Культура Западной Европы в период раннего Средневековья
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Васильева Ольга Владимировна

Данный материал посвящен изучению культуры Западной Европы в раннее Средневековье. Основная его задача сформировать у учащихся образное яркое представление о средневековом образовании, а значит, и средневековой картине мира

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

        Данный материал посвящен изучению культуры Западной Европы в раннее Средневековье. Урок является заключительным занятием по теме «Раннее средневековье. Государство франков», и, помимо изучения нового материала, предполагает некоторое обобщение и закрепление ранее изученного. Поэтому определяются следующие цели урока: на основе материала, посвященного средневековым школам, сформировать у учащихся образное представление о средневековом образовании, о роли школы в жизни общества, продолжить работу по использованию исторической терминологии, умению обосновывать и защищать свою точку зрения по историческим проблемам, приобретение навыков работы с письменными историческими источниками. Предложенный урок может применяться при работе с любым учебником по истории средних веков, предназначенным для шестого класса из федерального перечня.

        Презентационный материал к уроку состоит из слайдов, созданных в программе POWER POINT. Изображения, использованные в слайдах, взяты из материалов интернета. При отборе наглядности главным принципом было не столько красочное иллюстрирование рассказа учителя, сколько попытка с помощью «картинки» перейти к решению определенной познавательной задачи. Работа с каждым из данных слайдов может варьироваться в зависимости от количества учебного времени (урок изучения нового материала или комбинированный урок с проверкой предыдущего домашнего задания), а также от подготовленности класса и его особенностей.

        Итак, слайд 1. Он является титульным и не подразумевает особой смысловой нагрузки, но при необходимости учитель может обыграть цветовую символику, как это было сказано выше. Темно-серый фон слайда поможет объяснить выражение «темные века», рассказать о временном упадке европейской культуры, а также перейти к разговору о человеке, с чьим именем связано культурное возрождение.

        Слайд 2, на котором помещен портрет и текстовый комментарий без указания имени персонажа, может сопровождаться следующим пояснением учителя. Образование в средние века было тесно связано с именем этого человека. В историю он вошел как смелый воин, совершивший более 50 военных походов, а также как опытный правитель (этот же вывод можно сделать, опираясь на портрет, на этом изображении он увенчан короной и держит скипетр). Но государственные дела не помешали ему интересоваться образованием. Давайте убедимся в этом, прочитав текст. Теперь мы постараемся определить, о ком идет речь. Наши предположения мы проверим с помощью следующего слайда.

        Этот человек не научился писать, но смог поставить свою подпись. Его автограф на слайде3. На слайде можно различить латинские буквы: Karolus. Значит, речь идет о Карле Великом. На данном этапе урока перед учащимися можно поставить вопросы: почему Карл написал свое имя на латыни, был ли латинский язык родным для императора, кем был Карл Великий: немцем, а может быть французом? Выбор вопросов для беседы может варьироваться. Главные выводы беседы будут заключаться в том, что латынь была языком средневековой науки, на ней общались и сочиняли свои труды все просвещенные люди Европы. А средневековым школярам приходилось гораздо труднее, чем их современным собратьям, ведь знания приходилось усваивать не на родном языке, а на латинском, который к тому времени уже стал мертвым языком. Можно предложить иной вариант познавательной задачи по данному слайду. Исторические источники уверяют нас, что Карл так и не научился писать, каким же образом он сумел поставить подпись. Как в средние века искусные ремесленники помогали неграмотным властителям?

        Слайд 4 поможет нам погрузиться в атмосферу школы времен Карла Великого. Мощные стены возносятся к небу, на дворе, мощенном камнем – тишина. Вот-вот, кажется, промелькнет фигурка бегущего школяра. Да только здание больше похоже на церковь, чем на школу. В чем дело? Может быть, компьютер перепутал слайды? Учащиеся вспоминают, что в то время школы размещались при церквях и монастырях, преподавали в них священнослужители, да и среди учеников в основном были те, кто собирался пополнить ряды первого сословия.

        От облика школьного здания перейдем к облику самого знаменитого учителя раннего средневековья. Это знаменитый англосаксонский ученый Алкуин, приглашенный ко двору самим императором Карлом. Его изображение сохранилось на одной из средневековых миниатюр. Демонстрируется слайд 5. По внешнему облику изображенного человека можно предположить, к какому сословию он принадлежал. Учащиеся могут определить, что Алкуин принадлежал к первому сословию, и приведут свои доказательства. Может быть, под диктовку этого ученого монаха школяры старательно царапали палочками – стилями первое в своей  жизни расписание уроков. Давайте, запишем его и мы (по мере объяснения учителя учащиеся записывают названия предметов, появляющиеся на экране). Учитель может прокомментировать это так. Пребывание в средневековой школе подразумевало изучение семи дисциплин, так называемых «свободных искусств». К ним относились: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. При наличии времени можно остановиться на этих предметах более подробно, рассказать об их содержании, особенностях их изучения. В качестве закрепления материала можно предложить ученикам задание. Например, предположите, какая из этих наук изображалась в средневековых книгах в виде женщины с ножом в руке. Правильный ответ на это задание: грамматика; школяры очень часто делали ошибки, когда писали на пергамене, погрешности приходилось подчищать. Это задание позволит поразмышлять о прошлом и сегодняшнем дне школы, о неизбежности ошибок на пути познания. Разговор о письме неизбежно подводит нас к вопросу о средневековых книгах.

        Слайд 6 дает представление о том, как выглядела средневековая книга, как оформлялись ее страницы. Иллюстрации слайда сопровождаются текстовым комментарием о создании рукописных книг. Данный материал также дает возможность для беседы, в которой, оттолкнувшись от внешнего облика книги (толщина страниц, явно не картонный, а деревянный переплет, использование пергамена), можно будет перейти к технологии производства, а затем и к разговору о ценности и редкости рукописных книг.

        Изображение страницы подводит нас к вопросу о содержании книг. На слайде 7 приведен в качестве примера отрывок из учебника IХ века, принадлежащего перу Алкуина.( Этот фрагмент хорошо известен по старой редакции учебника Агибаловой Е.В. и Донского Г.М.: «Что такое буква? – Страж истории…»). Это несколько фраз, составляющих основу всей средневековой культуры. Поскольку возраст наших учащихся еще не предполагает глубокого осмысления жизненных реалий, мы проведем внешний анализ текста, не затрагивая его философского смысла. Нас, прежде всего, будет интересовать необычная форма, в которой создан учебник. Это вопросы и ответы на них. Можно предложить ученикам (опять-таки при наличии времени) подумать, почему автор выбрал такую форму. При ответе надо будет вспомнить, что книги были большой редкостью даже в школе. Большинству школяров приходилось воспринимать текст на слух и зазубривать его. Форма вопросов и ответов наиболее подходила для монотонного заучивания текста.

        После прочтения текста можно предложить учащимся провести эксперимент с помощью слайда 8. На экране мы увидим те же вопросы, но на этот раз без ответов. Учащимся предлагается вспомнить, что отвечали на эти вопросы их сверстники 12 веков тому назад. Также можно выяснить, с какими из этих ответов мы согласимся и сейчас. Работа над этим заданием станет своеобразным подведением итогов всего урока. Однако возможны и другие варианты завершения данного урока. Так одним из вариантов может стать проведение пиктографической работы (при условии, что использовались не все слайды, не произошло перенасыщение наглядной информацией). В этом случае учащимся предлагаются 4 рисунка (пиктограммы) под номерами. На них могут быть четкие графические изображения (например: свеча и дощечка, цепь, монастырь, инопланетянин). Задание заключается в том, чтобы определить, какая пиктограмма подходит к теме урока и почему. В случае проведения такой работы домашним заданием может стать подготовка собственной пиктограммы и ее обоснование на следующем занятии. Такой вариант подходит для более слабых классов. Еще одну возможность для завершения урока и закрепления материала дает беседа по следующим вопросам: 1) Чем средневековая школа отличается от современной? 2) Кому было легче учиться средневековым школярам или современным детям? 3) Что, несмотря на 12 столетий, сближает средневековых и современных людей?

        Таким образом, варьируя содержательные элементы, учитель может провести урок по средневековой культуре, опираясь на презентационный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Культура Западной Европы в 11-15 вв."

Презентация к уроку - http://ifolder.ru/22123410...

Открытый урок по истории "Культура Западной Европы XI-XIII веков"

характеристика готического и романского стилей архитектуры Западной Европы XI-XIII веков...

Самостоятельная работа "Культура Западной Европы в XI-XV веках"

Разработка содержит задания для самостоятельной работы обучающихся по теме «Культура Западной Европы в XI-XIII веках» по учебнику В. А. Ведюшкина и иллюстрациям. При составлении работы были испо...

Культура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты

План-конспект и презентация урока по истории в 6 классе....

Средневековая культура Западной Европы в отражении поэзии ХХ века

Разработка урока истории в  6 классе в условиях реализации ФГОС....

Тема "Культура Западной Европы в раннее Средневековье"

Презентация к открытому уроку "Культура Западной Европы в раннее Средневековье" (по конспектам Несмеловой М.Л.)...

22, 26. 10. МСТ1, ПК1. История. Средневековая культура Западной Европы

1.Что такое схоластика?2.Образование в Средние века. В чём значение появления и распространения университетов?3. Дайте характеристику романского и готического стилей в архитектуре4. Значение появления...