Программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Татьяна Ивановна Янчикова

Программа по учебнику Критской 5 класс (история)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon История Древнего мира216 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Губинская средняя общеобразовательная  школа»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Губинская СОШ»

______________ Аполонова Г.А.

Приказ  от «____» _________ 2013 г. №_______

Рабочая программа по истории

(базовый уровень)

5 класс

Составитель: Янчикова Татьяна Ивановна,

учитель истории первой категории

2013 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по «Истории Древнего мира» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе авторской программы История Древнего мира/ под редакцией Т.П. Андреевской, Э.В. Ванина.

В  5 классе согласно Государственному образовательному стандарту изучается пропедевтический блок «Что изучает история» (10 часов), если он не был изучен в начальной школе в курсе «Введение в историю». Этот блок разработан по авторской программе А.Н. Маукова

Выбрана программа Т.П. Андреевской и А.Н. Майкова т.к. она полностью соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Учебник входит в Федеральный комплект Министерства образования Российской Федерации, рекомендован для обучения в 2013-2014 учебном году (см. перечень рекомендованной и допущенной литературы).

 

Учебно-тематический план

Учебный план школы предусматривает  изучение истории

в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю.

Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

 ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ (пропедевтический курс)

12ч

Раздел I. Первобытное общество

 

4 ч

Раздел II. Древний Восток.

15ч

Раздел III. Древняя Греция.

19 ч

Раздел IV. Древний Рим.

20 ч

итого

70 часов

Контроль знаний

Тема раздела

Тема контрольного урока

Вид контроля

Дата

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ

  1. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство

презентация

Раздел I.

Жизнь первобытных людей

  1. У истоков истории

тестирование

Раздел II. Древний Восток.

  1. Древний Египет

презентация

  1. Древняя Азия

Работа в группах

  1. Культурное наследие древневосточных цивилизаций.

тестирование

Раздел III. Древняя Греция.

  1. Культурное наследие Древней Греции

тестирование

Раздел IV. Древний Рим.

  1. Культурное, политическое  наследие

Древнего Рима

тестирование


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

Тема урока

№ урока в теме

Тип урока

Форма урока

Требования к уровню подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

Информ. сопровождение

Дата проведения

По плану

По факту

Раздел I. Что изучает история. Пропедевтический курс  (12 часов )

1.

Что изучает история.

1.1

Урок изучение нового материала

Вводная лекция с элементами беседы

объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика;

2

Источники знаний о прошлом. Письменные и вещественные исторические источники

1.2

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок - рассказ с элементами беседы

объяснять значения понятий: наша эра, до нашей эры; как велся счет лет в истории; определять век и вести  подсчет исторического времени

3

Измерение времени

1.3

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Комбинированный

Урок - беседа

Уметь: объяснять значение понятий: раскопки, исторические источники, факты, историческая память; определять значение исторических источников

- определять различия и сходства между разными видами письменности.  Описывать и объяснять назначение вещественных источников

4

Археология – помошница историков

1.4

комбинированный

5

Историческая карта.

1.5

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы

объяснять значение основных понятий: историческая карта, стороны света, условные знаки; ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте;        объяснять карту, используя условные знаки; анализировать значение географических названий; находить сходства и различия исторической и географической карт

6

Наука о народах- наука о прошлом

1.6

Урок применения

ЗУН

практикум

объяснять значение основных понятий: родословная,  генеалогическое древо, род, семья, предки, отчество; составлять родословную семьи; объяснять возникновение имен, отчеств, фамилий.

7

Знать своих предков, знать историю

1.7

Комбинированный

Урок - презентация

8

Географические названия-свидетели прошлого

Комбинированный

Практикум

Знать составляющие элементы государственных символов.

Уметь:         объяснять значение основных понятий: герб, флаг, гимн, штандарт; определять значение государственной символики.

9.

О прошлом рассказывают гербы

1.8

Урок применения

ЗУН

практикум

10

Знамя и флаг сопровождают историю

1.9

Урок применения

ЗУН

Рассказ с элементами беседы

Уметь   определять основные периоды всеобщей истории.

11

Из истории гимнов.

1.10

Повторительно-обобщающий

Урок –презентация. Работа в группах.

определять российскую государственную символику; характеризовать российское государство

12

Как работать с учебными материалами по истории

1.11

Комбинированный

Практикум

Раздел II. Жизнь первобытных людей  (4 часа)

13

Возникновение человека

2.1

Урок

изучения нового материала

практикум. Работа с картой

Уметь: описывать условия существования древнейших людей; излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

1

14

Появление современного человека

2.2

Урок –изучение нового материала

Работа с материалами учебника

Уметь: давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;описывать условия существования древнейших людей; излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

2

15

Зарождение искусства и религиозных верований

2.3

Комбинир. урок

Работа с документами.

Знать: определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;- Уметь: описывать условия существования древнейших людей; излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

2

16

Человечество на пути к новому обществу

2.4

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы

понятия: религия, искусство, колдовской обряд, душа;

высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства; называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

3

II. Древний Восток  (15 часов)

Тема I. Древний Египет.  ( 6 часов)

17

Образование государства в долине Нила

3.1

Изучение и первичн. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь: показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта; характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат); объяснять причины возникновения древнеегипетского государства

18

Религиозные верования в Древнем Египте

3.2

Урок применения

ЗУН

Рассказ с элементами беседы, практикум

Уметь:  давать определение понятий: писцы, налоги;

характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;    анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

19

Правитель Древнего Египта

3.3

комбинированный урок

Урок – рассказ

давать определение понятий: вельможи,характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; показывать на исторической карте направления военных походов;  

20

Подданные фараона

3.4

комбинированный урок

Урок – рассказ

- давать определение понятий: миф, религия. Называть характерные признаки и особенности верований древних египтян;  извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних   египтян

21

Повседневная жизнь древних египтян

3.5

комбинированный урок

Урок – рассказ. Презентация

составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры;          характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры; анализировать исторический источник,;  определять значение появления письменности для возникновения научных знаний

22

Культура Древнего Египта

3.6

Тема II. Древняя Азия.  ( 9 часов)

23

Шумер и Аккад

4.1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний,

Практикум

показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья; сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;  высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте

24

Древний вавилон

4.2

Урок применения

ЗУН

практикум.

Уметь: анализировать фрагмент исторического источника;

-высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

25

Ассирийская держава

4.3

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок - рассказ

Уметь:  называть характерные признаки и особенности верований жителей Древнего Двуречья; извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни жителей Древнего Двуречья;  характеризовать основные достижения вавилонян;  давать описание древневавилонского письма.

26

Финикия

4.4

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок - рассказ

показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;        характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

27

Палестина: занятия населения, библейские мифы и сказания, возникновение государства.

4.5

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, прктикум, поиск.

Урок - рассказ

- объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия;

- высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний

28

Древняя Палистина

4.6

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, прктикум,  поиск.

Урок - рассказ

определять причины возникновения и гибели Ассирии;  характеризовать особенности военного искусства ассирийцев; сравнивать культуру Древнего Египта и Ассирийской державы

29

Персидская держава. Завоевания персов.

4.7

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум, поиск.

Урок - беседа

показывать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-административного устройства Персидской державы;сравнивать политический строй Древнего Египта

и Персидского царства

30

Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней индии

4.8

Применения знаний

Урок – беседа, групповая работа, тестирование

- называть основные достижения в культуре жителей государств Передней Азии;

31

Древний Китай

4.9

Урок-беседа

Уметь: высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая

определять значение культурного наследия народов; описывать исторические объекты и культурные памятники; выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока

III. Древняя Греция. ( 19 часов)

Тема I. Древнейшая Греция  (4 часа)

32

Древняя Греция: местоположение и природные условия.

5.1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок -беседа

-        характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;

33

Древняя Греция: Критское царство. Греческие мифы критского цикла

5.2

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок - рассказ

сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;

34

Верования Древних греков

5.3

Изучение и первич. закрепл. новых знаний,

практикум

Уметь:         характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа

35

Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея». Религиозные верования греков. Легенды и мифы о людях и богах.

5.4

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»;характеризовать героев поэм, сравнивать их действия и поступки; высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности; показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы; объяснять, какие силы  природы отражали боги

Греко-Персидские войны (2 часа)

36

Греко-Персидские войны

6.1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты;        называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса;        раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;  анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам

37

Греко-Персидские войны

6.2

Тема III. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии (7 часов)

38

Полис – город–государство

7.1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

39

Развитие демократии при Перикле

7.2

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

41

Олимпийские игры

7.3

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

раскрывать роль Афин в истории Древней Греции;описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов;

42

Повседневная жизнь древних греков

7.4

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Рассказ с элементами беседы

составлять описание и объяснять значение памятников Афин: Парфенон, храм богини Ники и др.

43

Греческая наука

7.5

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

 объяснять значение понятий: педагог, гимнасия, палестра;

- называтьхарактерные черты образования в Древних Афинах; сравнивать особенности  воспитания

44

Архитектура и скульптура Греции

7.6

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Рассказ с элементами беседы

объяснять значение понятий: народное собрание, демократия;-        называть характерные черты политического устройства Афин; составлять характеристику Перикла

45

Рождение театра. Театральные представления

7.7

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Тема IV. Македонские завоевания в IV веке до н.э. (3 часа)

46

Греция и Македония в IV в.до.н.э

8.1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

 раскрывать причины подчинения Эллады Македонии;

-        показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

47

Империя Александра Македонского и ее распад.

8.2

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

-        высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого

48

Основание Александрии.

8.3

Урок контроля

определять значение культурного наследия Древней Греции; описывать исторические объекты и культурные памятники; характеризовать исторические личности Древней Греции

IV. Древний Рим. (19 часов)

Тема I. Рим: от возникновения до установления госпощдства над Италией (4 часа)

49

Древняя Италия

9.1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Рассказ с элементами беседы

        показывать на карте местоположение Древней Италии;

объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий; описывать условия жизни древних латинян;

50

Рим в эпоху царей

9.2

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

называть дату освоения Рима;

- излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержания легенды с реальными научными знаниями об основании Рима

51

Рождение Римской республики

9.3

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Урок - рассказ

объяснять основные понятия и термины; сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;         характеризовать войско римлян

52

Завоевание Римом Италии

9.4

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Тема II. Расцвет Римской республики (7 часов)

53

Армия Древнего Рима

10.1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы Практикум

Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия; объяснять значение основных понятий;

давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья; объяснять значение основных понятий;

раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

54

Рим и Карфаген

10.2

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы Практикум

Уметь:         объяснять основные понятия;          описывать положение рабов в Древнем Риме;         рассказывать о гладиаторских боях

55

Завоевания Рима на Востоке

10.3

Изучение нового материала

Урок - рассказ

56

Государственное устройство Римской республики

10.4

Изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы Практикум

57

Римское общество: его нравы и обычаи

10.5

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Урок - рассказ

-        объяснить основные понятия;

-        раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

-анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

58

Повседневная жизнь Римского общества

10.6

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

        описывать восстание рабов в Риме;        раскрывать причины, ход, результат восстания;давать характеристику Спартака;

-        высказывать свое мнение о значении восстания Спартака

59

Рабство в Риме

10.7

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

Тема XII. Кризис и падение Римской республики (8 часов)

60

Начало гражданских воин в Риме

11.1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

показывать на исторической карте территорию Римской империи;        описывать жизнь соседей Римской империи; анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления

61

Гай Юлий цезарь

11.2

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря; раскрывать причины возвышения Цезаря; анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима; извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы; работать с историческим источником

62

Октавиан Август и рождение Римской империи

11.3

Изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

63

Императоры Рима I-II вв

11.4

Изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

        объяснять значение основных понятий; анализировать деятельность императора Трояна;

сравнивать положение колона и раба;        рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств;

64

Расцвет Римской империи. Правление Траяна.

11.5

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Рассказ с элементами беседы

65

Культура Римской империи

11.6

Изучение и первич. закрепл. новых знаний,практикум

Рассказ с элементами беседы

описывать повседневную жизнь римлян; составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры; определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки Уметь:         объяснять основные понятия;         характеризовать деятельность Константина; рассказывать о переменах в положении христиан;

66

Возникновение христианства

11.7

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

67

Римская империя в 3-5 вв

11.8

Изучение и первич. закрепл. новых знаний,практикум

Работа с текстом учебника

68

Повторительно-обобщающий урок

Контроль знаний

Самостоятельная работа

69

Повторение

70

Повторение

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Учебники и учебные пособия для учителя и учащихся

-        Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2011. – 284 с.

- Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение -  2010.

-  Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2011.

  • Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского.
  • Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. - М., 2005;
  • Литвинов, А. В. История становится ближе / А. В. Литвинов. - М., 1998;
  • Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол.

Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера».

- Шевенко Н.И. Сборник проблемно-развивающих заданий по курсам «Истории Древнего мира» и «История Средних веков». М, Аркти, 2002.

- - Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. – М., Глобус, 2009.

Электронные издания

- Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение.

- История Древнего мира. Загадки сфинкса. МедиаХауз.

- Атлас истории Древнего мира.

- Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.

 - Серия видео хрестоматий «Ожившая история»: «Древний мир».  – Мир знаний, Самара, 2010.

        Учебно-методический комплект

 1.Вигасин А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 кл. -  М.: Просвещение. - 2012.

2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 1,2. 5 кл. М.: Просвещение. -  2012.  

3.Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс. - М. - Дрофа, ДИК, 2011.

Учебник входит в Федеральный комплект Министерства образования Российской Федерации, рекомендован для обучения в 2012-2013 учебном году (см. перечень рекомендованной и допущенной литературы).

Методическая литература:

1.        Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение.

2.  Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКс.

3.   Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей гуманитарного цикла

от «_____»__________ 2013 г № _____

 ________________ Самедова М.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

от «_____»__________ 2013 г

_____________  Шахаева И.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...