИМИТАЦИОННЫЕ НЕИМИТАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ НЕИГРОВЫЕ

Слайд 5

Примеры использования АМО Импровизированные дебаты. 9класс. Урок обществознания. Цель: убедить оппонентов (другую команду) в правильности (преимуществах) позиции, отстаиваемой вашей командой. Класс делится на две команды. Первая команда («за») утверждает, а вторая («против») опровергает тезис (тему) дебатов. Примеры темы: «Власть портит человека», 10 -15 мин.- обсуждение темы, готовя аргументы «за» и «против». Жребий определяет- какая из команд будет отстаивать утверждающую позицию, а какая – отрицающую. Затем – представление аргументов. Итог игры, определение лучших ораторов .

Слайд 6

Дискуссия Задача: заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для необходимого доказательства. Обсуждается сложная и противоречивая проблема. Участники дискуссии должны суметь привести аргументы «за» и «против» обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонентов в правильности своей позиции. Темы дискуссий по истории. 9 класс. - «Политика мирного сосуществования». Темы дискуссий по обществознанию. 9 класс. 1. Добро и зло. 2. Безработица калечит человека духовно и физически и наносит вред обществу. «Подросток как работник». 1. Использование труда подростка неэффективно, это всё равно есть зелёное яблоко. 2. Государство напрасно ограничивает труд подростков, поскольку, вопрос о том, в каком возрасте и где начинать работать – это личное дело каждого. Были бы для этого силы и желание!

Слайд 7

Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация) Учитель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7). Учитель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем.

Слайд 8

«Жужжащие» группы – обсуждение притчи тема «Политическая система и ее роль в жизни общества» «Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. - Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец. - В других областях князья угнетают свой народ. Видите, - сказал тогда Конфуций ученикам, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь». В ходе обсуждения притчи были даны характеристики и политических режимов, и форм правления, а результатом стало написание каждой группой обществоведческого эссе.

Слайд 9

Деловая игра Игра "Морской бой" Правила игры. Каждый тур начинается с выдачи задания (по 20 вопросов), которое связисты передают своим штабам и разведке. Команды решают предоставленные задания и через 10 минут через связистов передают их жюри. Проверенные задания, правильно выполненные штабом, дают командам один выстрел в противника. (Выстрел– открытие одной клетки на “карте боевых действий” противника.) После выдачи выстрелов производится по очереди пристрелка по карте противника. Каждый корабль соответствует одному участнику, поэтому если корабль “убивают” то участник пересаживается на плот. Во втором туре выдают задания штабу, разведки и плоту каждой команды. Игра продолжается до тех пор, пока все корабли одной из команд не будут потоплены.

Слайд 10

«Исторический футбол» Класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос – «гол», то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.

Слайд 11

Задания креативного характера: предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию; составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария спектакля, своего задания для других учеников; создание образа (рисуночного, двигательного, словесного).

Слайд 12

Веселые физминутки: Первобытное общество Древний Египет Племя, фараон, вождь, мумия, сфинкс, собирательство, Нил, дельта, рубило, мамонты, пирамида

Слайд 13

Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...