Портфолио
материал по истории по теме

Гузаева Олеся Владимировна

Самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Я, Гузаева Олеся Владимировна, преподаватель общегуманитарных и социальных дисциплин в ГОБУ СПО«Дальневосточный  государственный колледж градостроительства и бизнеса».      Мой педагогический стаж составляет 2 года. Преподаю историю и обществознание на первых и вторых курсах.

На современном этапе в России главной задачей образовательной политики является достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В своей педагогической деятельности стараюсь следовать главной цели: на основе познавательной самостоятельности обучающихся создать условия для становления социально успешной личности через аудиторную и внеаудиторную деятельность по предмету.

Любая деятельность, в том числе и познавательная, протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если у личности имеются яркие глубокие мотивы, побуждающие действовать активнее, с полной отдачей сил, продвигаться к намеченной цели.

   История и обществознание – такие предметы, которые не могут оставить никого равнодушным. А неравнодушный студент думает, анализирует, советуется с преподавателем. Преподаватель может просто ответить на вопросы студента, а может направить на поиск ответа. Современное обучение имеет свои особенности, одной из которых является такая организация занятий, которая обеспечивает не только усвоение учебного материала всеми обучающимися на самом занятии, но и развитие самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому моя педагогическая  деятельность основана на практико-ориентированном подходе к преподаванию предметов «История» и «Обществознание». Образовательный  процесс необходимо организовывать таким  образом, чтобы  студенты были компетентны не столько в области знания основ предмета, сколько были вооружены комплексом умений и навыков, которые помогут им в их дальнейшей жизни. Поэтому за часы учебного времени, определенного учебным планом на изучение предметов необходимо решить триединую задачу - дать студенту знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях. Решить обозначенную проблему невозможно, изучая лишь теоретический материал, и не подкрепляя его практической деятельностью. Поэтому в течение двух лет я работаю над  темой самообразования: «Проектная деятельность в развитии познавательных интересов обучающихся  на занятиях истории и обществознания». 

Реализуя данную тему, решается задача повышения активности студентов как репродуктивной, так  и продуктивной, творческой. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является  метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Проектная деятельность  требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающимся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно-воспитательной деятельности.

 Цель моей педагогической деятельности – это развитие познавательной деятельности студентов посредством организации проектной деятельности на занятиях и во внеурочное время  через:

- формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;

- формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

- формирование специальных и исследовательских умений и навыков;

- приобретение опыта проектной деятельности.

Задачи работы заключаются в следующем:

- Разработать механизм развития у обучающихся навыков проектной деятельности;

- Усилить практико-ориентированную содержательную линию курсов истории и обществознания студентов 1 и 2 курсов приемами и методами, развивающими умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект;

- Внедрить в процесс обучения и воспитания различные приемы работы, способствующие развитию познавательного интереса к предмету. 

Для достижения поставленных задач мною используются разные учебные пособия, разрабатываются учебно-исследовательские проекты для обучающихся (Приложение 2), где я выполняю функции консультанта, направляющего деятельность студентов на создание проектов. Показателями познавательной деятельности является: осознанность учения, творческие проявления, поведение  в  нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач.                   

Работу над решением задач я начала с оценки ресурсных возможностей учебного кабинета. В кабинете истории собраны разнообразные информационные источники: специальная литература, справочники, энциклопедии, словари, хрестоматии, печатные издания.

В своей педагогической практике я использую разные типы занятий: урок – викторина,  урок – деловая игра, урок – конференция, урок - лекция, урок – путешествие, урок – устный журнал, урок – экскурсия, урок-презентация.  Данные занятия предполагают разные методы, приемы, виды учебной деятельности, способствующие развитию познавательной деятельности.  На занятиях и во внеклассной работе я также использую проектную деятельность.  Проектная деятельность позволяет организовать работу с различными группами обучающихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого студента от более низкого к более высокому уровню обучения — от репродуктивного к творческому. Даже плохо успевающий студент обнаруживает интерес к предмету, если ему удается что-то открыть самому. Моя задача, как преподавателя,  вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. Проектная деятельность позволяет формировать личностные качества обучающихся, в первую очередь — умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности. В процессе выполнения проектной деятельности проявляется и формируется самостоятельная мыслительная деятельность: ребятам приходится сравнивать, анализировать, делать выводы, в этот период происходит подъем воображения и глубокое его преображение.

Чаще всего я использую такие виды проектов, как игровые, исследовательские, творческие, социальные. Вид проекта зависит от темы. Студенты нашего колледжа подготовили немало интересных и оригинальных работ, например:  «Никто не забыт, ничто не забыто», «Государственный гимн России» и т.д.

Также я использую и персональный проект, т.к. это творческая работа с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотносятся с деятельностным подходом. Проекты, которые  предлагаются студентам, — это исследовательские работы, продолжительные по времени, которые требуют знаний из разных областей науки, почерпнутых из периодических изданий, Интернета, требующие развития коммуникативных навыков, т.к. происходят встречи с людьми, проводятся опросы, интервью.

Обучающиеся свою работу над проектами строят согласно разработанному плану . На первом этапе отбираю таких студентов, которые умеют работать с текстом книги, подбирать и обобщать и выделяю не только активных, уверенных в себе, с удовольствием демонстрирующих свои интеллектуальные умения, но не забываю и таких студентов, которых называют интеллектуально пассивными. На втором этапе, после того как определились желающие работать над проектом, начинается поиск темы и определение целей работы. Тема проекта должна  предполагать его будущую значимость для практики и  представлять интерес для самих ребят. Обучающимся предлагаются несколько тем по тем или иным проблемам, которые могут лечь в основу долговременного проекта. Но сначала они самостоятельно пытаются определить тему. При этом нужно координировать деятельность обучающихся, так как они не всегда могут ставить перед собой цели, и делать это логически обоснованно, с высокой степенью результативности. Самостоятельный выбор темы и определение задач, при минимальной помощи со стороны преподавателя, вызывает в студентах самоуважение и придает им уверенность. После определения тем и целей проектов важно установить последовательность выполнения работы. Чтобы она была проделана успешно, опять необходим контроль со стороны преподавателя, потому что студенты часто не понимают, как выстроить план действий, как поставить задачи. На этом этапе работы обучающиеся так же определяют и источники информации, с которыми им предстоит работать. После определения темы, целей, рабочих гипотез, задач и источников информации, распределения задач и обязанностей внутри группы приступают к выбору формы отчета на будущей презентации и представлении. Здесь же оговариваются и критерии оценки проекта, включающие в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам, структуру работы и ее оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д.  Оговорив всё это, можно приступать непосредственно к исследованию. На следующем этапе предстоит работа в группах. Работа в группе возможна благодаря самостоятельным инициативным усилиям отдельных студентов при полном подчинении личных интересов интересам групповым. При работе в группе студенты не только дополняют друг друга, но и создают здоровую конкуренцию, повышая качество самого проекта. Объединенные в группы обучающиеся демонстрируют единство, целостность, сплоченность — качества, формирующие личность. По моему мнению, для достижения максимального результата группа должна состоять не более чем из трех-пяти человек, так как основных направлений в работе обычно не более трех. В ходе работы над проектом я стараюсь подсказывать лишь общие направления и указывать на главные ориентиры «маршрута» поисков.  После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя к определенному заключению, начинается  завершающая фаза работы. Проект только тогда можно считать оконченным, когда результаты проделанной работы будут внятно и логично изложены в письменном виде. Но до окончательного его завершения  еще далеко, требуются иногда неоднократные доработки. Полностью готовый проект подводится к защите.

Заключительный этап — защита проекта. Студенты представляют свою работу, участвуют в ее обсуждении. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)

Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...