Средневековая культура Западной Европы в отражении поэзии ХХ века
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Калашникова Наталья Николаевна

Разработка урока истории в  6 классе в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii.rar1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока истории

в  6 классе в условиях реализации ФГОС.

Тема урока:

Средневековая культура Западной Европы в отражении поэзии ХХ века

Выполнила учитель

истории и обществознания

МБОУООШ №28

с.Кирпичное

Туапсинского района

Калашникова Наталья Николаевна.

2014 год.


Актуальность межпредметной согласованности учебного материала по истории и литературе: в результате оптимального использования межпредметных связей реально повышается качество знаний обучающихся. В этом  случае связи между учебными предметами служат формированию синтезированных понятий, умений и навыков, обладающих свойством свободного переноса в другие области образовательной деятельности, обеспечивающих развитие личности.

Тип урока: урок-обобщение ранее изученного материала.

Форма урока: комбинированный.

Цель урока: обобщение   и    систематизация    знаний   об   особенностях  развития   Франции   и   Англии в XI – XIII в,   формирование общих представлений о культуре Западной Европы в XI – XIII вв., сформировать в представлении обучающихся творческую позицию О.Мандельштама о непреложности  культурно-исторических ценностей.


Задачи урока:

  1. Образовательные:

   * Используя межпредметную связь истории, искусства и  литературы продолжить изучение культуры Средних веков, познакомить учащихся с культурой Западной Европы в XI – XIII веках, как частью культуры всей Европы.

   *Продолжить формирование универсальных учебных действий - самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты, соотносить события.

   *Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса.

   *Развитие интереса к истории Средних веков.

  1. Развивающие:

   *осуществление системно - деятельностного подхода:

развитие умений и навыков  составления историко-культурных комментариев;

   *формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения подбирать материал с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения,  умение участвовать в коллективном диалоге;

развитие умений и навыков соотносить и сравнивать полученные знания, использовать их при ответе на поставленные вопросы

  1. Воспитательные:

    *вовлечь в активную практическую деятельность;

    *воспитать культуру общения, умения выслушивать мнение других;

    *воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования;

    *воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и сопричастности к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Задания к комбинированному уроку:

Задания даются индивидуально, повторение материала п.п. 18,21,

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийные  презентации к уроку.

Дидактическое обеспечение:

  1. учебник: Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних веков» 6 класс Москва: «Просвещение», 2010г.,
  2. рабочая тетрадь для записей,
  3. стихотворение О.Мандельштама «Notre Dame»
  4. «политическая карта мира», карточки задания,
  5. На доске основные понятия: исторические источники, культура, искусство, архитектура, скульптура, шедевр, университет, схоластика, романизм, готика, витражи.
  6. презентация  «Средневековая архитектура»

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
  7. Информация о домашнем задании (комментирование).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

- Приветствие учащихся,

- проверка явки учащихся,

- заполнение учителем классного журнала,

- проверка готовности учащихся к уроку,

- настрой учащихся на работу.

Приветствие учителя.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация

знаний

(7 минут)

3. Постановка учебной цели.

(1минута)

Ребята, в начале нашего путешествия по  истории Средних веков мы говорили, что это самый большой период в истории человечества, он охватывает более 10 веков.

Его  условно делят на раннее средневековье, расцвет, классическое средневековье и позднее средневековье. Изучив крестовые походы и нормандское завоевание Англии, мы завершаем знакомство с классическим Средневековьем и завершим его рассмотрением культуры (архитектуры, искусства, литературы) – поразительной и своеобразной, поражающей воображение людей даже сегодня.

Поэтому цель нашего урока - изучение культуры Западной Европы в XI – XIII веках, в том числе рассмотреть ее отражение в поэзии ХХ века. (учитель акцентирует внимание учеников на теме урока, записанной на доске)

 Для  начала вспомним тему прошлого урока.

Блиц-опрос (с выбором 2-3 победителей)

  1. сословие (группа людей, чьи права передаются по наследству)
    2. феодал (человек владеющий землей)

3. феод (участок земли)
4. духовенство (молящееся привилегированное сословие)
5. генеральные штаты (сословный орган власти)
6.  книга страшного суда ( перепись населения в Англии)

7.парламент (собрание представителей сословий)
8. грамота о вольностях ( грамота о привилегиях англичан)
9. щитовые деньги ( военный налог)
10. сорок дней короля ( особый военный закон Франции)

Игра  «Кто? Где? Когда?»

(1 команда) кто завоевал Англию в 11 веке?

(2 команда) где были созваны Генеральные штаты? 

(3 команда) когда начинается эпоха нормандского завоевания в Англии?

- хорошо поработали, повторили и вспомнили, ранее изученный материал, сейчас переходим к изучению нового материала, открываем тетради, тема - на доске, вы записываете ее в свои тетради. Начинаем изучение культуры в Средние века.

На доске лента времени, на которой ученик отмечает период Средневековья

На доске соотнести даты и события

Отвечают на вопросы

Победители формируют команды из 4-5 человек. Команды отвечают на вопросы

(подходят к теме урока)

Записывают тему в тетради

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

   ( 19 минут)

Работа с учебником  (не более 4-5 минут)

Первичное закрепление знаний.

          ( 1 минута)

Учитель с выражением читает стихотворение русского поэта Осипа Мандельштама (на слайде Собор Парижской Богоматери)

Стихотворение “Notre Dame”

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика, и - радостный и первый, -

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый лёгкий свод.

Но выдаёт себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила -

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные рёбра -

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам...

Ребята, понравилось ли вам стихотворение?

Есть ли в нем знакомые для вас понятия?

Услышали ли в нем новые слова? (пояснить учащимся значение слов, записать понравившиеся им, при выполнении домашнего задания сильным ученикам – составить словарь  новых слов с иллюстрациями)

Русский поэт Осип Мандельштам однажды  был впечатлен мощью и красотой готического храма в Париже.

Давайте и мы отправимся в путешествие по Средневековой культуре и создадим, возможно, что-то свое прекрасное.

В целях экономии времени учитель делит класс на группы по направлениям:

1. образование

2. литература

3. архитектура

4. скульптура, живопись

Одновременно с докладами обучающихся учитель диктует ученикам основные понятия под запись

Схоластика - наука основанная на мнении авторитетов.

Университет – союз профессоров и студентов

Крупнейшие университеты Европы: Болонский (Италия), Салерно (Италия), Оксфордский (Англия), Парижский (Франция).

Обучение в университете семи свободным искусствам (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия), Виды факультетов: медицинский, юридический,  богословский..

Учитель: образование способствовало развитию литературы, 

 Под запись (жанры: героические народные сказания, рыцарская, городская и крестьянская литература).

Учитель: два стиля архитектуры – романизм и готика
(
на слайдах демонстрируются рисунки с изображением замков и храмов в стиле романизм и готика)

Учитель:  витражи – картины из цветного стекла, в архитектуре новые стили романтический и готический

(на слайдах демонстрируются рисунки с изображением скульптур данной эпохи)

Вопрос учителя:

вот мы и познакомились с культурой Средних Веков, Можем ли мы создать что-либо прекрасное на основе полученных знаний?

Учащиеся отвечают на вопросы

Обучающиеся после  самостоятельной работы с учебником выступают с докладом, записывают под диктовку  учителя:

1. образование

2. литература

3. архитектура

4. скульптура, живопись

Отвечают на вопрос

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся,; создание благоприятной атмосферы заинтересованности;

развитие умения подбирать материал по истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

развитие умений сравнивать, обобщать; развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения,  умение участвовать в коллективном диалоге; умение анализировать различные формы выражения авторской позиции;

формирование умений устно отвечать на вопрос;

развитие умения формулировать проблему.

работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Закрепление изученного материала

(4 минуты)


1 задание «Юный поэт»

Зарифмуй слова и сочини четверостишье:

культура, искусство, архитектура, скульптура, шедевр, рыцарь.

2 задание «Архитектор»

Определить  к какому архитектурному стилю относятся рисунки на слайдах

3 задание «Кот в мешке»

Ответить на вопросы, написанные на карточках. Карточки в мешочке

1. образование в XI – XIII веке можно было получить

2. в каких городах были самые известные университеты

3. какие виды литературы существовали в XI – XIII веке

4. семь свободных искусств

5. какие архитектурные стили существовали в XI – XIII веке

6. что нового появилось в искусстве в XI – XIII веке

7. какие факультеты имел парижский университет в XI – XIII веке

8. какой стиль появился раньше романтизм или готика

9. сколько лет учились в университете

10. факультет, на котором учились 15 лет в средние века
11. ученик университета
12. наука,
 основанная на мнении авторитетов 
13. сколько свободных искусств изучали на артистическом факультете
14. глава университета 
15. поэты певцы в средние века
16. картины из цветного стекла

Сочиняют четверостишья.

Отвечают на вопросы

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

(5 минут)

Продолжите текст

Средневековая культура меня научила _______________________________________________

_______________________________________________

Если бы я жил (жила) в XI-XIII веках я бы  создал (создала) ________________________________________________

________________________________________________

Выставление оценок

Продолжают  текст

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

(2 минуты)

1. п.п. 27,28

2. индивидуально: из записанных слов (3-4) стих. О.Мандельштама  составить словарь  новых слов с иллюстрациями.

3. повышенной трудности: сочинить балладу, стихотворение, рассказ о подвиге рыцаря, прекрасной Даме, архитектурном памятнике.

Запись учащимися задания в тетради и дневники.

Источники:

  1. учебник: Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних веков» 6 класс Москва: «Просвещение», 2010г.,
  2. http://7chydessveta.com/hramartemidi.html
    3. 
    http://chydessveta.libfree.ru/articles/category/20/message/28/
    4. 
    http://www.domcity.ru/ancient/
    5. 
    http://miraclesworld.narod.ru/









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории "Культура Западной Европы XI-XIII веков"

характеристика готического и романского стилей архитектуры Западной Европы XI-XIII веков...

Самостоятельная работа "Культура Западной Европы в XI-XV веках"

Разработка содержит задания для самостоятельной работы обучающихся по теме «Культура Западной Европы в XI-XIII веках» по учебнику В. А. Ведюшкина и иллюстрациям. При составлении работы были испо...

Культура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты

План-конспект и презентация урока по истории в 6 классе....

Культура Западной Европы в период раннего Средневековья

Данный материал посвящен изучению культуры Западной Европы в раннее Средневековье. Основная его задача сформировать у учащихся образное яркое представление о средневековом образовании, а значит, и сре...

Тема "Культура Западной Европы в раннее Средневековье"

Презентация к открытому уроку "Культура Западной Европы в раннее Средневековье" (по конспектам Несмеловой М.Л.)...

Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"

Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...

22, 26. 10. МСТ1, ПК1. История. Средневековая культура Западной Европы

1.Что такое схоластика?2.Образование в Средние века. В чём значение появления и распространения университетов?3. Дайте характеристику романского и готического стилей в архитектуре4. Значение появления...