Главные вкладки

    Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”
    методическая разработка по истории (5 класс) на тему

    Кормилицина Любовь Александровна

    Форма урока:

     Урок -практикум

     Тип урока:

    Урок  отработки умений и рефлексии.

    Цели для ученика:

    ·          уметь обобщать и систематизировать знания по теме

     « Древний Рим»

    ·          уметь строить логически правильное  монологическое высказывание по теме;

    ·         уметь слушать товарищей   

    ·         учить находить ошибки и исправлять их.

    Цели для учителя:

     Образовательные:

     помочь учащимся  обобщить и систематизировать знания по теме « Древний Рим»

     

    Развивающие:

    ·          развивать логику при построении монологических высказываний;

    ·         учить делать выводы и анализировать исторические события;

     

    Воспитательные:

    ·         воспитывать чувство сотрудничества  и ответственности за совместную работу, взаимопомощи.

    ·          воспитывать чувство сотрудничества  и ответственности за совместную работу, взаимопомощь;

    ·         воспитывать уважение к ответам товарищей и прививать тактичность при их комментировании.

     

    Опорные понятия и   термины:  республика, империя, плебей, патриций, форум, сенат, амфитеатр, император, гладиатор, акведук, термы, триумф, диктатор, легион, легионер, народный трибун.  

    Персоналии: Ганнибал, Сципион, Юлий Цезарь, Октавиан Август, Антоний, Спартак, Красс, Лукулл, Помпей, Нерон, Траян, Константин, Клеопатра.

     

    Формы контроля:

    ·         тестирование ;

    ·         прослушивание монологических высказываний  учащихся;

     проверка творческих работ учащихся

    Формируемые УУД

    Личностные УУД:

    – освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Готовность обучающихся  работать на уроке с желанием, развитие интереса   к истории .  

    – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

    Регулятивные УУД:

    – овладение способностью принимать и реализовывать  цели и задачи учебной деятельности, поиск средств их  осуществления.

    – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    – освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки).

    Познавательные УУД:

     ориентироваться в учебнике,  уметь использовать изученные термины, знать историческую хронологию;

    – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

    Познавательные УУД:

     ориентироваться в учебнике,  уметь использовать изученные термины, знать историческую хронологию;

    – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prilozhenie_no2.docx15.69 КБ
    Файл prilozhenie_no3.docx18.52 КБ
    Файл prilozhenie_no4.docx11.73 КБ
    Файл prilozhenieno5.pptx1.72 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тест по теме « Древниий Рим»

    Вариант 1

    1. Мать Ромула и Рема согласно древнеримской легенде

     а) волчица   б) Веста  в) Рея Сильвия

     2.Кого римляне называли варварами?

    А) племена, не знающие латинского или греческого языка

    Б) жестоких императоров

    В) всех, чей язык они не понимали

     

    3.Рабы, получившие в пользование участки земли:

    А) колоны   б) «рабы с хижинами»       в) христиане

     4.Что произошло в 509г. до.н.э.?

    А) В Риме установилась республика

    Б) был основан Рим

    В) в Риме установилась империя

     

    5.Римский император, при котором началась травля христиан

    А) Константин      б) Нерон    в) Октавиан Август

     6.Какое зрелище римляне предпочитали всем остальным?

    А) театральное представление   б) спортивное состязание      в) гладиаторские бои

     7.Кого римляне называли лучшим из императоров (правил в 98-117гг.н.э.)

    А) Цезаря   б) Траяна    в) Константина

     8.Как переводится с латинского языка слово «республика»?

    А) власть народа    б) общее дело    в) власть знати

     9.Кто спас Рим во время нашествия галлов в 390г.до н.э.?

    А) Муций Сцевола   б) гуси    в)  волчица

    10.Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?

    А) демократия    б) диктатура  в) республика

    Вариант 2

    1. Автор одного из Евангелий –рассказов о жизни и учении Иисуса Христа

    А) Иуда          б) Иоанн    в) апостол Павел

    1. Главный источник рабства в Риме

    А) завоевания    б) торговля       в) долговая кабала

    1. Кто получал в республиканском Риме почетное прозвище «император»

    А) сенаторы      б) полководцы    в) народные трибуны

    1. Германские племена, захватившие Рим в 410гн.э.

    А) даки              б) венеды            в) готы

    1. Сенатор, друг Цезаря, возглавивший против него заговор

    А) Антоний       б) Октавиан       в) Брут

    1. Река, переходя которую , Цезарь сказал знаменитые слова «Жребий брошен»!

    А) Тибр              б) Рейн             в) Рубикон

    1. Кто в республиканском Риме имел право накладывать право вето (запрет) на решение сената?

    А) консулы     б) императоры  

        в) народные трибуны

    1. Когда произошло восстание рабов  под предводительством Спартака?

    А) В 509г до н.э.     б) в 74-71гг.до н.э.

    1. Последний император Западной Римской империи

    А) Константин      б) Ромул      в) Юстиниан

     

    10. Кто такие колоны?

    А) рабы                 б) воины        в) земледельцы



    Предварительный просмотр:

    1группа п.44

    Археологи доказали, что Рим возник в 753 году до н.э. на холмах левого побережья реки Тибр. Специалисты делят историю на два основных периода.  Первый из них республика. Отсчет этого периода ведется с 510-509 г. до н.э. Республику сменила империя, образовавшаяся в 27г. до н.э. , когда к власти пришел первый Римский император. В далекие времена римляне жили в круглых хижинах , стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград и лен. Они разводили ослов , рогатый скот , свиней и коней. Они занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.

    В эпоху республики на торжественных трапезах могли присутствовать только мужчины. В эпоху империи женщины стали часто разделять трапезы вместе с мужчинами. В старину римляне обедали ,сидя вокруг стола на стульях. Впоследствии стало модным возлежать вокруг стола на специальных ложах или кушетках.

    1. Где возник Рим.
    2. Кто его основал  п.44
    3. Какие периоды выделяют  в истории Рима.
    4. Как жили в древности римляне,чем они занимались.
    5. Какие были обычаи.

    2 группа.

    Римская республика.

    590г.до н.э

    Народное собрание

           

                                                  консул  на 1 год                                          консул на 1 год  

    сенат ( 300 человек)

        В управлении Римом первоначально принимали участие только патриции, но плебеи были этим не довольны. Примерно 200 лет между ними шла борьба, в результате которой плебеи стали полноправными гражданами Рима. высшая власть принадлежала народному собранию.С 509 г. до н.э. в Риме стали выбирать 2 консулов., которые поочередно председательствовали в Народном собрании, осуществляли командование и набор в войско, консулом мог стать как богатый, так и бедный гражданин, но поскольку зарплату за работу не платили, только богачи становились консулами.. Плебеям дали прав выбирать народных трибунов , которые защищали их интересы в сенате. Народные трибуны обладали правом « вето», т.е. запрещать законы, направленные против плебеев.

    Вопросы

    1.Как добились плебеи равноправия.

    2.Как правили Римом 12 консула.

    3.Кто  мог стать консулом. Почему.

    4.Кто защищал права плебеев. Каким правом он обладал.

    3 группа.

    Как установилась в Риме империя.п53стр.245-246

     

    1. 1.Кто пришел к власти в Риме после смерти Цезаря.
    2. Как изменилась обстановка в Риме с приходом к власти Октавиана.
    3. Какой титул получил Октавиан.
    4. Как он управлял страной. Какие должности занимал.

    Империя – государство, состоящее из территорий, лишенных самостоятельности и управляемых из одного центра.

    Император титул человека, управляющего империей.

    4 группа.

    Правление императора Константина. п.59

    1. Как изменилась жизнь при Константине. стр.272
    2. Какой властью обладал император.
    3. Как изменилась жизнь христиан при его правлении.
    4. Как изменилась жизнь колонов.стр.272
    5. Почему он перенес столицу на Восток.
    6. Почему он выбрал именно это место. В каком году.
    7. Как   он назвал город.  Почему так.

     

    5руппа.

    Взятие Рима готами. п.60

    1. Какие племена   угрожали Риму.
    2. Когда Римская империя была разделена на Западную и Восточную
    3. Кто поддерживал племена готов во время их вторжения на территорию Римской империи.
    4. Кто служил в войске римлян.
    5. Кто был вождь готов.
    6. Кто помог Алариху войти в Рим.
    7. Когда Рим был захвачен вандалами.
    8. Когда был свергнут последний  римский император. Как его звали.



    Предварительный просмотр:

    Творческие задания для групп( на выбор).

    1. Составь синквейн по теме « Исторические личности».: Ганнибал, Юлий Цезарь, Октавиан Август, Антоний, Клеопатра.
    2. Составь исторические загадки по теме « События»: Пунические войны, завоевания Александра Македонского, демократия в Афинах, древняя Спарта, Олимпийские игры.
    3. Составь рассказ с ошибками по теме« Императоры Рима»: Траян , Нерон, Константин, Октавиан.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    . Тема урока «Древний Рим

    Слайд 2

    Древнейшие римляне жили в примитивных домах из ивовых прутьев обмазанных глиной. Рядом находились сад и огород, а за пределами города-поля и пастбища. В результате постояных войн с соседними города ми римляне расширяли подвластную террито-рию .

    Слайд 3

    Римляне занимались земледелием и выра-щивали : пшеницу , ячмень , виноград , лен . В Риме развивалось животноводство , римляне разводили коров и свиней , коней и ослов .

    Слайд 4

    Жители Рима были ис-куссными ремесленни - ками - кузнецами, тка-чами , гончарами. Огромного размаха дос-тигло хлебопечение- по всей Латинии были раз бросаны мельницы и хлебные печи. Несколько древнейших мельниц сохранились до сих пор в рабочем состоянии.

    Слайд 5

    Облик императора приукрашен: он изображен молодым красавцем с мускулистым полуобнаженным телом. На самом деле Август был болезненным человеком, со вздутым животом, боялся сквозняков, кутался в четыре рубашки и фуфа йку.

    Слайд 6

    Империя - колониальная держава , установившая своё господство над колониями и зависимыми территориями

    Слайд 7

    В н. 4 в.за императорс - кий титул боролись не-сколько полководцев. В 312 г.победу одержал Константин. В честь нее он, вопреки традициям, поставил триумфальную арку. Константин восстановил абсолютную импе-раторскую власть и увеличил армию для борьбы с варварами

    Слайд 8

    Разделение Римской империи на Западную и Восточную

    Слайд 9

    Готы идут на Италию Мечтая завладеть сокровищами Рима, Аларих , вождь германского племени готов двинул свои войска на Рим. К ним стали присоединяться рабы и колоны, показывали готам тайники, где римляне прятали хлеб и оружие .

    Слайд 10

    Разорение Рима. Готы окружили город, перекрыли гавань, в которую доставляли хлеб. Римляне считали, что это кара богов за то, что натворила Серена в храме.

    Слайд 11

    Падение Западной Римской империи. Рим уже не мог противостоять варварам. В 455 году он был захвачен вновь, на этот раз уже вандалами. Город был разграблен ещё ужаснее, чем при готах.

    Слайд 12

    Рефлексия содержания учебного материала Сегодня на уроке я: -научился … -было интересно… -было трудно… -мои ощущения… -этот урок дал мне для жизни… -больше всего понравились задания…

    Слайд 13

    Лесенка успеха 1 2 3 В своей учебной деятельности я достиг больших высот. У меня есть небольшие результаты в учебной деятельности и на достигнутом я останавливаться не собираюсь. Мне ещё нужно много работать над тем, чтобы достичь больших результатов в учебной деятельности.

    Слайд 14

    Как ваше настроение?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

    Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

    Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

    Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"...

    Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 17 Религия древних египтян

    Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта...

    Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 18 Искусство древнего Египта

    Цель урока: способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта создать условия для рассмотрения устройства египетских храмов как величайших памятни...

    Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

    Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

    Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме Древнейшая Греция

    Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме Древнейшая Греция...

    Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

    Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    русский языкКласс:      5Тема урока:    Лексика. Культура речи. ...