Урок истории в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Локтионова Галина Николаевна

Жизнь египетских вель­мож.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Жизнь египетских вельмож50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе

Учителя Локтионовой Г.Н. 

Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.

Цель и задачи урока:      

1. Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож.

2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Учебное оборудование: Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе, тесты, учебные картины.

Ход урока

I.        Организационный момент.

II.        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте».

1. Подготовка устного ответа по карточке №10

КАРТОЧКА №10

Внимательно прочитай и подготовь развёрнутый ответ на  вопрос «Как жили ремесленники Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

* Где находится Египет?

* Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? (или что умели делать жители Египта)

* Расскажи о некоторых из них.

* Легким ли был труд ремесленников?

* В каких условиях жили ремесленники?

* Что такое налог?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.

  2. Пока ученик готовится, можно попросить зачитать рассказ от имени египетского земледельца.

  3. Индивидуальная работа (выборочно проверить нескольких учеников).

— Выполни тест.

1)        Где находится Египет?

а)        в северо-восточной части Африки

б)        в центральной Азии

в)        в центральной Африке

2)        Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте.

а)        рельеф

б)        оазис

в)        шадуф

3)        Что ввозили торговцы в Древний Египет?

а)        папирус

б)        древесину

в)        хлеб

4)        Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а)        объединение Южного и Северного царств

б)        союз богов неба и земли

в)        царство мертвых и царство живых

5)        Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

а)        из шкур животных

б)        из пальмовых листьев

в)        из тростника

6)        Как называлась первая столица египетского государства?

а)        Мемфис

б)Фивы

в)        Атон

Ключ к тесту: 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а.

4. Заслушивание устного ответа по карточке № 10. Отзыв учащихся по плану-памятке (см. Урок№ 10).

III. Изучение новой темы.

План

  1. В усадьбе вельможи.
  2. Служебные обязанности вельможи.

На доске записана тема урока.

— Итак, мы познакомились с жизнью простых египтян — земледельцев и ремесленников. Но, кроме них, в государстве жили фараоны и вельможи.

   1.        Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 1 и 2, § 8, с.39- 40 учебника Вигасина        

2.        Беседа по прочитанному.

  • Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (на стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож).
  • В каких условиях жил вельможа? (в богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц).
  • О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников? (о существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае — вера в загробную жизнь).

Информация для учителя.

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. Главной задачей государства была защита интересов господствующего класса. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

3. Работа по историческому документу.

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности).

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель).

(Назначение судей).

... его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей — верховным сановником, в случае любого тайного дела...

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше).

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами).

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта).

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.—С. 33-34.

5. Беседа по тексту документа.

  • Кто такой вельможа? (это знатный и богатый египтянин).
  • Чем занимался вельможа по поручению царе Египта? {смотрел за работой арендаторов царских земель, был судьей, организовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона...)
  • Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (выполнял так, что царь его хвалил...)
  • Как относится к своему царю этот вельможа? (он его боготворит, пытается выслужиться...)

IV. Закрепление изученного на уроке.

—        Решение творческой задачи.
Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

—        Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми признавал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял
старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали его равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)

V. Итоги урока.

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами. (Запись в тетради).
Домашнее        1. Прочитать § 8 учебника Вигасина или § 12 учебника Михайловского.

задание:        Подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Сравни условия жизни                                земледельцев, ремесленников и вельмож».

  1. Подготовить сообщение о вооружении египетского войска (1 человек).

Дополнительная информация для учителя.

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождаются египетской «Книги мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик? Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира.— М., 1989.— С. 31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....