проблемы периодизациии истории
презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

Колесникова Ольга Юрьевна

Современный подход к периодизации истории. Урок предназначен для учащихся10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_periodizatsii_istorii.rar955.64 КБ

Подписи к слайдам:

«Проблемы периодизации всемирной истории»
Содержание
Принципы периодизации в историиСхема периодизации истории по Л.Моргану и Ж.КондорсеТри стадии теории мирового цивилизационного развитияСхема марксистской концепции историиПять основных эпох истории человечестваЭтапы развития человечестваПериоды эпохи СредневековьяПериоды эпохи Нового времениПериодизация Новейшей истории
Цивилизация — это понятие в науке имеет разные толкования. 1) Ступень развития общества, следующая после первобытного строя (первобытного общества), от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.
Цивилизация
2) Большая общность людей, как правило, несколько народов и государств, объединенных культурными и религиозными традициями, определяющими представления о добре и зле, красивом и безобразном и так далее, а также особенностями ведения хозяйства, особыми правилами отношений между людьми, особенностями управления государством
Принципы периодизации в истории
Широкое признание получил подход, при котором основныеэтапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры.
Ж.Кондорсе
Л.Морган
Делили историю на эпохи дикости, варварства и цивилизации.
Схема периодизации по Л.Моргану и Ж.Кондорсе
Дикость(собирательство,охота)
Варварство(земледелие,скотоводство)
Цивилизация(письменность,обработка металлов)
Три стадии теории мирового цивилизационного развития
Первая стадия(VIII тысячелетия до н.э.) – переход от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству.
Вторая стадия(середина XVII) – становление мануфактурного производства, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриальной стадии развития.
Третья стадия(вторая половина XX века) – возникновение нового типа общества, с внедрением компьютеров качественно меняется характер интеллектуального труда, складывается индустрия производства знаний.
Схема марксистской концепции истории
Противоборствующие классы
Этапы развития
Бесклассовое общество
Коммунистическая
Капиталистическая
Феодальная
Рабовладельческая
Первобытно-общинный строй
Отсутствие классов
Буржуазия
Пролетариат
Феодалы
Крестьяне
Рабовладельцы
Рабы
П
Р
О
Г
Р
Е
С
С
ф
о
р
м
а
ц
и
я
Пять основных эпох истории человечества
Эпоха первобытно-общинного строя – низкий уровень развития производственных сил, люди полностью зависели от природы и могли выжить лишь при условии совместного, коллективного труда и потребления.
Переход к рабовладельческой формации – совершенствование орудий труда, появление возможности производства прибавочного продукта его единоличного присвоения, возникновением частной собственности.
Феодальное общество – личная зависимость работников от собственников земли – феодалов; крестьяне обладали личной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью произведённого продукта.
Капиталистическая эпоха – работник вынужден продавать свою способность к труду предпринимателю, собственнику средств производства, который присваивает неоплаченную часть произведённого прибавочного продукта.
Коммунистическая эпоха – общество, где человек приобретёт подлинную свободу, будет трудиться исключительно на себя и нужды общества в целом, станет хозяином своей жизни.
Этапы развития человечества
Первобытная эпоха(протяжённость более 1,5 млн. лет) – происходит становление человека современного типа, совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.
Древний мир(IV-III тысячелетия до н.э.) – возникновение государств, раскол общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широкое распространение рабства.подъем цивилизации Древней Греции и Древнего Рима.
Эпоха Средневековья(V –XVII) – разделяется на три периода.
Эпоха Нового времени – эпоха становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации.
Периоды эпохи Средневековья
Первый период эпохи(V-XI) – падение Западной Римской империи, становление нового типа общественных отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе. В его рамках каждое сословие имеет свои права и обязанности.
Второй период(серединаXI – конец XV в.) – становление крупных феодальных государств, роста значения городов. Они становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей всё более светский характер.
Третий период(XVI – середина XVII в.) – начало разложения феодального строя, быстро развиваются товарно-денежные отношения, получает широкое распространение мануфактурное производство, усложняется социальная структура общества.
Периоды эпохи Нового времени
Первый период(с середины XVII) время революций, разрушивших основы сословного строя.
Второй период – промышленный переворот; время быстрого роста колониальных империй, развития мирового рынка, системы международного разделения труда.
Третий период(конец XIX – начало XX века) – развитие промышленной цивилизации «вширь»; время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства, рост социальных противоречий в промышленных странах.
Периодизация Новейшей истории
Великий кризис 1929-1932 гг. поставил на грань краха экономику наиболее развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне1939-1945 гг. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство европейских держав.
В этот период меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального труда.В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика.
На смену державному сотрудничеству приходит сотрудничество.
Расхождения во взглядах на то, что выступало движущей силой мирового развития и что в нём было главным, определяло существованиеразличных подходов к принципам периодизации всемирной истории.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преподавания истории в школе. Опыт патриотического воспитания.

Опыт работы учителя по патриотическому воспитанию в школе....

Периодизация истории России

Хронологическая периодизация истории России с IX по XXI века с указанием наиболее значимых событий в истории нашей страны...

Проблемы преподавания истории. Патриотическое воспитание.

История является одним из самых интересных и важных предметов среди всей школьной программы. Ведь история дает возможность изучить развитие человеческой цивилизации от самых истоков, узнать обычаи и т...

Проблемы изучения истории семьи на уроках истории в школе

Статья содержит методические рекомендации по изучению истории семьи в школе. Включает фрагменты исследовательских работ учащихся, выполненных на протяжении десяти лет, и отражающих реальную работу по ...

Проблемы изучения истории семьи на уроках истории в школе

Статья содержит методические рекомендации по изучению истории семьи в школе. Включает фрагменты исследовательских работ учащихся, выполненных на протяжении десяти лет, и отражающих реальную работу по ...

Периодизация истории русской литературы

Основные периоды русской литературы:1.УНТ (устное народное творчество) - фольклор2.Древнерусская  литература – конец X века- XVII в.3. Литература XVIII в.4.Литература XIX в. (золотой век ли...