«Значение городов в цивилизации средневековья»
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Урок повторения и обобщения полученых знаний на котором предусмотрены различные формы работ учащихся: групповая, проектной деятельности, развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Значение городов в цивилизации средневековья»

ФИО (полностью) Мишкина Инна Борисовна

Место работы: МБОУ СОШ села Новозахаркино Петровского района Саратовской области

Должность:  учитель истории и обществознания

Предмет: история

Класс: 6

Тема и номер урока в теме  «Древний Восток» 9 урок

Базовый учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков» (издательство «Просвещение», 2007 г.)

Цель  урока: дать представление о роли городов, как форме организации коллективной жизни, формировать активную гражданскую позицию.

Задачи:

- предметные:

-повторить  и обобщить полученные при изучении темы знания городах, как центрах ремесла, торговли, обороны, управления, культуры.

- анализировать исторические факты, события, статистические данных и их обобщение

- метапредметные:

- формулировать и отстаивать  собственное мнение и позицию;

- высказывать свою точку зрения, аргументировать,

-  понимать смысл высказываний;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую

- представлять результаты своей деятельности в различных формах,

- формулировать и обосновывать выводы,

- выбор необходимой информации, подтверждающих или опровергающих гипотезу

- личностные:

-  уважать мнение других, устанавливать коммуникацию;

- корректно проводить рефлексию собственной деятельности и оценку деятельности других;

- развитие толерантности, умений слушать, держать позицию, ассертивность ( умение высказать свою точку зрения без страха).

- ответственность за поведение и действие других и себя

Познавательные:

-  анализ исторических фактов, событий, статистических данных и ох обобщение

-  комментирование афористических суждений (в обществознании),

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую

- представлять результаты своей деятельности в различных формах,

- формулировать и обосновывать выводы,

- выбор необходимой информации, подтверждающих или опровергающих гипотезу

Коммуникативные:

- умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы В процессе такой работы создается - - адекватно реагировать на замечания

Личностные:

- заинтересованность, интеллектуальная терпимость, умение слушать, умение держать

позицию, ассертивность ( умение высказать свою точку зрения без страха).

- ответственность за поведение и действие других и себя

Регулятивные:

- формирование навыка  установления связи между целью деятельности и ее мотивом

- представление о прогнозировании результатов деятельности.

Метапредметные: роль культуры в жизни человека

Предметные: роль города в развитии средневековой цивилизации.

  1. Повышение познавательного интереса и мотивации к изучению истории
  2. Повышение эффективности усвоения и закрепления материала
  3. Формирование информационной культуры и компетентности    

    школьников

Тип урока: повторения и обобщения полученных знаний.

Формы работы учащихся: групповая, проектная деятельность, эвристическая беседа, технология развития критического мышления.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация

Структура и ход  урока

План

I.Организационный этап.

Вступительное слово учителя (рефлексия)

- Здравствуйте ! Присаживайтесь, Итак, на прошлом уроке мы с вами начали знакомство, наверное, с одной из  самых интересных тем курса «Истории средних веков» - «Средневековым  городом». Что – то в этой теме для   вас оказалось самым простым для понимания? Что – то вызвало вопросы,  осталось непонятным? Что – то удивило? На прошлом уроке мы взяли самые часть самых  интересных  и самых трудных вопросов  жизни средневековых городов, распределились на группы и сейчас представим результаты своих творческих работ. вы самостоятельно ознакомились с материалом о жизни средневековых горожан: ремесленников, торговцев.  

 Предполагаемые ответы: самоуправление, роль цехов.

II. Основная часть.

1).Представление группами творческих домашних заданий (по 3- 5 минут на группу:

1.1. экскурсия по городу,

1.2. презентация картины на историческую тему,

1.3. репортаж

2) Задания по обобщению и систематизации знаний, развитию умений и навыков.

  1.   Итак, расширив наши представления о средневековом городе, систематизируем наши знания, составив синквейн, задания на выбор, но чтобы не совпадало с цветом команды.

роль цехов, самоуправление, их защита, торговая площадь)

  1. Составим кластер каждая группа свой (ватманы, фломастеры, маркеры), роль города в средние века
  2. Актуализация домашнего задания: Какие из ролей – функций средневекового города нами уже достаточно изучены? Предполагаемые ответы: ремесла, торговли, защиты, управления. Какую из функций города мы пока обошли своим вниманием? (культуры) Действительно, вы уже много знаете о средневековом городе, но, наверное, самая интересная часть изучения истории это быт, традиции, обычаи различных народов, Образ жизни различных слоев населения (самые интересные факты).

Узнать их, открыть другим свой взгляд на то время, тех людей.

Предлагаю исследовать проблему, которая, на первый взгляд, является бесспорной и уже давно даже не проблемой: «Средневековый город – центр культуры», на самом же деле по этому поводу существуют самые разнообразные мнения.

Попробуйте сформулировать свое мнение по этому вопросу, опираясь на уже известные вам факты. ( 2 минуты)

«Я считаю, что город, это______________________________________________, потому что_____________________________.

Сравните свое мнение с мнением соседей, найдите своих единомышленников. Образуйте исследовательские группы, которые к следующему уроку подготовят мини - проекты.

Закончить урок позвольте словами известного американского ученый- биохимик А. Сент – Дердьи сказал «Исследовать, это значит видеть то, что видели все и думать так, как не думал никто». В своем исследовании постарайтесь представить только свой оригинальный взгляд на эту проблему.

3.Вклад древних государств в цивилизационное развитие.

А)  Узнай государство (на слайде 6 – 8).

Б) характеристика основной особенности государств (по 2 на группу), аргументация выбора.

4.Закрепление знаний об исторических личностях Древнего Востока

А) Узнай персону (по картинкам и описанию их деятельности на слайдах  9- 12).

Б) Оценивание значения их деятельности, после беседы по смыслу высказывания «Истории надлежит не судить, а объяснять. История не судья, а адвокат» Б. Кроче.(Хаммурапи, Дарий I,  Тутмос III, Хеопс,  Моисей, Соломон)

5. Роль правителей государств и каждой личности в истории на основе афоризма«Мы сами творцы своей истории».

6. Подведение итогов урока – выводы о значении государства, как форме организации коллективной жизни.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личност

рые

резуль

таты

Предметные

резуль

таты

Метапред

метные

резуль

таты

1.Организационный этап.

Раздает технологические и оценочные листы.

Делятся на 4 группы, выбирают руководителя

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2.1. Предлагает прочитать тему урока и предположить, чем будут заниматься на уроке.

2.2. Предлагает вспомнить, какая форма объединения людей появилась уже в древности и существует по сей день?

Обращается к афоризму( эвристическая беседа)(2)«История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины». 

(Марк Туллий Цицерон)

 и задает вопрос о том, зачем изучать историю (в том числе древнюю).

Предполагают: повторять, закреплять, играть

Делают вывод о цели урока: Знания о древних государствах пригодятся, чтобы иметь представление о том, каким должно быть государство.

Гражданская позиция

Значение государства в жизни людей

Высказывать свою точку зрения, аргументировать,

понимать смысл.

3.Задания по обобщению и систематизации знаний, развитию умений и навыков.

3. 1. Предлагает начать с разминки по слайдам повторению изученного «Найди лишнее» (Осирис, Сет, Шамаш.- это египетские боги. Клинопись, алфавит, стекло - это всё изобретения финикийцев.Иероглиф, папирус, свиток - это всё имеет отношение к египетской письменности. Египет, Мидия, Лидия - все эти государства расположены на полуострове Малая Азия. Тир, Библ, Сидон - это финикийские города. Мемфис, Ниневия, Вавилон - это столицы государств Древнего Востока. Инд, Ганг, Янцзы - это реки Индии Фарфор, компас, шёлк - это изобретения китайцев.)

По – очереди выбирают задание и отвечающего на него,

Оценивают свои ответы

Уважать мнение, устанавливать коммуникацию.

Закрепляют знание по географическому положению, культуре  стран Древнего Востока

3.2.Предлагает вспомнить признаки государства.

После озвучивания вариантов правильных ответов оценивают «вклад» каждого в правильный ответ.

Уважать мнение, устанавливать коммуникацию.

Повторить признаки государства

3.3. Предлагает вспомнить все изученные государства Востока (Ассирия, Вавилон,Египет, Израиль,  Персия, Финикия, по характеристике наиболее отличительных признаков

1) Жители этой страны создали первый в мире алфавит.

2)  Путешественник, истомлённый странствиями по безжизненной пустыне, ждал мгновения, когда перед его глазами предстанет чудесный, цветущий край, похожий на сад. Археологи приезжают сюда, чтобы найти на древних холмах глиняные таблички с бесценными письменами.

3) Столицу этого государства называли «городом крови» и «логовищем львов».

4) В этой стране находится единственное уцелевшее чудо света.

5)  Эта страна славилась огромным количеством золота. Здесь начали чеканить первую в мире монету из сплава золота и серебра.

6)  В этой стране находится река, о которой жители говорили «Река тысячи бедствий».

8) Эту страну защищают от холодных ветров горы Гималаи, название которых означает «жилище снегов». В Гималаях находится самая высокая на земле вершина - «Джомолунгма», что означает «поднебесное жилище богов».

те, которые оказались в широких строчкахтаблиц (после постановки по алфавиту) охарактеризовать одним словом определением.

Вспоминают изученные государства, расставляют по алфавиту, подбирают слова – определения и доказательства своего выбора.

Обобщают и систематизируют знания о вкладе Древнего Востока в общечеловеческую цивилизацию.

Умение выделять главное, отделять значимое от второстепенного.

3.4. Обращает внимание на афоризм №2 (История не судья, а адвокат), просит обозначить его смысл.Устанавливать связи прошлого с современностью.

Предлагает ответить на вопросы – задания

Просит попробовать посмотреть на деятельность некоторых правителей государств с разных  сторон.

3.5. Эвристическая беседаПредлагает обсудить еще один афоризм: «Мы сами творцы своей истории», и попытаться проследить связь с темой урока.

3.6. Подводит итоги урока, благодарит за работу.

Высказывают предположения по смыслу афоризма, вспоминают личности Древнего ВостокаХаммурапи, ДарияI, ТутмосаIII, Хеопса,  Моисея, Соломона) (по слайдам 9,10)

Заполняют таблицу, защищают свой выбор.

Определяют смысл высказывания

Пытаются связать смысл афоризма с темой урока.

Представлять значение государства в жизни людей, зависимость положения человека в нем от гражданской позиции людей.

Характеризовать деятельность исторической личности

Определять смысл высказывания, проводить исторические аналогии.

4.Рефлексия:

Предлагает оценитьдеятельность каждого в группе, сделать вывод о качестве знаний и активности (высокая, средняя, низкая), определить что понравилось и вызвало затруднения.

Оценивают работу  в группах, руководители групп комментируют оценки, высказываются по форме и содержанию деятельности.

Критически оценивать вклад каждого в работу группы

Выделять главное, высказывать свою точку зрения, аргументировать,

понимать смысл.

5.Инструктаж домашнего задания:

Предлагает вариативное домашнее задание.

  1. Поразмышлять на тему «Государство, в котором я бы хотел жить» (написание эссе),  
  2. Составить синквейн «Государство»,
  3. Подготовка рассказа - презентации «Миф Древней Греции» (в любой форме)

Записывают задание в тетрадь.

Формирование гражданского сознания

Устанавливать связи прошлого с современностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Средневековые цивилизации Европы" по учебнику Д.Д. Данилова, Е.В. Сизова и др. "Всеобщая история Средних веко" 6 класс

Демо-тест  к теме: "Средневековые цивилизации Европы" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Всеобщая история Средних веков" для 6 класса.  Перед использованием теста, пос...

Рождение европейской средневековой цивилизации.

Данная разработка предназначена для обучающихся 10-11 классов, где идёт углубленное изучение эпохи средневековья. В презентации представлено большое количество иллюстраций, схем и таблиц, позволяющих ...

Средневековые цивилизации

Презентация по всемирной истории для 10 класса...

"Культурное значение городов Золотого кольца России"

Методическая разработка интегрированного урока музыки и окружающего мира....

"Культурное значение городов Золотого кольца России"

Методическая разработка интегрированного урока музыки и окружающего мира....

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...