Разработка внеклассного мероприятия" Рыцарский турнир"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Галина Николаевна Рыжкова

Рыцарский турнир очень интересная  методическая разработка для учащихся 6-х классов по Истории Средних веков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие БГОУ № 117 Выборгского района

 «Рыцарский турнир»

Цель мероприятия: Формирование положительных качеств, уважение к старшим, мужественность,  патриотизм.

Задача: создать условия для творчества подростков, раскрытия их индивидуальности.

.

Вводная часть

Ведущий начинает «Рыцарский турнир» отрывком из «Песни о Роланде» (XII в.), а затем разъясняет командам ход игры:

По голосу один узнал другого.

Сошлись они на середине поля.

Тот и другой пускают в дело копья,

Врагу удар наносят в щит узорный,

Его пронзают под навершьем толстым,

Распарывают на кольчугах полы,

Но невредимы остаются оба.

Полопались у них подпруги седел.

С коней бойцы свалились наземь боком,

Но на ноги вскочили тотчас ловко,

Свои мечи булатные исторгли,

Чтоб снова продолжать единоборство.

Одна лишь смерть конец ему положит.

Этапы игрового занятия

Конкурс 1. Приветствие команд (готовится заранее). Максимальное количество баллов — 10.

Каждая команда готовит приветствие в произвольной форме. В нем обязательно должны присутствовать:

  • название команды,
  • девиз,
  • эмблема (герб), составленная по геральдическим правилам, с объяснением, что она означает,
  • костюмы или детали костюмов,
  • музыкальный номер (песня, частушки) на тему средневековья и рыцарства. Его можно сделать в духе песен трубадуров и миннезингеров, прочитать стихотворение нараспев, под «аккомпанемент» воображаемых музыкальных инструментов средневековья.

Конкурс 2. Разминка. Максимальное количество баллов — соответственно числу вопросов, на которые ответила команда.

Конкурс состоит из двух частей:

  1. Каждая команда задает другой 2—3 вопроса по истории средневековья, которые были заранее подготовлены дома.
  2. Ведущий предлагает командам ответить на вопросы (по жребию).

 Вопросы для учащихся

  1. Какое место на земле считалось в христианской Европе «святым»?
  2. Кто такие герольды?
  1. Как называли себя участники Первого крестового похода и как называли их византийцы и мусульмане?

4.        На каких языках разговаривали крестоносцы между собой и с
византийцами?

  1. В чем состояла задача рыцаря, участвовавшего в поединке?
  2. Известно, что в средние века рыцари часто давали имена своим мечам. Как назывался меч графа Роланда? А как — короля Артура?
  3. Кого в Европе можно назвать основателем рыцарского конного войска?
  4. В связи с чем у европейских рыцарей появились гербы? Для чего они были им нужны?

Конкурс 3. Каким должен быть рыцарь? Максимальное количество баллов 10.

Конкурс состоит из двух частей. 1. Эту часть можно провести в двух вариантах.

Вариант 1. Каждая команда получает задание-карточку с перечнем человеческих качеств. В течение одной минуты необходимо отобрать те из них, которыми должен обладать рыцарь.

Перечень качеств рыцаря: Честность, религиозность, доброжелательность, храбрость, преданность, великодушие, воинственность, жестокость, презрительное отношение к черни, скупость, лицемерие, грубость, щедрость, достоинство, благородство, свободолюбие, образованность, хороший семьянин

Вариант 2. Каждая команда за три минуты должна написать как можно больше качеств, соответствующих образу «рыцаря без страха и упрека». Далее команды по очереди называют эти качества. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Конкурс 4. Знаешь ли ты рыцарские ордена? Максимальное количество баллов 5.

Команды по жребию выбирают одну из карточек (черного, красного или белого цвета), каждая из которых соответствует одному из рыцарских орденов. Появляются представители орденов. Команда должна определить, член какого ордена стоит перед нею, рассказать, откуда этот орден получил свое название и чем прославился в истории средневековья.

Для справки:

  • госпитальер (иоаннит) — в красном плаще с нашитым на груди белым восьмиконечным крестом и красным знаменем с белым крестом;
  • тамплиер — в белом плаще с красным восьмиконечным крестом и черно-белым знаменем;
  • тевтон — в белом плаще с черным крестом и аналогичным знаменем.

Конкурс 5. Конкурс капитанов. Максимальное количество баллов — 10.

Конкурс может проходить в разных вариантах или их сочетаниях на усмотрение учителя с учетом особенностей учащихся.

Вариант 1. Буриме. Капитан должен за 5—7 минут написать стихотворное послание даме сердца. Оцениваются соответствие полученного стихотворения теме, связность текста, особо поощряется дальнейшее продолжение послания.

Например, на такие рифмы (можно придумать и другие);

        дорога

        слезы

        тревога

        розы.

Вариант 2. Капитан должен показать ритуал посвящения в рыцари. Он может привлечь членов команды в качестве артистов. Оценивается соблюдение правил посвящения в рыцари (будущий рыцарь должен был встать на колени; удар мечом плашмя по спине — единственный удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него; затем рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом).

Вариант 3. Ведущий читает отрывок из романа А. Конан Дойля «Белый отряд»: «То там, то тут маленький герб в окне без стекла показывал, что здесь остановился рыцарь или барон. Гербы прочитывались лучше, чем надпись, потому что лучник, как и большинство людей его возраста, был хорошо осведомлен относительно общепринятых геральдических знаков.

— Вон «Голова сарацина» сэра Бернарда Брокаса... А вот три ласточки на лазурном поле — это, должно быть, кто-то из семьи Латтреллов... А вот петушиное перо — старинный знак Де Брееев».

Капитану предлагается прочесть рыцарский герб, то есть определить, в каком государстве живет его владелец (по форме щита) и каковы его личные качества (по тем изображениям, которые нанесены на герб). При подготовке данного конкурса необходимо заранее порекомендовать капитанам более подробно познакомиться с геральдикой, если этот материал не изучался на уроках.

Конкурс 6. Узнай историческую личность. Максимальное количество баллов — 5.

Ведущий зачитывает небольшие отрывки, в которых речь идет об исторических личностях средневековья, а команды по очереди отвечают, кто они.

1.        Хотя я не король, а всего лишь майордом, на меня легли все
тяготы управления огромным государством. Мне не нужен без
вольный король. Я создал сильное конное войско, раздав своим
воинам земли, и победил арабов у Пуатье.

Карл Мартелл

2.        «Господин папа вышел на обширную размерами площадь...
И вот папа обратился ко всем с убедительной речью..." Народ фран-
ков, к вам обращается речь моя и к вам устремляется наше увещева-
ние. От пределов иерусалимских и из града Константинополя при
шло к нам важное известие... что иноземное племя, чуждое Богу,
вторглось в земли этих христиан, опустошило их мечом, грабежами,
огнем... Кому выпадет труд отмстить за все это, кому как не вам...
Особенно же пусть побуждает вас святой гроб Господень..."»

Урбан II

3.        Через 100 лет после Первого крестового похода правитель
Египта объединил под своей властью государства Сирии и поклял-
ся отомстить христианам за кровь правоверных мусульман. И ему
это удалось: Иерусалим вновь попал в руки мусульман.

Салах-ад-дин (Саладин)

4.        Этот герцог Нормандии, вступив на английский берег, при-
пал к земле и закричал: "Это земля моя, я взял ее своими руками".
Вскоре он действительно стал хозяином всей страны.

Вильгельм Завоеватель

5.        Пусть я не потомок великого Константина, а простой крес-
тьянин, но поскольку я император, мне должны подчиняться все
народы Средиземноморья. Я заставлю подчиняться себе и Запад, а
в этом мне помогут арабы. И мне не помешают ни римский папа,
ни франкский король.

                                          Юстиниан

6. Этот английский король стал образцом рыцарства. Его называли "самым рыцарственным из королей и королем рыцарей". И его прозвище этому соответствовало. Он отправился в Святую землю на битву за гроб Господень в Третий крестовый поход. По дороге обратно он был захвачен в плен германским императором и провел там два года. Его выпустили только после того, как он принес вассальную присягу императору и уплатил большой выкуп. Этот король стал героем многих литературных произведений.

                                     Ричард Львиное Сердце

Конкурс 7. Рыцарь в современном городе. Максимальное количество баллов — 10.

Это конкурс — домашнее задание. Он готовится командой заранее в произвольной форме (сценка, музыкальный номер, монтаж).

Оценивается то, насколько школьники сумели показать несоответствие внешнего облика, манеры поведения, знаний средневекового рыцаря современной жизни (по образцу «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» М. Твена).

Подведение итогов. Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и объявляет победителя. Оно может также отметить отдельных игроков, особо проявивших себя в игре. Им могут быть выданы шуточные грамоты — «индульгенции» о прощении всех учебных грехов на ближайшую 1000 лет или другие подобные грамоты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Технический турнир" по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ».

Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Турнир знатоков Информатики"

Внеклассное мероприятие к неделе информатики направлено на повторение и закрепление основного материала, развитие устойчивого интереса  к образовательной области "Информатика и ИКТ"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Турнир знатоков Информатики"

Внеклассное мероприятие к неделе информатики направлено на повторение и закрепление основного материала, развитие устойчивого интереса  к образовательной области "Информатика и ИКТ"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Турнир весёлых и смекалистых»

Данная разработка предназначена для обощения пройденного материала...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ»

Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса биологии, географии через систему занимательных заданий....