Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Материал о дифференцированном обучении школьников старшей и средней школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

 «Дифференцированное обучение в современной школе»

      Я расскажу о применении методов дифференцированного обучения на примере работы в двух классах: старшая школа – 11а класс; средняя школа – 6а класс (гимназический). Оба эти класса считаются достаточно сильными классами, хотя и в этих классах есть более сильные и более слабые ученики.

     Способы дифференциации работы учащихся в условиях стандартной программы и являются предметом моего сообщения.

    Я выбрал две активные формы обучения с упором на самостоятельную работу учащихся: 1) урок-семинар в 11а классе по теме «Инфляция»; 2) практическая форма урока – активная работа с учебником по истории Отечества в 6а классе.

     Дифференцированное обучение имеет два направления:

  1. работа с сильными и слабыми учениками – достижение хорошего или единого удовлетворительного уровня освоения расширенной и обязательной программы, вовлечение в работу слабых учеников;
  2. оценка и самооценка работы учителя с разномотивированными учащимися – поощряющий метод с сильными учениками, побудительно-поощряющий метод со слабыми учениками.

  1. Дифференцированное обучение в 11а классе. Урок экономики. Тема – «Инфляция»

 

   Форма урока – семинар, выступление с докладами.

   Цель урока – расширение и углубление знаний по изученной теме.

     Более сильные учащиеся выступают с докладами по заранее выбранным темам, например: «Инфляция в России – причины, следствия, пути преодоления». Продолжительность доклада – около 10 минут.

    Далее – обсуждение доклада: согласие, несогласие, вопросы к докладчику и к преподавателю; в обсуждении участвуют все, в том числе и более слабые учащиеся. Далее следует общая формулировка выводов.

   Более слабые учащиеся делают краткие сообщения по заранее выбранным темам, например: «Повышение цен на продукты питания», продолжительность – около 3-5 минут. Построение сообщения: констатация факта, причина (по мнению ученика), далее – общее обсуждение и формулировка выводов.

     Вывод: Причины инфляции – многообразные (их выявление в ходе обсуждения, например, монополизм – цены на газ, электроэнергию, бензин),следствия – негативны, пути преодоления – дискуссионны (замораживание зарплаты, повышение ставки процента по кредитам, борьба с монополизмом – сомнительны в нынешних условиях России).

    Таким образом, стимулируемые более способными товарищами, все учащиеся в той или иной степени участвуют в семинаре, в обсуждении проблемы.

     Результат: учащиеся получают необходимые знания по теме «Инфляция»,

Закрепляя навыки дискуссионной семинарской работы, навыки устного аргументирования и контраргументирования.

    Более засчитывается аргументированность и доказанность выступления, реплики, уместность вопроса, показывающие понимание учащимися темы (например, вопрос: «Если денег не хватает, почему бы государству не напечатать их?» показывает недостаточное знание учащимися 11 класса основных принципов функционирования экономики и основных законов экономики, таких как законы спроса и предложения; на этот вопрос должен последовать аргументированный ответ со стороны более сильного ученика).   Таким образом, учащиеся вовлекаются в дискуссию между собой, что ещё более способствует пониманию и усвоению материала.

     Кроме того, учащиеся побуждаются к тому, чтобы найти больше источников по данной теме, углубить свои знания, дабы ещё аргументированнее излагать своё мнение.

     Достижение цели урока:

Сильные ученики – углубили свои знания.

Более слабые учащиеся – расширили свои знания.

   Очень слабомотивированные ученики- расширили свой общеобразовательный кругозор.

Таким образом, достигнуто выполнение образовательной цели урока.

     Приложение. Предполагаемые методы в 11 классе:

Раздаточный материал (статьи), их давать более слабым ученикам для подготовки вопросов по данной статье. Более сильные учащиеся могут отвечать более слабым ученикам.

Более сильные учащиеся готовят своё мнение по наиболее сложному вопросу (пути преодоления инфляции) на уроке.

2. Дифференцированное обучение в 6а классе (гимназическом)

   Тип урока – урок прохождения нового материала

   Форма обучения – практическая, упражнение по образцу

   Цель урока – усвоение и закрепление новых знаний по теме

Работа с # 6 «Правление князя Владимира. Крещение Руси»

Самостоятельная работа по # 6.

    Более сильные учащиеся –

   Выявить и сформулировать (по тексту параграфа): а) причины принятии Русью христианства (подпункты 1, 2, 3); б) значение Крещения Руси (подпункты 1,2, 3).

   Следует сформулировать причины и значение в устном ответе, пользуясь тетрадью как опорным конспектом.

    Более слабые учащиеся – сделать конспект подпункта параграфа 6 «Крещение Руси» (по данному образцу): 1 абзац – 1 предложение. Пользуясь тетрадью как опорным конспектом, слабые ученики должны устно рассказать о ходе Крещения Руси. В помощь им возможны наводящие вопросы: 1) как долго шло Крещение Руси? 2) добровольно или нет Русь приняла христианство?

    Возможная помощь при затруднениях: можно подсказать, сколько должно быть причин Крещения Руси и сколько отдельных подпунктов в «значении Крещения Руси» - первое значение для внутреннего положения Руси, второе значение для международного положения Руси.

    Составляется сводный связный план параграфа 6, по Крещению Руси:

  1. Причины Крещения;
  2. Ход Крещения;
  3. Значение Крещения.

    Идёт закрепление умений и навыков самостоятельной работы с текстом учебника (в дифференцированном подходе) и умения формулировать результаты своей самостоятельной работы в устном сообщении (развитие навыков речи). Учащиеся разной степени мотивации задействованы на уроке, в выполнении задания, причём более слабые ученики «подтягиваются» к уровню более сильных, выполняя посильные для них задания.

    Результат: учащиеся получают необходимые знания по теме «Крещение Руси».

    Общий вывод

    Дифференцированное обучение не только не тормозит общеобразовательный процесс в школе, но и способствует ему, а при благоприятных условиях, то есть хорошем методическом обеспечении, и ускоряет его. Принцип «Ланкастерской школы»: «более сильный ученик учит более слабого ученика» при непременной направляющей режиссирующей роли учителя, во многом не потерял актуальности и ныне, в современной российской школе. Корпачёв В.В.

 

           

      «Дифференцированный подход к обучению методом самообразования на уроках гуманитарного цикла».

     Разбираются уроки в 2 классах: 1) урок экономики в 11а классе и 2) урок истории России в 6а гимназическом классе.

Урок экономики в 11а классе.

 

     Тип урока – урок повторения и обобщения по теме «Инфляция».

Форма урока – урок семинар.

Цель урока – углубление и расширение знаний по теме.

Сильный ученик делает доклад по теме «Инфляция» (10 – 15 минут). Более слабые учащиеся участвуют в последующем обсуждении, ставя вопросы, делая реплики, расширяя таким образом свои знания. Цель урока достигается в ходе урока. Так достигается задача прохождения и усвоения темы согласно стандартной программе с учётом разного уровня подготовки и мотивации учащихся.

Урок истории России в 6а классе.

     Тип урока – урок прохождения нового материала и усвоения новых знаний.

Форма урока – практическая (самостоятельная работа с учебником и обсуждение полученных результатов).

Цель урока – получение и усвоения новых знаний.

 Тема урока – «Принятие Русью христианства». Более сильные учащиеся в ходе самостоятельной работы с параграфом учебника вычленяют причины и значение принятия христианства Русью, более слабые ученики по тому же параграфу составляют опорный конспект для рассказа-сообщения «Ход крещения Руси» с помощью заранее заданных наводящих вопросов (Как крестился князь Владимир? Как происходило крещение киевлян? и т. п.). После окончания работы с учебником (около 20 минут) учащиеся в ходе устных выступлений проговаривают результаты своей работы. Таким образом, составляется связный аргументированный рассказ о принятии Русью христианства – 1)Причины; 2) Ход Крещения; 3) Значение Крещения. Учащиеся разной степени мотивации задействованы в работе, результаты работы более сильных учеников становятся достоянием учеников более слабых. Цели урока достигнуты.

     В заключении следует сказать, что применение метода дифференцированного обучения в разных возрастных группах, при разных типах и формах урока даёт несомненные положительные результаты в выполнении целей и задач современного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: «Осуществление дополнительной дифференцированной работы на уроках истории и обществознания со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни».

МероприятияСрок1.                  Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебно...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Выступление "Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания"

Материал для выступления по теме "Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания" с примерами...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...