Главные вкладки

    О фарфоре, керамике и деревянной посуде урок по истории 6 класс (VIII вид)
    план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

    Федюнина Татьяна Владимировна

    Урок  посвящен изучению  видов посуды из различных материалов, истории создания посуды.   Входит в раздел "История вещей. Занятия человека на Земле" учебника Мир истории  6 класс И.М.Бгажноковой, Л.В. Смирновой для коррекционных школ  VIII вида

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_istoriya_6_klass.docx508.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Республики Башкортостан

    ГБОУ Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 19 VII-VIII видов

     План -конспект урока

    по истории 6 класс  VIII вид

     « О керамике, фарфоре и деревянной посуде».

    Подготовила: Федюнина Т.В.

    учитель истории

    Октябрьский 2014г.

    Тема: О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

    Цель:

    •  формирование у воспитанников представления  о посуде из  керамики, дерева и фарфора; способах изготовления  и материалах;

    Задачи:

         Образовательные:  Дать понятие о керамической, фарфоровой, деревянной посуде,

    Коррекционно-развивающие:

    •  Корригировать и развивать речь воспитанников посредством ввода новых слов;
    • развивать связь восприятия  с прошлым опытом на основе выполнения заданий на   узнавание и называние предметов;
    • формировать смысловую  память  на основе запоминания связанной по смыслу информации.

            Воспитательные:

    • воспитывать интерес к предмету;
    • воспитывать бережное отношение к культурному наследию родного края;
    • воспитывать взаимоконтроль  и взаимооценку.

    Основные знания:  

    Глазурь – специальный сплав для покрытия изделий  из глины

    Керамика – в переводе с древнегреческого  обозначает  глину прошедшую обжиг.

    Фарфор – белая глина, вид   тонкой керамики.

    Береста – верхний слой коры березы.

    Основные термины и понятия: фарфор, керамика, глазурь, береста

    Тип урока: сообщение новых знаний

    Оформление: презентация, наглядность, выставка посуды

     

                                                         

                     

                                        

                              

                                                 

    Ход урока:

                      

    1. Орг.момент. (Слайд №1)

    Учитель –  Здравствуйте, ребята!  

    Меня зовут Татьяна Владимировна.  Сегодня  мы с вами отправимся в  путешествие в мир истории.

    А в дорогу мы с вами возьмем хорошее настроение! Посмотрите  друг на друга, на гостей  и улыбнитесь!

     А теперь посмотрите на меня и подарите свои улыбки мне!

    Я желаю вам, что бы  это  путешествие  прошло с пользой для вас.

    Слушайте, смотрите, запоминайте, ни минуты не теряйте!

    II  Актуализация знаний (фронтальная работа):

    Работа с карточками:

    У вас на парте лежит карточка №1. Посмотрите внимательно и ответьте -  что изображено на картинке ?

    1. Название предмета.

     По очереди закрепите эти карточки на доске и назовите свой предмет.

    (Выходят  к доске и  озвучивают свой ответ.)

    - Как вы думаете, как одним словом можно назвать эти предметы?(Посуда)

    • Молодцы, ребята, правильно!. Все эти предметы относятся к посуде. ( вывешиваю карточку Посуда)
    • Как вы думаете, для чего людям нужна посуда? - Правильно, молоды!

    Если б не было посуды,

    Нам пришлось бы очень  худо.

    Мы бы тут же из людей

    Превратились в дикарей:

    Брали мясо бы руками,

    Разрывали бы зубами,

    Пили воду бы в реке

    Или в грязном ручейке.

    К счастью помогает всюду

    Нам различная посуда:

    На неё еду кладут,

    Из неё едят и пьют.

    Сохраняют в ней продукты:

    Сыр и масло, хлеб и фрукты…

    В ней готовят сотни блюд –

    Варят,  жарят и пекут!

     (К. Нефёдова)


    III.
    Сообщение темы и цели урока:

    - А кто догадался, о чем  сегодня  будем говорить на уроке?

    (предполагаемые ответы детей)

    Итак, сегодня у нас очень интересная тема.  Мы с вами совершим путешествие в  другие  страны,  узнаем, как  человек создавал посуду из разных материалов.

    - А как вы сами, ребята, думаете, из чего можно изготовить посуду? (Правильно, вся посуда у нас может быть....

    Коллаж  Виды посуды (слайд2)

    Посмотрите, пожалуйста на слайд.

    Здесь  представлены виды  материалов из которых изготавливается посуда. Мы будем  рассматривать верхнюю строчку.

    - Прочитайте, пожалуйста, тему урока « О керамике, фарфоре и деревянной посуде» (тема урока на доске)

    -  На этом уроке мы с вами  должны  научиться  узнавать и различать посуду из керамики, фарфора и дерева.   У вас на партах лежат карточки  с вопросами, на которые  мы будем отвечать сразу, по ходу моего рассказа. Это будет ваш справочный материал. Слушайте внимательно!

        IV. Изучение нового материала:                                  

    • Рассказ учителя.

         Посуда — обобщенное название предметов быта, используемых для приготовления, приема и хранения пищи. В древности слова «посуда» еще не было, появилось слово «посуда» только  400 лет назад.

     Запишите первый ответ на вопрос в карточке.  

    А наше путешествие  мы начнем со знакомства  с глиняной посудой.

    Слайд  3 «Первобытные люди научились делать посуду из глины»

    Учитель:   Глиняная посуда была придумана в древности  - 6-7 тысяч лет назад. Первая  посуда не была   такой ровной и  красивой, какую мы с вами можем видеть сегодня.  

    Слайд   4 «Глиняная посуда»

    Рассматриваем глиняный горшок

    Какой он  на ощупь?

    Тяжелый или легкий?

    Какой на вид (красивый или некрасивый)

    Позже оказалось, что не каждая глина  подойдет для изготовления посуды.

    - Поэтому со временем  люди догадались добавлять в глину  другие вещества для крепости и красивого цвета,  и такой материал получил название — керамика. В Древней Греции    искусство изготовления  керамической  посуды достигло  необычайного расцвета.

    Слайд  5 «Древнегреческая керамика»

    Керамика — это глина с добавками и прошедшая обжиг и покрытая глазурью.

    Глазурь –это специальный сплав для покрытия изделий  из глины

    Слайд 6  «Керамика».

    -   Показываю  керамику.

    • Рассматриваем посуду  (  Керамическая посуда))
    • Какая она на ощупь?
    • Тяжелая или легкая?
    • Какая на вид (красивый или некрасивый)
    • Чем  отличается от  первого горшка?

    Есть разные  сорта глин. В Китае добывают глину из которой можно    производить фарфор для художественной посуды (чашек, тарелок, чайных сервизов).

    Слайд 7  «Китайский фарфор»

    Фарфор, фарфоровая посуда -  это посуда из белой глины.

      По сравнению с простой глиной,  фарфор  очень молод, ему около 1700 лет.

    Родиной фарфора является Китай, где он изготавливался еще  в VII веке. Его производство было глубоко засекречено и долго неизвестно в Европе.  

    Слайд  8 «Китайский фарфор».

     V.Физминутка  для глаз

    Под весенние напевы

    Глазки вправо, глазки  влево.

    Руки вверх, на них смотри –

    Головою не крути.

    Руки вниз ты опусти

    Глазами следом ты веди.

     А теперь на раз – глаза закрой, на два - открой…

    Посмотри перед собой.

     Спасибо!  

    Продолжим наше путешествие.

     В Европе  долгое время искали секрет изготовления фарфора.

    И вот независимо друг от друга, в разных странах были сделаны  открытия. В Германии  в 1709 г.  немецкий алхимик Бетгер  открыл секрет белой глины.  

    Слайд   9 Бетгер

         Первую попытку создать в России производство посуды из белой глины предпринял Петр I в 1724 году но  создать свой фарфор не получилось.

     Это удалось только в 1748 году  русскому мастеру Дмитрию Ивановичу Виноградову. С того времени в России началось производство фарфора.

     Слайд   10- 11  Виноградов Д.И.

    -  Учитель: Давайте посчитаем сколько лет русскому фарфору?

     2014г. – 1748г. = 266 лет

    Молодцы! Продолжаем дальше наше путешествие!

    Слайд 12-13.  Октябрьский фарфоровый завод.

    В городе Октябрьский тоже есть свой фарфоровый завод по изготовлению посуды Он был основан в 1963 году.  С 2007 года завод производит посуду для дома, сервизы, сувенирную продукцию и профессиональную посуду.

    Но так как в окрестностях города нет  своей белой глины, все компоненты для фарфора привозят из Германии.

    Если вы посмотрите посмотрите на донышко посуды, то вы увидите  фирменный знак   фарфорового завода,  его клеймо.

    - Ребята, давайте посмотрим, как выглядит наш фарфор.

    - Рассматриваем изделия из фарфора.

    VI. Физкультминутка - Прежде чем мы отправимся дальше, проведем физкультминутку. (1 мин)

     Вновь у нас физкультминутка,
    Наклонились, ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись,
    А теперь назад прогнулись.  
    (наклоны вперед и назад)  

    Голова устала тоже.
    Так давайте ей поможем!
    Вправо-влево, раз и два.
    Думай, думай, голова.
    (вращение головой)

    Хоть зарядка коротка,
    Отдохнули мы слегка.

    Прошу вас сесть за парты и мы вновь продолжаем наше путешествие.

                                               

     

    Слайд 14 «Деревянная посуда»

     Наряду с глиняной посудой   развивалось  изготовление посуды из дерева.  Древесина, так же как и глина, была доступным  природным материалом . Ее использовали люди, жившие в лесных районах, особенно  славянские племена — древние  предки украинцев, белорусов, русских. В России до сих пор любят  простые, удобные деревянные изделия: ложки, миски, черпаки, бочки, солонки, ковши, блюда и др. Деревянная посуда была  пригодна  почти для всех продуктов. В ней держали сыпучие продукты, а также масло, молоко, мед. В такой посуде  продукты долго и хорошо хранились.

         Прежде чем заняться изготовлением посуды, мастера изучали  свойства  разных пород деревьев. Самым подходящим для посуды деревом  стала липа.

    - Рассматриваем  деревянную посуду. Как выглядит?

         Иногда деревянную посуду  украшали  красивой росписью, часто выполнявшую, кроме декоративных, еще  и защитные функции.

    Слайд 15 Хохлома

         У жителей Русского Севера была распространена  плетеная посуда из берёсты. Из нее плели  корзины,  дорожные солонки ,  предметы быта.

    Береста -  верхний  белый слой  коры берёзы.

     Слайд 16  « Берестяная посуда»

     Слайд 17. (словарная работа).

     Все мы живем в Башкортостане.

    - Как вы думаете, какая посуда была  наиболее распространена в нашей республике?

    Слайд  18 «Башкирская деревянная посуда»

    • Да, у жителей Башкортостана   в древности также была распространена деревянная посуда.   Для её изготовления использовалась древесина, кора, береста. Наиболее  часто   использовалась  посуда из дерева : чаши, ковши, кадки,  чаны. Их и теперь можно изредка увидеть в некоторых башкирских аулах. Деревянные изделия находили самое разнообразное применение в быту. В них хранили муку, зерно, держали топлёный жир, солонину и другие припасы, перевозили масло, мёд, сметану, сыпучие продукты. В чанах и кадках замешивали тесто, взбалтывали кумыс, отстаивали молоко, сбивали масло. Из дерева изготовляли лотки для муки, корытца для рубки мяса, ковши, поварёшки, скалки, лопаточки для теста и хлебов, ведра для воды и другие предметы.

    -  Вы посмотрели слайд. Чем чаще всего украшали свою посуду башкиры?( резным орнаментом)

    Сегодня мы пользуемся  разными видами посуды.  На современной кухне есть и фарфоровая, и металлическая , и стеклянная,  и пластмассовая, бумажная   посуда. Встречается  деревянная посуда и керамическая посуда, украшенная  орнаментом.  Правда, используем ее  мы сейчас  нечасто,  в  основном  в декоративных целях, как сувениры. Таким образом мы сохраняем культурные   традиции своей родины.

    Слайд 19. «Современная посуда» слайд вся посуда на кухне.

    VII. А теперь  давайте проверим как вы поняли  сегодняшнюю тему.

    Закрепление:

    Карточки.

    Задание:  Соедини   правильно  (Проверка  в парах )

    Русь                                      керамика

    Китай                                    дерево

    Древняя Греция                   фарфор

    А сейчас мы немного поиграем. «Игра с перекидыванием мяча»

    Посуда из  стекла  - стеклянная

    Посуда из  глины - глиняная

    Посуда из дерева

    Посуда из фарфора

    Посуда из керамики

    Посуда из берёсты — берестяная

     Карточка «Керамика»  (Взаимопроверка в парах)

    Керамика какая?  Подчеркни правильное слово

    Гладкая, холодная, тяжелая,  красивая, шершавая,  мягкая, колючая, блестящая, горячая, некрасивая

    Ответы  проверьте на слайде

    Слайд 20 Керамика (Проверка)

    VIII. Подведение итогов:  Наш урок подходит к концу.  Мы заканчиваем наше  сегодняшнее путешествие в прошлое.. В дальнейшем мы  продолжим изучение  истории посуды.  Сегодня  мы рассматривали лишь небольшую ее часть.  

      IX.  Д.З.  Разгадать кроссворд . (сложный и простой уровень)

    Чтобы разгадать кроссворд вам нужно поработать немного самостоятельно.

     Итог урока:  комментарии, оценивание.

    Слайд 21.   (Тайна китайского фарфора)

    X. Рефлексия.

     А сейчас  прошу вас оценить урок. Если вам понравился урок и вы узнали много нового и полезного - , выберите  красную кружку счастья, если не очень — зеленую.

    Сейчас можно подойти к выставке, посмотреть еще раз на экспонаты, вспомнить все, о чем мы сегодня говорили

    Спасибо за урок! (Слайд 22)

     

               


    Кроссворд   «Посуда»

    2

    1

    5

    6

    3

    4

    1. Посуда, в которую наливают суп для всей семьи.

    2.        Он пыхтит, как паровоз

    Важно кверху держит нос.

    Прошумит, закипятится –

    Пригласит чайку напиться.

    3.        Купили новенькое,

    Такое кругленькое,

    А все в дырках.

    4.        Не бык, но бодает,

    Не ест, а еду хватает.

    Что схватит, отдает,

    Сам в угол идет.

    5.        Круглое блюдо, на нем лебедя несут.

    6.        На голове пуговка,

    Одна рука, да и та на спине.

    Кроссворд   «Посуда»

                                                                                           

    2

    1

    5

    6

    3

    4

                                             

    1. Посуда, в которую наливают суп для всей семьи.

    2.        Он пыхтит, как паровоз

    Важно кверху держит нос.Прошумит, закипятится –                                                            

    Пригласит чайку напиться.

    3.        Купили новенькое,

    Такое кругленькое,

    А все в дырках.                                                              

    4.        Не бык, но бодает,

    Не ест, а еду хватает.                                                                           

    Что схватит, отдает,   

    Сам в угол идет.                                                                              

    5.        Круглое блюдо, на нем лебедя несут.                                                                                                

                                                                                                                                         

                                                                                                                                 

    6.        На голове пуговка,

    Одна рука, да и та на спине.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация сопровождение к уроку математики, 1 класс, VIII вида

    Презентация к уроку - путешествие по станциям. Коррекционные  задания, взятые из различных источников, авторы которых не были указаны. В  приложении контрольная работа за I  четверть в ...

    Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).

    Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7  класса; интеллект-карта...

    Конспект урока География, 8 класс, VIII вид, тема: "Животный мир Австралии"

    Этот урок 4-ый в разделе "Австралия". Дети уже знакомы с географическим положением,разнообразием рельефа,климатом,растительным миром.Опираясь на эти знания подходим к главной проблеме -Какие животные ...

    Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"

    На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...

    Конспект урока географии, 5 класс, VIII вид. Тема: "РАСТЕНИЯ ЛЕСА".

    Данный урок формирует у обучающихся знания о предметах и явлениях лесной зоны, лесах лиственных, хвойных, смешанных. Расскрывает значение леса для жизни растений и животных, взаимосвязь природного соо...

    Конспект урока письма 1 класс (VIII вид)

    Тема урока: " Повторение и закрепление пройденного материала"...