Разработка урока по теме "Древний Китай"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Дереча Константин Петрович

Разработка урока и презентация по теме "Древний Китай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.pptx715.26 КБ
Файл dokument_microsoft_word_2.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Древний Китай

Слайд 2

Задание: Почему в древности Китай называли сказочной страной?

Слайд 3

План урока: 1-Местоположение Древнего Китая 2-Природные условия Древнего Китая 3-Занятия жителей Древнего Китая 4-Подведение итогов урока 5-Домашнее задание

Слайд 4

Природные условия

Слайд 5

Тибет

Слайд 6

Янцзы и Хуанхэ

Слайд 7

Тапир

Слайд 8

Свинья

Слайд 9

Олень

Слайд 10

Кабарга

Слайд 11

Земледелие

Слайд 12

Возделывание риса

Слайд 13

Чайная плантация

Слайд 14

Домашнее задание: Прочитать П.22,23



Предварительный просмотр:

Тема урока « Древний Китай»

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Узнать о географическом положении Древнего Китая, познакомиться с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.
  2. Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.
  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.

Задачи урока:

  1. Развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.
  2. Формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
  3. Развитие интереса к истории мотивации к учению.

Форма урока:

Комбинированный урок: изучение нового материала с элементами практической работы.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Подготовка к активному усвоению знаний.
  3. Изучение новой темы (план урока):
  • Местоположение Древнего Китая
  • Природные условия Древнего Китая
  • Занятия жителей Древнего Китая
  1. Подведение итогов.
  2. Объяснение домашнего задания.

Оборудование:

  1. Учебник: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. «История Древнего мира». М., «Просвещение», 2008 г.
  2. Компьютер.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Презентация.
  5. Историческая карта «Древняя Индия и Древний Китай»

Методические приемы:

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический: составление путеводителя по Древнему Китаю

Ожидаемые результаты:

  1. Освоение программного материала по теме урока: учащиеся должны уметь называть основные географические объекты восточной Азии, уметь рассказать о природе и основных занятиях жителей Древнего Китая.
  2. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желания самостоятельно изучать историю и культуру Китая.
  3. Приобщение к достижениям древнекитайской цивилизации.

Ход урока:

Вступительное слово.

Ребята, многие из вас, также как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий,

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь.

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидел карту одной большой страны. Эта страна – родина бумаги, компаса, пороха, фарфора,

 чая ,которыми мы привычно пользуемся сегодня,а ещё там живёт очень трудолюбивый и талантливый народ.  

Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Ответ: это Китай.

1-й слайд (Тема урока).

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой путеводитель. У нас же путешествие будет виртуальным, но путеводитель мы составим настоящий.

Древние греки называли Китай: волшебной, сказочной страной». Почему? Составляя путеводитель, мы постараемся ответить на этот вопрос.

2-й слайд (Логическое задание).

Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами необходимо обсудить следующие вопросы: каково местоположение Китая, его природные условия, какие занятия являлись основными для жителей Древнего Китая.

3-й слайд (План урока).

Для успеха путешествия, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Китая.

Работа с картой.

Ученики получают схематическую карту «Древний Китай» (см. Приложение), на которой нанесены одни контуры, (можно взять и обычную контурную карту). Параллельно они работают с обычной картой в учебнике или атласе.

4-й слайд (Природные условия).

Вопросы и задания по работе с картой:

  1. Где расположен Китай?

Ответ: в восточной Азии.

  1. Какими морями он омывается?

Ответ: это Восточно-Китайское,Южно-Китайское и Жёлтое моря.

  1. Какие горы расположены на юго-западе Китая?

Ответ: это Тибет.

5-й слайд (Тибет).

  1. Какие реки протекают по территории Китая?

Ответ: это реки Янцзы и Хуанхэ.

6-й слайд (Янцзы и Хуанхэ).

  1. Как особенности географического положения Китая влияли на жизнь его населения?

Ответ: 1). Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия;

2). Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле;

  1. Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья,Древней Индии и Древнего Китая ?

Ответ: это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат,Янцзы и Хуанхэ.

Занятия древних китайцев

Древние китайцы занимались разведением шелковичных червей,содержали в хозяйстве свиней и собак,лошадей и буйволов,охотились на оленей и кабаргу,ловили рыбу.

   Однако главным занятием древних китайцев было орошаемое земледелие,а главной с/х культурой был рис.

На схеме нужно зафиксировать названия животных: олени,кабарга,тапиры,бамбуковая крыса ,лошади,шелкопряд,свиньи,буйволы.

7-й слайд (тапир).

8-й слайд (свинья).

9-й слайд (олень).

10- слайд (кабарга).

Физкультминутка

Учитель: Давайте прогуляемся по тропическому лесу. Повторяйте за мной движения:

1).Заходим в сумерки леса и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).

2). Идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).

4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6). Вот вышли из зарослей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Вопрос: Чем занимались жители Древнего Китая?

Вывод:

Основные занятия древних китайцев: земледелие.

11-й слайд (Земледелие).

12-й слайд (Рис).

В более позднее время появились чайные плантации и шелководство 16-й слайд (шелководство).

13-й слайд (Чайная плантация).

Работа с учебником.

Мы хорошо закрепили вопрос о местоположении Древнего Китая, природных условиях, занятиях населения.

Вопрос: А во что же верили древние китайцы? Ответ:В духов, в силы природы, в животных, в сверхъестественные существа и т. д.

Вопрос:Что было высшим божеством у них? Ответ:Небо .

Вопрос:Как ещё называли страну? Ответ: Поднебесной .

Вопрос:Какое учение осуждало господство одних над другими? Ответ:Конфуцианство .

Вопрос: Кто такой Конфуций?Ответ: Древнекитайский мудрец .

Вопрос:Что такое конфуцианство? Ответ:Учение Конфуция об отношениях между людьми и порядке в государстве.

Запишите в тетрадьконфуцианство - это учение Конфуция об отношениях между людьми порядке в государстве.

Вопрос: Каким 4-м вещам учил Конфуций?Ответ: пониманию книг, правдивости, правильному и честному поведению, преданности правителю.

Вопрос: Какое изречение Конфуция вы запомнили? Ответ: Правитель должен быть правителем, отец отцом, сын сыном .

Вопрос: А сегодня мысли Конфуция представляют какую-то ценность для нас?

Почему?

Вопрос: К чему призывал Конфуций?  Ответ:  Учиться, свободное время тратить на чтение книг, учтиво относиться к старикам, побороть зло в душе.

Вопрос: Какое письмо было у китайцев? Ответ:  Иероглифы. Вопрос: Где ещё они были? Ответ: В Египте .

Заключительное слово

Послушайте стихотворение древнего китайского поэта Ли Бо:

На горной вершине

Ночую в покинутом храме.

К мерцающим звёздам

Могу прикоснуться рукой.

Боюсь разговаривать громко:

Земными словами

Я жителей неба

Не смею тревожить покой.

Гармония человека и природы нашла своё поэтическое воплощение в творчестве многих китайских поэтов в переживаниях человека на фоне вечной красоты природы.

   Китайская культура самобытна и неповторима ,в отличии от других она более прагматична,обращена к ценностям реальной жизни.

Итак, мы выяснили особенности географического положения Китая, занятия ее жителей, их религиозные верования. Но это только основа путеводителя. У нас нет главного – памятников культуры Древнего Китая. Их вы нанесете на свои карты самостоятельно с помощью с помощью условных значков и подписей в легенде карты.

Оценки за работу на уроке

Ставятся в классный журнал и в дневники учеников.

Домашнее задание.

14-й слайд (Домашнее задание).

1).Прочитать параграф 22,23.

2).Закончить работу с путеводителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии "Китай"

Экономико-географическое положение Китая,население,промышленность,природные условия и ресурсы....

Разработка урока географии в 11 классе по теме "Экономика Китая: достижения и проблемы"

Урок географии в 11 классе по теме"Экономика Китая: достижения и проблемы"проводился на районном семенаре заместителей директоров по УВРпо теме "Новые технологии в профильном обучении"с применением эл...

Разработка урока на тему "Первые философские учения древнего Китая и Индии"

Материал урока философии предназначен для 10 класса общеобразовательных школ (в рамках обществознания) и техникумов....

Разработка урока по истории «Индия, Китай в древности», 5класс

Разработка урока по истории «Индия, Китай в древности», 5класс...

"Мудрость древнего Китая" - методическая разработка урока

Цели  урока  по  линиям  развития  личности:    1.  Картина мира в фактах.Научить  определять  и  объяснять...