обобщение материала по теме "Использование ЭОР на уроках истории"
учебно-методический материал по истории по теме

Опарина Ольга Александровна

Данный материал стал основой для обмена опытом по проблеме использования ЭОР на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_eor_na_urokakh_istorii._soobshchenie.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на методическом объединении учителей истории

«Использование ЭОР на уроках истории»

      Известно, что система  школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, расширяется вариативность форм и методик обучения.

                      Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников, невостребованности их личностного потенциала.  

            Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов. Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

    Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.

Зачем нужно применение ЭОР учителю?

1.        экономия времени на уроке;

2.        глубина погружения в материал;

3.        повышенная мотивация обучения;

4.        возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

5.        привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

          Что дает ЭОР ученику?

     1.содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

2. позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

3. формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

4. способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

5. делает занятия интересными и развивает мотивацию.

6.учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

          Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок истории более результативным, чем при использовании традиционных методов. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

    Мультимедийное сопровождение на   уроках истории позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

            В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Ученики  имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность электронных образовательных ресурсов.

       Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала

В соответствии с требованиями ФГОС  в учебном процессе необходимо использование информационных ресурсов Интернета.

Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить:

  • веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.;
  • веб-сайты – информационные представительства учебных заведений, образовательных организаций, издательств, производителей компьютерных средств обучения и др.;
  • электронные рассылки по проблемам образования;
  • информационные и справочные порталы;
  • ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.

Четкую границу между веб-сайтами и порталами провести достаточно сложно. Веб-сайт же обычно определяют более широко — как информацию, оформленную определенным образом (в протоколе http) и доступную всем пользователям сети Интернет.

С точки зрения пользователя порталы и веб-сайты отличаются друг от друга по таким параметрам, как количество и разнообразие предоставляемых ресурсов и услуг. Порталы объединяют огромное количество ресурсов разного формата — электронные книги, статьи, словари, справочные материалы, базы данных, аудио- и видеофайлы, форумы для обсуждения определенных проблем и т.д. Кроме того, порталы предоставляют пользователям такие возможности, как тематический поиск по веб-сайтам, посвященным сходным проблемам, консультации специалистов в определенной области и т.д.

Данные ресурсы создаются как дополнительные для конкретного УМК отдельного предмета, а также как универсальные ресурсы, используемые для любого УМК отдельного предмета. Сетевые ресурсы создаются как для ученика, так и для учителя. К дополнительным ресурсам конкретного УМК отдельного предмета можно отнести электронные учебники, развивающие компьютерные программы, тренажеры и т.п., а также методические материалы для учителя в электронном виде, созданные авторами конкретного УМК, и, находящие в открытом доступе на образовательном портале.

Любой сетевой ресурс, используемый в учебном процессе, должен быть гармонично встроен в организацию процесса формирования  учебной деятельности.

К сетевым электронным образовательным ресурсам относятся:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) – единая Коллекция создается в ходе проекта "Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) – данный портал обеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов системы образования по принципу «единого окна» и предоставляет для них единую современную технологическую платформу. В хранилище портала размещаются электронные учебные модули открытых мультимедиа-систем и виртуальных коллективных сред, электронные образовательные ресурсы на локальных носителях, текстографические сетевые электронные образовательные ресурсы, а также ресурсы, созданные с использованием современных технологий Flash и Java.
  3. Сетевое объединение методистов (http://som.fio.ru)

В помощь Учителю представлены обширные материалы по различным предметам для учителя. На сайте размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы: английскому языку, астрономии, биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, обществоведению, русскому языку, физике, химии и по предметам начальной школы — уроки, тесты, методические разработки, электронные учебники, словари, статьи. Сетевым объединением методистов проводятся конкурсы, на сайте публикуются условия участия и результаты конкурсов. Размещаются материалы по применению ИКТ в образовании и официальные документы.

  1. Учитель.ru  (http://teacher.fio.ru)  

Сайт создан как профессиональная виртуальная площадка для педагогов. Работа сайта организована таким образом, что любой педагог (учитель, методист, ученый, директор школы, автор учебника ) может разместить на нем свою статью, методику, материалы, учебник, пособие или принять участие в профессиональных форумах на темы, которые их волнуют.

  1. Новаторство Intel в образовании(http://www.intel.com/cd/corporate/ education/emea/rus/index.htm)

Всемирная программа, созданная учителями для учителей, чтобы помочь им эффективно интегрировать технологии в процесс преподавания для улучшения качества обучения. Учителя учатся у других учителей, как, когда и где включать технологические средства и ресурсы в учебные планы. Полезная информация, средства, ресурсы и возможности профессионального развития для педагогов.

          Уроки истории с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на компакт-диске. Мультимедийные учебно-методические комплекты по истории это электронные образовательные ресурсы, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам. Использование на уроках истории электронных ресурсов способствует:

  • повышению качества обучения и эффективности подготовки учащихся;
  • дополнительной мотивации учащихся и стимулирование их интереса к обучению истории;
  • снижению временных затрат при подготовке к урокам и во время уроков;
  • реализации на практике принципа доступности высококачественного обучения истории;
  • созданию учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
  • созданию благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.

      Чтобы обогатить урок нужно сделать его доступным и содержательным нужно предварительно определит, к какой момент урока более целесообразно использовать электронный ресурс; во время проверки домашнего задания, объяснений нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением материала, обобщения и систематизации. Подбор упражнений для занятий позволяет учащимся активно участвовать во всем, что происходит на уроке.  

Заключение

Урок с использованием ЭОР является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Если говорить о результативности  использования электронных образовательных ресурсов , то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают  качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению истории, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Список литературы:

  1. Гукова В.В. и др. История. 5-11 классы: технология современного урока. – Волгоград: Учитель, 2009
  2. Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль, 1991;
    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998;
  3. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание
  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., Просвещение, 1999г.
    Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. - №8. – С.118-125.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
  6. «Я иду на урок истории». Книга для учителя. М., 2005 г. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/primenenie-eor-na-urokakh-istorii

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта: "Использование ИКТ на уроках истории"

Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществля...

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Обобщение опыта работы :"использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Использование ИКТ делает урок современным,приближает урок к мировосприятию современного ребенка...

«Игровой прием обобщения материала на уроках музыки в 1-7 классах» (разработка урока)

Разработка урока Зариповой М.А. "Игровой прием обощения материала на уроках музыки в 1-7 классах" была опубликована в сборнике педагогических статей "Современный урок в сфере требований ФГОС второго п...

Систематизация и обобщение материала на уроках истории и обществознания (из опыта работы)

В статье предлагаются различные приемы организациии работы, направленной на систематизациюи обобщение материала на уроках истории и обществознания....

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....